Мое иконописное творчество сформировали и направили древние иконы
Во многих семьях есть иконы - некоторые нам достались по наследству от бабушек и дедушек, современные иконы мы покупаем в храмах. Татьяна Акимова - иконописец, художник декоративно-прикладного искусства, член Союза художников России - рассказала об этом творчестве.
- Как Вы пришли к искусству?
- С детства я любила цветные карандаши и краски и эту тягу к искусству заметил мой папа. Он меня отвел Дом детского творчества тогда это ещё был Дом пионеров, в изостудию где преподавала Елена Васильевна Тальман. Это замечательный педагог, неординарный человек она и сейчас учит детей прекрасному. Занималась я у нее со второго по девятый класс. А после окончания 10 класса, поступила в Федоскинскую школу миниатюрной живописи и попала к педагогу Василию Ильичу Дюжаеву – это учитель от Бога. После окончания Федоскинской школы я стала заниматься миниатюрами на совершенно светские темы и выставочной деятельностью. И вот с этого творчества перешла на православно-религиозную тему, именно миниатюра сформировала и направила мое иконописное творчество. И постепенно иконопись стала основным направлением. Так же постепенно я пришла к реставрации, стала изучать древнерусскую технологию иконописи. А сейчас я сохраняю все азы настоящей древней иконописи не прибегая к современным модернизациям, делаю иконы исключительно на липовых досках, с настоящим левкасом, с пигментными натуральными красками и так же растираю камни вместе с яичным желтком и покрываю олифой. Делаю все так же как и наши предки много веков назад.
- Чем отличаются искусственные красители?
- Искусственные не так долговечны и не цветостойки, они быстрей блекнут и выгорают. Что касается синтетического покрытия, то его реакция непредсказуема, он трескается и краска осыпается. Ведь технология создания иконы уже отработана веками, натуральные каменные краски проникают в левкас и там затвердевают и олифа которая покрывает верхний слой красок пропитывается сквозь краски в левкас и все это скрепляется в единородную массу. И свойства иконы таковы, чем больше времени проходит, тем крепче этот рисунок становится. Вот иконы, которые находятся в различных музеях им по 300 – 400 лет и они нормально выглядят.
- Что Вы рисуете на старой доске?
- Если там сохранилась хоть какая-то часть лика или фрагмент по которому можно определить что было нарисовано то можно проследить в какой манере был написан лик судя по одежде, рукам, или частям тела и по этим частичкам и существующим канонам можно восстановить все остальное. Время создания иконы можно определить по обратной стороне, по шпонкам, по тому как сделана доска. И исходя из этого, можно определить, когда и где была сделана эта доска, в манере какой школы она была написана. А рисовать другое если что-то сохранилось совершенно неприемлемо. Получится эклектика там что-то осталось и ты будешь добавлять свое, то получатся разные стили и цветовые отношения. А чистую доску нельзя выбрасывать, её надо подготовить, обработать, положить левкас и по виду доски подобрать нужный образ. По тыльной стороне доски определяется форма и ширина полей. Ведь до XVII века делались в основном узкие поля, после XVII уже широкие поля. Так же если форма доски предполагает какую-то определенную композицию, то разрабатывается нужный сюжет. Учитывая все эти особенности можно сориентироваться, что на этой доске можно сделать.
- Что является приоритетом для выбора иконы?
- Вот не сколько лет назад больше всего заказывали иконы Богородичного плана. Самые известные и любимые это Владимирская и Казанская. За последнее время чаще стали заказывать лики реалистичного стиля живоподобные лики. Так же интересные заказы по именным и мерным иконам.
- Что такое мерная икона?
- Главное, что характеризует мерную икону это размер. Она соответствует росту родившегося младенца 51 – 53 сантиметра и далее на иконе пишется тезоименной святой в честь которого назван родившейся ребенок.
- Каково Вам расставаться с о своими творениями?
- Очень тяжело, расстаешься как с детьми. Когда садишься делать какой-то определенный сюжет настолько проникаешься этой темой, что за то длительное время просто сродняешься с этим образом, вкладывая в него все свое умение, возможности. Икона когда покрываешь красками, после их высыхания она блекнет и выглядит матовой, но когда покрываешь олифой она буквально оживает, делается яркая красочная. Один и тот же образ можно делать за разное время от месяца до года. И ты просто уже сродняешься с ней.
- Старые мастера не подписывали свои творения, а как сейчас?
- Это действительно доставляет много хлопот, как историкам, так и искусствоведам. В древности иконы было не принято подписывать, а вот в музее имени Андрея Рублева настоятельно просят современных иконописцев и мастеров подписывать свои работы. Потому что очень много икон, которые остаются безымянными. И о подлинности их автора очень тяжело узнать. Это может быть раба автора или работа определенной школы и доподлинно разобраться очень трудно. Поэтому сейчас иконы подписывают фамилией и именем так же просят галерейщики кто имеет свои частные галереи. По моему есть только одна причина когда не хотят чтобы подписывали это желание принизить художественные достоинства автора. Тем самым снизить цену этой работы. Подписывать свои работы это был указ 1710 году в котором было прописано настоятельно требовать от иконописцев подписывать свои работы писать фамилию имя мастера и в каком году работа была сделана. Подписывая своим именем работу автор гарантировал качество, соблюдение канонов и технологии иконописи.
- Какой у Вас любимый образ?
- Одно время мне очень часто приходилось писать образ Серафима Саровского и этот образ мне настолько полюбился. Я ездила и в Дивеевский монастырь, стала собирать материалы об этом святом: книги, старые иконы, все что касалось его жизни. У меня есть любимый его образ в Новодевичьем монастыре я очень часто туда езжу. Четыре года назад я рисовала житейную икону Серафима Саровского для частной галереи. Очень долго готовилась к этой иконе и мне захотелось сделать новое клеймо которое не делали на современных иконах - это перенесение святых мощей в 1991 году в Дивеевский монастырь. Это его фрагмент его последнего события которое он предсказал это его последнее пристанище. Моя икона состояла из 12 клейм: рождение, постриг, явление Христа встреча с медведем, стояние на камне, избиение разбойниками - это самые значимые события в жизни святого. К нему приходило много народу за помощью и лечением, вот разбойники решили его ограбить и подумали что у него много денег. Но ничего не нашли кроме кусочков хлеба и немного воды. А Серафим Саровский был очень высокого роста, просто широкоплечий богатырь и когда его избили разбойники в его избушке он сгорбился и выглядел сутулым и маленьким. Умер он в своей кельи рядом со своей любимой иконой «Умиление Богородицы».
- Где лучше всего находиться иконам старых мастеров?
-Что касается, например икон Андрея Рублева и его знаменитой «Троицы» были настоятельные просьбы верующих перенести ее в Троице-Сергиеву лавру. Мое глубокое убеждение, что такие иконы должны находиться в музее в условиях где они будут максимально сохранены. Эти иконы в таком состоянии, что при любой транспортировке могут дать нежелательный эффект. Лучше всего сделать хороший список, ведь если будет утеряна икона Андрея Рублева больше, ее никто не напишет. И нельзя этот дар подвергать таким рискам.
- Расскажите интересный случай из Вашей жизни?
- Многие иконы к своим владельцам приходят самым неожиданным образом. И меня один раз зная мое увлечение Серафимом Саровским пригласили посмотреть на очень редкий его образ. Это была ростовая большая икона темная, не реставрированная образ очень плохо просматривался и в одно прекрасное время хозяин иконы решил передать эту икону в храм и попросил об этом своего знакомого художника. Именно в его галерее я и увидела эту икону. Мы ее почистили но все равно на ней была какая то дымка и мы поставили ее ближе к свету и она стала сама обновляться это было Богоугодное чудо.
- Нужно ли освящать написанную икону?
- Да обязательно, надо пойти в храм, и освятить икону, чтобы она была не только предметом искусства, но и предметом религиозного почитания.