-- : --
Зарегистрировано — 123 552Зрителей: 66 617
Авторов: 56 935
On-line — 4 632Зрителей: 893
Авторов: 3739
Загружено работ — 2 125 744
«Неизвестный Гений»
52. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Группы населения
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
07 сентября ’2012 10:47
Просмотров: 23804
52. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Группы населения
А.З. Винников, В.И. Дынин, С.П. Толкачёва
ЛОКАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
В СОСТАВЕ ЮЖНОРУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ
ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ
Обширность этнической территории русских обусловила наличие множества этнографических и субэтнических групп в составе русского народа, каждая из которых имеет свои специ-фические особенности в языке (говоре) и традиционно-бытовой культуре. Население Воронежского края в прошлом разделялось на несколько локально-этнических (этнотерриториальных), этно-сословных, этноконфессиональных и иных субэтнических групп (однодворцы, цуканы, экономические/монастырские крестья-не, старообрядцы и другие).
Локально-этническими группами в составе южнорусского населения Воронежского края, в частности, являются:
Цуканы –
этнотерриториальная группа в составе южно-русского населения, различавшаяся и по сословной категории: в XIX - начале ХХ века цуканы относились к разрядам поме-щичьих и монастырских крестьян.
В пределах Воронежского края (по данным исследователей XIX – начала ХХ века Н.И. Второва, А.М. Путинцева, Д.К. Зеленина) цуканы проживали компактной массой в бассейне р.Хворостань: сёла Московское, Можайское, Коломенское, Каширское, Новоклинское, Верей-ское, Мосальское, Дорогобужское, Одоевское, Левая Россошь (в пределах Воронежского уезда); Копанище, Тресоруково, Марьино, Почепское, Рождествено, Олень-Колодезь, Дракино, Давы-довка, Солонцы, Борщево (в пределах Коротоякского уезда).
Эти сёла возникли в 1760-1770-х гг., когда здесь были поселены бывшие монастырские крестьяне, переданные в ведение коллегии экономии и называвшиеся экономическими.
К "цуканским" относились также отдельные селения в Нижнедевицком (Берёзово, Одинцовка, Змеевка), Землянском (Каверино/Таволжанец, Ивановка, Коровкины), Валуйском (Бе-лый Колодезь), Новохопёрском (Каменка/Садовка) уездах.
В этих сёлах проживали помещичьи крестьяне. Этнографические материалы, собранные в Центральном Черноземье в последние годы, свидетельствуют, что цуканами до сих пор именуют себя жители некоторых сёл Семилукского района Воронежской об-ласти (Новосильское, Ивановка, Долгомоховка), а также дере-вень Набоково, Барышниково, Даниловка, сёл Васильевка и Малые Борки Тербунского района Липецкой области. В с.Троицкое (Семилукского района) "цуканами" называли "приезжих из Липецкой области", "не коренных жителей".
Предполагается, что локальный этноним "цуканы" был пер воначально присвоен как прозвище жителям перечисленных выше сёл соседями-однодворцами и указывает на особенности их говора: так называемое "цуканье" (или "цоканье") – неразличение аффрикат Ц и Ч. В "Толковом словаре" В. И. Даля читаем: "Цукан (тамбовское, воронежское) – цокальщик, кто гово-рит Ц вместо Ч".
Иного мнения придерживался в своё время воронежский краевед А.М. Путинцев, предполагавший, что эт-ноним-прозвище "цукан" происходит либо от чукавый ("догадли-вый, сметливый"), либо от чукан – "щёголь".
Существует целый ряд и народных этимологий. Например, по сообщению информаторов из Тербунского района Липецкой области, в селе Казинка "живут цуканы, или суканы" – "в старину здешний барин Штахов, якобы, менял крепостных на сук, – вероятно, отсюда и название".
Следует отметить, что в прошлом цоканье действительно являлось одной из характерных особенностей говора "цуканов"; однако большинство жителей "цуканских" селений утратило эту особенность говора в начале ХХ века. По сообщению из д. Ба-рышниково, цуканы "разговаривают на ы – пычаму, мыкаро-ны", а в д.Даниловка – "на и".
Однодворцы – сословная по происхождению этнокультурная группа южнорусского населения, потомки военно-служилых людей низшего разряда (стрельцов, пушкарей, казаков и др.), поселённых в XVI-XVII вв. на южной окраине Московского государства для защиты степных границ. В пределах Воронежского края однодворческие селения располагались преимущественно в северо-западной его части (например, в пределах Воронеж-ского уезда это сёла Никольское, Приваловка, Верхняя Хава, Спасское, Чертовицкое, Усмань-Собакино, Курино, Рогачёвка, Камышино, Ступино и другие).
По данным этнографических ис-следований 1990-2000-х гг., "однодворцами" называли себя в прошлом (или называют до сих пор) жители целого ряда насе-лённых пунктов Задонского района Липецкой области (сёла Ксизово, Мухино, Балахна и др.), Хлевенского района (с. От-скочное), Тербунского района (сёла Урицкое, Солдатское, Ново-сильское, Берёзовка, Малые Борки, 2-е Тербуны, Казинка, Дуб-рово), Семилукского района Воронежской области (села Троиц-кое, Голосновка).
Село Ксизово, например, по свидетельству информаторов, в прошлом делилось на две части – "однодворщину" и "барщину"; "парни однодворщины и барщины не ходи-ли на половины села друг к другу"; различался и их говор.
В составе однодворческого населения выделяются (выде-лялись) мелкие группы со своими этнонимами-прозвищами.
Талагаи (талагайщина) – локальная группа однодворцев. Талагаями и талагушками до сих пор называют также жителей с. Коломенское (в Каширском районе). По мнению Д.К. Зелени-на, например, этноним происходит от талагаять или талалакать – "дурно, картаво говорить". Другие сходятся во мнении, что про-звище "талагаи" буквально означает "бездельники, невежи".
В.И. Даль указывает несколько различных значений слова "талагай": лентяй, шатун, тунеяд; большой болван, неуч, невежа; (воронежское бранное) однодворец; вообще странный, чужой мужик, отличаемый по одежде; (симбирское) мордовская жен-ская верхняя рубаха. А.М. Путинцев считал, что прозвище "тала-гаи" связано с особенностями одежды: однодворцы Нижнеде-вицкого уезда, якобы, носили длинную белую рубаху с "полеками", как у женщин (т.н. талагай – верхняя мордовская женская рубаха с вышивками).
Ягуны – однодворческая группа, проживавшая в запад-ной части Нижнедевицкого уезда, сёла Богородицкое, Роговое, Ключи, Горшечное, Солдатское). Прозвище "ягуны" происходит, по всей видимости, от особенностей их говора (произношение каго, яго).
Ионки - однодворцы Нижнедевицкого уезда, группа более образованная, чем другие, утратившая к началу ХХ века арха-измы в говоре, носившая городской костюм. Прозвище "ионки" опять-таки связано с особенностями говора (по произношению ион/ён вместо он).
Щекуны – группа однодворцев "грубого нрава", проживавшая в Нижнедевицком и Коротоякском уездах и иногда приравнивавшаяся к талагаям. По свидетельству Н.И. Лебедевой, щекуны (или щекольщики) – локальный этноним также жителей с. Роговатое (в Белгородской области).
Жители с.Анновка Бобровского района носили прозвище щегунки, которое народная этимология производит от чугунки (в их говоре звук Ч заменяется на Щ: чугунки=щегунки). В "Толко-вом словаре" В. И. Даля щекун, щекуха (воронежское) – тот, кто говорит ЩЕ или ЩО вместо ЧТО. Щеканье вообще является ти-пичной чертой ряда южнорусских говоров (в том числе, и саян-ского говора в Курской области, для которого характерно отсут-ствие аффрикат и произношение в соответствии Ч - мягкого Ш, а в соответствии Ц - С).
Москали (т.е. "подчинённые Москве") – так называют себя жители с.Татарино (Каменский район Воронежской области). В языке, культуре и быту жителей этого села наблюдается до-вольно сильное украинское влияние, но в целом сохраняется традиционная русская культура.
Кацапы – самоназвание жителей ряда населённых пунк-тов в Тербунском районе Липецкой области (села Яковлево, Вислая Поляна, Озерки), Репьевского района Воронежской об-ласти (с. Истобное).
Гамаи – локальный этноним-прозвище жителей с. Долго-моховка (Семилукский район), сёл Яковлево и Вислая Поляна (Тербунский район Липецкой области). По сообщению информаторов из с. Долгомоховка, в прошлом гамаи были "незакреп-лённые за барином"; они отличались от цуканов говором (гово-рили, например, прийдешь), носили широкую юбку.
Этимологически слово гамай, вероятно, связано с гамить или гаманить/ гаманеть – "гомонить, говорить громко, шумно, кричать". Возможна связь "гамаи" с бранным галманы – "му-жик, олух, грубиян, невежа"; в ряде мест Воронежской губернии слово "галманы" являлось прозвищем однодворцев.
Можно предполагать также связь слова "гамай" с диалектизмом баглай, встречающимся в ряде мест Воронежской и Курской областей и имеющим значение "лентяй, дармоед, увалень, лежебока". В нач. ХХв бранное прозвище "баглаи" употреблялось воронежскими мещанами по отношению к сельским жителям вообще.
см 2
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204160623
А.З. Винников, В.И. Дынин, С.П. Толкачёва
ЛОКАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
В СОСТАВЕ ЮЖНОРУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ
ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ
Обширность этнической территории русских обусловила наличие множества этнографических и субэтнических групп в составе русского народа, каждая из которых имеет свои специ-фические особенности в языке (говоре) и традиционно-бытовой культуре. Население Воронежского края в прошлом разделялось на несколько локально-этнических (этнотерриториальных), этно-сословных, этноконфессиональных и иных субэтнических групп (однодворцы, цуканы, экономические/монастырские крестья-не, старообрядцы и другие).
Локально-этническими группами в составе южнорусского населения Воронежского края, в частности, являются:
Цуканы –
этнотерриториальная группа в составе южно-русского населения, различавшаяся и по сословной категории: в XIX - начале ХХ века цуканы относились к разрядам поме-щичьих и монастырских крестьян.
В пределах Воронежского края (по данным исследователей XIX – начала ХХ века Н.И. Второва, А.М. Путинцева, Д.К. Зеленина) цуканы проживали компактной массой в бассейне р.Хворостань: сёла Московское, Можайское, Коломенское, Каширское, Новоклинское, Верей-ское, Мосальское, Дорогобужское, Одоевское, Левая Россошь (в пределах Воронежского уезда); Копанище, Тресоруково, Марьино, Почепское, Рождествено, Олень-Колодезь, Дракино, Давы-довка, Солонцы, Борщево (в пределах Коротоякского уезда).
Эти сёла возникли в 1760-1770-х гг., когда здесь были поселены бывшие монастырские крестьяне, переданные в ведение коллегии экономии и называвшиеся экономическими.
К "цуканским" относились также отдельные селения в Нижнедевицком (Берёзово, Одинцовка, Змеевка), Землянском (Каверино/Таволжанец, Ивановка, Коровкины), Валуйском (Бе-лый Колодезь), Новохопёрском (Каменка/Садовка) уездах.
В этих сёлах проживали помещичьи крестьяне. Этнографические материалы, собранные в Центральном Черноземье в последние годы, свидетельствуют, что цуканами до сих пор именуют себя жители некоторых сёл Семилукского района Воронежской об-ласти (Новосильское, Ивановка, Долгомоховка), а также дере-вень Набоково, Барышниково, Даниловка, сёл Васильевка и Малые Борки Тербунского района Липецкой области. В с.Троицкое (Семилукского района) "цуканами" называли "приезжих из Липецкой области", "не коренных жителей".
Предполагается, что локальный этноним "цуканы" был пер воначально присвоен как прозвище жителям перечисленных выше сёл соседями-однодворцами и указывает на особенности их говора: так называемое "цуканье" (или "цоканье") – неразличение аффрикат Ц и Ч. В "Толковом словаре" В. И. Даля читаем: "Цукан (тамбовское, воронежское) – цокальщик, кто гово-рит Ц вместо Ч".
Иного мнения придерживался в своё время воронежский краевед А.М. Путинцев, предполагавший, что эт-ноним-прозвище "цукан" происходит либо от чукавый ("догадли-вый, сметливый"), либо от чукан – "щёголь".
Существует целый ряд и народных этимологий. Например, по сообщению информаторов из Тербунского района Липецкой области, в селе Казинка "живут цуканы, или суканы" – "в старину здешний барин Штахов, якобы, менял крепостных на сук, – вероятно, отсюда и название".
Следует отметить, что в прошлом цоканье действительно являлось одной из характерных особенностей говора "цуканов"; однако большинство жителей "цуканских" селений утратило эту особенность говора в начале ХХ века. По сообщению из д. Ба-рышниково, цуканы "разговаривают на ы – пычаму, мыкаро-ны", а в д.Даниловка – "на и".
Однодворцы – сословная по происхождению этнокультурная группа южнорусского населения, потомки военно-служилых людей низшего разряда (стрельцов, пушкарей, казаков и др.), поселённых в XVI-XVII вв. на южной окраине Московского государства для защиты степных границ. В пределах Воронежского края однодворческие селения располагались преимущественно в северо-западной его части (например, в пределах Воронеж-ского уезда это сёла Никольское, Приваловка, Верхняя Хава, Спасское, Чертовицкое, Усмань-Собакино, Курино, Рогачёвка, Камышино, Ступино и другие).
По данным этнографических ис-следований 1990-2000-х гг., "однодворцами" называли себя в прошлом (или называют до сих пор) жители целого ряда насе-лённых пунктов Задонского района Липецкой области (сёла Ксизово, Мухино, Балахна и др.), Хлевенского района (с. От-скочное), Тербунского района (сёла Урицкое, Солдатское, Ново-сильское, Берёзовка, Малые Борки, 2-е Тербуны, Казинка, Дуб-рово), Семилукского района Воронежской области (села Троиц-кое, Голосновка).
Село Ксизово, например, по свидетельству информаторов, в прошлом делилось на две части – "однодворщину" и "барщину"; "парни однодворщины и барщины не ходи-ли на половины села друг к другу"; различался и их говор.
В составе однодворческого населения выделяются (выде-лялись) мелкие группы со своими этнонимами-прозвищами.
Талагаи (талагайщина) – локальная группа однодворцев. Талагаями и талагушками до сих пор называют также жителей с. Коломенское (в Каширском районе). По мнению Д.К. Зелени-на, например, этноним происходит от талагаять или талалакать – "дурно, картаво говорить". Другие сходятся во мнении, что про-звище "талагаи" буквально означает "бездельники, невежи".
В.И. Даль указывает несколько различных значений слова "талагай": лентяй, шатун, тунеяд; большой болван, неуч, невежа; (воронежское бранное) однодворец; вообще странный, чужой мужик, отличаемый по одежде; (симбирское) мордовская жен-ская верхняя рубаха. А.М. Путинцев считал, что прозвище "тала-гаи" связано с особенностями одежды: однодворцы Нижнеде-вицкого уезда, якобы, носили длинную белую рубаху с "полеками", как у женщин (т.н. талагай – верхняя мордовская женская рубаха с вышивками).
Ягуны – однодворческая группа, проживавшая в запад-ной части Нижнедевицкого уезда, сёла Богородицкое, Роговое, Ключи, Горшечное, Солдатское). Прозвище "ягуны" происходит, по всей видимости, от особенностей их говора (произношение каго, яго).
Ионки - однодворцы Нижнедевицкого уезда, группа более образованная, чем другие, утратившая к началу ХХ века арха-измы в говоре, носившая городской костюм. Прозвище "ионки" опять-таки связано с особенностями говора (по произношению ион/ён вместо он).
Щекуны – группа однодворцев "грубого нрава", проживавшая в Нижнедевицком и Коротоякском уездах и иногда приравнивавшаяся к талагаям. По свидетельству Н.И. Лебедевой, щекуны (или щекольщики) – локальный этноним также жителей с. Роговатое (в Белгородской области).
Жители с.Анновка Бобровского района носили прозвище щегунки, которое народная этимология производит от чугунки (в их говоре звук Ч заменяется на Щ: чугунки=щегунки). В "Толко-вом словаре" В. И. Даля щекун, щекуха (воронежское) – тот, кто говорит ЩЕ или ЩО вместо ЧТО. Щеканье вообще является ти-пичной чертой ряда южнорусских говоров (в том числе, и саян-ского говора в Курской области, для которого характерно отсут-ствие аффрикат и произношение в соответствии Ч - мягкого Ш, а в соответствии Ц - С).
Москали (т.е. "подчинённые Москве") – так называют себя жители с.Татарино (Каменский район Воронежской области). В языке, культуре и быту жителей этого села наблюдается до-вольно сильное украинское влияние, но в целом сохраняется традиционная русская культура.
Кацапы – самоназвание жителей ряда населённых пунк-тов в Тербунском районе Липецкой области (села Яковлево, Вислая Поляна, Озерки), Репьевского района Воронежской об-ласти (с. Истобное).
Гамаи – локальный этноним-прозвище жителей с. Долго-моховка (Семилукский район), сёл Яковлево и Вислая Поляна (Тербунский район Липецкой области). По сообщению информаторов из с. Долгомоховка, в прошлом гамаи были "незакреп-лённые за барином"; они отличались от цуканов говором (гово-рили, например, прийдешь), носили широкую юбку.
Этимологически слово гамай, вероятно, связано с гамить или гаманить/ гаманеть – "гомонить, говорить громко, шумно, кричать". Возможна связь "гамаи" с бранным галманы – "му-жик, олух, грубиян, невежа"; в ряде мест Воронежской губернии слово "галманы" являлось прозвищем однодворцев.
Можно предполагать также связь слова "гамай" с диалектизмом баглай, встречающимся в ряде мест Воронежской и Курской областей и имеющим значение "лентяй, дармоед, увалень, лежебока". В нач. ХХв бранное прозвище "баглаи" употреблялось воронежскими мещанами по отношению к сельским жителям вообще.
см 2
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204160623
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 07 сентября ’2012 14:32
Василий Иванович,Вы нашли очень интересный материал...СПАСИБО!!!Виктор.
|
koshelewiktor19467
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор