Талдоны – прозвище жителей "села Красненьского" (с. Красное Каширского района ?), которые говорили: Ванещка, приняси скалощку. Этимологически, возможно, связано с талдонить, талдыкать – "говорить бестолково" (ср. тамбовско-пензенский диалектизм далдонить/долдонить – "болтать, пусто-словить, много говорить").
История формирования локально-этнических групп Воро-нежского края – сложная и не до конца решённая научная про-блема. Так, по мнению Н.И. Второва, цуканы, например, пере-селились в Воронежский край из центральных губерний России не ранее 60-х гг. ХVIII века.
Свой вывод Н.И. Второв основывал на том, что у цуканов "сохранялись в памяти рассказы их дедов о том, из каких мест они вышли", "а сами названия многих селений, в которых живут цуканы, ясно указывают на места их первоначального жительства – Московское, Мосальское, Мо-жайское, Коломенское, Каширское, Одоевское, Дорогобужское, Мещовское и т.д."
Последующие исследования поставили, однако, под со-мнение этот вывод Н.И. Второва. Так, изучение цуканских сёл в 1950-х гг. позволило Н.И. Лебедевой предположить, что эта груп-па населения значительно более древняя, сохранявшаяся в глу-хих местах южнорусского региона ещё с домонгольских времён, а позднее – в XVI-XVIII вв. – впитавшая в себя новые пересе-ленческие волны из центральных уездов России.
Подобным образом и так называемые щекуны являются, по мнению Н.И. Лебедевой, остатками древнего славянского населения Дона, позднее смешавшегося с однодворцами или переведённого в разряд служилых людей.
Данные топонимики и археологии свидетельствуют о пребывании в бассейне Среднего Дона отдельных групп финно-угорского населения, которое в домонгольское время так или иначе контактировало с появившимися здесь позднее восточными славянами. Следствием таких контактов могло явиться, в частности, появление цоканья в говоре отдельных групп славян-ского (позднее – южнорусского) населения.
Локально-этническая группа цуканов по своему происхо-ждению могла быть связана как раз с древним славянским на-селением Среднего Подонья, которое обитало здесь в условиях контактов с финно-угорскими группами. Не исключена поэтому связь этнонима "талдоны" (равно как и других южнорусских диалектизмов, типа, долдон, далдон, талдонить, долдонить) с мок-ша-мордовским толдонь, толдоння – "из тех мест, оттуда".
Восточные славяне, появившиеся в указанном регионе, встретили здесь группы более древнего финно-угорского насе-ления, язык которого был им непонятен.
До нашего времени сохранились некоторые специфические особенности в одежде и других компонентах традиционной культуры. К нашему времени позднейшие переселенцы – т.е. монастырские, экономические крестьяне – уже слились с другими, древнейшими по времени появления в крае группами населения. Различия в говоре, если и были, стёрлись, но доказательством существования здесь разных сословных групп убеди-тельно выступают особенности традиционного костюма.
По сообщению из с. Долгомоховка, цуканы – барские крестьяне – носили "платья гаратские". В с. Набоково отмечали отличие цуканов от однодворцев "разговором и обрядом": цуканы носили юбки паперешнаи (полотно идет поперёк), а однодворцы – далявые (в длину). Характерной чертой женской одеж-ды цуканов можно также считать бытование рубахи с прямыми поликами, пришитыми по основе ткани. Отличие её от рубах других групп южнорусского населения вполне очевидно.
Для поясной одежды цуканов характерна так называемая "глухая" понёва, которую шили из трёх прямых клетчатых полот-нищ домотканой шерсти и дополнительного полотнища – про-швы. В комплексе костюма цуканов также отмечено бытование линного туникообразного передника – "запана". У цуканов была распространена весьма архаичная форма женского головного убора – кички – с рогами, торчащими кверху.
В женском голов-ном уборе цуканов сохранялся и ряд других архаичных южно-русских черт. Анализ традиционного костюма цуканов Воро-нежского края даёт основания предполагать архаичный характер и древнее происхождение этой локально-этнической группы южнорусского населения.
По сообщению из с. Солдатское, однодворцы носили юбки челноками или далявые. Характерными элементами женского костюма однодворческого населения Воронежского, Землян-ского, Задонского уездов являются: рубаха с большим отлож-ным воротником, с прямыми поликами, пришитыми по основе ткани; рукава с большими оборками шириной до 20 см; в каче-стве поясной одежды большей частью использовалась полоса-тая юбка по типу юбки "андарак" (встречавшаяся в Прибалтике и Белоруссии); нагрудная одежда – душегреи и жилетки; голов-ной убор – так называемый "однодворческий кокошник".
Этими чертами костюм однодворцев указанных уездов сильно отличается от южнорусского костюма, характерного для ряда других однодворческих групп Воронежского края – в част-ности, талагаев и ягунов. Можно предполагать, что указанные особенности однодворческого костюма связаны по своему происхождению с Подмосковьем, откуда в своё время как раз и переселялось служилое население в южные районы.
Отмечается сходство костюма помещичьих крестьян и однодворцев сел Малышево, Устье и Петино с костюмом одно-дворцев-талагаев из Нижнедевицкого уезда. У щекунов Нижне-девицкого и Коротоякского уездов в одежде бытовала особая рубаха с косыми поликами (причем район бытования такой ру-бахи, по данным Л. Н. Чижиковой, простирается полосой по правому берегу Дона вплоть до р. Потудань).
Н.И. Лебедева полагает, что у щекунов Нижнедевицкого уезда прослеживаются реликты местной домонгольской одежды и обуви (черные шушпаны, нагрудники-пузатки, шерстяные чёрные оборы). У щекольщиков с. Роговатое также имеют ме-сто архаичные черты в женской одежде (рогатая кичка и т.п.), а вышивки на рубахах аналогичны вышивкам на старинных ру-бахах с Черниговщины.
На ранневесеннюю календарную обрядность сильное воздействие оказала христианская традиция. Видимо, в связи со всевозможными запретами в этот период, ритуальные дей-ствия не получили широкого распространения в этот сезон. Все сохранившиеся обряды этого периода были связаны с воздей-ствием на будущую урожайность, поэтому важнейшее значение в них приобретают магические свойства хлебной выпечки.
Вероятно, вследствие довольно значительной редукции ритуально-магических действий в сознании крестьянства сфор-мировалась иная система верований, также основанная на языческом мировосприятии, но связанная с потусторонними нечистыми силами. Так, например, в традиционном мировос-приятии жителей большинства обследованных сёл огромное значение имеют поверья, связанные с колдунами. На их основе широкое распространение получил жанр былички.
4. Путинцев А. М. Пища и напитки в верховом цуканском селе // Народный побыт. Воронеж, 1927. Вып. 1. С. 44.
10. Зеленин Д. К. Великорусские говоры с неорганиче-ским и непереходным смягчением задненёбных согласных, в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. СПб., 1913. С. 81; Он же. Талагаи и цуканы // Памятная книжка Воронежской губернии на 1907 год. Воронеж, 1908.
21. Лебедева Н.И. Этнографическая характеристика от-дельных групп русского населения Орловской, Курской и Липец-кой областей // Материалы и исследования по этнографии рус-ского населения Европейской части СССР. М., 1960 (Труды Ин-ститута этнографии АН СССР. Т. 57). С. 264-265.