16+
Лайт-версия сайта

Культурные коды и восприятие содержания музыки

Литература / Статьи / Культурные коды и восприятие содержания музыки
Просмотр работы:
30 июля ’2023   09:32
Просмотров: 2594
Добавлено в закладки: 3



Культурные коды и восприятие содержания музыки

Общий лейтмотив: нынешняя тотальная война, которая давно уже вовсю идёт, пока мы о ней спорим, проводится буквально во всех сферах мироздания. Она идёт на земле, на воде и под водой, в воздухе, в космосе, в информационной сфере. В последней, как мы знаем, она ведётся наиболее ожесточённо, чем когда-либо раньше и имеет не меньшее значение, чем собственно пальба из пушек.

Исследователи вопроса выделяют и ещё одну сферу боевых действий на уничтожение – ментальную сферу, или сферу сознания, сферу культуры, цивилизационных кодов и духовных ценностей. Применительно к России, которую обычным оружием не взять, ставка давно уже делается на разрушение изнутри, в частности, через сферу искажённой и выхолощенной духовности.

Историческая справка: князь Александр Невский мог вполне конструктивно выстраивать отношения с ордой именно по причине полной лояльности ордынцев к вопросам веры и духовности, - их интересовали только деньги, на святое они не посягали. Сегодняшний гегемон как раз напротив, плотно занят трансформацией духовной сферы, в том числе и на своих территориях, где проживают «свои» народы. Ну, не для блага же людей он это делает! Его всегда интересовало только его собственное благо, понимаемое в первую очередь как абсолютная власть. Деньги для него - нечто вторичное и дополняющее, приятный «бонус», хоть мы и думаем, что «бабло» здесь главное. Для достижения так понимаемого «блага» гегемону нужен духовно трансформированный, расчеловеченный ходячий гаджет. Лучше, если с вживлёнными в головной мозг чипами, - так проще и эффективнее менять «программное обеспечение» духовной сферы. Именно поэтому нам с ним не договориться, - никогда.

Для краткости, я согласен обозначать эту сферу как «ментальную», отдавая себе отчёт в том, что само это слово мало кто понимает не то чтобы до конца и полностью, но даже хотя бы достаточно корректно применительно к исследуемому вопросу. Чаще просто повторяют за кем-то – mente, mentales, «менталитет», и прочие производные вроде английского «mind», при полном отсутствии малейшего понимания «а что это?».

В фундаментальных английских словарях, к примеру, «mind» тщательно рассматривается в аспекте древних культур Египта, Индии, Китая. Но (!) в этих объёмных статьях просвещённые сэры ни словом не обмолвились, а что же они сами понимают под этим словом, - как при рассмотрении культур далёкого прошлого, так и применительно ко дню сегодняшнему. Перевод даёт нам значения «ум», «разум», «сознание», «память», «мышление», «мозг», «внимание», «желание», «намерение», «идея». Ну, куда это годится? - в одну «могучую кучку» свалены все фундаментальные функции психики! Владыка Оптиной Пустыни упоминает ещё и «душу», «духовное». Но, такого перевода «майнд» я точно нигде не встречал. Так что же это – «майнд»? На мой взгляд, понимание здесь невозможно, и во всех вариантах «контекстного значения» этот «mind» - звук пустой, белый шум, туман размытого смысла. Его «объясняют» с помощью синонимов, и тут уж кто во что горазд, тот так и трактует. С умным выражением лица, естественно. Спросить бы умников в живой беседе: «майнд» и «брейн», - какие же это «синонимы»? Внятного ответа не поступит, и попытка развития темы будет свёрнута (проверено).

И всё же, если чётко оговорить значение полюбившегося термина «ментальность» (его же любят, не так ли?), то он может быть очень полезен ввиду узнаваемости, привычности, и кажущейся «интуитивной ясности». Такова особенность терминов: они укореняются в общественном и индивидуальном сознании, и их оттуда уже не вытравить. Придётся использовать, чтобы быть понятым, - проявление ментальной несвободы, между прочим. Ну и хорошо: термин «ментальность» вполне пригоден для лучшего понимания особенностей нынешней гибридной войны именно на отдельном её участке – «ментальном фронте». Главное, не путать с «информационным фронтом»! Это разные вещи, и пусть «ментальный» так и называется, ибо назвать этот участок «духовным фронтом», язык у исследователей и аналитиков просто не поворачивается. Почему? Потому, что большинство из них вульгарные материалисты, полагающие, что человек – машина, и всё духовное в нём – просто метафора для красного словца. Плюс корпоративная дисциплина научного сообщества: у них там не Оптина Пустынь, «науковцам» так выражаться нельзя. Так что пусть останется, с оговорками, знакомая «ментальность».

Итак, если война в информационной сфере, - это преимущественно наглая брехня, фейки и пустопорожние обвинения в чём угодно плохом и ужасном, то война в сфере ментальной – это сокрушение самих основ психики, мировоззрения и мировосприятия. Примеры этих различий вполне внятны и выразительны. Вот, уже классический «брюссельский перл» информационной войны: «На протяжении многих веков Россия стремилась поработить свободолюбивую Украину». Из чего западный обыватель извлекает своими куриными мозгами следующую «важную информацию»: государство Украина существует уже много веков; Россия во все века – агрессор. Основы психики здесь не страдают, просто пустое место в голове, не занятое элементарными историческими сведениями, занимает ложное сообщение. Его легко опровергнуть нехитрым ликбезом (ликвидация безграмотности). Потрясение, конечно, может быть сильным, но это, всё же, чисто «информационные штучки».

Другое дело война ментальная. Авторитет старших поколений? – к чёрту его, твоя индивидуальность важнее! Двуполость человека? – «гендеров» около двухсот! Земля плоская? – это мнение имеет право быть, а космонавты лгут, будто сами видели её круглой! И так далее, пока в голове очумевшего современника, особенно молодого возраста, не образуется салат-оливье, благозвучно именуемый «плюрализмом мнений». Тут его в оборот и берут, - легко, почти играючи, в прекрасном настроении от хорошо сделанной работы. В самом деле, если подрастающий человечек проникся идеей «гендерного разнообразия», то он не просто получил «новую информацию», – он сломал в своём сознании фундаментальное парное противопоставление, на котором зиждется вся система отношений мужчина-женщина. Кто теперь он сам? Чьих будете? Теперь он «в поиске». Примечательно, что он думает при этом, будто «он всё это сам». Простым ликбезом здесь уже, пожалуй, морок не развеять, - сопротивление будет сильным, так как затронуты глубинные основания самой структуры психики. Полученная «информация» стала мировоззренческой ценностью, такое выбивают только с боем.

В том и вся суть «ментальной войны»: её боевая цель – не в том, чтобы просто «заморочить голову» (это само собой), а в том, чтобы изменить поведение людей к выгоде врага. Причём изменить так, чтобы люди думали, что они свободны в «мотивах» своих поведенческих актов. Это не что-то «новенькое» в ведении войн, это очень-очень «старенькое», однако сегодня это - главная «точка нажима». При этом психологический термин «мотив», - взятый из теории музыки, между прочим! - ставит столь плотную дымовую завесу, что самому «актору» уже и не видно, зачем и почему он что-либо вообще делает. В научной психологии нет внятного определения термина «поведение» (на кого работает эта наука? на нас?), зато есть «мотивация поступков». В русском языке пресловутый «мотив поведения» наиболее точно раскрывается как «побудительный повод к действию», а сам «повод» частенько имеет вид «поводка», накинутого на шею внешней силой. Бывает, что это очень «строгий ошейник», с шипами. А сам «поводок» уж через чур короткий… Это совсем иное видение «поведения», и в первую очередь – своего поведения.

Сказанное относится и к музыке, составляющей львиную долю всех культурных воздействий на человека. Музыка звучит сегодня везде и всегда, - дома, на работе, в транспорте, в магазине, на улице. Даже в общественном туалете. Хорошо ли это само по себе? Ответ, исходящий от обратного: разве мы подвергаемся столь же интенсивному воздействию прочих видов искусства, - живописи, поэзии, театра? Как бы мы себя чувствовали, если бы было именно так? Наверное, мы попытались бы отстраниться от такого непрошенного воздействия. Всё-таки - всему своё время. Должно же быть ещё и время, когда человек предоставлен самому себе, пребывает наедине с самим собой, - это ценное время!

Сверхинтенсивное воздействие музыки, – нормально ли оно? Однозначно – нет! Хотя бы уже потому, что люди, таким образом, давно уже отучены от тишины. Тишина тягостна им, безрадостно скучна, она их даже пугает, делая хорошо заметной давно укоренившуюся внутреннюю пустоту: «врубите музыку, что ли?!». Ну, да, «музон» отлично заполняет пустоту… Будто её и нет. Кто отчётливо видит здесь «поводок», тот на правильном пути.

Но, к музыкальной ненормальности так привыкли, что указание на ненормальность само выглядит ненормально. Это не так уж и страшно, нужно лишь разгребать потихоньку авгиевы конюшни сегодняшней субкультурной действительности, и по мере наведения порядка, всё станет настолько ясно, что и особо сложных доказательств не потребуется. В основе современных безобразий уложены простые вещи! Но, это в неопределённо далеком будущем. А пока, музыка лезет изо всех щелей, и было бы наивно думать, что это никто ещё не заметил и не поставил себе на службу под ружьё. Особенно это касается лучших друзей всего человечества – англосаксов.

Они неплохо поработали, достаточно глубоко уже извратив культуру в целом – живопись, литературу (высокая поэзия сама умерла или находится при смерти), театр, и, конечно, музыку. Через ажиотаж, нагнетаемый вокруг новых рок-групп, «горячих хитов», бесконечных музыкальных конкурсов они успешно формируют моду, вкусы, и через это всё – мировоззрение и мировосприятие людей. Это не «информация», это – ментальное воздействие. Работа этого «механизма» проста и незатейлива: вот, я еду в машине по пригородным дорогам, рассекающим буйные русские леса и бескрайние поля. В машине негромкие разговоры русских людей, - о том, о сём. У водителя включено радио, оно тихонько мурлычет … исключительно англосаксонским музпродуктом. Ничего особенного, мелочь. Но, именно так визуальные образы Русского Мира ненавязчиво, но настойчиво, получают никчёмный и странный довесок, - англосаксонское музыкальное сопровождение. Давайте представим, на секундочку, как некий американский Джо рассекает на автомобиле просторы Штатов под русскую народную «Душенька-душа». Останавливается на придорожных заправках, берёт в кафе хот-доги с кока-колой, и трескает их под «Рассвет на Москве-реке». Не представить, не клеится, не гармонично как-то… Вот именно, какой же он тогда американец? Он же свою американскую «идентичность» на глазах сдаёт! А у нас, - обратный пример, - эпизод вполне «гармоничен»? А ведь в нашем представлении он так крепенько склеен! Почему?! – because the sky is blue, - вот почему…

Типичный пример англосаксонского музыкального влияния на нашу жизнь: жил-был некий мальчик, к десяти годам отроду уже пристрастившийся к хип-хопу и брейк-дансу. Замечательное начало! Был бы писателем, написал бы рассказ об этом.
 
Когда мальчик несколько подрос, он занялся «творчеством», взяв за основу смесь блюза и рэпа, как выражение своего «творческого лица». Блюз – от blue devils, «голубые черти», - считается, что наиболее адекватно переводится на русский как «тоска зелёная». Музыка негров с хлопковых плантаций США, передающая их угнетённое душевное состояние. Очень по-русски всё происходит в жизни мальчика, с самого начала, не правда ли? А что, немало есть русских людей, что «с блюза млеют». Русских? Чьи культурные коды вступают здесь в силу? Рэп, - скороговорка с элементами «остроумия» и площадного жаргона, попросту с руганью, можно и нецензурной. Тоже от американских негров, родимых, столь близких русскому сердцу и душе. Ох, как немало русских людей «с рэпа тащатся»! Русских?
 
С детства кодируемые субкультурой, такие мальчики не получают никакого понятия о культуре как таковой, и уж тем более о культуре Русского Мира. Парадокс: они вырастают и воспитываются в нашей глубинке на отбросах американской «культуры»! Как она туда вообще попала? Сами принесли? Ну, ладно, что дальше-то, с «нашим» мальчиком? А дальше он вырос окончательно, назвался именем Вадяра Блюз, и гонит теперь свой музон, называя его «рашн кантри». Ну, очень же по-русски тут всё происходит! Настолько, что ни о какой «русской идентичности» тут и заикаться нельзя! А заодно добавлю, что с точки зрения нынешних американских аборигенов, все наши блюз-рэп-эпигоны – презренный отстой и бездарный копи-паст. Незавидная участь, прямо скажем. Непременно отдайте своих детей под прямое «культурное» влияние Вадима Баранова (настоящее имя «мальчика»), и полюбуйтесь потом, какие замечательные люди из них вырастут! Если вырастут, люди…

Учтите, граждане, сила от этой «музыки» буквально «прёт наружу», она есть и немалая. Только вопрос: она навеяна вдохновением от Сил Высшего Разряда? Или, может, бесы нашептали? Ответить на этот вопрос совершенно необходимо, - в любой терминологии, хоть светской, хоть религиозной, - дабы потом не валять дурака в «дискуссиях о музыке».

Это длится уже годами, десятилетиями, полжизни, у кого-то, как у самого В. Баранова, - всю жизнь. Мелодика этих песен гармонирует со всем русским как красная обувь с белым костюмом. Что, впрочем, сегодня «дисгармонией» не считается. Откуда сия прелесть пришла-то? Помним, нет? Может, сами придумали?

И пусть люди считают, - это главное! - что всё происходит «само собой»; что их личные вкусы – их «личное достояние», составная часть их личного авторитета и достоинства. Эти люди зачастую неплохо разбираются в теориях времени и пространства, неплохо смыслят в экономике и геополитике, - наши люди, они такие. Но, зачастую, совершенно «без понятия» о природе музыки. Почему? Фундаментальных трудов о природе и сущности музыки, вообще-то, хватает, но, кто их читал-то? Это ещё только полбеды. Хуже, что труды эти, написанные в терминах «рафинированного музыковедения» или «тяжеловесной философии», никак не раскрывают тему «Музыка и Жизнь», не дают описания связей музыки, сознания и человеческой жизни. А связи-то такие есть, - весьма многочисленные! - из всех видов искусств музыка действует на сознание и душу наиболее сильно и глубоко. Только поэтому, кстати, музыка столь востребована - «Включите музыку! Без музыки – тоска!».

Конечно, мне приходилось слышать немалое возмущение при обсуждении темы, - «Что же тогда слушать, в той же поездке?!». Да, вот, лучше бы ничего… И лишний раз познакомиться с тишиной, что беспардонно вскрывает внутреннюю пустоту. Вот где вылезет наружу фактическая нелюбовь к «себе любимому», такому нелюбимому, как выясняется. Известное дело, самопознание штука не развлекательная! И западная музычка, где главным чувственным содержанием является чувственный образ «комфорта» и «релакса», тут очень-очень кстати! Вне всякого сомнения: в вопросах сущности музыки и её воздействия необходим серьёзнейший ликбез. Иначе врагу открывается широкий оперативно-тактический простор для ментальных боевых действий. Ещё бы, противник-то в сути вопроса – ни «бум-бум»…

В древней античности, к примеру, существовало учение о соотношении musica mundana (беззвучной музыки вселенского Мира), musica humana (беззвучной музыки мира людей) и musica instrumentalis (звуковое отображение первых двух в музыкальных произведениях для инструментов и голоса). Оно, пожалуй, так в античности и осталось, не преодолев временную границу европейского средневековья: сегодняшнее человечество очень далеко от такого видения и понимания значения музыки. Основной постулат сегодняшнего дня звучит донельзя упрощённо: музыка это - просто музыка. Отсюда вытекает, что музыка может быть любой, и всё это будет музыка. Тут ещё и рекламные ролики, - как часть ментальной войны! - укрепляют людей в таком «понимании». Вот, пример из недавних «шедевров» рекламной мысли: реклама музыкальной системы, что позволяет музыке звучать во всех комнатах квартиры одновременно (очередная, грубо навязываемая «ценность», формирующая жгучую «потребность»). Но это ещё не суть, как говорится, главное в другом: между делом реклама сообщает, что «песни не бывают хорошими и плохими; музыка не бывает плохой и хорошей». Да?! Ну, да, и в подтверждение тому образ героя этого ролика: великовозрастный балбес, нарочито уродливо пытающийся «петь», и получающий, таки, одобрительную поддержку и лучезарные улыбки. Примечательно, что рекламируемая техническая система уйдёт со временем в небытие, а вот суждения о музыке останутся, особенно в головах молодых людей. Они там уже вполне присутствуют: рассуждения о музыке «правильной» и «неправильной» (псевдомузыка) едко высмеиваются и осуждаются как «занудное умствование». Ведь считается, заодно, что музыку невозможно оценить объективно… Это мнение чрезвычайно распространено, и является господствующим в массовом сознании. И надо ли в этой связи говорить «да кто её слушает, рекламу?». Её и не надо слушать, она сама «влезет» уже потому, что вообще звучит. Ментальные воздействия, как ни странно, работают очень просто, и потому – феноменально эффективны! В детстве каждому из нас педагоги и воспитатели неустанно доносили «что такое хорошо, и что такое плохо». Вырастая, мы попадаем в область иных представлений, где нам неустанно доносят, что «плохо это хорошо». И это даёт свои плоды.

Считается, что каждый человек «слышит по-своему», и, потому, лишь отдалённо похоже на слышание других людей. Отсюда, опять, же вытекает и крайнее недоверие к оценке музыки по критерию «хорошая-плохая» или «великая-проходная». Полагают, что если в откровенной муздряни кто-то находит для себя «хоть что-то», то это определяет её статус «имеет право быть». То есть, разгромной критике не подлежит и из разряда дряни, тем самым, автоматически выводится. Бывает, даже пророчествуют: «В будущем станет классикой! Почему нет?! Вот увидите!». Положение одинаково и бездоказательное, и неопровержимое.

Что ж, это тот самый, хорошо знакомый плюрализм мнений, что подрубает на корню весь смысл полемики! И оставляет у спорщиков чувство крайней неудовлетворённости от кажущейся «невозможности спора в принципе». Бывает, что и отношения испорчены. Ну, да, мы все хорошо знаем, - «о вкусах не спорят».

По этому поводу нужно отметить два важных обстоятельства:

- плюрализм мнений о музыке, как правило, базируется не только на отсутствии твёрдых понятий о предмете обсуждения, но даже, бывает, и на отсутствии нужного набора слов в лексиконе спорщика. Музыкальные произведения, публикуемые в Сети, вполне уже взрослые люди комментируют «весёлыми картинками» - букетами цветов, сердечками, поцелуями и всем набором смайлов – сказать просто нечего… Иногда так и пишут, если пишут: «нет слов» (высшая похвала). Естественно, полагают, что «хорошо разбираются в музыке», и неосведомлённости своей, вместе с косноязычием, просто не замечают. Вот, к примеру, люди повально не осведомлены о смысле и значении слов «музыка», «мелодия», «мотив», «композиция» и им подобных. Считается, что это «интуитивно ясные» понятия, и обсуждать здесь особо нечего. А между тем, даже частичное рассмотрение этих понятий способно ввергнуть в глубокую задумчивость. С чего и начнутся, быть может впервые, собственные размышления о феномене музыки;

- о вкусах не спорят те, кто понятия не имеет, как формируются вкусы, кем они формируются и с какой целью. При этом, опять же, все твёрдо убеждены, что их «личные» вкусы – их «личное дело», их «личный выбор». Дался же им этот «выбор»! Мало кто замечает, что сплошь и рядом пребывает в ситуации «выбора без выбора». Какой может быть «выбор», когда через мощнейшую накачку пространства медиа «горячими хитами», человека просто вынуждают признать их шедеврами, ибо в противном случае получается, что он «идёт не в ногу», «отстал от жизни» и вообще «не разбирается в музыке». Нет, можно и воспротивиться, можно! Да только разборчивость во вкусах и безвкусице придётся придержать у себя внутри. Одно юное создание однажды чирикнуло мне в ответ на мою грубую ругань в адрес «убойного рэпа»: «Какой же Вы немузыкальный человек!». «Немузыкальный», ясно? – конец всем спорам был обозначен сходу. Юное создание исходило, конечно, из мысли, что я просто не понимаю рэп. На мальчике строгий ошейник с шипами, он на коротком поводке в позиции «к ноге!». Я мог бы возразить ему, что если понимаю 5-ю симфонию Малера и 6-ю Чайковского, то уж рэп-то понять – «нечего делать». Да вот беда: юное создание знакомо с Петром Ильичом по упаковке сахара «Чайкофский», а о Малере вообще не слышало никогда. То есть, мой аргумент уйдёт в пустоту. Это что – грех? Нет, ни в чём не обвиняю человечка, это – гримаса субкультурного бытия, не им придуманного. И впечатление о «шедевральности» патологической рэп-композиции осталось непоколебленным. Ещё бы! Рэп обладает зловеще выраженной силой прямого внушения! Рэп – дальнобойная «артиллерия» ментальной войны. «Патриотический русский рэп» - «артиллерия» особо крупного калибра. В голове не задержатся слова о «славе России», - патриоты итак в курсе; в голове намертво угнездится сам отупляющий рэп, - в качестве «музыкальной ценности», естественно…

Однако, стоит только прояснить для себя и хотя бы в общем виде усвоить основные положения – весьма простые и несложные – так сразу же появится возможность и продуктивно думать о вопросе, и внятно говорить о нём. И вскроется много важного и удивительного! Приступим?

