16+
Лайт-версия сайта

52. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Группы населения

Литература / Очерки / 52. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Группы населения
Просмотр работы:
07 сентября ’2012   10:47
Просмотров: 23804

52. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Группы населения

А.З. Винников, В.И. Дынин, С.П. Толкачёва
ЛОКАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
В СОСТАВЕ ЮЖНОРУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ
ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ



Обширность этнической территории русских обусловила наличие множества этнографических и субэтнических групп в составе русского народа, каждая из которых имеет свои специ-фические особенности в языке (говоре) и традиционно-бытовой культуре. Население Воронежского края в прошлом разделялось на несколько локально-этнических (этнотерриториальных), этно-сословных, этноконфессиональных и иных субэтнических групп (однодворцы, цуканы, экономические/монастырские крестья-не, старообрядцы и другие).

Локально-этническими группами в составе южнорусского населения Воронежского края, в частности, являются:

Цуканы –
этнотерриториальная группа в составе южно-русского населения, различавшаяся и по сословной категории: в XIX - начале ХХ века цуканы относились к разрядам поме-щичьих и монастырских крестьян.

В пределах Воронежского края (по данным исследователей XIX – начала ХХ века Н.И. Второва, А.М. Путинцева, Д.К. Зеленина) цуканы проживали компактной массой в бассейне р.Хворостань: сёла Московское, Можайское, Коломенское, Каширское, Новоклинское, Верей-ское, Мосальское, Дорогобужское, Одоевское, Левая Россошь (в пределах Воронежского уезда); Копанище, Тресоруково, Марьино, Почепское, Рождествено, Олень-Колодезь, Дракино, Давы-довка, Солонцы, Борщево (в пределах Коротоякского уезда).

Эти сёла возникли в 1760-1770-х гг., когда здесь были поселены бывшие монастырские крестьяне, переданные в ведение коллегии экономии и называвшиеся экономическими.
К "цуканским" относились также отдельные селения в Нижнедевицком (Берёзово, Одинцовка, Змеевка), Землянском (Каверино/Таволжанец, Ивановка, Коровкины), Валуйском (Бе-лый Колодезь), Новохопёрском (Каменка/Садовка) уездах.

В этих сёлах проживали помещичьи крестьяне. Этнографические материалы, собранные в Центральном Черноземье в последние годы, свидетельствуют, что цуканами до сих пор именуют себя жители некоторых сёл Семилукского района Воронежской об-ласти (Новосильское, Ивановка, Долгомоховка), а также дере-вень Набоково, Барышниково, Даниловка, сёл Васильевка и Малые Борки Тербунского района Липецкой области. В с.Троицкое (Семилукского района) "цуканами" называли "приезжих из Липецкой области", "не коренных жителей".

Предполагается, что локальный этноним "цуканы" был пер воначально присвоен как прозвище жителям перечисленных выше сёл соседями-однодворцами и указывает на особенности их говора: так называемое "цуканье" (или "цоканье") – неразличение аффрикат Ц и Ч. В "Толковом словаре" В. И. Даля читаем: "Цукан (тамбовское, воронежское) – цокальщик, кто гово-рит Ц вместо Ч".

Иного мнения придерживался в своё время воронежский краевед А.М. Путинцев, предполагавший, что эт-ноним-прозвище "цукан" происходит либо от чукавый ("догадли-вый, сметливый"), либо от чукан – "щёголь".

Существует целый ряд и народных этимологий. Например, по сообщению информаторов из Тербунского района Липецкой области, в селе Казинка "живут цуканы, или суканы" – "в старину здешний барин Штахов, якобы, менял крепостных на сук, – вероятно, отсюда и название".

Следует отметить, что в прошлом цоканье действительно являлось одной из характерных особенностей говора "цуканов"; однако большинство жителей "цуканских" селений утратило эту особенность говора в начале ХХ века. По сообщению из д. Ба-рышниково, цуканы "разговаривают на ы – пычаму, мыкаро-ны", а в д.Даниловка – "на и".


Однодворцы – сословная по происхождению этнокультурная группа южнорусского населения, потомки военно-служилых людей низшего разряда (стрельцов, пушкарей, казаков и др.), поселённых в XVI-XVII вв. на южной окраине Московского государства для защиты степных границ. В пределах Воронежского края однодворческие селения располагались преимущественно в северо-западной его части (например, в пределах Воронеж-ского уезда это сёла Никольское, Приваловка, Верхняя Хава, Спасское, Чертовицкое, Усмань-Собакино, Курино, Рогачёвка, Камышино, Ступино и другие).

По данным этнографических ис-следований 1990-2000-х гг., "однодворцами" называли себя в прошлом (или называют до сих пор) жители целого ряда насе-лённых пунктов Задонского района Липецкой области (сёла Ксизово, Мухино, Балахна и др.), Хлевенского района (с. От-скочное), Тербунского района (сёла Урицкое, Солдатское, Ново-сильское, Берёзовка, Малые Борки, 2-е Тербуны, Казинка, Дуб-рово), Семилукского района Воронежской области (села Троиц-кое, Голосновка).

Село Ксизово, например, по свидетельству информаторов, в прошлом делилось на две части – "однодворщину" и "барщину"; "парни однодворщины и барщины не ходи-ли на половины села друг к другу"; различался и их говор.

В составе однодворческого населения выделяются (выде-лялись) мелкие группы со своими этнонимами-прозвищами.

Талагаи (талагайщина) – локальная группа однодворцев. Талагаями и талагушками до сих пор называют также жителей с. Коломенское (в Каширском районе). По мнению Д.К. Зелени-на, например, этноним происходит от талагаять или талалакать – "дурно, картаво говорить". Другие сходятся во мнении, что про-звище "талагаи" буквально означает "бездельники, невежи".

В.И. Даль указывает несколько различных значений слова "талагай": лентяй, шатун, тунеяд; большой болван, неуч, невежа; (воронежское бранное) однодворец; вообще странный, чужой мужик, отличаемый по одежде; (симбирское) мордовская жен-ская верхняя рубаха. А.М. Путинцев считал, что прозвище "тала-гаи" связано с особенностями одежды: однодворцы Нижнеде-вицкого уезда, якобы, носили длинную белую рубаху с "полеками", как у женщин (т.н. талагай – верхняя мордовская женская рубаха с вышивками).

Ягуны – однодворческая группа, проживавшая в запад-ной части Нижнедевицкого уезда, сёла Богородицкое, Роговое, Ключи, Горшечное, Солдатское). Прозвище "ягуны" происходит, по всей видимости, от особенностей их говора (произношение каго, яго).

Ионки - однодворцы Нижнедевицкого уезда, группа более образованная, чем другие, утратившая к началу ХХ века арха-измы в говоре, носившая городской костюм. Прозвище "ионки" опять-таки связано с особенностями говора (по произношению ион/ён вместо он).
Щекуны – группа однодворцев "грубого нрава", проживавшая в Нижнедевицком и Коротоякском уездах и иногда приравнивавшаяся к талагаям. По свидетельству Н.И. Лебедевой, щекуны (или щекольщики) – локальный этноним также жителей с. Роговатое (в Белгородской области).

Жители с.Анновка Бобровского района носили прозвище щегунки, которое народная этимология производит от чугунки (в их говоре звук Ч заменяется на Щ: чугунки=щегунки). В "Толко-вом словаре" В. И. Даля щекун, щекуха (воронежское) – тот, кто говорит ЩЕ или ЩО вместо ЧТО. Щеканье вообще является ти-пичной чертой ряда южнорусских говоров (в том числе, и саян-ского говора в Курской области, для которого характерно отсут-ствие аффрикат и произношение в соответствии Ч - мягкого Ш, а в соответствии Ц - С).

Москали (т.е. "подчинённые Москве") – так называют себя жители с.Татарино (Каменский район Воронежской области). В языке, культуре и быту жителей этого села наблюдается до-вольно сильное украинское влияние, но в целом сохраняется традиционная русская культура.
Кацапы – самоназвание жителей ряда населённых пунк-тов в Тербунском районе Липецкой области (села Яковлево, Вислая Поляна, Озерки), Репьевского района Воронежской об-ласти (с. Истобное).

Гамаи – локальный этноним-прозвище жителей с. Долго-моховка (Семилукский район), сёл Яковлево и Вислая Поляна (Тербунский район Липецкой области). По сообщению информаторов из с. Долгомоховка, в прошлом гамаи были "незакреп-лённые за барином"; они отличались от цуканов говором (гово-рили, например, прийдешь), носили широкую юбку.

Этимологически слово гамай, вероятно, связано с гамить или гаманить/ гаманеть – "гомонить, говорить громко, шумно, кричать". Возможна связь "гамаи" с бранным галманы – "му-жик, олух, грубиян, невежа"; в ряде мест Воронежской губернии слово "галманы" являлось прозвищем однодворцев.

Можно предполагать также связь слова "гамай" с диалектизмом баглай, встречающимся в ряде мест Воронежской и Курской областей и имеющим значение "лентяй, дармоед, увалень, лежебока". В нач. ХХв бранное прозвище "баглаи" употреблялось воронежскими мещанами по отношению к сельским жителям вообще.

см 2


© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204160623






Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 07 сентября ’2012   14:32
Василий Иванович,Вы нашли очень интересный материал...СПАСИБО!!!Виктор.               

Оставлен: 07 сентября ’2012   18:50
       
1818

Оставлен: 07 сентября ’2012   22:33
А мне нравится слово ЛЕПОТА! 


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

БЕРЁЗОВАЯ РУСЬ.Конкурс Буду рада поддержке!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft