-- : --
Зарегистрировано — 123 283Зрителей: 66 383
Авторов: 56 900
On-line — 21 026Зрителей: 4157
Авторов: 16869
Загружено работ — 2 121 120
«Неизвестный Гений»
Катастрофа.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
10 января ’2010 20:13
Просмотров: 26472
«Катастрофа».
1.
Существует мнение, что без войны армия засыхает, что без войны тысячи молодых, здоровых и крепких парней, одетых в военную форму, вместо того, чтобы выращивать, производить и воспитывать, - занимаются в игры, которые без употребления на практике, превращаются в явную бессмысленность. Утверждают также, что единоначалие и бесконтрольность – порождают самодурство, а непроизводительный труд военных – нравственное отупение. Нежелание служить Отечеству, - одно из главных настроений современного, молодого человека, а обыватель, для которого залпы последней мировой давно отгремели, а угрозы предстоящей потеряли свои очертания, смотрит на военных как на вынужденных нахлебников.
Один из героев Олдриджа на вопрос, почему он избегает службы в армии, - лукаво ответил, что военные – это взрослые люди, играющие в детские игры. А каковы взрослые игры, хотелось бы задать ему вопрос. Вероятно, прилавок, банк, казино, политика.
Играйте, господа, играйте на здоровье и побольше выигрывайте.
2.
Хорошо летать над Тихим океаном, - но и плохо. Хорошо, что никто тебя не видит: отойдешь от аэродрома километров на триста, снизишься до двухсот метров и крути в пустоте что угодно и как угодно. Радость, удовольствие и наоборот.
А плохо, если что случится, - тогда уж породнишься с Тихим. Все спасатели – это блеф. Случайность и Бог спасатели, остальные сотрудники без совещательного голоса. Тут знаешь, на что идешь и ради чего живешь.
Еще азарт, - древний, первобытный азарт охотника в поисках добычи. Рыщешь по морю, океану, как голодный волк в лесу; всякую мелочь: сухогрузы, рыбачьи шхуны, теплоходы, яхты – мимо, ищешь «супостата»: авианосцы, эсминцы, фрегаты, тральщики, - все чем богата военно-морская «фауна» потомков детей Альбиона.
Вот он внизу – режет морскую волну, тралит или отрабатывает тактические удары по морским и наземным нашим объектам; за ним белый кильватерный след, маленький с высоты и смертоносный.
Снижаешься до тридцати метров (хотя не положено по инструкции), так что бурун по воде за самолетом и «идешь» вдоль верхней надстройки корабля. На палубу высыпят люди в оранжевых спасательных жилетах, машут руками: приветствуют или проклинают: кто их знает, что у них на уме.
Штурман уточняет место на карте, отловленной на месте преступления субмарины; радист передает донесение на командный пункт, и наш верный разведчик, для которого предельно-малая высота все равно, что воздух для рыбы, уходит вверх и разворачивается по направлению к дому.
Все, дело сделано. Сейчас, главное, не промахнуться и вписаться в коридор для посадки, иначе будешь «выпорот» там, на земле начальством.
Выхожу на внешнюю связь и несколько раз запрашиваю руководителя полетов. Наконец, там проснулись.
«365-ый, следуйте на своем эшелоне до удаления пятьдесят».
На дальности 50 километров до аэродрома убираю РУДы (рукоятки управления двигателями) на «малый газ» и плавно перевожу самолет на снижение.
Итак, все хорошо, идет по плану, и через десять минут полоса, рулежка, капонир, обед в летной столовой и сон. И вот на тебе…!
« Командир! Падают обороты двигателей», - голос правого летчика нарочито спокоен.
«Спокойно»,- успокаиваю я и себя, и экипаж. И чувствую, как тревога проникла в сердце, и все сжалось и похолодело в груди.
Даю команду «обесточить самолет». В кабине тишина, самолетное переговорное устройство не работает.
Вижу широко-раскрытые глаза правого летчика: одна рука у него на штурвале, другая – на ручке отката сидения. Показываю ему кулак.
Высота стремительно падает. Штурман из передней кабины показывает большим пальцем вниз – мол, катапультируемся. Куда, черт возьми. Внизу мороз и ледяная вода. В такой воде - двадцать минут – больше не протянешь, а до берега сорок километров. Пробую аварийный запуск двигателей от авторотации. Бесполезно. Значит, сажаем на воду.
