Режиссура - это очень серьезная и глубокая профессия, и, бывает, только к концу жизни приходит понимание того, что это - бесконечная вселенная.
- Расскажите о своем детстве? Когда Вы почувствовали себя актрисой?
- Родилась я в Клину, детство прошло в городе Николаеве на Украине. А в 14 лет я с мамой, братом и сестрой вернулась в Клин. По стечению обстоятельств я завершала среднее образование в Спас-Заулковской школе-интернате и дома бывала только по выходным дням. Остались забавные воспоминания из детства, когда я влезала на дерево и пела, а взрослые говорили: «Да это наша артистка». Когда я училась в школе, попробовала себя в балетной студии, но для хореографии я была полненькая; пыталась играть на баяне, но это показалось очень сложным. Затем, благодаря замечательному педагогу Людмиле Николаевне Захарченко, меня привлек кукольный театр. Именно она мне указала дорожку в театр. Тяга к нему шла, вероятно, изнутри, и в каникулы я во дворе на Рабочей улице собирала ребят. Мы делали сцену - вешали одеяло на забор, бабули все приходили со стульчиками, вот в такой дворовый театр мы и играли. Я и сейчас встречаю людей, с которыми мы детьми выступали в постановках. После кукольного театра я уже в школе ставила с ними сказки. Директор школы Нина Ивановна Гусарова увидела, что вокруг меня собираются ребята и что нам удаются театральные постановки, а первой была «Золушка». И когда мама хотела перевести меня в обычную школу, директор попросила: «Любочка, не уходи! Мы специально для тебя пригласили на работу в школу режиссера. И у нас будет настоящий школьный театр». Я осталась, и в мою жизнь пришел светлый человек - Елена Людвиговна Хащина. Она сама была в молодости актрисой, и именно она направила меня в театральное русло. С ней у нас появился грим, настоящий театральный свет. Мы не знали, что это такое, и когда меня нагримировали, накрасили, это было удивительно. Первыми моими ролями были русские деревенские девушки; мне вплетали косу, надевали сарафан. Так появился настоящий театр, одна из страниц клинской театральной жизни. Мы назывались «Театр юных романтиков», сокращенно - ТЮР.
- Самая интересная Ваша театральная роль?
- Самое яркое воспоминание осталось о выпускном классе, когда Елена Людвиговна взяла в работу пьесу А. Салынского «Барабанщица». Это сложная патриотическая тема о подвиге разведчицы Нилы Снежко в годы Великой Отечественной войны. Ее не знали люди, и потому задание приходилось выполнять в условиях, когда рядом враги и среди своих она не совсем своя. Сначала мне предложили роль врача, женщины в возрасте. А другая девушка играла Нилу Снежко, но по болезни ей пришлось уйти. Роль главной героини, Нилы Снежко, была мечтой многих актрис. И когда я прочитала роль, начала работать над ней, все поняли, что это роль именно моя - настолько я чувствовала глубину этой роли и так ее передавала. Это была моя центральная роль, которая вывела меня в настоящую театральную жизнь. В пьесе я сыграла женщину - полную смятения, резких смен душевного состояния, нежную и циничную, открытую и хитрую, растерянную и решительную. В конце постановки с ее трагическим финалом зрители плакали. А после спектакля ко мне подошли учителя и сказали, что у меня прямая дорога в театральное училище. Таким образом, эта работа просто преобразила меня, я так и осталась в душе «барабанщицей».
- Где Вы учились на режиссера?
- Побоявшись идти в институт, я поступила в культпросветучилище на Левобережной на факультет «Театральная режиссура». Учебой я была довольна. Мне, простой молодой девчонке, удавалось играть интересные роли. Мечтала, что создам в Клину народный театр и будут ко мне приходить люди - может быть, они и не хотят быть актерами, но у них есть заинтересованность, и мы вместе будем что-то интересное делать. И моя мечта сбылась, подтвердилось, что если что-то очень захотеть, оно обязательно в жизни придет. После училища началась личная жизнь - замужество, родились сын и дочь. Я считала, что мне не нужен институт: у меня есть знания, есть любимое дело - я буду заниматься театром, и это главное. Встретилась одна женщина, и благодаря ей я поняла, что высшее образование обязательно нужно. Поэтому закончила институт по театральной режиссуре на курсе А. Г. Щекочихина. У нас собрался великолепный курс: большинство - ребята и лишь 6 девушек. Сначала я чувствовала дискомфорт среди, как мне казалось, искушенных во всем москвичей. У меня всегда было ощущение, что я очень мало знаю, что надо много учиться. Институт помог мне раскрыть свои возможности. Началось с курсовых актерских работ. На одной из них я выполнила задачу режиссера, и, оказалось, довольно успешно. После этой маленькой работы меня сразу стали тащить на все режиссерские постановки. Поняли, что я актриса, и предлагали очень интересные роли, так что мне многое удалось сыграть. Сложностей, конечно, было много: занятия - в Москве, а у меня семья, двое детей, возвращалась я последней электричкой, иногда даже ночевала на вокзале. Все эти проблемы меня просто закалили, а институт дал очень многое. Там были очень хорошие педагоги и интересные люди, а это очень важно в жизни. Они дали мне понять, что режиссура - это очень серьезная и глубокая профессия, и, бывает, только к концу жизни приходит понимание того, что это - бесконечная вселенная.
- С кем и как Вы работаете?
- По своей природе я не учитель, не люблю учить - я, скорее всего, организатор. Театр «Миг» в Клину я создавала как театр антрепризы, и даже жалею, что не назвала его именно так. Когда человек приходит в наше театральное общество, сыграв здесь антрепризу, он находит свое лицо. Мне всегда интересно, когда собираются разные талантливые люди и делают что-то стоящее. Вот это - настоящий стиль любительского театра.
- Где Вы находите творческий потенциал?
- В интересных людях, в хороших книгах - я читаю наших известных режиссеров. Последнее, что удивило, - это интервью с Анатолием Васильевым. Это интересный человек со сложной режиссерской судьбой, он много работал на западе. И меня заинтересовал его метод «застольной» работы при подготовке к спектаклю. Он отличается от традиционной школы, но очень интересен и полезен, у него большие перспективы. Хотя существует система Станиславского, но, тем не менее, у каждого свой метод. Так Васильев внес в мою жизнь новые веяния, что я и сейчас нахожусь под впечатлением и постоянно его обмозговываю.
- Как роль влияет на человека?
- Режиссер - это тоже роль. Когда мы выпустили спектакль «Забыть Герострата», у меня было ощущение, что мы сделали что-то большое, что еще и сами не осознали. И я на три дня закрылась в своей квартире, чтобы побыть одной; я не могла никого видеть и что-то делать. И тут позвонила актриса, которая играла роль Клементины, и говорит: «Я иду и плачу, и ничего с собой не могу сделать. Я была в гостях - люди говорят о каких-то личных вещах, а я не могу уйти от своей героини». И я ей говорю: «Успокойся, я точно в таком же состоянии». И каждый из моих актеров также очень долго не может отойти от роли. Буквально неделю жесты, слова - все остается в актере, неожиданно откуда-то всплывают фразы из спектакля. И когда появляется другая роль, от этой остается в душе тепло, даже если роль была отрицательная. Слишком много эмоций и душевных сил уходит на ее создание. Но приходит новое, мы увлекаемся и идем вперед - это одна из моих черт.
- Какой жанр драматургии Вам ближе?
- Трагикомедия - я очень люблю глубокие чувства, когда зрители посмеялись и тут же заплакали. Чтобы тронуло душу.
- Какая Ваша мечта?
- Мечтаю о том времени, когда в Клину будет профессиональный театр. Ведь Клин - город традиционно театральный, здесь много талантливых людей и замечательный зритель.