Искусство всегда жило в нашей семье. Как неотъемлемая часть нас самих, все было пронизано им.
Отец художник, бунтарь и самоучка, скупал книжки в старых лавках, писал копии с Пикассо, а потом вдохновленно сооружал новые космические системы и целые вселенные, умещающиеся на картине чуть более квадратного метра. Дома сохранилась последняя его подобная картина, другие растворились в частных коллекциях. Сколько я себя помню, наверное лет с пяти, он в захлеб рассказывал мне про мытарства Ван Гога, удачи Ренуара, приключения Гогена. Он заставлял не просто смотреть, а впитывать и понимать картины. Учил искать философию и смысл произведения. Отец был жесткий человек, почти тиран. Он наставлял трудиться, натаскивал в спорте, учил драться и сам порой бил. Но за мольбертом он становился добрым и мудрым гением — художником. В своих детских рисунках я не нахожу лугов и полей, скучных школьных натюрмортов на фоне потускневших керамических объектов. Только движение и бой. Битва индейцев с бледнолицими переселенцами. Тевтонские псы-рыцари падают на лед Чудского озера под ударами мечей дружины Александра. Какое-то внутреннее чутье настраивало мозг и все сущее во мне к опасным испытаниям юности.
Мой 1966 год — огненой лошади, прошел сквозь Афганистан. В такой момент главное не струсить и продолжать идти прямо, не сворачивая. Там я понял, что стоит наша жизнь, какие она дает возможности. Наставления отца и искусство даже на войне спасали меня. Живопись не дала сойти с ума, стать подлецом или трусом. Познания в исторических судьбах художников, помогли думать образно и философски. Радоваться каждому новому дню, и каждому человеку встреченному на войне. Конечно умение рисовать не могли не заметить отцы командиры. Пришлось рисовать Деда Мороза и Снегурочку в расположении роты. И конечно Новый 1986 год: спускающийся на паращюте в Кабул в образе румяного мальчугана.
Живопись для меня — это не простые зарисовки бегущих дней, это безмерно- огромное пространство. Живая планета, которую создает сам автор. Я создаю свой мир, населяя его легендарными животными и героями. Они все равны и разумны. Стремительный и безжалостный защитник слабых, Гранатовый Единорог, Философ- лев, пегас и лошади, дельфины и киты. Мои леса наполняют кипарисовые рощи, инжирные деревья со счастливыми туканами на ветвях. Леса спускаются вниз, открывая просторы городам-портам, встречающим море. В них живут капитаны, пираты, рыцари и мушкетеры, даже Ван Гог, Пикассо, Альбер Марке. Неугомонный Арлекин, мечтает о счастливом завтра. За городом раскинулись жаркие пляжи с обнаженными красавицами- музами на песке.
Семь лет назад я отважился зимовать на берегу моря и написал роман «Аборгены Черного моря», рассказы, сказки и стихи. Книгу, полную невероятных приключений и таинственных находок. Собственно герои романа, это обитатели Черного моря от дельфинов до крабов. А еще о людях, однажды приехавших к нему на свидание и оставшихся навсегда.
С 1995 по 2010 год мне удалось поучаствовать во многих групповых выставках художников. Я организовал и провел не менее 17 своих персональных выставок живописи. Конечно самые значимые из них помогали организовывать друзья- художники и коллекционеры. Все они живут и творят в Екатеринбурге. Обязательно вспомню нескольких, без которых не было бы многих выставок и проэктов: Лев Хабаров, Миша Кладов, Евгений Артюх, Владимир Кичаев, Женя Бунтов, Саша Волков.
С 2000 по 2004 годы, я жил с семьей в Белгороде. Случайно познакомился с творчеством Заслуженного художника России Мамонтова А.П. Потом мы познакомились ближе, я уговорил Александра Павловича разрешить мне навещать его в мастерской и иногда смотреть за его работой. Немного поучиться у старого мастера. Он мудрый и добрый старик с душой восторженного юноши. Больше всего он любит писать пейзажи; берега рек, тихие заводи, разговор один на один с Русской природой. Я считаю его творчество чистым родником импрессионизма. Его картины наполнены чистыми ветрами и солнечными фотонами. Над пейзажем работает он только на пленере, в независимости от времени года. Возвращаясь к началу своего повествования хочу подчеркнуть, что азы любви к исскуству вложили в меня родители.
К сожалению, в нашей России, очень сложно выживать творческой личности. Пространство постижения исскуства сужается. Потенциальные покупатели картин молодые люди от тридцати до пятидесяти лет, практически не разбираются в предмете приобретения — живописи. Не могут отличить авторскую работу от грубой копии или типографской продукции. Практически рынка живописи в России нет, так как спрос реально отсутствует. Посмотрите, что висит на стенах клубных домов и шикарных гостиниц? Машинописные синтетические тряпки, наивно принимаемые хозяевами за произведения исскуства. В городах со ста тысячным населением, одна бедная галерейка дышащяя на ладан. Выдет художник на улицу постоять с картинами, пообщаться с народом. «Ишь, какой умный, не положено без документов частного предпринимателя! Пшел домой - пес.» А вот торговля пиратской продукцией разрешена по всей стране, мзду плати и зеленый свет. Спросите любого школьника в любом городе России: «Знаком ли ты с творчеством Пикассо, Модильяни, Кандинского, Коровина, Левитана или Ренуара?» Ответ будет однозначный: «А кто это!» Может дети не виноваты? Конечно нет...
P. S. Построили новый дворец детского творчества в нашем захолустном городишке «Д» на севере подмосковья. Я пришел к чиновнику из отдела образования и говорю:
Хочу преподавать детям основы живописи и истории исскуств!
Пожалуйста можете набрать группу, но не менее 20 штук-детей, на здоровье обучайте своему рисованию.
А позвольте полюбопытствовать, жалование какое. Хоть десяточку положите?
Да, ты что дядя офанарел, какую десяточку!!! Три тыщи, и то, если по факту на занятиях не меньше 15 душ. Програма конечно и всякие проверяющие. Что не нравится? Будь здоров! Ходят тут всякие, полы мыть не успеваем!
Все мы знаем сколько получает средний чиновник: 30-60 тысяч в месяц. Бред какой-то! Расстраивался я конечно зря, дворец давно построен, но детей не пускают. Наверно не могут найти дурачков на такие ставки. Или здание хотят сдать комерсантам. Ну да, рынок ведь! Ни хух-ры, мух-ры!
Сразу видно, что очерк шел от души, так красочно, живо, но не очень навязчиво, чувствуется, что писал человек с большим жизненным опытом,что эти воспоминания о родителях ему действительно дороги. Мне очень понравилось =)