Штурман рассоединяет привязные ремни и перебирается в кабину между летчиками. Цвет лица штурмана - красный, правого летчика – бледный. Говорят, что краснота признак лихорадочной работы мозга, бледность – наоборот. А я весь мокрый: пот течет по бровям, под мышками; дрожат колени. Лишь бы не большая волна и не лед.
Выравниваю, «держу нос», скорость гаснет; и самолет, разбрасывая миллионы брызг, касается воды.
В кабине ничего не видно, на стеклах мутные разводы. Штурман вцепился мертвой хваткой в переборку. В любой момент самолет может перевернуться и затонуть.
После посадки на меня наваливаются отупение и безразличие. Первым очнулся правый летчик и сбросил аварийный верхний люк: в лицо ударил крепкий, морской, морозный воздух. Очнулся и я: кричу оператору, чтобы сбросил общую лодку.
Самолет распластался и как подбитая, большая птица, лежит на воде. Бедный наш «тушка» и мы бедные.
Правый летчик первым вылезает на фюзеляж и медленно подтягивает за фал оранжевую пятисотку, за ним выползают из кабины штурман, оператор и я последним. Мы перебираемся в лодку.
Самолет, - весь облепленный шугой, - еще находится на плаву. В корме у нас два прапорщика; подгребаем к корме, за стеклом в кабине мечутся наши товарищи: радист и воздушный стрелок. Заклинило аварийный люк. Расширенные от ужаса глаза Кости Степаненко- радиста, ему двадцать один год, он самый молодой в экипаже.
Самолет, накренившись вправо и носом вперед погружается в воду. Корма поднимается вверх, и в правый блистер мы еще видим растопыренные на стекле ладони радиста. Киль исчезает, и только взвихрения воды остаются на поверхности. Мы напряженно молчим.
Положение наше плачевное: один отсек лодки дряблый – проколот; и я, и штурман вынуждены надуть лодки- сотки и перебраться из большой лодки в них.
Я настраиваю аварийную радиостанцию, и после того, как в воздух идут сигналы, на душе становится легче.
Первый час на воде все подбадривают друг друга, делятся авиационным запасом; штурман определяет, сколько до берега километров.
Я лежу молча в лодке, накрывшись куском парашюта; и сейчас, я задумываюсь, почему остановились двигатели? Я ищу оправдательные для себя доводы: во- первых, - самолет – несколько раз продлевали ресурс; во- вторых я посадил его на воду, кому редко удавалось и этим я даже немного горд; в- третьих: гибель ребят, здесь мне нет оправдания..
Два часа на воде: холод поглощает миллиметр за миллиметром тело, пробирается туда, где очаг, где тепло. В глазах товарищей я вижу покорность: губы синеют, штурман дрожит, большая лодка притапливается и вообще дело плохо.
Двигайтесь,- хочу я сказать громко, - но из горла вырывается сип. Надо двигаться, думаю я, и впадаю в забытье
Через определенный срок я прихожу в себя. Темнеет. Это значит, что мы уже пять часов на воде. В большой лодке правый летчик – один. Он полусидит, склонившись на бок. Оператора нет.
Я слабо шевелю кончиками пальцев ног и рук, значит, я еще не замерз, значит, я еще жив. Я переношу все спокойно,- как неизбежность: страх и все эмоции перегорели. К смерти можно привыкнуть. Но что-то внутри помимо сознания цепляется за жизнь. Я могу двигать руками и ногами и чувствую пальцы. Я достаю и съедаю кусок шоколада, подтягиваю к себе лодку штурмана. Он мертв. Правый летчик жив, что-то бормочет, но в его лодке вода, он подмок.
Холод сковывает тело, и я опять проваливаюсь в забытие. В сознании еще вертятся обрывки моей прошлой жизни, но отрывисто и неясно.
3.
Командующий авиацией флота генерал-лейтенант Комаровский был груб и всесилен. В боевых частях его звали «барин». Вот приедет «барин» - «барин» нас рассудит.
В те времена высшие армейские были не досягаемы для простых смертных, нечто богообразное. Появление одного из них в миру тщательно готовилось загодя, обставлялось с помпой и приводило в трепет подчиненных.
Младшие офицеры, на которых тяжелым бременем давили подобные нашествия, отшучивались: «орел воробышка не клюнет», или «танки мух не давят». Но бывало клевал и давил, и обычно жертва увольнялась с позором из армии в назидание другим, но чаще доживала свой век в глухом гарнизоне, подальше от глаз. Бедолага пил, клял судьбу и тянул до сорока лет. В сорок его отправляли в мирскую жизнь.
Комаровский был приверженец старого древнего метода воспитания подчиненных: кнутом и пряником. Кнутом он пользовался гораздо чаще, чем пряником и потому, одно его появление доводило офицеров до заикания.
Войдя в комнату оперативного дежурного, он осадил рукой вскочивших офицеров, сел на стул и протянул руку к телефону. Он немного зевнул в трубку и, просматривая бумаги на столе оперативного дежурного, вызвал Лебедева – командира полка, в котором произошла катастрофа.
Лебедев, отупевший от бесконечных докладов, нервозности начал невразумительно читать по макету: «Летчик 1-го класса, капитан Еремин, после выполнения полета на воздушную разведку кораблей в море…».
«Стой,- перебил его Комаровский, - что ты мне «Лазаря запел»? Докладывай подробности. Когда Еремин летал последний раз на воздушную разведку?» На другом конце провода замешкались. Командующий бросил трубку.
«Давай, Фролов, - он обратился к оперативному, - что там у тебя? Где информация? Докладывай обстоятельства и принятые меры».
Услышав, что метка самолета пропала на экране руководителя полетов на удалении 50км, после перехода на снижение, Комаровский сказал: «Ясно, РУД-ы затянул, стервец».
Чуть помедлив, оперативный продолжал доклад: «Поиск пропавших ведут: отряд аварийно-спасательной службы, «транспортник», катер, предупреждены «рыбаки», ведущие промысел в районе падения самолета».
« Ясно,- сказал Комаровский, ударив рукой по столу.- Значит так, Фролов, заявку на вылет самолета дали?»
«Так точно, товарищ командующий!»
«Держать связь с флотскими и меня в курсе дела».
«Есть, товарищ командующий».
Комаровский не любил, когда к нему обращались «генерал-лейтенант». Генералов много, а командующих единицы, всегда подчеркивал он.
4.
В семь часов утра следующего дня, наблюдающим с подводной лодки, причисленной к № - ской военно-морской базе в квадрате 35, были обнаружены три надувные спасательные лодки с членами экипажа Еремина. Штурман и правый летчик были мертвы. Капитан Еремин в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь.
В десять часов утра того же дня самолет с командующим и группой офицеров штаба зарулил на стоянку возле КДП. Летный состав полка собрали в конференц-зале для разбора причин, произошедшей катастрофы.
Комаровский начал говорить спокойно глухим, грубым голосом:
« Товарищи офицеры! Вчера в 15.00 экипаж капитана Еремина, возвращаясь с задания, произвел вынужденную посадку на воду».
Выдержав небольшую паузу, генерал вызывающе посмотрел на начальника парашютно-десантной службы полка капитана Жихарева.
«Аварийные средства спасения оказались в негодном состоянии. Вставать надо,- вдруг резко сменил тон Комаровский, - когда называют вашу фамилию, товарищ капитан!»
Жихарев встал и уставил взгляд в одну точку на край стола. Он не спал эту ночь и имел неприятно серый оттенок кожи.
«Расскажите мне и сидящим здесь в зале офицерам, - продолжал Комаровский, - когда вы последний раз проверяли открытие аварийных люков в корме? Когда последний раз проводился тренаж по вынужденному покиданию самолета?»
Жихарев пересохшим горлом, осторожно пробуя голос, назвал цифры, преданно и виновато обвел глазами президиум и заученно произнес:
«Виноват, товарищ командующий!»
«Лебедев, - обратился Комаровский к командиру полка,- подготовьте приказ о снятии капитана Жихарева с должности за халатное исполнение своих обязанностей».
«Причины катастрофы установить, точно не удалось. – Продолжал Комаровский в напряженной тишине зала. – Вероятная причина: уборка РУД-ов летчиком на снижении, отсутствие контроля за напряжением в сети и, как следствие: выведение из строя аккумулятора, невозможность произвести повторный запуск двигателей в воздухе»
«Лебедев, - опять обратился Комаровский к командиру полка, - часто в полку проводятся прослушивание магнитофонных записей переговоров экипажей в воздухе?»
« Как положено, товарищ командующий, после каждой летной смены, - ответил Лебедев.
«Так, - загадочно-пугающе тянул Комаровский. – Кто из командиров экипажей не записывает на магнитофон команду « убираю РУДы два по одному»? Назовите фамилии».
«У нас все докладывают»,- неуверенно сказал Лебедев.
«Что вы мне лапшу на уши вешаете, Лебедев?»- свирепел Комаровский».
«Подполковник Лепихин отвечает в полку за прослушивание магнитофонных записей, - сказал Лебедев и где- то сломал внутри зубчик совести.
Лепихин, отводя карающий меч, назвал майора Газманова. Теперь Газманов становился жертвой для удовлетворения гнева командующего.
Газманов, - поволжский татарин, - добросовестен, честен, исполнителен и прям. Ему не хватает изворотливости, извилистости,- то, что в армии иногда ошибочно называют соблюдением субординации.
«Никак нет, товарищ командующий - волнуясь, ответил Газманов,- я всегда соблюдаю в полете инструкцию».
«Но вы не докладываете на запись?- спросил Комаровский.
«Никак нет!»
«Что ты заладил: никак нет, никак нет, - сменил тон уже багровый от гнева генерал. Раздражение и гнев, накопившиеся за ночь резво прорывались наружу.
«Я тебя Газманов, давно на примете держу. Ты что летать не хочешь? Или тебе жить надоело? Разгильдяй! Ты – Газманов - самоубийца своего экипажа. Может тебе лучше расстаться с летной работой?»
«Никак нет, товарищ командующий!»- ответил Газманов, напряжением воли, унимая дрожание рук и губ.
Комаровский распалился и дошел до кульминационной точки кипения. Объект для жертвоприношения был выбран удачно.
«Ты что?- закричал он - кретин, идиот, олигофрен, дебил? Лебедев! Отстраняю Газманова от летной работы на десять суток. Пусть изучает инструкцию. Садитесь Газманов!»
«Есть,- неслышно ответил оплеванный майор, с пылающими ушами, хватая трясущимися руками то край стола, то рабочую тетрадь, то, ломая ручку.
Разбор причин катастрофы продолжался пять часов без перерывов.
5.
Я очнулся и в сознании уже два дня. Я лежу в отдельной палате. Врач говорит – буду, цел, немного подпорчен, но цел.
Ко мне в палату провели инженера из штаба авиации. Он молод, чист кожей и целый час меня расспрашивал о причинах остановки двигателей. Они сходятся на том, что я убрал РУДы на защелку, то есть сам выключил двигатели и сам угробил свой экипаж. Это всегда обвиняют экипаж, когда не найдут истинной причины беды.
«Вы докладываете на магнитофон «убираю РУДы два по одному?» спрашивает он.
«Нет - отвечаю я,- но я убираю РУДы два по одному без доклада».
«Вы нарушили инструкцию», - говорит он. Я молчу.
«Вы ничего особенного не заметили в работе двигателей до снижения».
«Нет».
«Не помпажили? ». «Нет».
«Пожарные краны не трогали? ». «Нет».
И еще он задает вопросы. После его ухода у меня остается тяжелое чувство и хочется выпить стакан водки. Я знаю, что они мне не верят, и, если не найдут «черный ящик», а его не найдут,- то я так и буду главный и непосредственный виновник катастрофы.
На следующий день ко мне в палату приходит комэска. Он приносит яблоки, коньяк и конфеты.
Из его рассказа я понимаю, что дела мои плохи: халатность, нарушение инструкции, неправильные действия после приводнения.
Он меня успокаивает, что в самом плохом случае меня уволят из армии.
Ночью я не могу спать. Я до мельчайших подробностей вспоминаю последние секунды перед снижением.
Я не могу отвлечь сознание: вот я двигаю одну рукоятку, потом другую и встревоженный голос правого летчика. Нет! Я не мог их убрать…. Или убрал.
Сознание прокручивает этот эпизод в голове до раскаления десятки раз. В голове – огненный шар. И, когда вновь приходит этот чистенький полковник из штаба, то я уже не уверен, и сомневаюсь, и говорю - не помню.
Наплевать. Люди погибли, а я жив, и я хочу, чтобы мне было плохо; я хочу страдать, я хочу искупить своим страданием то, что я остался жить.
Я не могу спать третий день: я вижу окоченевший труп штурмана, обреченные глаза радиста. Я представляю себе жен и детей погибших, и мне хочется выть и грызть зубами подушку. Я не хочу выписываться из госпиталя, я хочу умереть.
Ночью я встаю, открываю окно и прыгаю с пятого этажа.
Хорошо лететь над Тихим океаном,- но и плохо.
Еремин остался жив. Загипсованный, полуобмороженный, он еще месяц пролежал в госпитале.
Его списали с летной работы и уволили из армии. Он уехал в свой родной город и по последним сведениям работает вахтером на заводе и злоупотребляет спиртным.
Самолет же подняли после катастрофы. При дешифрировании материалов «черного ящика нашли истинную причину остановки двигателей.
Вины Еремина не было.
1.
Существует мнение, что без войны армия засыхает, что без войны тысячи молодых, здоровых и крепких парней, одетых в военную форму, вместо того, чтобы выращивать, производить и воспитывать, - занимаются в игры, которые без употребления на практике, превращаются в явную бессмысленность. Утверждают также, что единоначалие и бесконтрольность – порождают самодурство, а непроизводительный труд военных – нравственное отупение. Нежелание служить Отечеству, - одно из главных настроений современного, молодого человека, а обыватель, для которого залпы последней мировой давно отгремели, а угрозы предстоящей потеряли свои очертания, смотрит на военных как на вынужденных нахлебников.
Один из героев Олдриджа на вопрос, почему он избегает службы в армии, - лукаво ответил, что военные – это взрослые люди, играющие в детские игры. А каковы взрослые игры, хотелось бы задать ему вопрос. Вероятно, прилавок, банк, казино, политика.
Играйте, господа, играйте на здоровье и побольше выигрывайте.
2.
Хорошо летать над Тихим океаном, - но и плохо. Хорошо, что никто тебя не видит: отойдешь от аэродрома километров на триста, снизишься до двухсот метров и крути в пустоте что угодно и как угодно. Радость, удовольствие и наоборот.
А плохо, если что случится, - тогда уж породнишься с Тихим. Все спасатели – это блеф. Случайность и Бог спасатели, остальные сотрудники без совещательного голоса. Тут знаешь, на что идешь и ради чего живешь.
Еще азарт, - древний, первобытный азарт охотника в поисках добычи. Рыщешь по морю, океану, как голодный волк в лесу; всякую мелочь: сухогрузы, рыбачьи шхуны, теплоходы, яхты – мимо, ищешь «супостата»: авианосцы, эсминцы, фрегаты, тральщики, - все чем богата военно-морская «фауна» потомков детей Альбиона.
Вот он внизу – режет морскую волну, тралит или отрабатывает тактические удары по морским и наземным нашим объектам; за ним белый кильватерный след, маленький с высоты и смертоносный.
Снижаешься до тридцати метров (хотя не положено по инструкции), так что бурун по воде за самолетом и «идешь» вдоль верхней надстройки корабля. На палубу высыпят люди в оранжевых спасательных жилетах, машут руками: приветствуют или проклинают: кто их знает, что у них на уме.
Штурман уточняет место на карте, отловленной на месте преступления субмарины; радист передает донесение на командный пункт, и наш верный разведчик, для которого предельно-малая высота все равно, что воздух для рыбы, уходит вверх и разворачивается по направлению к дому.
Все, дело сделано. Сейчас, главное, не промахнуться и вписаться в коридор для посадки, иначе будешь «выпорот» там, на земле начальством.
Выхожу на внешнюю связь и несколько раз запрашиваю руководителя полетов. Наконец, там проснулись.
«365-ый, следуйте на своем эшелоне до удаления пятьдесят».
На дальности 50 километров до аэродрома убираю РУДы (рукоятки управления двигателями) на «малый газ» и плавно перевожу самолет на снижение.
Итак, все хорошо, идет по плану, и через десять минут полоса, рулежка, капонир, обед в летной столовой и сон. И вот на тебе…!
« Командир! Падают обороты двигателей», - голос правого летчика нарочито спокоен.
«Спокойно»,- успокаиваю я и себя, и экипаж. И чувствую, как тревога проникла в сердце, и все сжалось и похолодело в груди.
Даю команду «обесточить самолет». В кабине тишина, самолетное переговорное устройство не работает.
Вижу широко-раскрытые глаза правого летчика: одна рука у него на штурвале, другая – на ручке отката сидения. Показываю ему кулак.
Высота стремительно падает. Штурман из передней кабины показывает большим пальцем вниз – мол, катапультируемся. Куда, черт возьми. Внизу мороз и ледяная вода. В такой воде - двадцать минут – больше не протянешь, а до берега сорок километров. Пробую аварийный запуск двигателей от авторотации. Бесполезно. Значит, сажаем на воду.
Штурман рассоединяет привязные ремни и перебирается в кабину между летчиками. Цвет лица штурмана - красный, правого летчика – бледный. Говорят, что краснота признак лихорадочной работы мозга, бледность – наоборот. А я весь мокрый: пот течет по бровям, под мышками; дрожат колени. Лишь бы не большая волна и не лед.
Выравниваю, «держу нос», скорость гаснет; и самолет, разбрасывая миллионы брызг, касается воды.
В кабине ничего не видно, на стеклах мутные разводы. Штурман вцепился мертвой хваткой в переборку. В любой момент самолет может перевернуться и затонуть.
После посадки на меня наваливаются отупение и безразличие. Первым очнулся правый летчик и сбросил аварийный верхний люк: в лицо ударил крепкий, морской, морозный воздух. Очнулся и я: кричу оператору, чтобы сбросил общую лодку.
Самолет распластался и как подбитая, большая птица, лежит на воде. Бедный наш «тушка» и мы бедные.
Правый летчик первым вылезает на фюзеляж и медленно подтягивает за фал оранжевую пятисотку, за ним выползают из кабины штурман, оператор и я последним. Мы перебираемся в лодку.
Самолет, - весь облепленный шугой, - еще находится на плаву. В корме у нас два прапорщика; подгребаем к корме, за стеклом в кабине мечутся наши товарищи: радист и воздушный стрелок. Заклинило аварийный люк. Расширенные от ужаса глаза Кости Степаненко- радиста, ему двадцать один год, он самый молодой в экипаже.
Самолет, накренившись вправо и носом вперед погружается в воду. Корма поднимается вверх, и в правый блистер мы еще видим растопыренные на стекле ладони радиста. Киль исчезает, и только взвихрения воды остаются на поверхности. Мы напряженно молчим.
Положение наше плачевное: один отсек лодки дряблый – проколот; и я, и штурман вынуждены надуть лодки- сотки и перебраться из большой лодки в них.
Я настраиваю аварийную радиостанцию, и после того, как в воздух идут сигналы, на душе становится легче.
Первый час на воде все подбадривают друг друга, делятся авиационным запасом; штурман определяет, сколько до берега километров.
Я лежу молча в лодке, накрывшись куском парашюта; и сейчас, я задумываюсь, почему остановились двигатели? Я ищу оправдательные для себя доводы: во- первых, - самолет – несколько раз продлевали ресурс; во- вторых я посадил его на воду, кому редко удавалось и этим я даже немного горд; в- третьих: гибель ребят, здесь мне нет оправдания..
Два часа на воде: холод поглощает миллиметр за миллиметром тело, пробирается туда, где очаг, где тепло. В глазах товарищей я вижу покорность: губы синеют, штурман дрожит, большая лодка притапливается и вообще дело плохо.
Двигайтесь,- хочу я сказать громко, - но из горла вырывается сип. Надо двигаться, думаю я, и впадаю в забытье
Через определенный срок я прихожу в себя. Темнеет. Это значит, что мы уже пять часов на воде. В большой лодке правый летчик – один. Он полусидит, склонившись на бок. Оператора нет.
Я слабо шевелю кончиками пальцев ног и рук, значит, я еще не замерз, значит, я еще жив. Я переношу все спокойно,- как неизбежность: страх и все эмоции перегорели. К смерти можно привыкнуть. Но что-то внутри помимо сознания цепляется за жизнь. Я могу двигать руками и ногами и чувствую пальцы. Я достаю и съедаю кусок шоколада, подтягиваю к себе лодку штурмана. Он мертв. Правый летчик жив, что-то бормочет, но в его лодке вода, он подмок.
Холод сковывает тело, и я опять проваливаюсь в забытие. В сознании еще вертятся обрывки моей прошлой жизни, но отрывисто и неясно.
3.
Командующий авиацией флота генерал-лейтенант Комаровский был груб и всесилен. В боевых частях его звали «барин». Вот приедет «барин» - «барин» нас рассудит.
В те времена высшие армейские были не досягаемы для простых смертных, нечто богообразное. Появление одного из них в миру тщательно готовилось загодя, обставлялось с помпой и приводило в трепет подчиненных.
Младшие офицеры, на которых тяжелым бременем давили подобные нашествия, отшучивались: «орел воробышка не клюнет», или «танки мух не давят». Но бывало клевал и давил, и обычно жертва увольнялась с позором из армии в назидание другим, но чаще доживала свой век в глухом гарнизоне, подальше от глаз. Бедолага пил, клял судьбу и тянул до сорока лет. В сорок его отправляли в мирскую жизнь.
Комаровский был приверженец старого древнего метода воспитания подчиненных: кнутом и пряником. Кнутом он пользовался гораздо чаще, чем пряником и потому, одно его появление доводило офицеров до заикания.
Войдя в комнату оперативного дежурного, он осадил рукой вскочивших офицеров, сел на стул и протянул руку к телефону. Он немного зевнул в трубку и, просматривая бумаги на столе оперативного дежурного, вызвал Лебедева – командира полка, в котором произошла катастрофа.
Лебедев, отупевший от бесконечных докладов, нервозности начал невразумительно читать по макету: «Летчик 1-го класса, капитан Еремин, после выполнения полета на воздушную разведку кораблей в море…».
«Стой,- перебил его Комаровский, - что ты мне «Лазаря запел»? Докладывай подробности. Когда Еремин летал последний раз на воздушную разведку?» На другом конце провода замешкались. Командующий бросил трубку.
«Давай, Фролов, - он обратился к оперативному, - что там у тебя? Где информация? Докладывай обстоятельства и принятые меры».
Услышав, что метка самолета пропала на экране руководителя полетов на удалении 50км, после перехода на снижение, Комаровский сказал: «Ясно, РУД-ы затянул, стервец».
Чуть помедлив, оперативный продолжал доклад: «Поиск пропавших ведут: отряд аварийно-спасательной службы, «транспортник», катер, предупреждены «рыбаки», ведущие промысел в районе падения самолета».
« Ясно,- сказал Комаровский, ударив рукой по столу.- Значит так, Фролов, заявку на вылет самолета дали?»
«Так точно, товарищ командующий!»
«Держать связь с флотскими и меня в курсе дела».
«Есть, товарищ командующий».
Комаровский не любил, когда к нему обращались «генерал-лейтенант». Генералов много, а командующих единицы, всегда подчеркивал он.
4.
В семь часов утра следующего дня, наблюдающим с подводной лодки, причисленной к № - ской военно-морской базе в квадрате 35, были обнаружены три надувные спасательные лодки с членами экипажа Еремина. Штурман и правый летчик были мертвы. Капитан Еремин в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь.
В десять часов утра того же дня самолет с командующим и группой офицеров штаба зарулил на стоянку возле КДП. Летный состав полка собрали в конференц-зале для разбора причин, произошедшей катастрофы.
Комаровский начал говорить спокойно глухим, грубым голосом:
« Товарищи офицеры! Вчера в 15.00 экипаж капитана Еремина, возвращаясь с задания, произвел вынужденную посадку на воду».
Выдержав небольшую паузу, генерал вызывающе посмотрел на начальника парашютно-десантной службы полка капитана Жихарева.
«Аварийные средства спасения оказались в негодном состоянии. Вставать надо,- вдруг резко сменил тон Комаровский, - когда называют вашу фамилию, товарищ капитан!»
Жихарев встал и уставил взгляд в одну точку на край стола. Он не спал эту ночь и имел неприятно серый оттенок кожи.
«Расскажите мне и сидящим здесь в зале офицерам, - продолжал Комаровский, - когда вы последний раз проверяли открытие аварийных люков в корме? Когда последний раз проводился тренаж по вынужденному покиданию самолета?»
Жихарев пересохшим горлом, осторожно пробуя голос, назвал цифры, преданно и виновато обвел глазами президиум и заученно произнес:
«Виноват, товарищ командующий!»
«Лебедев, - обратился Комаровский к командиру полка,- подготовьте приказ о снятии капитана Жихарева с должности за халатное исполнение своих обязанностей».
«Причины катастрофы установить, точно не удалось. – Продолжал Комаровский в напряженной тишине зала. – Вероятная причина: уборка РУД-ов летчиком на снижении, отсутствие контроля за напряжением в сети и, как следствие: выведение из строя аккумулятора, невозможность произвести повторный запуск двигателей в воздухе»
«Лебедев, - опять обратился Комаровский к командиру полка, - часто в полку проводятся прослушивание магнитофонных записей переговоров экипажей в воздухе?»
« Как положено, товарищ командующий, после каждой летной смены, - ответил Лебедев.
«Так, - загадочно-пугающе тянул Комаровский. – Кто из командиров экипажей не записывает на магнитофон команду « убираю РУДы два по одному»? Назовите фамилии».
«У нас все докладывают»,- неуверенно сказал Лебедев.
«Что вы мне лапшу на уши вешаете, Лебедев?»- свирепел Комаровский».
«Подполковник Лепихин отвечает в полку за прослушивание магнитофонных записей, - сказал Лебедев и где- то сломал внутри зубчик совести.
Лепихин, отводя карающий меч, назвал майора Газманова. Теперь Газманов становился жертвой для удовлетворения гнева командующего.
Газманов, - поволжский татарин, - добросовестен, честен, исполнителен и прям. Ему не хватает изворотливости, извилистости,- то, что в армии иногда ошибочно называют соблюдением субординации.
«Никак нет, товарищ командующий - волнуясь, ответил Газманов,- я всегда соблюдаю в полете инструкцию».
«Но вы не докладываете на запись?- спросил Комаровский.
«Никак нет!»
«Что ты заладил: никак нет, никак нет, - сменил тон уже багровый от гнева генерал. Раздражение и гнев, накопившиеся за ночь резво прорывались наружу.
«Я тебя Газманов, давно на примете держу. Ты что летать не хочешь? Или тебе жить надоело? Разгильдяй! Ты – Газманов - самоубийца своего экипажа. Может тебе лучше расстаться с летной работой?»
«Никак нет, товарищ командующий!»- ответил Газманов, напряжением воли, унимая дрожание рук и губ.
Комаровский распалился и дошел до кульминационной точки кипения. Объект для жертвоприношения был выбран удачно.
«Ты что?- закричал он - кретин, идиот, олигофрен, дебил? Лебедев! Отстраняю Газманова от летной работы на десять суток. Пусть изучает инструкцию. Садитесь Газманов!»
«Есть,- неслышно ответил оплеванный майор, с пылающими ушами, хватая трясущимися руками то край стола, то рабочую тетрадь, то, ломая ручку.
Разбор причин катастрофы продолжался пять часов без перерывов.
5.
Я очнулся и в сознании уже два дня. Я лежу в отдельной палате. Врач говорит – буду, цел, немного подпорчен, но цел.
Ко мне в палату провели инженера из штаба авиации. Он молод, чист кожей и целый час меня расспрашивал о причинах остановки двигателей. Они сходятся на том, что я убрал РУДы на защелку, то есть сам выключил двигатели и сам угробил свой экипаж. Это всегда обвиняют экипаж, когда не найдут истинной причины беды.
«Вы докладываете на магнитофон «убираю РУДы два по одному?» спрашивает он.
«Нет - отвечаю я,- но я убираю РУДы два по одному без доклада».
«Вы нарушили инструкцию», - говорит он. Я молчу.
«Вы ничего особенного не заметили в работе двигателей до снижения».
«Нет».
«Не помпажили? ». «Нет».
«Пожарные краны не трогали? ». «Нет».
И еще он задает вопросы. После его ухода у меня остается тяжелое чувство и хочется выпить стакан водки. Я знаю, что они мне не верят, и, если не найдут «черный ящик», а его не найдут,- то я так и буду главный и непосредственный виновник катастрофы.
На следующий день ко мне в палату приходит комэска. Он приносит яблоки, коньяк и конфеты.
Из его рассказа я понимаю, что дела мои плохи: халатность, нарушение инструкции, неправильные действия после приводнения.
Он меня успокаивает, что в самом плохом случае меня уволят из армии.
Ночью я не могу спать. Я до мельчайших подробностей вспоминаю последние секунды перед снижением.
Я не могу отвлечь сознание: вот я двигаю одну рукоятку, потом другую и встревоженный голос правого летчика. Нет! Я не мог их убрать…. Или убрал.
Сознание прокручивает этот эпизод в голове до раскаления десятки раз. В голове – огненный шар. И, когда вновь приходит этот чистенький полковник из штаба, то я уже не уверен, и сомневаюсь, и говорю - не помню.
Наплевать. Люди погибли, а я жив, и я хочу, чтобы мне было плохо; я хочу страдать, я хочу искупить своим страданием то, что я остался жить.
Я не могу спать третий день: я вижу окоченевший труп штурмана, обреченные глаза радиста. Я представляю себе жен и детей погибших, и мне хочется выть и грызть зубами подушку. Я не хочу выписываться из госпиталя, я хочу умереть.
Ночью я встаю, открываю окно и прыгаю с пятого этажа.
Хорошо лететь над Тихим океаном,- но и плохо.
Еремин остался жив. Загипсованный, полуобмороженный, он еще месяц пролежал в госпитале.
Его списали с летной работы и уволили из армии. Он уехал в свой родной город и по последним сведениям работает вахтером на заводе и злоупотребляет спиртным.
Самолет же подняли после катастрофы. При дешифрировании материалов «черного ящика нашли истинную причину остановки двигателей.
Вины Еремина не было.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор