Цуканский говор – на слух более правильный, приближён к городскому. Здесь говорят: нильзя (гамаи: няльзя), чиво (гамаи – чаво), отчётливо произносят звук «ц»: цветы (гамаи: тьвя-ты). В цуканском говоре в прилагательных окончание "-ое" заменяется на "аи": "халщёваи нарушники", "наряжёнаи усе люди". "Цуканы" – это крепостные", "цуканы" – это потомки бывших крепостных крестьян". С другой стороны, в цуканских сёлах гамаёв называют однодворцами.
Таким образом, слова-обозначения гамаи и однодворцы, цуканы и крепостные нередко синонимически заменяются: "Цуканы жили в Иванавки, а в Галасновки - аднадворцы".
В с.Долгомоховатка сообщили, что, что «гамаи были ни-закреплённыя за барином, а цуканы – барские крестьяне... га-маи насили широкаю юпку, а цуканы – платья гаратские».
Браки между однодворцами-гамаями и цуканами в ста-рину не допускались. Обособление двух этнографических групп исчезает в советский период. Особенно в период коллективиза-ции, когда хутора объединялись в одном колхозе.
Об этом пелось в частушках:
Падрушка мая, серса ни на меастя -
Цуканы и гамаи смеашались умеастя.
Цуканы и гамаи – какая различка,
Што цукан, што гамай - чистая яичка (очень похожи).
Следует заметить, что самоназвание и самообособление по диалектным признакам в настоящее время у людей средне-го и младшего возраста отсутствует и возникает как «москали» только в противопоставлении с выходцами с Украины, так называемыми «хохлами».
Этнография. Традиционный костюм. Для воронежско- липецкого пограничья существенным признаком традиции является отсутствие у женщин понёвного комплекса одежды, здесь рапространился комплекс с юбкой.
В однодворческих сёлах носили суконную полосатую юбку из красных, белых, синих, зелёных полос. В Семилукском и Рамонском районе ткали полосы со смещением, потому такой узор называли – «челноками». Во многих сёлах информаторы указывают, что носили юбки разных цветов из покупных тка-ней, видимо, закрепившихся в традиции еще в XIX веке. Их на-зывали шалоновыми.
В цуканских сёлах полосатая юбка отличалась преоблада-нием красного цвета, или расположением полос. Так, например, в Тербунском районе Липецкой области (Набоково, Малые Бор-ки) носили юбки с поперечными полосами.
Рубахи – женские и мужские – шили из домашнего коно-пляного холста. Женская однодворческая рубаха украшалась небольшой вышивкой на поликах (в основном, цветочным ор-наментом), цуканская – была на кокетке и с кружевными обор-ками на рукавах.
Рубахи подпоясывались широким кушаком, подвязывали короткий – от талии – фартук с вышивкой и кружевами. Гамаи вместо фартука подвязывали в праздник выши-тые рушники – утирки.
Головной убор однодворцев – кокошник в форме высокой шапочки из позумента, украшенный блёстками и бисером на затылке. Кокошник надевали невесте во время свадебного повивания. Цуканы носили шлычкообразную сорочку красного или чёрного цвета (Тербунский район).
Широко распространены были платки и шали. В XX веке традиционная домотканная оде-жда стремительно вытесняется городской модой и распростра-нением покупных тканей.