Значение и содержание музыкального звука

Начнём с простого звука. Одиночный музыкальный звук, говорят, не имеет содержания. Действительно, звук «ля» первой октавы, вроде бы, не расскажет нам ни о чём. Как и прочие одиночные звуки всего регистра. Однако, некое минимальное приданное ему значение любой из этих звуков всё же имеет. Что означает «приданное», о чём речь?

Это означает, что даже за одиночными звуками человеческая культура давно закрепила некое минимальное значение, некое минимальное содержание, а значит и музыкальный смысл. Все знают и соглашаются с тем, что чем выше октава, тем звук более «нежный», «светлый», «лёгкий», «женский», «лиричный». Чем ниже тон звука, тем звук более «грубый», «тёмный», «тяжёлый», «мужской», «драматичный». Можно привести ещё с десяток таких парных противопоставлений. Откуда люди это «знают»? Таковы установки культуры, - вот откуда! Как и то обстоятельство, что противопоставления работают только по вертикали. Никаких соответствий по горизонтали культура не поддерживает. «Мужское» никак не связано, - жёстко и обязательно, - с «грубым», «тёмным», «драматичным». Оно вполне может быть «светлым», «лёгким» и «лиричным», - да, исполняемое при этом низким голосом, хоть басом!

Важно подчеркнуть: звук сам по себе действительно не обладает ни одной из перечисленных выше смысловых характеристик. Смысловые парные противопоставления приданы ему именно культурой, традицией толкования, трактовки и восприятия. То есть, перед нами культурный код (!!!) в чистом виде, в рамках которого звук имеет минимальное, но очень значимое знаковое значение.

Значимое знаковое значение – три русских слова от одного корня, говорящие об одном и том же с сопутствующими «смысловыми обертонами». **Речь и музыка связаны настолько тесно, что по сути являются разными ипостасями одного и того же**. Чего именно? Это рассмотрим в другой раз.

«Знаковое» означает, в свою очередь, «по договорённости». Можно сказать также «по предварительному уговору». При желании, можно подать это и как «сговор» и «заговор». Такова природа знака: он сообщает о чём-либо только по уговору насчёт его значения и содержания. Нет, в самом деле, как «цветок на окне», - без предварительной договорённости! - может быть связан с тем, что «явка провалена»? Никак. Такова природа знака: он не имеет ничего общего с обозначаемым явлением. В противном случае он был бы прямым изображением, а не «условным знаком» и уж тем более «тайным знаком».

Именно с такой знаковостью мы и имеем дело в музыке: человек не своим умом «понял», что высокие звуки «нежные», а низкие – «грубые». Этот образец он получил авансом от предшествующей культуры. Беличьи прыжки по ветвям дерева передаются в европейской музыке высокотональными быстрыми звуками, тогда как медвежья поступь – звуками неторопливыми, басового тона. Не наоборот! Капли дождя нашей музыкальной культурой будут обозначены отрывистыми звуками высокого тона, и так они и войдут в восприятие и эстетическую память слушателя. А вот раскаты грома передаются неторопливыми басовыми тонами, каковыми они и являются. Здесь культурные установки восприятия музыки близко совпадают с физической природой вещей и явлений. Но это редкий случай, и там где они не совпадают вообще, как в случае передачи музыкой грусти или радости, там вступают в силу именно конкретные договорённости, своеобразная «Азбука чтения музыки». В детских садах детей именно так и вводят в мир музыкальной культуры. Детям дают чёткий музыкальный образец «весёлого лета» и «грустной осени». Именно так их и приучают «понимать музыку», - с простых и внятных, чрезвычайно выразительных парных противопоставлений.

Интересно то, что во время занятия детишки вполне могут быть невнимательными, рассеянными, шаловливо шумливыми, но образец восприятия и понимания музыки они усвоят накрепко, причём совершенно непроизвольно. Усвоенный ими материал тут же получит многочисленные подтверждения – в мультиках, музыкальных радиопередачах для детей, в детских фильмах. Во всей совокупности художественной продукции парные противопоставления будут представлены именно так, что и закрепляет культурную традицию восприятия и понимания музыки.

Кстати, парные противопоставления передают не только нечто простое, почти примитивное, но и кое-что весьма сложное. Это уже для взрослых.

Именно культурный код закрепляет за высокими звуками ещё и «хорошее», «доброе», «святое» и «священное». Тогда как за низкими – «плохое», «злое» и «дьявольское». И это уже совсем не мелочь: **в значении звуков кодируются фундаментальные константы мирового и общественного устройства**. На уровне целостного музыкального произведения это устройство воспроизводится многократно: так при звучании красивой и нежной высокотональной темы, буквально «излучающей свет», вдруг появляется сопровождающий бас, привносящий «звуковую тень». Но, пребывая в подчинённом положении, он только усиливает, «оттеняет» красоту лидирующей мелодии, - она уже не просто красивая, она становится прекрасной! Да, так божественное оттеняется дьявольским, что только усиливает возвышенную суть первого. «Чем был бы твой свет, глупец, если бы не было тени?», – говорил Левию Матвею булгаковский Воланд. В этом суть передачи красоты в искусстве, - **так устроен сам Мир, а не только отображающая его музыка**. Добавлю только, что так устроен окультуренный мир именно светского общества, религиозное сознание всю «прелесть» forte и piano, allegro и andante не принимает. Там у них – другая музыка. Об этом - не сейчас.

Помимо тоновых противопоставлений, используются и динамические противопоставления: быстро-медленно, громко-тихо, резко-плавно и тому подобное. Им тоже приданы значения, хоть и не такие уже чёткие, но всё же. К примеру, лирическая пастораль вряд ли будет передана звуками в быстром темпе. Хотя, не запрещено. Как бы то ни было, здесь также прослеживается определённый «звуковой язык культуры», и мы уверенно различаем настроения пасторальные от настроений драматических коллизий.

«Культурный код», «кодировка»… Может, - «программирование»? Конечно, это оно и есть, влияние культуры в том и состоит. Любая субкультура проделывает с человеком то же самое. Только есть одно замечание: **субкультурное влияние следует понимать уже как «перекодировку» и «раскодировку», нередко ведущую к омрачению сознания и безумию**. В том и вся разница, - принципиальная!

Впрочем, в разных культурах упомянутые парные противопоставления могут иметь совершенно иное значение, весьма непохожее на принятое в Европе! Вот так, как кивок головой, означающий у нас «да», у болгар передаёт «нет», - так же иначе могут трактоваться любые парные противопоставления в разных культурах. Вплоть до «наоборот». Например, «мужское» и «женское». Сегодня за соотношения этой пары взялись всерьёз с целью «разбить пару», «поменять ролями», сделать неразличимыми. Друзья всего человечества взялись уничтожить это фундаментальное уложение в структуре человеческого сознания. Это и есть настоящая война, - уже на ментальном фронте. Цель – разгром и уничтожение.

Но, пока о самих различиях в разных культурах, не имеющих отношения к какой-либо войне.

Мужское и женское в музыке

В культуре китайской музыки считается, что высокие тоны передают «мужское». С чего бы так китайцам считать? Они исходят исключительно из культурных установок! Во-первых, голоса китайских мужчин сами по себе на пару тонов выше голосов русских и прочих европейских мужчин. Во-вторых, Китай (об этом у нас мало кто знает) – почти поголовно страна писателей, поэтов и музыкантов, и стремление к совершенству в искусстве у китайцев в крови. И вот тут сказывается влияние традиционного китайского учения инь-ян: где небо (высокое!) относится к категории ян (мужское); земля же (низкое!) – это инь (женское). Вот оно, перевёрнутое наоборот противопоставление: у нас высокое передаёт женское, а низкое передаёт мужское; у них же высокое передаёт мужское, тогда как низкое передаёт женское. Именно такая трактовка взята китайцами отнюдь не с «больной головы»! Ведь семя (мужское) падает в землю сверху, - с неба, можно сказать, - и оплодотворяет землю. Земля же принимает семя и рождает урожай, - чисто женская ипостась! В общем, применительно к высоте певческого голоса, в китайской культуре работает следующий императив: чем мужской голос выше, тем мужчина совершенней. Отсюда вытекает абсолютная нормальность высокоголосого мужского пения в традиционной китайской опере, - на уровне сопрано и меццо-сопрано. Подчёркиваю, - традиционного пения! – уже лет пятьсот как минимум, это отнюдь не «пошлый фривольный новодел», и никакого «радужного» оттенка такое пение в Китае не несёт.

Но то в Китае, таковы различия именно разных культур. В рамках же отдельно взятой культуры такие смещения неприемлемы, они разрушают саму культуру! Как тут не вспомнить нашего эстрадного певца Витаса (настоящее имя - Виталий Влáдасович Грачёв), поющего чуть ли не «ультразвуком»? Шутка, конечно. Но, на значительную часть молодёжи он производил просто ошеломляющее впечатление своей необычностью и экстравагантностью! И был, - увы! - явлением явно деструктивным: мужчина не должен так петь, - в нашей культуре дела обстоят именно так! Правда, сам Витас вряд ли следовал плану «культурной диверсии», он просто использовал свой уникальный голосовой аппарат для целей вполне коммерческих, - надо же чем-то отличаться от других, быть оригинальным и непохожим. Особо навредить не успел, сложная жизнь мутных девяностых и начала нулевых занесла его, в конечном счёте, в Китай. Он и ныне там, пользуется огромным успехом, уважаем и любим как … «русское чудо». Шутка ли, миллион участников его официального фан-клуба; в Шанхае китайцы сооружают ему прижизненный памятник-статую. Можно улыбнуться иронии судьбы, - там ему самое место! Там его пение органично вписывается в парадигму культурных установок. Я рад за него совершенно искренне. Потому что у нас его «искусство» было бы вечно закавыченным, противоречащим культурному коду, традиционному русскому «менталитету».

Витас, конечно, не один такой. Задолго до него мужской дуэт «Модерн Токинг» уже вовсю пел бабскими голосами. Хорошо, не бабскими, - мальчишеским дискантом. Но, всё равно, с чего бы мужчинам так петь? И не только Томасу Андерсу и Дитеру, который чем-то Болен… Вообще рок-культура в целом с самого начала тяготела к визгам в женском регистре. Странное впечатление производили эти лохматые, мускулистые, потные мужики, «поющие» фальцетом скорее отвратительно, чем восхитительно. Отвращение, однако, успешно подавлялось средствами «раскрутки» и «продвижения», - ну, это же «круто», послушайте! Так утверждалась новая «норма», развинчивающая конструкцию традиционной культуры. Культура, тем самым, не «развивалась», как утверждали её спонсоры, а попросту разрушалась, - по чуть-чуть, в каждом эпизоде самую малость…

Вообще, увлечение мужским пением на высоте женского голоса началось довольно давно с явления вполне безобидного, - с восхищения глубокой чистотой мальчишеского дисканта. Для мальчика такое пение нормально, он не мужчина и басить просто не может. При этом голос его, содержащий еле уловимую потенцию будущего баса, баритона или тенора радикально отличается от девчачьих голосов, чистых в своём высоком регистре. Все помнят, какое божественное впечатление производил, к примеру, Робертино Лоретти. Когда он подрос, его голос «сломался», стал чисто мужским, причём без выдающихся особенностей. Но, то-то и оно, что впечатление от его отроческого пения было божественным! Католическая церковь в этом вопросе отличилась особо, ещё с незапамятных времён индульгировав производство певцов-кастратов. Не слишком божественное деяние, не правда ли? Мальчиков кастрировали в раннем возрасте, чтобы … наслаждаться их голосами и впредь, когда они вырастут. Интересно, разрешение спрашивали? У мальчиков? Что-то подсказывает нам день сегодняшний, что на такие «мелочи» на западе энергию не тратят. Вот уж, поистине, у них «искусство требует жертв».

Как-то раз, такого юношу предъявили царю Алексею Михайловичу, в качестве своеобразного подарка, - царь был очарован его пением! Что-ж не пристроить такого при дворе? Однако, узнав о природе певческого чуда, царь от подарка отказался. Не вписывалось сие злодеяние в культурный код русского человека, - это важно! Не до наслаждения тут стало русскому царю…

Сегодня певцов-кастратов не производят, но учат технике пения фальцетом, такой мужской голос называют ещё и «контр-тенор». Звучит своеобразно. Можно сказать, красиво. Послушайте сами, в сети много записей такого пения. Но есть, есть лёгкая (или не очень лёгкая) степень неприятия! Не должен мужчина так петь! Таков категорический императив культурного кода. Тогда чем же занята академическая музыкальная среда, поддерживающая интерес к этому жанру? Странным делом и мыслями занята она…

В этом же деструктивном ряду стоит и своеобразный визг, выражающий сегодня крайнее одобрение, это протяжное высокотональное «у-у-у-у!!!». При этом заполошенно трясут руками, пальцы складывая в фигуру под названием «коза»… Как и многие другие гадости, эта манера пришла к нам с западной стороны, где-то в начале восьмидесятых. И ведь утвердилась же! Ладно женщины, но ведь и мужчины визжат в толпе фальцетом, даже не замечая, что они здесь и сейчас – вполне себе экзальтированные бабы! И здесь не только смещение традиционных отношений пары мужское-женское, нет. Здесь ещё и что-то отчётливо животное! Можно швырнуть в меня тапок, но эта реакция перевозбуждённого обезьянника меньше всего соответствует представлениям о выражении одобрения и поддержки в человеческой культуре! Тем не менее, сегодня это норма, мы слышим это везде.

Не кажется ли, что это псевдо мужское, выполненное «по-женски», изначально было предтечей грядущих трансгендерных переходов? Мне не «кажется», - это чётко очерченная линия однородных и деструктивных событий в сфере культуры. А сколько певиц поют нынче необычно низкими голосами? Да ещё с хрипотцой, а? Считается, что «это красиво». От этого трудно отделаться, особенно тем, кто «подсел» на эту мутную волну… Скажу только, что те, кто запустил и продвигал моду на такое «женское» пение, - вот те как раз точно всё просчитали, вот только про них и можно сказать «они считают». Они же совершенно точно знают, зачем надо было вывести на сцену поющую «бабу с бородой». Все остальные, утверждающие «я считаю, что это очень красиво», и считать-то не умеют, ибо не знают, что с чем тут складывается и из чего при этом вычитается. Ну, и к чему ведёт – так и подавно не знают. Хотя, ведь видят же! Женщина всё больше начинает походить на мужчину. Она не хочет рожать детей. Она хочет делать карьеру. Она приобретает командный голос с оттенком металла. Она идёт в политику, и мы видим там откровенно отмороженных «милитари-вумен». Ну, что ж, раскодировка и перекодировка культурных настроек дают свои генномодифицированные плоды.

А началось с чего? Ха! – с «музычки»… Конечно, есть соблазн думать, что попсовые эксперименты в музыке не могут быть движителем наблюдаемого сегодня кризиса человеческого существования. Но это всего лишь соблазн, ибо музыка действует сильнее чего бы то ни было из всего перечня искусств. «Сильнее» означает «эффективнее», то бишь более действенно: не обязательно морочить голову «нужными» концепциями и теориями, можно просто подать «нужную» музыку. И музыка подвергается сегодня обязательной духовной деформации, так как именно она дотягивается до каждого из нас.

И тут вот ещё что нужно иметь в виду. С одной стороны, musica mundanа (беззвучная музыка вселенского Мира) равно как и musica humana (беззвучная музыка мира людей), - метафизические субстанции совершенно неизменяемые, их нельзя «исказить» и «деформировать», они вне досягаемости наших воздействий. А вот musica instrumentalis, переставшая соответствовать первым двум, благодаря привнесённым в неё «кривляниям», разрушает и человеческую соотнесённость с мировой гармонией! Вот эту гадость очень даже возможно устроить! И этапы утраты соотнесённости человека с высшими установлениями и есть этапы расчеловечивания. А так-то да, звучит «красиво»…

Только обольщаться не надо бы. Все свои людоедские преступления гегемон творит под аккомпанемент «красивой» анти-музыки, - защита прав, ценностей, свобод… И демократии. Дьявол всегда так поступает.

И ещё напоследок про культурные коды и раскодировку. Есть в нашей русской культуре такое явление – зна́менное пение как часть духовной музыки. Считается, что **зна́менное пение содержит культурный код русской музыки и русской ментальности** в чистом виде. К этому мнению стоит прислушаться, - те, кто так считает, несомненно умеют считать. То есть, знают, о чём говорят.

Это может быть интересный для нас тест: впервые послушать зна́менное пение, одновременно слушая свой внутренний отклик. Если возникнет чувство отторжения, - «что это за музыка такая?!», - то насколько русский тогда человек? А может он давно уже «американец», - ну, так, третьего сорта, карикатурный, бледная копия голливудского образца? Может. Искажённый внутренний отклик здесь выступает в роли шибболета, - а ну-ка, скажи «паляница». А-а-ааа! – так ты не наш… Именно это обстоятельство шибболет и выявляет, - чужой не может произнести слово правильно.

**Чужой не даст и правильный отклик на правильную русскую музыку**. У него давно свершилось «незаметное принятие антихриста», как это называют некоторые церковные деятели из числа глубоко разбирающихся в природе музыки. Это – жестокий тест. Его жестокость связана не только с личным бытием каждого из нас, но и с судьбой Русской Цивилизации. Оценим некое историческое событие, о котором предпочитают много не говорить:

именно при содействии юго-западного монашества московское одноголосное зна́менное пение стало всё более замещаться киевским многоголосным партесным пением, вводящего мирян в эстетику «прелести» и «духовной расслабленности».

Кто бы мог подумать, откуда корни растут и с чего вообще началось! С музыки! Суть в том, что служба, - сакральное! - стала превращаться в светский «концерт». Это плохо? Ну, как сказать, для церковной службы – да, полный крах, духовное понизили до уровня душевного. У нас же, к слову, не слишком различают, что это – разные уровни. Духовная сосредоточенность развеивается теперь как дым, сменяясь чувственным калейдоскопом душевных проявлений. В том и разница. Влечение к Свету сменяется раз-влечением яркими огоньками. Возможно, это явление было подсмотрено в наблюдениях за светскими салонами, где звучала «салонная музыка», по форме классическая, по сути же – пустая как современная попса. Она рас-средотачивала, давала эффект раз-влечения. И ничуть не препятствовала поеданию «вкусняшек», распитию «веселящего», и … флирту. Шарман!

Говоря военным языком (ментальная война, всё же!), лукавый захватывает здесь стратегически важный плацдарм. Светскому обществу, вроде бы, «по барабану», что оно отрезано теперь от духовного, но, если бы тем всё и ограничилось, так нет же! Сам тренд событий был изначально устремлён к уровню пошлого «шоу», что мы и видим сегодня как абсолютно преобладающее в пространстве медиа. Здесь и душевного теперь не наскрести. Здесь «музыка для ног», «для тела», «для секса», «под пиво с рыбой», - атмосфера бара, кабака, можно и притона. Это уже следующими этапами, - именно для умников светского общества, которые даже простое времяпровождение и общение, как отдых от дел и трудов, сводят к тупой «тусовке».

И шла эта «прелесть» с западной стороны: вестернизация, как непрекращающиеся попытки окатоличивания славян и русских, непрекращающееся выхолащивание духовной составляющей музыки. Если кто понял, что побудительные поводы «взбесившегося хутора» уходят корнями к началу XVII века (становление партесного пения), и ныне почитаемый музыкальный «релакс» - туда же… Тот всё правильно понял, в чём и состоит главный посыл этой публикации, - музыка это не «просто музыка». Это и есть «ментальная война», - расчеловечивание по мере утраты духовности, уничтожение.

Впрочем, не всё так мрачно! Как сломали, так надо и восстанавливать, идя от обратного. А самые внимательные, конечно, заметят: так же как санкции в экономике, направленные против нас, ударили бумерангом по авторам дурной инициативы, так же и бездуховность, продвигаемая от них к нам, разделается прежде с самими выродками рода человеческого. Это возможно, они нежизнеспособны, нынешняя эстетическая оккупация с Запада и бесовщина искажения смыслов – не навсегда! Только, конечно, самим плошать никак не следует, война всё же…


****






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 30 июля ’2023   10:05
Замечательно написано просто о сложном! Спасибо!      

Оставлен: 30 июля ’2023   13:22
Да уж пришлось изрядно побалансировать между "простым" и "упрощённым". Вроде получилось неплохо. Спасибо за отзыв!


Оставлен: 30 июля ’2023   15:25
Глубокая значимая работа. Прочитала примерно половину, но сохранила, чтобы дочитать. Ваши взгляды мне близки. Спасибо!

Оставлен: 30 июля ’2023   16:26
Вот и хорошо, что половину. Не спешите. Внешне текст написан языком простого бытового повествования, но сам вопрос о культурных кодах таков, что можно "голову сломать", - запросто. Спасибо за отзыв!



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Присоединяйтесь! "Жми, давай!" Жду Ваши отзывы!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Он не страдал, он не ходил за нею...

https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/playcasts/otnosheniya/2598329.html?author

Автор Эдуард Асадов
Читает О. Ахметова

378

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft