Отдохнув два-три дня, я пошёл учиться в 10 класс. К нашему великому огорчению, в то время ввели 11-летнее обучение. Компания наша поредела. Валера Верижников уехал куда-то на север к брату-геологу, где и устроился на работу, Вася Канатни-ков учился в Орле в ПТУ, а затем работал на железной дороге в Московской области. При школе был интернат, где проживали ученики из наиболее отдалённых деревень. Мне неоднократно предлагали учителя с осени до весны тоже проживать в интернате, но я постоянно отказывался, и каждый день проделывал многокилометровый путь в школу и обратно.
Я очень любил дом, своих родителей и не мог себе представить разлуку с ними на целую неделю. Только перейдя в 11 класс, я осознал необходимость проживания в интернате, чтобы больше уделить внимания учебе, подготовке к выпускным эк-заменам. Тогда я уже твёрдо решил поступать в Орловский педагогический институт. Неделя в интернате тянулась долго, я считал каждый день. Зато как радостно было идти в субботу домой!
Помню счастливые лица родителей при моём появлении, особенно преображалась в это время мать. Выходной пролетал как одно мгновение, и вот в воскресенье, к вечеру, по бездоро-жью, меся резиновыми сапогами осеннюю грязь, я снова тоск-ливо бреду с горки на горку, уходя всё дальше от родного дома.
Интернат находился рядом со школой и располагался в двух больших комнатах одноэтажного здания. Имелась деревянная веранда, на которой мы оставляли обувь, прежде чем войти в жилое помещение. В соседней ком-нате с отдельным входом проживали девочки. Нас, ребят, было восемь человек. Жили мы дружно. Кормили интернатовцев три раза в день. Питание не отличалось разнообразием, но нас оно вполне устраивало.
Присматривала за нами воспитатель, которая жила рядом с интернатом. А ещё приходил иногда вечером учитель физики Николай Акимович. Он хорошо умел играть в шахматы, настольный теннис. В свободное время мы читали книги, рассказывали друг другу различные истории, произо-шедшие с нами или услышанные от родителей.
Как-то незаметно пришла весна, а с ней и выпускные экзамены. Школу я за-кончил неплохо. Большинство оценок в моем аттестате было «4» и «5». В военкомате Орловского района мне предложили на-правление на учёбу в высшее командное инженерное училище, но я отказался, так как выбор для себя сделал ранее.
Вскоре я сдал необходимые документы в Орловский гос-пединститут. В этом институте на биофаке учился мой сосед Миша Ноздрин, был он старше меня года на три и, умудрённый опытом студенческой жизни, явился для меня своеобразным наставником и покровителем. Экзамены в институт я выдержал и был зачислен на 1 курс истфила, отделение русского языка и литературы. Это было радостное для меня время, полное надежд и ожиданий. Особенно радовались мои родители, во-первых, они считали профессию учителя очень уважаемой и престиж-ной, во-вторых, я не уходил на службу в армию, так как мне, сту-денту, полагалась отсрочка на время учёбы в институте.
Институт встретил меня незнакомой, суетливой атмосферой. Здесь всё было по-иному, чем в школе. Важные и независимые старшекурсники, и мы, ещё неопытные юнцы, с удивле-нием присматривающиеся к новой обстановке. Шло время, постепенно я перезнакомился с однокурсниками. Занятия прохо-дили непривычно долго. Много было новых учебных дисциплин, некоторые из них давались нелегко. Я никак не мог войти в по-вседневный ритм. Трудно было мне и материально. От своих родителей особой помощи мне ожидать не приходилось, и я ста-рался мириться с создавшимся положением, считая эти трудно-сти явлением временным, всего-то на четыре года.