16+
Лайт-версия сайта

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА АВТОРСКОГО ПРАВА

Литература / Очерки / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА АВТОРСКОГО ПРАВА
Просмотр работы:
27 июня ’2011   14:43
Просмотров: 27067

Елена Кузнецова


ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА, ИЛИ
АВТОР - «ТВАРЬ ДРОЖАЩАЯ»


Перед законом все не правы – и правые, и виноватые

Кризис кризисом, но не вчера он начался. И не завтра закончится. А жить надо. И жизнь наша – не только сводки с боев всемирной антикризисной коалиции. Периодически в новостных выпусках телеканалы показывают, как наша доблестная милиция выходит на след очередного теневого завода по изготовлению пиратской продукции. А потом бесстрастные бульдозеры уничтожают очередную партию дисков с фильмами, песнями, играми и компьютерными программами. Борьба с пиратами, ворующими авторские права у настоящих авто-ров, таким образом, успешно продолжается. Все бы хорошо, только возникает простой вопрос – почти детский - какие это авторы? Как ни странно, этот вопрос не только детский, но и экзотический. Какое дело многомиллионной стране до каких-то там авторов? Ну, книжки пишут, музыку сочиняют, кино снимают – пусть сами и разбираются с пиратами, чего общественность будоражить?
Все это так, да не так. Потому что АВТОРСКОЕ ПРАВО затрагивает огромное число профессий и, соответственно, людей, практически, каждый из нас или носитель авторского права, или, его потребитель, или, извините, пират. То есть пираты – мы все! Просто не всех за руку ловят. И не надо глаза закатывать и торопиться с опровержениями. Мы носим куртки и джинсы, купленные на рынке под видом «фирмы», прячем глаза от солнца за очками, приобретенными у входа в метро, таскаем косметику в турецких сумках, содранных с моделей ведущих дизайнеров, привычно шнуруем китайские кроссовки с гордыми мировыми марками, некоторые – не сказать больше – пьют «паленую» водку и даже умудряются остаться в живых. Иными словами, мы привычно и незаконно потребляем чьи-то украденные авторские права, но девственно невинно считаем, что виноваты только подпольщики-изготовители.
А дети наши рисуют, некоторые очень даже хорошо. Настолько хорошо, что их прикольных зверушек подсуетившиеся оборотистые дельцы шьют в маленьких подвальных норах и довольно выгодно сбывают всем желающим. Какой талантливый ребенок! Это же ОН придумал! Порадуйся несведущая мама достижениям «доброго» дяденьки! И уже где-то рядом слышится звон злата-серебра. Чужого! В сторону отойдите, мамаша, вас здесь не стояло вместе с вашим талантливым отпрыском. Подумаешь, игрушку он придумал, ну, если здоровья не жалко, докажи!
И вот новость последнего времени - китайцы готовы к «хаммер-атаке» на автомобильных дорогах, и за «свой Черкизон» готовы биться до конца, - невероятно, но даже на государственном уровне. Они уже и так наводнили мир подделками всего и вся. И, что удивительно, мир раздраженно ворчит, но глотает. А почему? Ну, во-первых, потому что китайцы - не русские, гнутся исключительно по-китайски. На них шипи – не шипи, а полтора миллиарда человек даже на калькуляторе представить трудно. А во-вторых, потому что мир ждет особого «китайского чуда», которое обрушит на одуревшие от изобилия западные рынки еще большее изобилие.
И нам – русским – даже не стоит и пытаться этому живущему на колесах - во всех смыслах - миру объяснять, что китаец – он всегда и везде китаец. По Канту - «вещь в себе», я бы добавила - и только для себя. Но мир, как «слепо-глухонемой капитан дальнего плавания», уверен, что китайская стена далеко. Не будем разубеждать. Великая триада от того и триада, потому что - великая. Миру еще предстоит узнать, что русские думаю, прежде чем говорить, и, если говорят, то хотя бы знают, о чем, потому у русских за плечами – СТРАШНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ. Нам, наконец-то, стоит перестать спасать весь этот ВСЕГДА неблагодарный к нам мир, - у нас Дальний Восток на кону.
Однако, вернемся, к теме. Вот, например, мы – посетители Интернета – уже привыкли скачивать музыку, фильмы, программы и книги. Зачем платить, если это все можно получить совершенно бесплатно? Никому в голову не придет считать себя за это пиратом. И так дума-ют пользователи Интернета не только в России, но и во всем мире. Правда, в разных странах к вопросам пиратства и защите интересов правовладельцев относятся по-разному. Понятно, что правообладатели спят и во сне видят, как можно заставить халявщиков платить? Пока ничего лучше, чем введение в эксплуатацию сервисов онлайн-вещания и возможность скачивания музыки за просмотр рекламного контента, не придумали.
Хотя каждый, кто хоть однажды качал что-нибудь в Интернете или покупал «левый» диск, может с чистой совестью заявить, что не собирается оплачивать непомерные аппетиты так называемых правообладателей, которые за гроши покупают АВТОРСКИЕ ПРАВА, а по-том бесстыдно наживаются, продавая лицензии. А есть и такие пользователи, которые вполне могли бы потребовать ПЛАТИТЬ ИМ. За что? Да за то, что они употребили это самое АВТОРСКОЕ ПРАВО, - так примитивно, ущербно и антигуманно то, что предлагает сегодня шоу-бизнес. Многочисленные примеры современного «творчества» вполне подходят под то странное положение, при котором слушателю, зрителю или читателю правообладатели были бы обязаны компенсировать внимание и время, затраченное на потребление их «искусства».
А что же закон?


«ПодЗаконные» деформации

Интересно проследить за деформацией, которая произошла с самим Законом об авторском праве. Приняли его в 1993 года. А теперь у нас он – просто 4 часть Гражданского Кодекса. В 1993 году в законе было четко указано, что в договоре должны быть прописаны все передаваемые исключительные права. Все, что не упомянуто в договоре, автоматически оставалось за Автором. На сегодня в новой редакции, во-первых, вместо понятия «исключи-тельные права» везде стали использовать «исключительное право». Далее, под этим исключительным правом объясняется совокупность ВСЕХ действий по использованию интеллектуальной собственности. Т.е., теперь Автор или передает исключительное право, или не передает. Далее, в статье, касающейся договора, сказано, что исключительное право передается в ПОЛНОМ объеме.
Иными словами:
- реально закрепляется уменьшение объема прав Автора в новом законе (раньше закон стоял на стороне автора, теперь - на стороне получателя прав на произведение),
- вопреки всякому здравому смыслу, размеры гонораров фиксируют не минимальный размер вознаграждения, а максимальный, т.е. опять защищаются интересы продюсеров, а не авторов.
- типовые договора опять-таки странным образом уже и сразу охватывают передачу ВСЕХ возможных исключительных прав. (т.е., передача всех прав подразумевается как само собой разумеющееся, и Автор вынужден отвоевывать каждую позицию, тогда как раньше на-оборот, все права по умолчанию сохранялись за Автором, а уже приобретатели прав должны были выторговывать себе каждый вид прав на произведение).
Как теперь выкручиваться из всего этого? То, что изменения в законодательстве об авторском праве были жесточайшим образом пролоббированы – нет никаких сомнений. Если раньше закон защищал интересы и Авторов, и Правообладателей, то в нынешнем виде - защищает интересы только правообладателей. Нынешнее законодательство в области авторского права, в частности взаимоотношений авторов и правообладателей, фактически направлено на то, чтобы убивать в зародыше любые попытки создавать коммерчески успешные интеллектуальные продукты.
Тут, либо осознанная политика государства, либо давление. Вот только чье? Откуда ноги растут? Отечественные акулы постарались, или Голливуд поработал. Если необходимо, чтобы закон был ТАКИМ, он должен быть кем-то сформулирован. Наши законы Ельцинского периода составлялись в местах типа Соросовких отделений. Российский рынок огромен, голливудской продукции - море разливанное. И ЕЕ НАДО защищать. Так не от этого ли весь сыр-бор? Сначала были приняты законы, которые отсекают российский Авторов от выплат, потом формулировки стали изощреннее, вроде Автор и имеет на что-то право, но когда дело доходит до реализации МОЖЕТ, оказывается - НЕ МОЖЕТ. Закон сформулирован СПЕЦИАЛЬНО так, чтобы предыдущее ПРАВО отменялось ПОСЛЕДУЮЩИМ пунктом.
По поводу отсутствия в этом логики при принятии этого дополнения к закону, могу сказать только одно, - не верю, что вписывалось оно бессознательно. Судя по тому, ЧТО за-писано в самом законе, - авторские права РОССИЙСКИХ АВТОРОВ защищать никто и не собирался изначально. Я даже думаю, что организацией продюсерского лобби занимались за пределами нашей страны. Эта история очень похожа на вывод наших войск из Германии после разрушения Берлинской стены. А уж убить художника в России - это вообще национальная забава на уровне богатырской удали.
Видимо у наших «друзей», которые убеждали составителей Закона, было кровожадное стремление с принятием нового ГК РФ - 4 часть, действительно, убить любое творчество в России на корню, чтобы заполонить ее голливудской культурой. Хотя, вполне вероятно, что это просто доморощенное желание отечественного продюсерского лобби. Но в любом случае, мы всегда с ТАКИМИ ЗАКОНАМИ будем просто дешевой рабочей силой не только в Голливуде, но и в собственной стране.
Думаю, не случайно, на государственном уровне решено пересмотреть ВСЕ ЗАКОНЫ, чтобы исключить из них коррупционные и лоббистские составляющие. Но… «съесть, то он съест, да кто ж ему даст», впрочем, «неисповедимы пути Господни»! На то, собственно, и уповаем.
Но не только «искусства» в кавычках и настоящее искусство имеют отношение к АВТОРСКОМУ ПРАВУ. Существующие проблемы и недоработки в «Законе об Авторском праве и смежных правах» делают сам факт оформления патента на любую идею неэффективным в условиях российского законодательства. Ведь обнародовав свои намерения, Авторы тем самым позволяют буквально на корню воровать их идеи: например, торговые названия, игрушки, дизайнерские разработки, проведение праздников или церемоний. А, если учесть, что у нас не перевелись еще люди, которые за собственные развлечения готовы выкладывать огромные деньги, то можно понять, КАК толстосумам выгодно «нагревать» затейников. По этому поводу однажды уже даже вручались премии "Золотой козел" за «достижения» в области нарушения авторских прав особо «отличившимся».
«Меня это не касается», - все равно скажет среднестатистический гражданин. И будет прав, но только ровно до того момента, пока ему не придет в голову организовать собственный бизнес. Вот тогда он узнает – в лучшем случае, что и БИЗНЕС ИДЕИ воруют.
А бывает, что и личные фотографии или видео вполне могут стать лакомым куском для использования в чужом проекте. Многочисленные блоги и социальные сети заполнены индивидуальной видеоинформацией. При наличии хорошего спеца, можно не тратиться на профессионального фотографа или оператора. Достаточно при помощи фотошопа отмонтировать любую картинку так, что и мама родная и ее, и тебя на ней не узнает. А потом – вдруг – случайно можно обнаружить свою улыбку, например, на тюбике с клеем. И доказывай по-том близким и знакомым, что ты – не «нюхач» и вообще – не ты это.
Кризис! Со всех сторон слышен этот стон – КРИЗИС! И вот уже Федеральная антимо-нопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении Российского союза автостраховщиков (РСА). Спрашивается, а страховщики какое отношение имеют к АВТОРСКОМУ ПРАВУ? Ведь дело возбуждено в связи с установлением предельного уровня комиссионного вознаграждения агентам за реализацию полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в размере 10% от страховой премии, а также санкций за превышение такого уровня. Ничего это не напоминает? Ох, как напрашивается параллель с минимальным размером вознаграждения (гонораров), которое ПРОДАВИЛА в одностороннем порядке и незаконно в прошлом году гильдия кинопродюсеров на основании мирового кризиса. Всем они снизили оплату, всем, КРОМЕ СЕБЯ ЛЮБИМЫХ, только проверить некому, разве что ФАС поможет?


Новая работорговля

И все-таки, кто же такой АВТОР? Ведь АВТОР – это и литература, и театр, и кино, и музыка, и телевидение, и СМИ, и наука, и компьютерные программы, и … И как его защищает закон?
Попробуем разобраться с одним частным случаем применения АВТОРСКОГО ПРАВА. В то, что НАШ ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ защищает НАШЕГО АВТОРА, никто уже не верит. И правильно сделает! Издательства скрывают от Авторов реальные тиражи и занижают гонорары. Театры стараются ставить пьесы современных драматургов, не сообщая об этом или намекая, что одного имени на афише вполне достаточно для самолюбия. Кино и Телевидение АВТОРА(сценариста) вообще ни в грош не ставят. Для них он вообще – НИКТО и звать его НИКАК. Он ведь не на Голливуд работает. Права АВТОРА в нашем кино это и вообще не права – только обязанности. А о том, что существует такое понятие, как процент с проката, ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ вспоминает только тогда, когда речь идет не о нашем Авторе. Тем более, что в нашем кино ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ РФ защищает права только ПРАВОПРЕОБЛАДАТЕЛЕЙ - ПРОДЮСЕРА и ПРОКАТЧИКА, а вовсе не АВТОРА.
Кажется совсем недавно - в конце 2007 года - 10,5 тысяч голливудских сценаристов вступили в борьбу за свои права. Они добивались увеличения вознаграждения за сценарии для кино и телевидения. Сценаристы потребовали авторских отчислений за продаваемые DVD, а также видеопродукцию, распространяемую в Интернете и других новых медиа-форматах. На страницах же отечественных СМИ проблема авторских прав рассматривается исключительно по отношению к компьютерным программам, голливудскому кино и правам кино-теле-СМИ-индустрии.
Права НАСТОЯЩИХ АВТОРОВ никого не интересуют. Это легко доказать на приме-ре того, КАК из АВТОРА, например, в кино делают РАБА. Зачем? Кому это нужно? Кому выгодно? Вопрос риторический. Зачем работнику бывшего государственного завода знать, как использует его труд очередной олигарх? Автор тоже должен знать свое место - место в прихожей около дверей, ведущих в ИСКУССТВО.
С чего начинается кино? Для человека, который сидит в кресле зрительного зала, ответов несколько: со знаменитых актеров, амбициозных режиссеров, красивого зрелища, интересной истории и пр. Для людей, которые находятся по другую сторону, кино - однозначно - начинается с денег. Только все они будут бить себя в грудь и клясться родной мамой, доказывая, что кино начинается с ИСТОРИИ.
Не верьте им. Это ЛОЖЬ!
Так бывает только тогда, когда историю придумывает продюсер, который и сам себе режиссер, и сам себе финансист, и сам себе прокатчик. Но и он, однако, норовит запустить руку в государственный бюджет и выбить на свои фантазии из государственного кармана как можно больше денег. И, что самое удивительное, находит в лице государственных чиновников, призванных помогать талантливым художникам в реализации художественных планов, настоящих покровителей.
А зрители неподдельно удивляются, им интересно, когда возродится наше ВЕЛИКОЕ КИНО? При сегодняшней постановке дел в кинематографической области – НИКОГДА!
Вместо того, чтобы производить (а кино – производство) СОБСТВЕННУЮ продукцию, наши чиновники и руководители теле- и кинокомпаний вынуждают авторов и режиссеров следовать дорогой, размеченной Голливудом. Делай, как они, и будь, что будет! А будет – известно что - стрелялки, страшилки, догонялки и кривлялки. Это пусть в экономике и политике теперь уже признан ошибочным, но… До кино и телевидения это еще не дошло.
Неискушенный зритель уверен, что гадкое кино придумывают гадкие АВТОРЫ, которым надо поотрывать руки-ноги, чтобы у них отпала всякая охота порочить нашу жизнь и пугать население. И невдомек этому зрителю, что любой Автор мечтает (и старается в меру сил и способностей) придумать НАСТОЯЩЕГО ГЕРОЯ, показать ИСТИННЫЕ, а не высосанные из пальца ТРУДНОСТИ, подвергнуть персонажи ПОДЛИННЫМ ИСКУШЕНИЯМ и заставить испытывать их ИСКРЕННИЕ, а не картонные, ЧУВСТВА.
Трудно спорить с тем положением, при котором, кто музыку заказывает - тот и... Можно, конечно, рассуждать и на тему «сам дурак». Только бесперспективно это. Реальность такова, что в кино (и на телевидении тоже) правит бал беспредел.
Для заказчика, директора и продюсера, канала, студии... сценарист - мелкая мошка, которая позволяет крупно кушать. С ним не всегда даже знакомятся - написал, получил свои крохи и пошел вон. Все равно у тебя все отобрали, будь рад, если в титрах себя найдешь.
Для режиссера сценарист тоже не указчик. У него свои резоны - тихой сапой убедить принимающих решения, что материал дерьмо, а его (режиссера) вариант лучше.
Историю про басню Михалкова, где художнику насоветовали пальму рядом с тыквой, каждый сценарист - и не раз - испытывал на своей шкуре. Конечно, легко советовать быть принципиальным, хлопнуть дверью... далее со всеми остановками. В финале все равно будет виноват сценарист - он тот вратарь, которому будут бить морду после проигрыша.
Высокомерие тех, кто принимает решение о запуске конкретного сценария, понять можно - они хозяева жизни. А с хозяином трудно спорить, но… но интересно будущее. Про-сто, логика диктует простую перспективу: жизнь учит и самых отъявленных неучей. Лабуда лабудой, а своим детям и они захотят оставить НАСТОЯЩЕЕ, то, чем реально можно хвастаться. Любое КАРМАННОЕ радовать способно не долго и только отъявленных отморозков.
Предложение о походе в суд для сценариста - из юмористической области. Очень хочется посмотреть на принципиального сценариста, который там что-то доказал, и после этого с ним активно начали все сотрудничать. Прекраснодушные разговоры в кулуарах про защиту Авторских прав естественным образом заканчивается тяжелым утренним похмельем: «А кто ПОСЛЕ ЭТОГО со мной будет иметь дело»? Защита Авторских прав для Автора несет реальную угрозу запрета на профессию. Практика показывает – писать можешь, только предлагать будет некому.
А в чем же дело? А дело в бумажке, как это обыкновенно на Руси и бывает. И бумажка эта, не то что золотая, но и непростая, называется АВТОРСКИЙ ДОГОВОР. И заключают его в кино с одной стороны – сценарист, а с другой…
Вот с этой-то другой все совсем не так просто. Сторона это не просто – сторона – КРЕПОСТЬ. В прямом переносном смысле слова. Ее и взять нелегко, и отбиться невозможно. Любой Автор, который хотя бы однажды ставил дрожащей рукой закорючку подписи под таким договором, уже никогда не сможет спать спокойно, с полным сознанием того, что он – СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК СВОБОДНОЙ СТРАНЫ.
Как бы не так!
Подписавший Авторский договор Автор становится РАБОМ в полном и оконча-тельном смысле этого слова. И ни Российское государство, ни Российская конституция, ни Российский закон об Авторском праве несчастного АВТОРА не защищают от произвола кино- и телекомпаний.
Как это ни странно и не горько, но повторюсь, - все государственно-правовые структуры РФ, в том числе – и особенно - Российский закон об Авторском праве защищают не наш, а их ГОЛЛИВУД. Только о его правах и доходах беспокоится Российская Фемида. Толь-ко его деятели имеют право и на гонорар, и на отчисления от проката, и на часть дохода от производства сопутствующих товаров.
Наш же Автор – раб на галерах – виноват перед всеми уже самим фактом собственного таланта. Пишешь – вот и будь любезен отвечать за это перед Богом и людьми, читай – продюсерами. Ему и платить не всегда обязательно. Почему? Да потому, что по-тому!

Частный случай

А это уже конкретный частный случай применения Закона об Авторском праве. Его стоит рассмотреть, чтобы НИ У КОГО НЕ ВОЗНИКЛО НИКАКИХ ИЛЛЮЗИЙ ПО ПОВОДУ ТОГО, КАК ТЕ, ОТ КОГО ЗАВИСЯТ ВЫПЛАТЫ АВТОРАМ – ЛЮБЫМ, ПРИСПОСАБЛИВАЮТ ЗАКОНЫ ПОД СЕБЯ.
Полная выплата вознаграждения сценариста и окончание его обязательств ПО ДОГОВОРУ увязывается с окончанием производства фильма. Все прописано на Акте об окончании производства фильма, а может возникнуть тысяча причин, по которым этот акт никогда и не будет подписан.
Вот только некоторые положения из стандартного договора, который вынужден подписывать с разными студиями любой Автор:

Имеется понимание Сторонами, что творческий вклад Сценариста в Фильм не ограничивается передачей прав на Сценарий и подразумевает участие Сценариста при необходимости в изменении и/или дополнении Сценария и совершения иных действий, связанных с кинематографическим воплощением Сценария.
Что это за «иные действия» Договор умалчивает.

При заключении настоящего Договора Сценарист понимает, что Продюсер несет финансовые затраты по производству Фильма и отвечает за риск коммерческой невостребованности и неокупаемости Фильма. В этой связи Сценарист соглашается, что Продюсер имеет свободу в изменении как концепции Фильма в целом, так и отдельных элементов художественного, жанрово-стилистического и смыслового решения Фильма, в том числе, его названия.
В этой связи Сценарист не будет считать контроль Продюсера за ходом производства Фильма, а также требования Продюсера по внесению в Сценарий и Фильм изменений, которые тот сочтет необходимыми, нарушением своего права на свободу творчества, иных личных неимущественных прав или нематериальных благ.
А что это еще, если не наступление на свободу творчества? Нигде не говорится о том, что Продюсер будет применять волюнтаристские методы, потому, что в своей непогрешимости он уверен изначально, если выставляет такие требования априори. Получается он, как Бог (в православной традиции), уже изначально уверен в греховности человека, потому и обязательно ее постоянно отмаливать даже детям. Т.е. иными словами, Продюсер – единственный человек, который хочет сделать хорошее кино. А Сценарист, как раз и есть тот самый субъект, который спит и во сне видит, как бы плохо написать историю и испортить кино.

Имеется понимание Сторонами, что Продюсер в силу переданных ему по-настоящему Договору прав вправе вносить требуемые ему изменения и/или дополнения самостоятельно без обращения к Сценаристу и привлекать к участию в написании Сценария и производству Фильма любых авторов по своему усмотрению без согласования со Сценаристом.
Да и кто он такой – этот Сценарист, если Продюсер и сам не лыком шит. Он и писать умеет, и другим писать не давать вполне способен, должность у него такая – Продюсер. И усмотрения у него особенные, и ничего и никому он доказывать не должен даже если у него вкус уголовника, знания многолетнего второгодника и логика самца в брачный период .

Продюсер обязуется указать имя Сценариста в титрах Фильма и во всех рекламных и информационных материалах по Фильму, в которых указываются имена других создателей Фильма, в соответствии с существующей в кинопроизводстве практикой. При этом имеется понимание сторонами, что Продюсер вправе выпускать рекламу с использованием привлекающего внимание рекламного лозунга без упоминания имени Сценариста.

Продюсер гарантирует, что никто из создателей Фильма не будет указан в титрах шрифтом такого же или большего размера, за исключением: артистов - исполнителей главных ролей, режиссера-постановщика и Продюсера.
Если кто-то понял, что именно заключено в этом положении, и каким, действительно, шрифтом должно быть указано имя Сценариста, - пусть возьмет пирожок с полки – заслужил! А что до рекламы, так посмотрите, как у нас рекламируются фильмы: «Продюсер представ-ляет», «От режиссера имярек», артисты опять же. Не спорю, они составляют важнейшие эле-менты фильма. Только без ИСТОРИИ, которую придумает СЦЕНАРИСТ, они могут писать свои аршинные имена на любых заборах – все они интересны, только как составляющие ИСТОРИИ и не иначе. Но… Сценарист должен знать свое место. В нашей недавней ГУЛАГовской действительно оно было у параши. Что называется «поквакал – в тину». И сиди тихо, не высовывайся, а то вообще останешься без работы.

Сценарист предоставляет Продюсеру право на использование своего имени (творческого псевдонима), фотографий, изображений, образа и подобия, образца подписи, биографических данных, личностных характеристик и описаний для использования в связи с Фильмом и Сценарием, в том числе по продвижению и рекламе Фильма и Сценария, включая (но не ограничиваясь): для использования в рекламных плакатах, рекламных роликах, статьях, обзорах и в иных материалах по Фильму и Сценарию. Указанное право предоставляется
Продюсеру без ограничения срока и может быть передано Продюсером третьим лицам.
А ключи от квартиры, где деньги лежат, не принести на блюдечке? И где наши законодатели, если ТАКОЕ признается ПРАВОМ?

Сценарист настоящим передает Продюсеру исключительные права на использование Сценария и Фильма, их названий и фрагментов в любой форме и любыми способами, известными сегодня и которые могут появиться в будущем, в том числе (но не ограничиваясь):

Такая вот смешная история, один – СЦЕНАРИСТ - придумывает, а другой – ПРОДЮСЕР - все, что придумал СЦЕНАРИСТ пользует. И быть АВТОРУ всегда мышью белой. Любой художник – Композитор, Писатель, Балетмейстер, КИНОРЕЖИССЕР может пользоваться плодами своего творчества при переизданиях, может завещать это право своим близким. Любой, но только не СЦЕНАРИСТ. И вот ведь интересная история, если тот же самый ПРОДЮСЕР решит купить права на роман известного писателя – даже отечественного, а сценарий будет писать другой человек, то ПИСАТЕЛЮ не только выплатят гонорар, но и за ним сохранятся ПРАВА на отчисления от проката. Если это будет западный писатель, - ПРОДЮСЕРУ придется раскошелиться по полной программе. Ведь, в этом случае, ему самому придется подписывать не простой договор на 5 страницах со СВОИМИ ПРАВАМИ, а большой том, составленный превосходными юристами и заполненный ПРАВАМИ ЗАПАДНОГО АВТОРА и ОБЯЗАННОСТЯМИ российского ПРОДЮСЕРА.

Сценарист настоящим передает Продюсеру исключительные права на использование иных объектов авторского и смежных прав, созданных Сценаристом или с его участием для Фильма (в том числе в переработанном виде), в любой форме и любыми способами, известными сегодня и которые могут появиться в будущем на весь срок действия таких прав.
Вот НЕЛЬЗЯ по закону нельзя включать то, чего еще нет! А какое до этого дело ПРОДЮСЕРУ – он себя считает полноправным хозяином, и законно для него лишь то, что он сам придумал.

Далее следует перечисление краеугольных РАБСКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Совокупность переданных в соответствии с настоящим Договором прав, берется в самом общем смысле и без каких бы то ни было оговорок, ограничений, исключений, изъятий, и никакие исключительные права на использование не сохраняются за Сцена-ристом.
При этом Сценарист соглашается не ограничивать, не запрещать и иным образом не препятствовать обнародованию и использованию Фильма, Сценария, иных объектов авторских и смежных прав, созданных Сценаристом или с его участием.
Права по настоящему Договору передаются Продюсеру на весь срок действия авторского и смежных прав в отношении соответствующих объектов без ограничения территории.
В случае если после подписания настоящего Договора будут приняты нормативные акты, предусматривающие увеличение сроков охраны авторских и смежных прав, переданные Продюсеру по настоящему Договору права будут действовать в течение увеличенных в соответствии с такими актами сроков.
Имеется понимание Сторонами, что отказ Продюсера от производства Фильма на основе Сценария не влияет на действительность предоставленных по настоящему Договору прав в отношении Сценария.
На фик фильм, а СЦЕНАРИЙ – не верну! Издатели – те еще церберы, но они честнее. Купили права у ПИСАТЕЛЯ на несколько лет, не напечатали рукопись – и ВОЗВРАЩАЮТ. Некоторые даже выплачивают компенсацию за упущенную выгоду.

А где же все-таки ПРАВА для Сценариста. Ну, хотя бы малюсенькие? Так ведь только с преступникам и обращаются.

Однако, в случае если Продюсер не начнет производство Фильма в течение трех лет с момента подписания настоящего Договора, права на Сценарий по взаимному соглашению сторон могут быть переданы Продюсером Сценаристу за вознаграждение, размер которого будет определен сторонами дополнительно.
МОГУТ БЫТЬ – это существенно. А ведь могут и не быть. И даже, если МОГУТ БЫТЬ, кто обяжет ВЕРНУТЬ ПРАВА, да понятно, что и сумма будут соответствующая – грошовая.

А теперь, ВНИМАНИЕ! НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА!

Использование Сценария и Фильма при помощи новых технологий, способами и средствами, которые могут появиться в будущем, само по себе не будет являться нарушением личных неимущественных прав Сценариста.
Вот такое ПРЯМОЕ нарушение РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, которое черным по белому отрицает что-либо обозначенное под грифом «которые могут появиться в будущем».

Когда подобный текст Автору Сценария предлагают подписать в первый раз, он, скорее всего даже не в состоянии понять, что именно означают все эти слова? Все затмевает сам факт того, что сценарий в обозримом будущем станет фильмом, и за это счастье еще в бухгалтерии заплатят некоторую сумму.
Потом, конечно же, приходит понимание того, что в здравом рассудке и твердой памяти подписал, если не смертный приговор, то уж точно – добровольное согласие на многолетнее кабальное рабство. Этот с точки зрения настоящего ЗАКОНА противоправный, то есть, НИЧТОЖНЫЙ документ (что легко можно было бы доказать в любом Российском суде) вчера, сегодня и, скорее всего, и завтра - определение параметров существования ВСЕХ РОССИЙСКИХ СЦЕНАРИСТОВ, ДРАМАТУРГОВ И ПИСАТЕЛЕЙ, которые пишут для кино и телевидения.
По этому подлому Договору нагло и беззастенчиво продюсеры, производящие и распространяющие компании «имеют АВТОРА» как хотят, где хотят и сколько хотят. И в этих своих «хотелках» ни в чем себе не отказывают. Так, как поступают с Авторами в России, не ведут себя даже хищники. Ужас заключается в том, что бороться с этими хищниками на территории нашей РОДИНЫ бесполезно.


Продолжение частного случая


Если подитожить, то можно заметить, что в Договоре каждый новый пункт специально составлен так, что начинается с частичного повтора предыдущего. Но самое нелепое – и это подтверждают юристы - сам Договор настолько не выдерживает НИКАКОЙ критики, все спецы по Авторскому праву признают его НИЧТОЖНЫМ. Но и это не останавливает продюсеров. Вот и остается сценаристу, бороться хотя бы за то, чтобы не отдать свой «образ и подобие» (именно такими словами – КАК В БИБЛИИ - и записан пункт в договоре) в лапы очередного благодетеля, заинтересовавшегося сценарием.
Такой чудовищной глупости вполне достаточно, чтобы читать подобный документ в юмористическом концерте. А все разговоры о том, что, если сценарий .... О-Го-Го!... то и от-ношение будет А-га-га! – в пользу бедных. Видимо, подобные иллюзии преподаются на курсах ускоренного обучения в расплодившихся киношколах. Ни практика, ни, что самое горькое, история, ничему не учит.
Что это, как не желание унизить и уничтожить курицу, несущую золотые яйца? Желаие растоптать, унизить и поставить на колени тех, без кого невозможны ни миллионные бюджеты фильмов, ни не подконтрольные доходы производителей и прокатчиков, ни высокомерие ЛЮБОГО мальчика на побегушках на площадке по отношению к Автору: «А ты кто такой? Иди отсюда, мы тут кино снимаем, не мешайся под ногами!».
И это правильно!? В кино хозяин – Продюсер, автор – Режиссер, в том смысле, что зритель видит историю, придуманную СЦЕНАРИСТОМ, но глазами РЕЖИССЕРА. Только дает ли это право игнорировать того, на ком так безнаказанно можно оттоптаться? Ему и так платят меньше, чем мальчишкам на побегушках, зачем же еще и унижать, доводя до инфарктов? За меньшие страдания здоровьем, а иногда и жизнью расплачивались великие режиссеры. Примеров – масса. Но у них только сцены вырезали или картины на полку укладывали…
А загубленный сценарий уже никогда не поставят в том виде, в котором он написан. И ни один самый распрекрасный СЦЕНАРИСТ не докажет, что его историю искорежили неталантливые или не профессиональные люди. Ведь в кино, как в футболе, если победа – то за-слуга режиссера (продюсера), если провал - бездарный сценарий. И хоть кол на голове теши…
Вопрос, кому выгодно такое положение – риторический. Всем, кроме АВТОРА. Вероятно, просто совсем не хочется иметь дело с непредсказуемыми АВТОРАМИ. С продюсера-ми проще, ведь от АВТОРА отката не дождешься, а от ПРОДЮСЕРА – легко! Ведь именно ему перепадает право распоряжаться бюджетными деньгами, которые выделены на производство фильма.
Продюсер он – кто такой? Не надо придумывать сложные голливудские определения. Продюсер - банальный посредник между съемочной группой и структурой, которая курирует кино или будет курировать киноиндустрию. Он зарабатывает тогда, когда приходят деньги из бюджета, выделяемого страной на кинопроизводство, но фильм еще и не начинал сниматься. Нашим продюсерам все равно, насколько качественно снят фильм. Им важно лишь сдать результат, а дальше фильм кладется на полку, и никого ничего не волнует. Деньги-то ничьи, - НАРОДНЫЕ. И именно отсюда растет эта абсурдная верхняя планка гонораров. От того, что это распил ничьих денег, а не право на часть заслуженной прибыли.
Однако надо понимать и реалии. В России около 1,700 экранов. В США - более 37,000. Это индустрия. Пока у нас пара тысяч экранов, индустрии как таковой нет, проще ехать в Индию и там работать. Пока у нас нет индустрии, наше кино так и будет оставаться банальным распилом государственных денег по раздаче Госкино.

Не стоит плодить иллюзии, что все хотят делать НАСТОЯЩЕЕ КИНО. Все, кто стоит над АВТОРОМ, редко – и РЕЖИССЕРОМ, заинтересованы лишь в том, чтобы заработать денег. Получая государственные деньги, выгоднее как можно меньше тратить их на производство фильма, который даже и не планируется к прокату. Показать, мол, вот, мы сняли фильм на ваши деньги, - забирайте его! Кому-то очень выгодно тратить средства не на кино, а на банальный распил выделяемых государством денег. И кино тут не оригинально – так обычно «пилят» бюджет в любой отрасли, да еще и отчаянно лоббируют свои интересы на любом уровне.
Надо учитывать и сегодняшние реалии. В России около 1700 экранов. В США - более 37000. Это - индустрия. Многие Авторы считают, что пока у нас пара тысяч экранов, и системы как таковой нет, проще ехать в Индию и там работать. Наверное, глядя со стороны, можно принять нашу доморощенную индустрию кино (хотя до индустрии ей – как Иерониму Карлу Фридриху фон Мюнхаузену до Луны) – за колонию паразитирующих дармоедов,
Утверждение, что сценарий в кино - не главное - подлая ложь. Нет ИСТОРИИ - не будет и ничего, что даст возможность сделать кино. Да, Сценарист не ищет деньги, не арендует аппаратуру, не.... миллион других НЕ, но он ВСЕМ этим ПОСЛЕДУЮЩИМ дает возможность БЫТЬ.



Кто виноват, и Что делать?

До каких же пор эти КОРНИ, а не сук, как может показаться, будут изводить пестицидами? Нам всем – КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ, А НЕ ТОЛЬКО АВТОРАМ - хочется состояться. В АВТОРЫ идут не от безделья и отчаяния - от убеждения, что это - ГЛАВНОЕ в жизни. Не стоит зацикливаться на заблуждениях, они - исключения. В жесткое время те, для кого деньги - первостепенное, все равно отпадут, как листья по осени.
Чтобы самолет поднялся в воздух, недостаточно первоклассных мастеров, летчиков и обслуги. Если не будет КОНСТРУКТОРА - с мечтой о полетах надо завязывать.
Ни запреты, ни суды - я уверена - ничем АВТОРАМ не помогут, только ЗАКОН. А когда, за-кон будет запрещать заведомо КАБАЛЬНЫЕ положения ЛЮБЫХ ДОГОВОРОВ, тогда - можно и в суде требовать соответствия. НО.
А государство? А что, государство? Государство вообще вправе считать, что оно перед АВТОРОМ принятием предыдущего закона уже все обязательства выполнило. И эти резоны более чем понятны. Принятием СПРАВЕДЛИВЫХ условий для собственной работы АВТОРЫ должны заняться сами. Но в одиночку ничего добиться не получиться.
Но все законы принимается при помощи мощного ЛОББИ. Только, знаете, под наш лежачий камень вода сама так просто не потечет. Надо подумать, что ЛИЧНО КАЖДЫЙ из нас может сделать для того, что ВСЕМ последующим (может, и самим достанется) дышать стало легко.
Только бороться никто не хочет, или собственные пупки жалко. Видимо, все очень смелые, когда друзьям за рюмкой чая повествуют о собственной дерзости, а на деле - самые обыкновенные трусы. Опытным путем не раз было доказано, что рабство - генетическая составляющая русской души. А для раба любое благодеяние барина - в радость: «Ну, иди-иди, я же тебя не бью», - давно и горько приговорил нас еще Гоголь.
Позиция - плохо, что для постановок выбирают НЕ ТЕ сценарии, для Автора оказывается существеннее, чем ЕГО ЛИЧНОЕ право на собственную работу. Страшная оборотка положения, при которым незнание не освобождает от ответственности. Все, кажется, что в следующий раз кошмар не повторится. Только забывают добавить - тот кошмар. А надо бы - ЛЮБОЙ.
Призрачность самого явления ТАЛАНТА в том и состоит, что он редко бывает оборо-тистым. Бог не часто снабжает ДАРОВАННОГО им еще и коммерческой жилкой, справедливо считая сам дар избыточным подарком. Скорее всего, положение мог бы изменить институт агентов, но они, как правило, сбегаются уже на состоявшиеся имена, когда нужна в подобных услугах - избыточна. Справедливости ради стоит уточнить, что в нашей стране, даже ИМЯ бессильно перед заказчиком. За примерами далеко ходить не приходится.
Но хочется повторить за Роммом «И все-таки я верю», что и на АВТОРКОЙ улице.... далее по тексту. Знаете, жизнь (а она меня, как всех нас, редко балует за просто так) научила основному правилу (кроме «не навреди»), если хочешь чего-то - подними пятую точку и хотя бы распахни дверь!
Чтобы сегодня Закон был таким, как нужен НАШИМ АВТОРАМ, необходимо создавать СОБСТВЕННОЕ ЛОББИ - не забугорное, не продюсерское, а именно АВТОРСКОЕ. Люди, которые СОЗДАЮТ продукт, а не те, которые на нем паразитируют, должны - ВЫНУЖДЕНЫ - находить ТЕХ, кто пролоббирует именно АВТОРСКИЕ интересы.
Я хорошо понимаю, что никому не хочется напрягаться. Хотя наша сила - в нашей сплоченности и КОЛИЧЕСТВЕ. Но, о какой сплоченности можно говорить после позорища последнего киносъезда или келейности любых фестивалей, конкурсов и призов. Да и пони-мание, что ты - АВТОР ИСТОРИИ - не лист, облетающий по осени, а КОРЕНЬ всего дерева, судя по всему, не доступно большинству пишущих. Что это - натуральная безнадега? Пред-почитаем не думать, и плывем туда, куда несет - если несет - поток. Просто очень обидно, что при массированном и оголтелом продвижении ФОРМАТНОГО продукта на свалке оказывает по-настоящему талантливое творчество.
Думаю, Вы согласитесь, что «поцелованный» человек и хороший самоменеджер - не самое частое совпадение. И чисто человеческое - желание увидеть реализованным свой труд - нормальная реакция нормальной личности. Со временем, когда, оказывается, что писать (рисовать, сочинять, изобретать...) - самое важное в жизни, а встречи с... высокомерием, надменностью, спесивостью, чванством.... хамством, которые царят в среде тех, от кого зависит реализация ПРИДУМАННОГО, становится таким общим местом, что Автор выучивается не реагировать на это. Вряд ли стоит спорить, что это не лучшим образом отражается и на самом СОЧИНЯЮЩЕМ.
«Чего изволите?» - худшая из поз. И даже не стоит вопрос - перед самим собой, что самое страшное - КАК убедить в привлекательности СВОЕГО мира? Только - что им (ПОКУПАЮЩИМ) сегодня нужно, за что наверняка заплатят, а мы уж, будьте уверены - расстараемся. Наверное, Авторы могли бы, как американские коллеги, даже начать забастовку, но вы же понимаете, что любого из 99% сценаристов можно моментально соблазнить удвоенным или утроенным гонораром. И никакой забастовки не получится. Более того, при темпах российской киноиндустрии, чтобы продюсеры начали ощущать какие-либо проблемы, бастовать придется не один год.
И все-таки, делать что-то надо. Во-первых, лиха беда - начало.
Во-вторых, «сначала было слово» - и его за нас никто не напишет.
В-третьих, надо искать тех, кто реально может помочь - политиков, депутатов, сенаторов и пр. , чтобы вынести САМУ проблему из закулисья отраслевого ворчанья на законодательный уровень обсуждения. До тех пор, пока над каналами, продюсерами и иными заказчиками не повиснет дамоклов меч ФИНАНСОВОЙ ответственности перед РОССИЙСКИМИ АВТОРАМИ за нарушение их прав, изменить сложившуюся ситуацию бесперспективно.
Думаю, игра стоит свеч.
Попробую предположить, ЧТО требуется для изменения закона.
1. По пунктам - корректно и кратко - пройтись по всему полю ТЕКСТА Закона и дать характеристики ЛОББИСТСКИМ формулировкам. Во изменение – предложить ВАРИАНТЫ новых.
2. Подобрать наиболее вменяемые тексты - статьи, аналитику, сообщения о судебных тяжбах и пр. , подтверждающие ущербность закона как для ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОРОВ, так и для реноме СТРАНЫ.
3. Понимать, что на все про все у нас не более 1-2 недель, пока руководители государства еще не забыли об обещании пересмотреть ВСЕ ЗАКОНЫ, в КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ КОРРУПЦИОННАЯ ИЛИ ЛОББИСТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ.
4. ДОБРОВОЛЬНО организоваться в группу реально желающих изменить СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ.
5. Надо понимать, что может потребоваться помощь профессиональных юристов, а это - ДЕНЬГИ. Готово ли наше ПИСУЧЕЕ, ГОВОРЛИВОЕ и УМНОЕ АВТОРСКОЕ сообщество ПРОПЛАТИТЬ продвижение СОБСТВЕННОГО ЗАКОНА.
6. ДРУГОЙ сколько-нибудь подходящей ситуации БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ.


Чтобы не сгущать краски напоследок могу порадовать Авторов.
При заключении конкретных договоров российские продюсеры ИНОГДА идут на то, чтобы оставить за Автором право на собственное изображение и личную подпись.
Напоследок хочется поздравить американских сценаристов (ничего, что поздновато) с очередной победой за свои права, одержанной после трехмесячной забастовки. А теперь, говорят, и актеры голливудские собрались за свои права бороться. И ведь выиграют, несмотря на кризис! Они столько играли про то, как надо защищать и людей и законы, что обязательно выиграют. Интересно только, как они воспользуются, особенно в условиях мирового кризиса, своими новыми правами…
Так держать, ребята!
Может, и за ТОГО парня – НАШЕГО – поборетесь? А то – НАШ АВТОР – все жить собирается, как обычно в России, с нового понедельника. А там… обыкновенно, – не понос, так золотуха. Вот и кризис, слава Богу, в полном разгаре. И опять говорят АВТОРУ: «Ты по-дожди до лучших времен – не до тебя теперь». А он и так всю жизнь ждет, как ДУРАК, - с моря погоды.
Да только жизнь – ОДНА. И она АВТОРА так и не научила ценить каждый миг. Свой миг. Кризис – он и, правда, в головах…


Елена Кузнецова
www. e-kuznecova.msk.ru
e-mail ekyznetsova@mail.ru
ekuznecova@list.ru






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Роза на снегу (премьера песни)

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Последний июль


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft