Бронзовая композиция, высота 23 см.
В центре композиции знаменитая статуя «Умирающий галл». Её создал в IV веке до н.э. придворный скульптор Пергамского царства Эпигон. На сегодня в мире сохранилась единственная античная копия статуи, хранящаяся в Капитолийском музее в Риме. Это мраморная копия с бронзового оригинала. Интересно отметить: до недавнего времени историки считали, что Эпигон высек «Умирающего галла» из мрамора. Но последние исследования убеждают, что статуя была отлита именно в бронзе, что нам как «металлистам», конечно, лестно.
Этой скульптурой греки отдавали дань уважения противнику, изображая своего врага почётно погибающим в бою. Позднее возникла вольная интерпретация статуи как образа смертельно раненого раба-гладиатора на развлекательной арене Рима.
Свидетельство о публикации №469357 от 15 августа 2024 года
Итак, одна и та же статуя трактуется как смерть героя, погибающего в бою, и смерть раба, раненого на развлекательной арене. Это пример диалектики изобразительного искусства, которая так широко используется в наших композициях: одна и та же форма способна выражать разные содержания. Так давайте, основываясь на этой диалектике, перейдём от первоначального галла через римского гладиатора к гораздо более широкому взгляду.
Мы видим человека в запредельном отчаянии. Здесь не только версия близкой смерти от ран. Здесь и версии неизлечимой болезни, глубокой душевной травмы в семье, на службе, в общественной жизни и многое-многое другое. И это образ на все времена: античности, средневековья, времён буржуазных и социалистических революций и, наконец, наших дней. Художественно гениальный обобщённый образ человека, чья судьба в силу каких-то обстоятельств вошла «в штопор».
Именно в такой всеобъемлющей трактовке мы помещаем эту скульптуру в центр композиции. Что вокруг? Вокруг люди, являющиеся причиной трагедии, карнавально-трагический хоровод злодейских рук. Мужская рука слева напускает на жертву смертоносную змею, изящные женские ручки слева и справа подают герою прекрасные цветы, из которых являются жуткие демоны. Отовсюду являются призывы «Добить жертву!» в виде римского жеста «Палец вниз».
Перейдём к более детальному описанию мизансцены, начиная с трижды повторяющихся элементов композиции – «Масок молчания». Регулярностью своего появления в данной композиции приложенный к губам палец напоминает о многократно подчёркнутой во все времена всеми видами искусства роли молчания-соучастия в трагических процессах жизни индивида, общества, человечества в целом.
Именно «Маскам молчания» в композиции поручена и функция «художественной актуализации» «пьесы». На них две современные мужские шляпы, и в глубине сцены у колоннады модная дамская шляпка с цветами и бантом (с кинжалом в руке).
В представленном метафорическом «спектакле рук» особая роль принадлежит знаменитому жесту «Палец вниз», означающему смертный приговор, который публика выносила на аренах Древнего Рима раненому гладиатору.
Этот мрачный жест трижды повторяется в композиции. Два приговора поступают из колоннады и такой же «сигнал» ненависти подаёт рука человека замурованного в нижней блочной кладке, обречённого, но всё равно жаждущего участвовать в общей расправе.
Следует отметить, что все Ваши произведения интересны в композиционном плане, но ещё более интересна философичность и символичность Ваших работ, которые, несомненно, имеют очень глубокий смысл.
БРАВО!
_____
В последнее время я очень редко бываю на сайте, но всегда с большим интересом воспринимаю Ваши работы.
Это ж сколько огромного труда Вы в них вкладываете!
БРАВО!
Интересно заметить, что историческая подлинность жеста «Палец вниз» (Pollice verso)» ничем не подтверждена, ни в одном античном тексте или рисунке эта конкретная форма жестикуляции не обнаружена. Большинство историков и искусствоведов полагают, что этот жест живописно сфантазировал в 1872 г. в своей ставшей очень известной картине «Pollice verso» французский художник Жан-Леон Жером. Мы следуем традиции, всецело остаёмся в этой художественной версии.
Из злодейского спектакля жестов есть исключения – руки сочувствующие. Это рука из колоннады, протягивающая настоящий живой цветок, и рука справа, жалостливо прикоснувшаяся к стопе.
Всё очень основательно, мощно, завершенно по смыслу, информативно и, главное, оптимистично! Оптимизм - вот подлинно продуктивная философия жизни. Браво!
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю, что так точно уловили главный нерв композиции - оптимизм в ситуации, которая в мировом изобразительном искусстве является символом, ярчайшим выражением безнадёжности
На вершине композиции два ангела. Шестикрылый Серафим, представляющий высший круг ангелов наиболее приближённых к Богу, пролетает над трагической сценой почти не задерживаясь. Сколько таких сцен приходится ему видеть за день!
Меньший ангел, скорбно притулившийся на краю карниза – это ангел-хранитель героя композиции, Он всё сделал, чтобы вмешаться, но сил явно не хватило. Он остаётся не потому, что на что-то надеется. Просто лететь ему, пока не получит нового назначения, некуда. То есть даже ангел-хранитель нашего героя не догадывается, что сейчас начнётся на этой площади перед колоннадой.
Да, этот образ на все времена... Удел сильных людей - выходить из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Талант скульпторов, художников и заключается в том, чтобы через убедительные образы, условно зримые движения, символику и другие средства передать достоверность мощных усилий во имя жизни... Спасибо Вам за показ и удивительный по информативности рассказ! Также Вы учите людей думать и рассуждать - это сегодня так важно...
Когда человек умирает, его не спасут ни крест, ни иконы, ни слитки золота... Смерть она стоит рядом и не собирается отступать!
Прекрасная композиция, Игорь! Браво вашему таланту!
Мыслителя и Мастера работа!! Позволил себе экспромт :
Прекрасно здесь показаны мотивы
Поступков, человеческих страстей.
Задуматься бы тем, кто ещё живы :
В руках спасенье даже от смертей.
Увидеть бы : как после оптимизма
Свершаются великие дела.
И гордо реет символ над Отчизной.
А горечь только в памяти была.
Благодарю за высокую оценку работы! Вам как литератору будет интересно посмотреть целый ряд визуальных сюжетов моей галереи, перекликающихся с литературными
Благодарю за высокую оценку работы! Приглашаю в мою галерею на сайте. Думаю, что Вам как литератору будут интересны сочетания изобразительной и литературной форм реализации сюжетов
Большинство элементов представленной композиции выполнены из бронзы, латуни и цинкового сплава, покрытого бронзовым металликом и патинированного в общем стиле композиции. Скрытая «в подземелье» система резьбового кронштейнового крепежа элементов композиции на базовой раме выполнена из стали.
Общую атмосферу крушения судьбы символизирует глубокий двойной крен (назад и влево) исходно горизонтальной центральной платформы. Атмосферу психологического диссонанса подчёркивает многослойность и колористическая контрастность цоколя композиции.
В обсуждении работ данной галереи часто возникают вопросы «приглашения на роль» в бронзовых композициях копии-реплики той или иной знаменитой скульптуры. Я не случайно пишу театральными терминами – так тема выглядит наиболее выпукло. Но можно и не выходить за рамки скульптурной проблематики, и в этом плане сегодня очень показательный случай.
Кто-то скажет, что это в нашем воспалённом воображении скульптура из конкретного образа сначала превратилась во всечеловеческий символ отчаяния, а потом произошла вообще немыслимая метаморфоза – величайший в мировом искусстве признанный образ умирающего восстаёт из мёртвых.
Да, согласен: эти фантазии для доказательства неоднозначности связи формы и содержания значат меньше, чем исторические факты восприятия миром одной и той же смерти, как героической смерти на поле боя и унизительной смерти в римском цирке. Но главное – доказательства есть!
Т.е. у жанра бронзовых композиций нашей галереи есть убедительные искусствоведческие, научные обоснования. Один и тот же актёр выступает в самых разных ролях, и одна и та же скульптура может войти в самые разные композиции с самыми разными содержаниями и смыслами.
Когда скульптурная композиция строится вокруг какого-либо знаменитого произведения, уровня «Умирающего галла» Эпигона или «Мыслителя» Родена, то может показаться, что это резко повышает шансы на успех работы. На самом деле всё совсем не так, а во многом и совершенно иначе.
Во-первых, какой бы великолепной не была центральная фигура, она должна быть «подчинена» некоему знаковому смыслу композиции. А её часто именно в силу знаменитости, общеизвестности воспринять в другом содержании инерция «первого взгляда» не позволяет.
А наша композиция говорит, что точно также выглядит человек, затравленный интригами сослуживцев в современном офисе. Точно также выглядит человек на кровати онкологического хосписа. И ни того, ни другого никто лучше, чем древнегреческий скульптор Эпигон, до сих пор не изобразил.
Во-вторых, чем великолепнее используемый в композиции шедевр, тем сложнее выдержать композицию в едином стиле, сделать второстепенные фигуры (и персонажи, и конструктивные, вспомогательные элементы) «достойными партнёрами в едином ансамбле». И они часто до этой высокой планки не дотягивают.
Говоря о «приглашении» в бронзовые композиции знаменитых скульптур, надо в противовес заметить, что можно синтезировать очень удачную работу, используя в качестве центральных фигур и весьма посредственную скульптуру. В качестве такого примера я обычно привожу композицию «Как мало мы о нём знали» из нашей галереи. В центре композиции популярная в 1970-е годы латунная статуэтка Волка из «Ну, погоди!».
Это никак не шедевр, массовое производство из отходов цветмет-машиностроения. Но и зритель не обращает внимания на эстетические изъяны, поскольку уж очень увлекает сюжет композиции. Это фантастический рассказ о том, чем стал жить Волк после окончания съёмок на «Союзмультфильме». И на «средненькой» элементной базе получилось интереснейшее художественное произведение (по отзывам зрителей самого разного возраста).
Благодарю за высокую оценку работы! Благодарю за поддержку тех направлений изобразительного искусства, которые стремятся к выражению определённых, значительных смыслов
Благодарю за высокую оценку работы! К сожалению, редко бываете в моей галерее на сайте, там появилось много нового, наверняка, найдёте интересные композиции
Внимательно рассмотрела скульптуру, прочитала подробное разъяснение к работе. Получила огромное удовольствие от увиденного и прочитанного. Браво и спасибо!
Благодарю за высокую оценку работы! Ваш отзыв особенно меня порадовал тем, что написан в стиле отзыва на музейный экспонат. Очень надеюсь, что когда-нибудь, когда данное творческое направление достаточно расширится, музей бронзовой композиции или музей бронзовой миниатюры возникнет. Завтра выставляю очень интересную работу и жду Вас в нашем музее
Я бы сказала, что это одна из самых элегантных Ваших работ! Уже вкратце представляя элементную базу, которую Вы используете в композициях и видя их «перевоплощения» и переосмысления, хочется согласится с тем, что возможности этого нового типа искусства почти безграничны!
Оценка "элегантность" впервые прозвучала в настоящей галерее. Благодарю! Особенно порадовало, что в Вашем отзыве звучит кибернетическая терминология. Для меня создание скульптурных композиций - это, действительно, синтех художественных систем из адаптированных элементов
Благодарю за высокую оценку работы! Особое впечатление произвёл Ваш отзыв, поскольку выражен совершенно непривычными для современной социальной сети высокими словами из мира высокой культуры
Благодарю за высокую оценку! Приглашаю завтра на презентацию новой работы. Решил сейчас выставить сразу несколько завершённых композиций. И завтрашняя будет очень интересной