16+
Лайт-версия сайта

Растягивая Небо на разрыв...

Литература / Статьи / Растягивая Небо на разрыв...
Просмотр работы:
31 июля ’2023   11:44
Просмотров: 2405

“РАСТЯГИВАЯ НЕБО НА РАЗРЫВ…”
(о поэзии Карена Самунджяна)

Известно, что архитектурное образование довольно часто проявляет в людях поэтический талант. Вспомним, например, звезду “шестидесятых” Андрея Вознесенского; или вошедшую в топ-10 мирового рейтинга рок-группу “Рink floyd” (“Пинк флоид”), прославившуюся не только психоделической музыкой, но и философскими текстами своих композиции. В масштабах русскоязычного мира это: Вячеслав Бутусов (“Наутилус помпилиус”), Константин Меладзе (правда, он кораблестроитель по образованию, но корабли - это те же дома, только на воде);Сергей Шнуров (виртуоз ненормативной лексики, заслуживший народную любовь веселыми и злыми текстами песен на темы пошлости, подлости, глупости и т.д.). Поэтический дар каждого из них несомненен. И значит, есть в зодчестве какая-то тайна, дающая власть над Словом.

“…И зовётся всё это - тайной,
Ожиданье длиною в век…
Посмотрите: там Бог печальный
Сыпет, сыпет в ладони снег…”

* * *

Карен Самунджян, тоже из зодчих.
Он уже заканчивал последний курс архитектурного факультета Грузинского Государственного политехнического института в родном, любимом городе Тбилиси, когда в 1991 г. его семье пришлось эмигрировать в США. Там Карен и состоялся, как профессионал, Он стал успешным архитектурным криэйтором, дизайнером, художником. Участник выставок. биеннале, арг-шоу на площадках США, Европы.
Его картины украшают стены концертного зала Карнеги-холл, а также престижных частных коллекций.
Сегодня Карен с семьей живет на две страны: США и Грузию, любит путешествовать, совершенствует свои знания по философии, теологии, эзотерике, следит за достижениями фундаментальных наук, формирующих современное представление о мире.
Он эрудит и интересный собеседник.
Но при всем при том, при всей своей популярности в качестве художника, архитектора, дизайнера
Карен Самунджян позиционирует себя, в пераую очередь, как писатель, поэт.
По большому счету, он “зрит в корень”, поскольку еще в Библии сказано, что
“вначале было Слово”.
Эту истину мы и возьмем за основу,
читая стихи Карена Самунджяна.

Я БУДУ ПЕРВЫМ!

Молебен слышен
На вираже...
В моторном рёве,
В хлопке кардана,
Жужжат колёса:
-Уже... уже...
А руль не хочет,
Ему всё - рано!
Осколки неба, и пыль столбом,
И бьётся кузов в безумном танце,
И слепнет глаз под шальным углом,
Стяжая блики протуберанца.
-По тормозам?!
-Но никак не сметь!
Я буду первым!
Я буду первым...
И, огрызаясь оскалом нервным,
Мой Ангел вновь отгоняет смерть...
Мой Ангел знает: мне жизни мало,
И смертью впрок запасаюсь я!
На вираже выпускает жало
Моя шипящая коллея...
Жужжат колеса, а, может, воют,
Поршня клокочут, и пыльный взрыв.
-Послушай, Ангел, готовься к бою!
За той скалою - идём в отрыв!..

* * *

Бешеная динамика и полный эффект присутствия на гонках! Даже кажется, что уши заложило от грохота. Строки стихотворения складываются, вернее, летят, как поток сознания автогонщика. Угол зрения такой, как будто кинокамера вмонтирована в его зрачок: “и слепнет глаз под шальным углом, стяжая блики протуберанца”.
Одновременно как бы другая, динамичная камера с разных точек снимает не менее остроракурсные кадры, проносящиеся перед мысленным взором читателя в виде клипа. Попутно мы убеждаемся, что гонщик - опытный профессионал: по его сленгу (“кардан” вместо “карданный вал”, поршнЯ” вместо “пОршни”), по привычке диагностировать состояние автомобиля на звук: мотор рычит, жужжит, воет, кардан хлопнул, “поршня клокочут”, покрышки оставляют след - “моя шипящая колея”. Весь организм машины напряжен до предельной возможности. Но гонщик рвется за пределы. Такое рисковое безрассудство заставляет сердца читателей замирать в сладком ужасе. Мы понимаем, что это уже не спортивный азарт, а нечто большее, ставка больше, чем жизнь:
“Мой Ангел знает, мне жизни мало, и смертью впрок запасаюсь я”.
Вот он, образ, поднимающий стихотворение на качественно новый уровень - Ангел гонщика! Он безжалостно разрушает постный и кроткий стереотип беззубого “ангельского” сословия, к которому мы привыкли.
“И, огрызаясь оскалом нервным, мой Ангел вновь отгоняет смерть…”
До чего же он обаятельный, этот
Небесный Хранитель безбашенного гонщика! Он - соратник, единомышленник, брат.
Именно с такими Ангелами за плечами люди всех поколений совершали и совершают великие дела! Именно такие Ангелы вдохновляли и вдохновляют первопроходцев, преодолевая страх, делать первый шаг в неизведанное, открывать новые горизонты. Иногда ценой своей жизни.
“Послушай, Ангел, готовься к бою! За той скалою идем в отрыв”.
Кажется, что стихотворение написал гонщик, но это не так. Его автор никогда не имел никакого отношения к авторалли и наблюдал их исключительно как зритель.
Погрузиться в образ, говоря театральной терминолгией, ему помогла эмпатия (вчувствование). Поэт не просто придумал характер и сконструировал необходимую ситуацию, он все прочувствовал, пережил внутри себя. Поэтому и мы, читатели, смогли ясно и четко увидеть этот поэтический клип. Такова первая особенность творческого метода Карена. Благодаря ей его стихи наполнены объемными, живыми, самобытными образами, которые коварно проникают в душу читателя и располагаются там на правах любимых персонажей. Например, волк, который, при ближайшем рассмотрении, не простой волк, а полумифическое тотемное животное с сознанием человека и чертами волка:

Души растерянную суть
Оскалом прокляну
И, не найдя опять свой путь,
Завою на Луну.
И, пожирая жёлтый свет
Глазницей темноты,
Оставлю лапой рваный след
Безумной красоты.
И скулы,- волчьи - сведу,
Откину злую тень...
И рыком горьким заведу
Холодную метель...

* * *

А вот перед нами основатель самой большой в истории человечества сухопутной империи Чингисхан, Его портрет - это приглашение к размышлению о том, почему человеческие детеныши так любят играть в войну.

…И сила тех неистовых ветров
Сметает иноземные пороги…
Он Дух степей,
Его избрали Боги!
Он,- Чингисхан
Низложенных голов...

История... эпоха... отраженье…
Вновь тень его приходит с глубины,
Чтоб поиграть с ребячьим воображеньем
В Монгола,- неоконченной войны...

* * *

С холодных императорских высот перенесемся в знойную пустыню бедного странника-бедуина. И почувствуем ту же печаль одиночества.

И клонится к закату этот свет,
И алыми разливами сгорает,
Там бедуин неторопливо тает
Желанию закатному в ответ.
Усталый путник, вечностью гонимый,
Он караваны прошлого ведёт.
Вся жизнь его, верблюжьи гладя спины,
Куда-то в даль
бредёт,
бредёт,
бредёт…

* * *
Бесконечный путь по пустыне изредка балует странника блаженством оазиса, воспоминания о котором долго потом будут укреплять его дух в суровых испытаниях дороги.

…Цветёт миндаль,
Журчание ключей,
И трели птиц, как райская услада,
И юная наложница средь сада,
И тень скрывает блеск её очей...

Старик мулла там дремлет у стены,
И видит он святые сноведенья,
И звёзды, что в барханы влюблены,
Там замышляют скорое паденье

Там – на краю загадочных пустынь,
Среди дворцов могучего эмира
Взволнованный мальчишка- бедуин
С ладоней кормит Белого павлина…

* * *

Карен по-дельфиньи легко погружается в любые проявления реальности и ирреальности, любит перенестись через время и пространство в творческую лабораторию одного из любимых поэтов,
чтобы провести с ним воображаемый диалог на волнующую обоих тему.
Например, о творчестве и его роли в жизни писателя.
Анна Ахматова в стихотворении “Муза” утверждает, что для поэзии не существует запретных тем. Произведение заканчивается ее вопросом к Музе: “Ты ль Данту диктовала страницы Ада?” Отвечает: “Я”.
Чтобы понять всю неожиданность эффекта от такого ответа, вспомним для начала сам этот “Ад” Данте. Если не заморачиваться на неизвестных и никому не нужных именах, их связях, войнах и родне, а сконцентрироваться на грехах и наказаниях за них, то, надо сказать, Стивен Кинг здесь отдыхает!
“Дантов ад” написан с нечеловечески жестокой фантазией! Поэтому ответ
“милой гостьи с дудочкой в руке”
производит впечатление разорвавшейся бомбы.
Карен Самунджян в своей стилизации продолжает тему, сосредоточившись на внутренних ощущениях поэта, дерзнувшего шагнуть за опасную грань:

Безумие,- космическая нота,
Вновь голова в объятьях орбит,
Поэт, как полутемная природа,
Сейчас об этой ночи говорит...
Как холодно...
За протяженьем бритвы,
За вспоротостью всех сакральных сфер
В меня, как в незаконченность молитвы,
Вползает окаянный Люцифер...
И шорохи,
И голоса,
И звуки,
Дыхание из адова огня...
О, Муза, мы сроднились в этой муке —
Ты так похожа стала на меня...
И ты, и я теперь,- одно проклятье,
Теперь одна смертельная любовь.
Ах, эти Люциферовы обьятья!
Ах, эта неприкаянная кровь…

* * *

Итак, для того, чтобы, не испугавшись “люциферовых объятий”, идти в ад во имя обретения истины, нужна “неприкаянная кровь” настоящего художника в обобщенном значении этого слова. Тема призвания, высокой миссии искусства проходит красной нитью сквозь все творчество Карена,
каждый раз удивляя поразительно
новыми гранями.
В стихотворении “Величие мазка”
фабула построена на том, что художник пишет картину на тему распятия Христа. причем этот традиционный сюжет он видит по-своему, по-новаторски.

Рука Творца - неоспорима...
Но капля крови у виска -
По человечески ранима...

Творитель сущих берегов,
Весь путь Он выверил до шага,
И молвил:
-Казнь среди голгоф
Преображению во благо...

…И, Мастер
Вещего пера,
Он объявил своё решенье.
Мария...
сумерки...
гора...
гром...
тишина...
и возвращенье...

С нечеловеческой Любовью,
Вонзив копьё своё в Христа,
Он расписался Отчей кровью
По праву Гения холста…

* * *

Лирический герой стихотворения утверждает свое право на собственную трактовку истории Христа, поскольку он тоже демиург, созидающий своими холстами собственную Вселенную. “По праву Гения холта”.
Но с точно такой же убедительностью здесь возможна и противоположная версия: в облике живописца воплощен сам Бог-Творец, Мастер, у которого все мироздание - это полотно для реализации его замыслов, а слова “казнь среди гологоф Преображению во благо” означают, что смерть во имя высоких идеалов - это звено в иерархии перевоплощений, ведущих к совершенству человеческой личности. Мы знаем, что в некоторых мировых конфессиях принята именно такая концепция эволюции человека.
На этом примере видно, что в поэтике Карена разные по масштабу образы и смыслы могут спокойно сосуществовать в одном пространстве, совмещаясь наподобие матрешки. Его тропы (средства художественной выразительности) всегда лаконичны, в них,при всей красочности нет цветистости, нагромождения синонимов и эпитетов в превосходной степени. Они емкие, зримые, глубокие и - простые, как просты драгоценные камни по сравнению с поделками. Например, в стихотворении “Время как искус” с помощью метких эпитетов и точных метафор создается объемный урбанистический пейзаж угадайте, какого города:)

Под гулкий лай простуженных химер
Скатился ветер с куполов и с крыш,
На свой неподражаемый манер
Сорвал листы просроченных афиш.

* * *

Не сомневаюсь, что вы угадали.)) Конечно, химерами украшали католические соборы, в изобилии населяющие Европу. Идем дальше. Химеры наши простужены - значит, климат здесь холодный, дождливый и ветреный. Следовательно, место действия - северная Еврора. А ветер, срывающий афиши, подскажет нам время действия. Афиши как элемент дизайна были в моде в первой половине ХХ века. Все эти мои педантичные выкладки за долю секунды проносятся в мозгу читателя, безошибочно выстроив стройную картинку. При этом тропы Карена чудесным образом вмещают в нее и эмоциональную окраску (“гулкий лай химер”, у ветра “свой неподражаемый манер”) и ностальгическую нотку некой заброшенности, провинциальности (“листы просроченных афиш”, срываемые ветром).
Своеобразие художественного метода Карена особым образом проявляется и в следующем стихотворении.

ТЁПЛЫЙ ЭТОТ ЛЁД
(фрагменты)

Красиво как!.. Укрыта в янтаре
Чья то окрылённая беспечность.
Мы - бабочки...
Из бренной суеты,
Под пеною оплавленной слюды
Обречены переметнуться в вечность.
Мы - бабочки...
Мы рождены на миг,
Мы - краткий крик
В глубинах мирозданья…
И пусть мы мимолетные создания,
Но в нас осколок вечности проник…

* * *

Метафоры Карена совершенно особенные. Они - открытые, в том смысле, что их можно обозначить математическим символом бесконечности - перевернутой восьмеркой. Их смысловые наполнения свободно размещаются в спректре от ассоциативных до противоположных друг другу. На примере приведенного стихотворения это хорошо видно.
Метафора “мы - бабочки” считывается легко и сразу: человеческая жизнь так же мимолетна, беззаботна и беззащитна, как полет бабочки. А янтарь - это аналог времени, которое и губит, и сохраняет попавших в его лавину. Смерть в капле янтаря здесь означает переход в другое качество жизни, может быть, даже бессмертие. Это преодоление смерти называется памятью. Самый очевидный вид памяти - искусство. “Рукописи не горят”, как известно. Но метафора, продолжая свое развитие, приводит нас к мысли о том, что искусство - всего лишь часть более глобального явления - творчества вообще. Способность к творческой деятельности - то немногое, что отличает нас от животных. Именно эта способность гарантирует развитие человечества как вида, иными словами стремление к бессмертию:

Мы - бабочки...
И наше продолженье
Пусть застывает средь янтарных вод,
Ведь, вопреки земному притяженью,
Мы существа летающих пород.

* * *

Метафорический ряд стихотворения доходит до кульминации, до первоисточника бессмертия - молекулы Памяти, двойной спирали ДНК, которая надолго, на века концентрирует накопленный опыт жизни во всем его неповторимом великолепии.

Янтарь на шее -
Как святой сосуд,
Как оберег оборванного чуда.
Мы - бабочки,
Мы под стеклом,
Мы тут.
Попробуйте нас вызволить отсюда…

* * *

И здесь самое время перейти к любовной лирике Карена Самунджяна.
В этой теме он не выбивается
из мощного хора собратьев по перу, воспевающих любовь как величайшую ценность, даже если порой она становится болезненной драмой. В стихах о разлуке, потерянной любви, несбывшемся счастье Карен остается неизменно психологичным и душевно тонким:

Я отпускаю руку.

Скрежет,
Отрыв,
Исход.
Небо качнулось будто,
Боль набирает ход
В это сырое утро...
Знать, у всего свой срок.
И зеркала разбиты,
Подводит судьба итог,
Срывая меня с орбиты.
Слезы твои - ручьи,
Бегут по щеке без звука.
Прошу тебя, не молчи…

* * *

…И Ты стояла, грустная слегка,
И, колыхаясь тенью над волною,
Твоя из счастья тканная рука
Прощалась с недосказанной любовью...

* * *

Но гораздо чаще и охотнее
Карен пишет о счастливой любви.
Каждое из таких стихотворений отличается внутренней гармонией и особой прелестью образов, перетекающих один в другой.

КАК СНОВИДЕНЬЕ

Мерцает свод, и дымка над рекою,
И дремлет у дороги хвойный лес.
Мы счастливы,
Мы счастливы с тобою,
И счастье это сыплется с Небес.
В морозном зеркале творится отраженье
Из белых крон, из звездной глубины,
Где я и ты приведены в движенье
На выдохе божественной страны.
Нам суждено средь снегопада сгинуть
И, очутившись в ласковом плену,
Из белоснежной раковины вынуть
Щемящую до боли тишину.
И в сопричастьи легкого паденья,
Средь миллионов хрупких этих страз
Увидеть целый Мир, как сновиденье,
В котором счастье сыплется на нас…

* * *

Эти стихи пропитаны музыкальностью. Кажется, что они - слова изысканного романса, музыка которого вот-вот зазвучит где-то рядом. Между тем, ни одно из подобных стихотворений Карена - а у него их много - пока не положено на музыку. Будем надеяться, что это обязательно произойдет, даже несмотря на то, что сегодня “в тренде” другие ритмы..
Современная “любовная” лирика переполнена сексульностью разного вкуса, а чаще дурновкусия (название “любовная” здесь весьма условное, так как в большинстве случаев речь идет не о любви, а исключительно о физиологии). У Карена немало стихов, содержащих скрытую или откровенную эротичность. Но при всей своей откровенности, такие стихи всегда безупречно эстетичны. Его любовную поэзию можно принять за эталон и обучать на ее примере критериям отличия высокого искусства от пошлости и порнографии представителей любых комитетов по нравственности и цензуре.

ЕДИНСТВЕННО ЖЕЛАННОЮ БЫЛА

Пружинились блаженные стволы,
Сонливой негой высоты касаясь.
И Ты, от тяготенья отрекаясь,
В полёт звала движеньем головы.

И, Небом наполняясь, зеркала,
Светили Мир и тайну сотворенья,
И Ты - средь Высоты Богоявленья
Единственно желанною была…

* * *

В полном соответствии с заветами “Песни песней” секс в поэзии Карена является важной и неотъемлемой, но все же второй по значимости частью человеческих отношений. Именно человеческих, во всей их полноте: духовности, слиянии душ, за которым закономерно следует слияние тел и единение судеб.

Замерла Ты...

Время полночь
И ветер нечаянный,
И качнулась у дома сирень,
Прикоснувшись к стене
опечаленно.
Замяукала чёрная тень...

Над тобой небосвод
Тайной россыпью -
Угольки откровений и грёз.
Ты вошла в мою жизнь
Мягкой поступью,
Ты уже из неё не уйдёшь...

У воды, отраженьем отмечена,
Златовласая смотрит Луна.
Ты с моею Душою повенчана,
От моих поцелуев пьяна...

И прозрачной ночи колебания,
И прохладного берега вздох.
Ты - моё непростое желание,
Ты - мой самый задумчивый Бог…

* * *

Всем своим замечательным любовным циклом Карен Самунджян
утверждает истину о том, что
“только влюбленный имеет право
на звание человека”.
(А.Блок)

Подводя итог, замечу только, что поэзию Карена можно назвать интеллектуальной.
Она всегда - словно бы мессендж, обращенный к единомышленнику, тому, кто привык размышлять о смысле жизни, законах мироздания, о времени и о себе.
И наапоследок не могу не привести стихотворение, которое в полной мере можно назвать исповедью поэта.

Жизнь моя - смерть.

Тот, кто горечь познал чужбины,
Кто порвал голос на острие слога,
Тот, кому вы кричали:
“Двужильный,
Найди-ка и мне моего Бога!”

Я, словно ветер,
Нога в стремя,
Ноздри коня хрипотой дышат
Тот, кто своё перегнал время,
Тот, кого будущее услышит.

В этом потоке не быть живу…
Люди как люди, но нет веры.
Взялись мою задушить лиру,
Перетянув ей гортань нервом.

Больше всего я хочу правды.
И о другом не идет речи.
Знаю, что мне не везде рады,
Знаю, что лгать без меня легче.

Да, я двужильный,
Я - сила тока.
Да и за мной - легион целый…
Я подсеку этот Мир рогом,
Я разорву этот свет Белый!

Тот, чьё место одно - горе,
Тот, чья обитель – войны и дрязги,
Тот, кого с Верою - всегда двое.
(А черти эти - так, для острастки)...

Примешь на грудь, и Душе легче.
На Душу примешь,- привык к яду.
Я не окончен. Я бесконечен.
Жизнь моя,- смерть и любовь кряду...

* * *

Вот такие дышащие страстью строки.
Они доверчиво исповедальны.
Они - своеобразный манифест творчества.
И еще они - полное внутреннего благородства прозрение судьбы своих произведений.
В последнем двустищии, как в голограмме, отражена суть каждого настоящего художника в самом широком значении этого слова.
“Я не окончен. Я бесконечен.
Жизнь моя - смерть и любовь кряду”.

Наталия Стеблюк,
август 2023 г.
иллюстрация - картина Карена Самунджяна “Гений”.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Присоединяйтесь! "Жми, давай!" Жду Ваши отзывы!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft