А.Е. Трофимова настояла на том, чтобы мы с 5 класса изучали английский язык. Но базы соответствующей, а главное, преподавателей своих не было. Во время слияния двух классов в один, в 9 классе, нас, с английским, осталось всего трое учащихся: я и две Вали – Бакина и Воротникова.
Остальные «трофимовцы» школу оставили и продолжали обучение в техникумах и училищах.
Жалею, что и я не настоял на своём – послушал мать – и не пошёл в культпросветучилище или педагогический техникум. В Станово-Колодезьской школе делать было нечего: полеводом-механизатором широкого профиля я быть не собирался. Но то ли боязнь нового, то ли лень сделали своё дело, и я остался в надежде отучиться два года.
Но Н.С. Хрущёв и преподаватели школы преподнесли нам подарок: 11 класс!
В класс А.Е. Трофимовой влились новых 19 учеников из других школ. Чтобы изучать одновременно английский и немецкий, нужно было делить коллектив, уроки ставились шестыми, последними. Естественно, ни сил, ни желания, ни стремления учиться в это время уже не оставалось. Нас часто отпускали раньше времени домой, спрашивали абы как. Долгое время английский совсем не вёлся. Кто поедет из Орловского пединсититута, из студентов, в такую глубинку?!
Вредил делу и чисто механический подход к учащимся. В пятом классе я написал сочинение о весне стихами. Антонина Егоровна поставила мне за работу четвёрку, где-то допустил грамматическую ошибку! И этим надолго отбила мне охоту писать стихи.
Видимо, боялась развить во мне чувство тщеславия?! Не исключено. А может быть, учительница не любила литературу, не понимала стихов, и взялась не за своё дело?! Нет, конечно, любила и понимала.
Но всегда Антонина Егоровна «боялась» выйти за грань «морального кодекса строителей коммунизма»: сделал ошибку – получи «4». Набедокурил – ответь! Иными словами: что сеешь, то и пожинаешь! Обманывать нельзя… В общем-то, всё правильно, но как-то смахивает это на действия робота… Мать же и поругает, и пожалеет.
Жалела нас по-матерински Анна Прокофьевна Захарова, но у неё мы не всегда на уроках астрономии вели себя по-рыцарски, иногда шумели, разговаривали. Так, может, и нужно было с нами поступать жёстко, чтобы сделать из нас «настоящих людей»?!
Мы бы и это поняли, но всё дело в том, что А.Е. Трофимова и на прощание со школой выдала нам соответствующие характеристики. То есть была последовательной до конца. Но об этом как-нибудь в другой раз…
Бывает, что одного учителя школьники обожают во время обучения: и оценки не занижает, и побаловаться позволяет. Но потом, входя во взрослую жизнь, эти же школьники понимают, что зря они в школе обожали данного преподавателя, ничего он не дал им для жизни, не научил их преодолевать препятствия.
Другого преподавателя не любят в школе, но зато начинают ценить во взрослой жизни.
Про Антонину Егоровну хочу сказать одно: и в школе, и после мы к ней относились двояко: и любили, и побаивались, и не понимали до конца. Помню, в 5-м классе как-то вечером, во время летних каникул, я с Василием Пресняковым и Юрием Тихоновым на велосипедах приехал за 4 км к Станово-Колодезьской средней школе.
Вдруг возле входа увидели чёрную кошку. Юрий Тихонов, верящий во всех домовых, сказал, что это перевоплощение самой Антонины Егоровны. Дали дёру – и через 5 минут были уже на станции Становой Колодезь. Сейчас – смешно, но тогда строгое обращение классного руководителя с нами, учащимися, сыграло свою роль.
Если учительница географии Антонина Сергеевна Белохвостова доверяла нам чуть ли не все свои тайны, то Антонина Егоровна – ни на йоту не позволяла нам увидеть её внутренне состояние. Конечно, и мы не всегда представлялись подарком: позволяли иногда себе деревенские выходки, но в главном всё же не были циниками и негодяями.
Чтобы понять суть разговора, напомню одну историю.
Где-то в 10 или 11 классе у Александра Крючкова появилась самопишущая ручка с тремя выдвижными разного цвета стержнями. Привёз эту ручку Крючкову кто-то из родственников, побывавших в ГДР (Германской Демократической Республике). Конечно, Саша ходил и всем показывал своё чудо. Видел цветную ручку и я…