-- : --
Зарегистрировано — 123 114Зрителей: 66 223
Авторов: 56 891
On-line — 12 281Зрителей: 2387
Авторов: 9894
Загружено работ — 2 119 003
«Неизвестный Гений»
Семь сроков зрелости души
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
22 июля ’2009 10:35
Просмотров: 26428
ПЕРВАЯ ТРИАДА
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…
Переход отрочества души из состояния неясных чувствований и зыбких предположений в конкретику свершившегося факта происходит – как правило внезапно, без каких-либо видимых предпосылок – именно в такие мгновения.
Хорошо знакомые Вечные Истины, не вызывавшие прежде особого интереса, случайно встретившись на пути потока сознания, вдруг – стремительным броском, как хищник из засады – полностью овладевают вниманием, вызывая ни с чем не сравнимое ощущение внезапного узнавания. Узнавания неких неведомых доселе черт, мгновенного – на уровне озарения – прикосновения к чему-то совершенно удивительному и неизмеримо более значимому чем все, что было важным до сих пор. Чувство – сравнимое лишь с трепетом полноценной половой самоидентификации. Такой же силы эмоции захлестывают душу, когда очередной раз, 1-го сентября, пытаешься найти глазами в толпе у школы знакомую девчонку из параллельного класса, и – вдруг – замечаешь не сорвиголову с торчащими в разные стороны косичками и содранными коленками, а – девушку, совершенно неведомое тебе существо. И готовые сорваться с губ слова «Привет, Танюха» замирают, вместе с охваченным непонятным холодом сердечком, придавленные непривычно взрослой мыслью: «Ба… И где же были мои глаза прошлым-то летом, когда мы в соседский сад за яблоками лазали?»
Это – первая ступенька вычурной и витиеватой лестницы познания мира длинною в целую жизнь. Имя ей – Пробуждение. Пробуждение тела, разума, души. Период – весьма короткий по продолжительности, но хранимый в глубинах памяти как самая настоящая эпоха. Эпоха Великих Системообразующих Открытий.
Впрочем, разум, не отягощенный опытом, довольно быстро привыкает к новизне ощущений, переводя саму проблематику вопроса в совершенно иную плоскость восприятия. Вечные Истины, так поразившие первоначально изумленное воображение, тускнеют и превращаются в пусть яркие, обладающие определенным изяществом штампы, но совершенно лишенные самого важного по мнению максимализма молодости качества – практической целесообразности. Все, что неспособно сделать стезю Будущего Победителя более прямой, удобной и – по возможности – скоростной транспортной артерией, делает груз Иллюзий и Амбиций слишком тяжелой ношей, а сам процесс движения – вообще небезопасным.
Однако, вполне сформировавшийся к этому времени вкус к обобщениям все больше дает о себе знать. Хаотичность целевых установок и беспомощность системы принципов оценки собственной адекватности становится очень трудно скрывать от самого себя. То тут, то там – все чаще возникают торчащие самым наглым образом уши бесхребетности собственной Сознательной Духовности. И тогда – уцепившись за какую-нибудь более-менее значимую якорную точку сознания, душа делает шаг вперед и – поднимается на следующую ступеньку. Ступеньку осознанного формирования личности. Имя ей – Изъяны Конструкции.
Душа успокаивается – пусть временно, но осознанно временно. Эта вторая ступенька, второй возраст взросления души – совершенно необходимая передышка. Если разум не получит опору успокоившегося духа, продолжение истории – весьма плачевно. Многие – и очень многие – так и не могут осилить эту ступеньку, срываясь в бездну одиночества, депрессии и разочарования в окружающем мире. Но – в то же самое время – это, если так можно выразиться, самая «густонаселенная» ступень. Эйфория обретения точки опоры может сыграть злую шутку с сознанием. И – играет, упиваясь нашей недалекостью, долговечностью и выделкой наших шор, которые мы сами же и навешиваем на себя. На этой ступени еще нет четкого понимания наличия Лестницы, и жизнь – такая понятная, такая изумительно целесообразная, завораживает своей логичностью и стройностью конструкции. В этом возрасте души все равно, кем быть. Самое главное – быть. Без этого – жизнь пуста и смертельно опасна. Поиск, локализация и – по возможности – устранение Изъянов Конструкции. Ну, уж если и не устранение, то – по крайней мере – полномасштабное осознание, обретение смысла. Нормальный, продуманный, осязаемый и надежный якорь.
При этом объектом, так сказать, конструирования - может быть все, что угодно : собственное тело, собственный разум, группа, организация, процесс. Сам объект – совершенно не важен, тем более, что интуитивно – при всей нашей убежденности в своей правоте – мы чувствуем вторичность Объекта. Чувствуем, но не можем отказать себе в удовольствии упрощенного восприятия жизни. Ведь это же так здорово – иметь смысл жизни, четкие ответы на четкие вопросы. Тем более, что альтернатива – мягко скажем, просто кошмарна.
Самое удивительное на второй ступеньке в том, что этот, с таким огромным трудом завоеванный в битвах с самим собой душевный комфорт, рано или поздно – начинает раздражать. Причем – жутко раздражать. Смысл жизни, так долго служивший надежным источником уверенности, спокойствия и комфорта – с маниакальной настойчивостью сам же и формирует сомнения в своей целесообразности. При всей видимости благополучия складывается впечатление, что тебя обманули. Обманчивая простота – это именно тот образ, который постепенно складывается в сознании, обретает плоть и кровь, и – в один прекрасный момент – лопается, как долго созревавший нарыв. Лопается – осознанием наличия Лестницы.
Мы делаем шаг и поднимаемся еще на одну - совершенно неизвестную, третью ступеньку. В отличие от первых двух у нее есть удивительное новое качество : за ней, в непосредственной близости, угадываются – правда, пока еще весьма смутно, на уровне совершенно хаотических образных обрывков – последующие ступени. Сонм ступеней, бесконечность ступеней. Это – пугает. Пугает именно своей неопределенностью. Одно дело – реализовать цель, и совсем другое – убедиться в возможности наличия недостижимых целей, и вообще – понять ограниченность своего представления о конечности доступного пространства не только целевых установок, но и возможных путей.
Именно это шокирующее обстоятельство и определяет имя ступеньки – Изъяны Программы. На арену выходит Его Величество Алгоритм, во всей своей красе, блеске и могуществе. Третья ступень и соответствующий ей третий возраст взросления души – это совершенно особый мир, окошко выхода в иные миры восприятия реальности:
- трон Постоянства уверенно занимают Многообразие и Изменчивость;
- приходит понимание ущербности зависимости от конечных целей, и вообще – понимание непривлекательности труда на ниве именно принципиально решаемых задач;
- вместо системы Принципов на вооружение берется алгоритм Изменения Принципов.
И еще одно обстоятельство, связанное именно с третьей ступенькой: позади – не просто набор ступеней, позади – целый лестничный пролет; впереди – не просто лестница, а сложным образом организованный процесс. И уже угадывается поворот, наметки спирали, взаимопроникающие переходы, площадки, тупики, закольцованные участки и – возможно – точки входа в Лифт, некое устройство, облегчающее подъем.
Образ спирали – почти вне нашего желания – воскрешает в памяти, причем в совершенно ином свете, уже однажды осмысленные Вечные Истины. Появляется если не любовь к философии, то уж точно – своего рода склонность. Ибо эти самые Истины впервые обретают то, чего им так не хватало ранее – Практическую Целесообразность
КРУШЕНИЕ НАДЕЖД
Первые три ступеньки взросления души – Пробуждение, Изъяны конструкции и Изъяны Программы – это всего лишь первый лестничный пролет, начальный, относительно прямой участок пути до первого Поворота.
Вопреки тому, что даже и этот участок осиливают далеко не все, при наличии Желания Идти преодолевается он если и не бодрым шагом, то – достаточно уверенно и без особых духовных метаний. Продолжительность Первой Триады у каждого, естественно, своя, но вычислить некую усредненную, опорную оценку – не составит особого труда: что-то между одной третью и половиной сознательной жизни. Для того, чтобы убедиться в приемлемой для практических целей точности полученной оценки, вполне достаточно на 10 – 15 примерах отследить зависимость тематики значимых глашатаев в данной предметной области от их возраста на момент соответствующей публикации, и – определить момент перелома.
Ибо итоговый результат триады – именно перелом, очередное глобальное изменение мировосприятия. И дело даже не в том, что большинство Изъянов Программы оказываются, на поверку, вечноживущими или подобными птице Феникс. Это – шалость по сравнению с действительно кошмарным выводом: при ближайшем рассмотрении Программа оказывается всего лишь очередной Конструкцией. Пусть неимоверно сложной, запутанной и динамически обусловленной, но – всего лишь Конструкцией.
Аванс просветления, выданный счастливому покорителю третьей ступеньки, оборачивается дымным пшиком короткого фейерверка, растаявшим без следа. Практическая Целесообразность Вечных Истин сходит на нет и превращается в томительное разочарование своей неспособностью грамотно их применить.
Это – узловая, переломная точка Пути, здесь он разветвляется. Кто-то возвращается к началу третьей ступени и мучительно ищет выход из закольцованного участка Лестницы. Теперь уже этот участок не вызывает такого умиления, как раньше, ибо ныне он – не предположение всего лишь, а твой Крест, нести который как долго – одному Богу известно. Кто-то соскальзывает в уют и комфорт второй ступени, утешая себя сугубой практичностью своего разочарования: «Любая Программа – это всего лишь сложная Конструкция. Спираль эволюции Духа сделает еще один виток и – в очередной раз – вернется к началу Пути, обогатившись новыми знаниями и опытом. Это и есть – движение вперед».
Тот же, кому суждено продолжить Путь, будет допущен к первым крупицам сокровенного знания: разочарование и утрата надежды – это два качественно разных состояния, ибо отсутствие надежды, само по себе, не отменяет желания идти. Весь фокус в том, что это знание – сокровенное знание – невозможно передать другому, используя всего лишь словесные Конструкции. Крупицы истины – это то Содержание, которое дается с единственной целью - вложить его в специальную Форму, особым образом именно для него, и только для него, подготовленную. И Форма эта – обусловленная критическим опытом восприятия действительности Осознанная Убежденность. Только единство Формы и Содержания приводят к желаемому эффекту.
И вот тогда – душа делает еще один шаг вперед и поднимается еще на одну ступеньку. Имя ей – Крушение Надежд. Если говорить упрощенно, то четвертая ступенька – это еще один, абсолютно необходимый этап отдохновения Духа, но уже – на совершенно ином качественном уровне. Если же говорить образно, то это – Урок Смирения Посвященного, последний этап ученичества перед освоением доступного не каждому знания. И от того, насколько успешным будет сие ученичество, зависит – будет ли Путь.
Основное содержание этого этапа взросления души – попытка усмирения гордыни. Кратко суть духовных метаний на этой ступеньке можно выразить следующим монологом, который – от человека к человеку – меняется весьма незначительно: «Господи, зачем я здесь? Для чего Ты дал мне разум, обучил премудростям Пути, и – оставил меня? Неужели моя стезя – чистилище земной Мерзости, принять которую я не могу, а изменить оную – у меня просто нет сил? Если Ты требуешь от меня жертвы, дай мне знак – какой именно жертвы. Я пойму, я очень хочу понять, только не остави мя, Господи…».
На этой ступеньке душа не только занимается самобичеванием, но и осмысливает пройденный Путь, возвращаясь, раз за разом, к анализу аспектов своего собственного взросления: Изъяны Конструкции, Изъяны Программы - монолог, Изъяны Конструкции, Изъяны Программы - монолог… Когда приходит срок увидеть пятую ступень, сознание отворачивается от очевидности – настолько непривычным оказывается то Знание, которое – новым Содержанием укладывается в новую Форму.
То, что мы считали Изъянами – ибо такова и была суть испытания – вовсе не Изъяны, а изначальные элементы устройства этого мира, его Суть. Но настоящим потрясением оказывается даже не это, а понимание того простого факта, что молчание Господа – не прихоть Высших Сил, а Закон Взросления Души: «Навязываться в собеседники к Богу – не просто нескромно. Сие – результат неверной самоидентификации в бесконечном пространстве Промысла Божьего».
Не все принимают решение подняться на пятую ступеньку. Ибо ничего хорошего – в человеческом понимании - нас там не ждет. Именно поэтому четвертая ступень - это граница восприятия (в каноническом виде) устойчивых культов и мировых религий: узкоконфессиональный Господь слишком тяжел, чтобы шагнуть с Ним на вышестоящие ступени.
Кроме того, перед порогом пятой ступени и разум и душа впервые обнаруживают возможность наличия нескольких правильных ответов на единственный – простой – вопрос. При этом больше всего повергает в смущение именно то обстоятельство, что правильных ответов может быть более двух, но все они, однако – каждый с каждым – диаметрально противоположны.
Классическое мысленное упражнение четвертой ступени. Если от каждого народа, поклоняющегося определенному Лику Господа, взять по одному праведнику, авторитет которого у соплеменников непререкаем, кто из них окажется правым в споре о том, как именно следует поклоняться Господу : православный, католик, мусульманин, иудей, буддист, индуист или представитель восточных философских концепций? Весь фокус тут в том, что – в зависимости от выбора, который делает душа – любой ответ правильный:
- прав – кто-то один (конкретно);
- прав – каждый по-своему (и этого вполне достаточно);
- правых нет вообще.
Начиная с четвертой ступени Желание Продолжать Путь связывается с выбором ценностных ориентаций души. Конкретно для четвертой ступеньки выбор сей весьма прост и очевиден: в чем совершенствоваться – в вере или в знании?
Подавляющее большинство делает выбор в пользу веры – в ее каноническом узкоконфессиональном виде, в пользу прекращения дальнейшего восхождения. Это и - не плохо, и – не хорошо, это – просто есть, таковы реалии Пути. Позиция эта, в общем и целом – понятна, поскольку исходит из соображений максимальной безопасности: лучше – смирение, антропоморфный взгляд на мир, и – пусть узкоконфессиональный, но – Господь, чем объятия Сатаны
ПОСТИЖЕНИЕ ЗЛА
Тот, кто все же решится шагнуть на пятую ступень, столкнется – буквально «нос к носу» с проблематикой сомнительных теософских концепций. Ибо имя этой ступени – Постижение зла.
Почва пятой ступеньки – весьма зыбкая. Если на четвертой можно было остановиться и закончить Путь, а с третьей – вернуться на вторую, то с пятой – эти фокусы уже не пройдут. По завершении первой триады – первого лестничного пролета – заканчивается отрочество души, а на пятой - подходит к концу ее юность. Более – нет ученичества. Есть реальные Опасности и реальные Угрозы. Один неверный шаг – и болото пятой ступени разверзнется трясиной сатанизма или мирской ненависти ко всем и вся. Что чего хуже – вопрос склонностей и пристрастий, поскольку и первое и второе – равным образом делают повзрослевшую душу рабом Темной Стороны Духа. Рабом. А суть испытания на пятой ступени – «остаться свободной».
Изложить проблематику духовных метаний пятой ступени, не будучи обвиненным в ереси дуализма – весьма тяжело, практически невозможно. Именно поэтому – дабы откреститься самым решительным образом от указанной ереси – необходимо уделить данному вопросу малую толику внимания.
Дуализм – не просто двойственное восприятие Божественных Сил Творения, как Сил Добра и Сил Зла, а именно утверждение их равновеликости, равнозначности и равноправного их участия в самом Акте Творения. История дуализма – намного мощнее и старше истории всех современных религий, это – изначальные корни религии вообще. Отцы Церкви избрали самый простой – но и самый действенный- метод противостояния: любые публичные россказни о могуществе Сатаны и его приспешников – мгновенно приводят к самым решительным обвинениям в ереси дуализма. При этом лишь в наше просвещенное время обвинениями дело и ограничивается, в средние века, к примеру, вырезались под корень целые народы – включая детей, женщин и стариков. И понять Церковь можно. Оправдать и, тем более, согласиться с подобными методами – вряд ли, а вот понять – легко. Если есть желание оспорить допустимость подобной политики – бери на себя всю полноту ответственности за чистоту помыслов всего младого поколения. И не теоретически, а организационно – с гарантией охвата многомиллионной аудитории, с контролем обратной связи, с обеспечением оперативности воздействия и т.д. и т.п. Любой иной подход – и есть в чистом виде служение Лукавому. Но – при всем при том – сие вовсе не отменяет факта существования пятой ступени. Просто добираются до этого уровня далеко не все. И опасность глобальных последствий – минимальна.
Суть сокровенного знания, которое – единством Формы и Содержания – закрепляется в сознании и в душе на этом этапе Пути, можно кратко выразить следующим образом.
Господь-Создатель, Бог-Творец – един, неделим и всемогущ. Все, что происходит в этом мире, это – всего лишь проявление элементов Замысла Абсолюта, а вовсе не Изъяны Программы. Зло реальности – не вопреки Богу, это и есть – воля Господа. И Зло и Добро, и то, что мы в силах понять и объяснить, и то, что вызывает либо категорическое неприятие, либо непонимание, граничащее с отчаянием, либо желание уйти от Света в объятия Тьмы – все это проявление, в том или ином виде – Промысла Господня. Наш удел – все, что угодно, за исключением одного – за исключением осуждения и неприятия.
На первый взгляд, обманчивая простота – и даже тривиальность – вывода если не разочаровывает, то оставляет устойчивое впечатление недосказанности. Если говорить о православной части человечества, то только ленивый хотя бы раз в жизни не цитировал нечто похожее, а именно – отрывок из молитвы оптинских старцев: «Господи, дай мне терпение перенести то, что я не в силах изменить и мужество бороться с тем, что я могу преодолеть. И дай мне мудрости, Господи - отличить первое от второго и важное от второстепенного…».
В этом - отличие обычного знания от знания сокровенного. Не лишним будет повториться: «Крупицы истины – это то Содержание, которое дается с единственной целью - вложить его в специальную Форму, особым образом именно для него, и только для него, подготовленную. И Форма эта – обусловленная критическим опытом восприятия действительности Осознанная Убежденность. Только единство Формы и Содержания приводят к желаемому эффекту». Тот, кто долго и мучительно топтался на четвертой ступеньке, прежде чем решиться шагнуть на пятую, легко увидит несоответствие молитвы своему опыту восхождения, а именно – наличие слова «дай»: «Навязываться в собеседники к Богу – не просто нескромно. Сие – результат неверной самоидентификации в бесконечном пространстве Промысла Божьего».
Это и есть готовность к восхождению на шестую ступень – долгожданная, грамотная, выстраданная, осмысленная самоидентификация в бесконечном пространстве Промысла Божьего. Понимание того, что Вечные Истины – не имеют никакого отношения к урегулированию взаимоотношения человеков, что они – всего лишь Правила общения Личности и Бога: не как ведомого и Ведущего, а как безусловно микроскопически малозначимого элемента и Принципа, обусловившего само существование неисчислимого многообразия подобных элементов, целого веера Миров, Пространств и Вселенных. Принципа, имя которому - Любовь.
И до тех пор, пока в душе останется место понятию Попущения человеческого, выходящего за рамки Воли Господа, попущения, за которое – нам держать ответ перед соплеменниками и единоверцами, и которое – в нашем понимании – реализует дарованную нам свободу воли, до тех пор – барьер шестой ступени так и останется барьером непреодолимым.
Фатализм не имеет никакого отношения к тому чувству Личной Ответственности перед Богом, о котором идет речь. Совершенно неважно - в чем суть наших поступков, и какова - в нашем понимании – именно наша роль в реализации конкретного баланса Добра и Зла в данной точке пространства и в данный момент времени. Речь вовсе не об этом. Пятая ступень – площадка выхода на МногоМерную Лестницу, где антропоморфность восприятия действительности более не является главенствующим фактором созидания помыслов и деяний. Сознательное разрушение эгоцентризма не только по отношению к Личности, не только по отношению к человечеству, но и по отношению к религии, морали, принципам, идеям – процесс болезненный и долгий. Осознание ничтожности бытия – самый плохой вариант развития процесса, и не потому, что это плохо - само по себе. Это всего лишь – негативная установка. На Многомерной Лестнице взросления души, где наш путь – путь человечества – всего лишь микроскопический элемент Многовариантной Бесконечности Бытия.
Отшельники, святые старцы, всевозможные Гуру, при совершеннейшей их личной аскетичности – прямом следствии осознания ими ничтожности бытия – несли, несут и будут нести Крест Личного Служения Господу. Во все времена. Без осуждения. Без ропота. Без надежды на мзду. А то, что молитвы старцев – содержат в себе слово «дай», так это мы слышим всего лишь первое слово из целой фразы: «Дай по Воле Твоей, Господи…».
И если Он – не даст, значит так и должно быть
ОСКОЛКИ БЕСКОНЕЧНОСТИ
Тот, кто находит в себе силы вскарабкаться на шестую ступеньку, оказывается в положении путника, преодолевшего горный перевал. Оказывается, что дальше – никакой Лестницы нет. Более того, шестая ступенька выглядит как площадка на вершине некой пирамиды, со всех сторон к которой подбираются петляющим серпантином бесчисленные нити огромной многомерной лестницы Многовариантной Бесконечности Бытия. И все эти бесчисленные нити переплетаются одна с другой, отражаясь многократно друг в дружке, проникая одна в другую.
А вокруг этой площадки – насколько хватает глаз – величественная картина грандиознейшего Замысла Господа, величие которого шокирует даже при тех ограниченных средствах восприятия окружающего мира, которые заложены в нас Творцом. Мы – Зеркало, неисчислимые легионы крохотных осколков одной, единой и всеохватывающей голографической, многомерной, многоуровневой картины Мироздания. Осколки, созданные «по образу и подобию Своему». Созданные для отражения в нас всего того многообразия, которое и реализует в полной мере Таинство Творения. Искра Божия одной, отдельно взятой души – узловая точка продолжающегося процесса Творения, именно продолжающегося, набирающего обороты, не останавливающегося ни на мгновение. В каждом из нас – частица Бога, и так же, как мельчайший осколок большой голографической картины несет в себе информацию о всем изображении в целом, так же и каждая душа – несет в себе некий слепок Божественной сущности.
Если оставить в стороне высокий стиль возвышенных эпитетов и метафор, то – более прозаически – функции одной, отдельно взятой души, можно выразить сухим языком аналитических констатаций следующим образом:
- создание «квантов» Творения – мельчайших частиц побудительных мотивов, помыслов и деяний, из которых родится не только новое знание, но и новые законы, управляющие самим процессом Творения;
- накопление информации о процессе и ее систематизация, причем информации – любой, как «позитивной», так и «негативной» - с точки зрения ограниченной рамками Земной Купели человеческой логики;
- формирование тестовых площадок анализа понятий «удовольствие», «удовлетворение», «смысл».
С такой точки зрения – объяснимы и легко «читаемы» многие и многие «загадочные» или просто непонятные для нашего разума мифы, притчи, традиции, концепции и теории. «Плодитесь и размножайтесь…», «не сотвори себе кумира…», «возлюби ближнего своего…» - совершенно новое (по отношению к собственному, уже имеющемуся опыту Пути) прочтение изъезженных разумом вдоль о поперек и, казалось бы, уже хорошо знакомых Вечных Истин. Одно дело - «ты – раб Божий, поэтому и веди себя подобающим образом, иначе будешь наказан». И совсем иное дело, если отдельно взятая Личность – наделенный разумом и свободой воли элемент гигантской Разумной Системы. Системы, если и не замыкающейся непосредственно на Всевышнего, то – по крайней мере – созданной под Его непосредственным руководством. Степень ответственности – разная. Кардинально разная. Раб – вообще ни за что не отвечает, и говорить о некой личной ответственности раба – нонсенс. О наказании за провинность – естественно, об ответственности – бессмыслица. При всем при этом – ни о каком «возрождении гордыни на новом уровне» речь не идет». Всего лишь – о разнице двух взаимоисключающих понятий: «рабская покорность» и «осознанное безропотное повиновение».
Проблематика шестой ступени – во многом сходна с крайними проявлениями убежденной религиозности, хорошо знакомыми практически каждому: ни честь, ни мораль, ни нравственность – не могут входить в рассмотрение причин, если затронуты существенные аспекты веры. Глобальное отличие – рамки применимости: до шестой ступени подобные конфликты не выходят за границы узкоконфессионального взгляда на мир. Чтобы утверждение сие не выглядело голословным, достаточно всего одной цитаты:
«…Очевидно, что если не любишь родину, то предашь ее в трудный момент. Но, как ни странно, и патриотизм может стать идолом. Известный философ Константин Леонтьев, закончивший жизнь монахом Климентом в Оптиной пустыне, говорил: «Я отрекусь от Родины, если Родина отречется от Христа». Таким образом, Родина не может стать первичной ценностью, которая будет выше Бога… [] …Мы странники на земле, взыщем небесного града, архитектор которого - Бог…».
Интересно было бы послушать диалог на эту тему, к примеру, Президента и РФ и Патриарха Русской Православной Церкви с учетом того обстоятельства, что к 2050-ому году, при сохранении существующих тенденций в демографических процессах, славянский этнос и православное вероисповедание – уже не будут связаны с большинством населения страны…
Добавить – осталось совсем немного. Шестая ступень, которую с полным правом можно именовать как «Осколки бесконечности», оказалась вершиной Пирамиды Многовариантной Бесконечности Бытия, последним этапом всего лишь одной реализации одного варианта Пути. Единой бесконечной Лестницы – нет, есть – череда рождений и смертей, череда последовательных восхождений.
И ничего общего этот вывод с идеей реинкарнации не имеет, ибо конкретика в данном случае – всего лишь один из узкоконфессиональных взглядов на Мир. Все намного сложнее – с одной стороны, и намного проще – с другой стороны.
Осталось решить – что же теперь со всем этим делать
ВЫБОР ПУТИ
С шестой ступеньки - с вершины пирамиды – идти более некуда, кроме как вниз. Но внизу – болото Постижения зла, в обратную сторону – принципиально непроходимое. Тем более, что шестая – последняя – ступень дает некое подобие иммунитета, уж если и не талант «ходить по болоту сатанизма аки по суху», то способность инстинктивно балансировать «на кочках здравого смысла». И способность эта не даст – даже при желании – утонуть в трясине. Вернуться в Объятия Сатаны полноценным рабом Темной Стороны Духа уже – не получится. Можно стать скептиком – но не циником, взрастить пессимизм – но не уныние, пестовать злость – но не злобу. Посему пути назад, как такового – нет, есть некое подобие «прыжка вбок», скольжение по горизонтальной плоскости над поверхностью болота.
Есть еще гипотетическая возможность «воспарить над твердыней», раствориться в бездне сияющей красоты Небес. Но – как это ни прискорбно, сие – вне рамок наших устремлений. Для того, чтобы «воспарить», нужно иметь, как минимум, Индивидуальную Метку Всевышнего – дар Божий. Ежели он есть – «отрыв от поверхности» происходит легко и естественно, без сомнений и ожиданий. Ежели Господь не наделил способностью к подобной «творческой левитации», то титанические труд и упорство – так и останутся уделом Сизифовым. И в данной ситуации совершенно неважно, сопряжен ли факт «воспарения» с общественным признанием: сие – возможные реалии уже последующего Пути. Бытие – с его конкретикой реальных дел - никоим образом не связано с «ощущением полета».
Ну и третья возможность – как и в любой иной ситуации – тоже есть: остаться на месте. Если назад – нельзя, «вбок» - не очень хочется, а вперед – не очень можется, то – самое время остановиться и обдумать ситуацию.
В восточной философии есть множество вычурных, утонченно логически красивых определений, предназначенных для изысканных комментариев подобных метаморфоз рассудка. Надо отдать им должное – это действительно утонченно, это действительно изысканно, это – действительно – разумно: «Путь знания, путь действия и путь созерцания».
И если не привлекает ни путь созерцания, который связан «с доскональным пониманием микрокосма и макрокосма, и являются высшим из путей, практикуемым очень немногими достаточно подготовленными для этого людьми», ни путь действия,
«по которому следуют те, кто верит в бескорыстное исполнение своих обязанностей», те, кто «понимают, что все плоды собственных действий они должны отдавать Богу, живущему в сердце каждого человека», если нет осознания того, что только ради этого и стоит жить, то – можно выбрать опасный и коварный путь знания. Путь, «подобный лезвию бритвы».
И если уж не удается «воспарить», то можно хотя бы подпрыгнуть, и – пусть лишь на краткий миг, но – вернуться к началу Пути и – пусть хотя бы всего лишь в своем воображении - замкнуть Круг:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…
Переход отрочества души из состояния неясных чувствований и зыбких предположений в конкретику свершившегося факта происходит – как правило внезапно, без каких-либо видимых предпосылок – именно в такие мгновения.
Хорошо знакомые Вечные Истины, не вызывавшие прежде особого интереса, случайно встретившись на пути потока сознания, вдруг – стремительным броском, как хищник из засады – полностью овладевают вниманием, вызывая ни с чем не сравнимое ощущение внезапного узнавания. Узнавания неких неведомых доселе черт, мгновенного – на уровне озарения – прикосновения к чему-то совершенно удивительному и неизмеримо более значимому чем все, что было важным до сих пор. Чувство – сравнимое лишь с трепетом полноценной половой самоидентификации. Такой же силы эмоции захлестывают душу, когда очередной раз, 1-го сентября, пытаешься найти глазами в толпе у школы знакомую девчонку из параллельного класса, и – вдруг – замечаешь не сорвиголову с торчащими в разные стороны косичками и содранными коленками, а – девушку, совершенно неведомое тебе существо. И готовые сорваться с губ слова «Привет, Танюха» замирают, вместе с охваченным непонятным холодом сердечком, придавленные непривычно взрослой мыслью: «Ба… И где же были мои глаза прошлым-то летом, когда мы в соседский сад за яблоками лазали?»
Это – первая ступенька вычурной и витиеватой лестницы познания мира длинною в целую жизнь. Имя ей – Пробуждение. Пробуждение тела, разума, души. Период – весьма короткий по продолжительности, но хранимый в глубинах памяти как самая настоящая эпоха. Эпоха Великих Системообразующих Открытий.
Впрочем, разум, не отягощенный опытом, довольно быстро привыкает к новизне ощущений, переводя саму проблематику вопроса в совершенно иную плоскость восприятия. Вечные Истины, так поразившие первоначально изумленное воображение, тускнеют и превращаются в пусть яркие, обладающие определенным изяществом штампы, но совершенно лишенные самого важного по мнению максимализма молодости качества – практической целесообразности. Все, что неспособно сделать стезю Будущего Победителя более прямой, удобной и – по возможности – скоростной транспортной артерией, делает груз Иллюзий и Амбиций слишком тяжелой ношей, а сам процесс движения – вообще небезопасным.
Однако, вполне сформировавшийся к этому времени вкус к обобщениям все больше дает о себе знать. Хаотичность целевых установок и беспомощность системы принципов оценки собственной адекватности становится очень трудно скрывать от самого себя. То тут, то там – все чаще возникают торчащие самым наглым образом уши бесхребетности собственной Сознательной Духовности. И тогда – уцепившись за какую-нибудь более-менее значимую якорную точку сознания, душа делает шаг вперед и – поднимается на следующую ступеньку. Ступеньку осознанного формирования личности. Имя ей – Изъяны Конструкции.
Душа успокаивается – пусть временно, но осознанно временно. Эта вторая ступенька, второй возраст взросления души – совершенно необходимая передышка. Если разум не получит опору успокоившегося духа, продолжение истории – весьма плачевно. Многие – и очень многие – так и не могут осилить эту ступеньку, срываясь в бездну одиночества, депрессии и разочарования в окружающем мире. Но – в то же самое время – это, если так можно выразиться, самая «густонаселенная» ступень. Эйфория обретения точки опоры может сыграть злую шутку с сознанием. И – играет, упиваясь нашей недалекостью, долговечностью и выделкой наших шор, которые мы сами же и навешиваем на себя. На этой ступени еще нет четкого понимания наличия Лестницы, и жизнь – такая понятная, такая изумительно целесообразная, завораживает своей логичностью и стройностью конструкции. В этом возрасте души все равно, кем быть. Самое главное – быть. Без этого – жизнь пуста и смертельно опасна. Поиск, локализация и – по возможности – устранение Изъянов Конструкции. Ну, уж если и не устранение, то – по крайней мере – полномасштабное осознание, обретение смысла. Нормальный, продуманный, осязаемый и надежный якорь.
При этом объектом, так сказать, конструирования - может быть все, что угодно : собственное тело, собственный разум, группа, организация, процесс. Сам объект – совершенно не важен, тем более, что интуитивно – при всей нашей убежденности в своей правоте – мы чувствуем вторичность Объекта. Чувствуем, но не можем отказать себе в удовольствии упрощенного восприятия жизни. Ведь это же так здорово – иметь смысл жизни, четкие ответы на четкие вопросы. Тем более, что альтернатива – мягко скажем, просто кошмарна.
Самое удивительное на второй ступеньке в том, что этот, с таким огромным трудом завоеванный в битвах с самим собой душевный комфорт, рано или поздно – начинает раздражать. Причем – жутко раздражать. Смысл жизни, так долго служивший надежным источником уверенности, спокойствия и комфорта – с маниакальной настойчивостью сам же и формирует сомнения в своей целесообразности. При всей видимости благополучия складывается впечатление, что тебя обманули. Обманчивая простота – это именно тот образ, который постепенно складывается в сознании, обретает плоть и кровь, и – в один прекрасный момент – лопается, как долго созревавший нарыв. Лопается – осознанием наличия Лестницы.
Мы делаем шаг и поднимаемся еще на одну - совершенно неизвестную, третью ступеньку. В отличие от первых двух у нее есть удивительное новое качество : за ней, в непосредственной близости, угадываются – правда, пока еще весьма смутно, на уровне совершенно хаотических образных обрывков – последующие ступени. Сонм ступеней, бесконечность ступеней. Это – пугает. Пугает именно своей неопределенностью. Одно дело – реализовать цель, и совсем другое – убедиться в возможности наличия недостижимых целей, и вообще – понять ограниченность своего представления о конечности доступного пространства не только целевых установок, но и возможных путей.
Именно это шокирующее обстоятельство и определяет имя ступеньки – Изъяны Программы. На арену выходит Его Величество Алгоритм, во всей своей красе, блеске и могуществе. Третья ступень и соответствующий ей третий возраст взросления души – это совершенно особый мир, окошко выхода в иные миры восприятия реальности:
- трон Постоянства уверенно занимают Многообразие и Изменчивость;
- приходит понимание ущербности зависимости от конечных целей, и вообще – понимание непривлекательности труда на ниве именно принципиально решаемых задач;
- вместо системы Принципов на вооружение берется алгоритм Изменения Принципов.
И еще одно обстоятельство, связанное именно с третьей ступенькой: позади – не просто набор ступеней, позади – целый лестничный пролет; впереди – не просто лестница, а сложным образом организованный процесс. И уже угадывается поворот, наметки спирали, взаимопроникающие переходы, площадки, тупики, закольцованные участки и – возможно – точки входа в Лифт, некое устройство, облегчающее подъем.
Образ спирали – почти вне нашего желания – воскрешает в памяти, причем в совершенно ином свете, уже однажды осмысленные Вечные Истины. Появляется если не любовь к философии, то уж точно – своего рода склонность. Ибо эти самые Истины впервые обретают то, чего им так не хватало ранее – Практическую Целесообразность
КРУШЕНИЕ НАДЕЖД
Первые три ступеньки взросления души – Пробуждение, Изъяны конструкции и Изъяны Программы – это всего лишь первый лестничный пролет, начальный, относительно прямой участок пути до первого Поворота.
Вопреки тому, что даже и этот участок осиливают далеко не все, при наличии Желания Идти преодолевается он если и не бодрым шагом, то – достаточно уверенно и без особых духовных метаний. Продолжительность Первой Триады у каждого, естественно, своя, но вычислить некую усредненную, опорную оценку – не составит особого труда: что-то между одной третью и половиной сознательной жизни. Для того, чтобы убедиться в приемлемой для практических целей точности полученной оценки, вполне достаточно на 10 – 15 примерах отследить зависимость тематики значимых глашатаев в данной предметной области от их возраста на момент соответствующей публикации, и – определить момент перелома.
Ибо итоговый результат триады – именно перелом, очередное глобальное изменение мировосприятия. И дело даже не в том, что большинство Изъянов Программы оказываются, на поверку, вечноживущими или подобными птице Феникс. Это – шалость по сравнению с действительно кошмарным выводом: при ближайшем рассмотрении Программа оказывается всего лишь очередной Конструкцией. Пусть неимоверно сложной, запутанной и динамически обусловленной, но – всего лишь Конструкцией.
Аванс просветления, выданный счастливому покорителю третьей ступеньки, оборачивается дымным пшиком короткого фейерверка, растаявшим без следа. Практическая Целесообразность Вечных Истин сходит на нет и превращается в томительное разочарование своей неспособностью грамотно их применить.
Это – узловая, переломная точка Пути, здесь он разветвляется. Кто-то возвращается к началу третьей ступени и мучительно ищет выход из закольцованного участка Лестницы. Теперь уже этот участок не вызывает такого умиления, как раньше, ибо ныне он – не предположение всего лишь, а твой Крест, нести который как долго – одному Богу известно. Кто-то соскальзывает в уют и комфорт второй ступени, утешая себя сугубой практичностью своего разочарования: «Любая Программа – это всего лишь сложная Конструкция. Спираль эволюции Духа сделает еще один виток и – в очередной раз – вернется к началу Пути, обогатившись новыми знаниями и опытом. Это и есть – движение вперед».
Тот же, кому суждено продолжить Путь, будет допущен к первым крупицам сокровенного знания: разочарование и утрата надежды – это два качественно разных состояния, ибо отсутствие надежды, само по себе, не отменяет желания идти. Весь фокус в том, что это знание – сокровенное знание – невозможно передать другому, используя всего лишь словесные Конструкции. Крупицы истины – это то Содержание, которое дается с единственной целью - вложить его в специальную Форму, особым образом именно для него, и только для него, подготовленную. И Форма эта – обусловленная критическим опытом восприятия действительности Осознанная Убежденность. Только единство Формы и Содержания приводят к желаемому эффекту.
И вот тогда – душа делает еще один шаг вперед и поднимается еще на одну ступеньку. Имя ей – Крушение Надежд. Если говорить упрощенно, то четвертая ступенька – это еще один, абсолютно необходимый этап отдохновения Духа, но уже – на совершенно ином качественном уровне. Если же говорить образно, то это – Урок Смирения Посвященного, последний этап ученичества перед освоением доступного не каждому знания. И от того, насколько успешным будет сие ученичество, зависит – будет ли Путь.
Основное содержание этого этапа взросления души – попытка усмирения гордыни. Кратко суть духовных метаний на этой ступеньке можно выразить следующим монологом, который – от человека к человеку – меняется весьма незначительно: «Господи, зачем я здесь? Для чего Ты дал мне разум, обучил премудростям Пути, и – оставил меня? Неужели моя стезя – чистилище земной Мерзости, принять которую я не могу, а изменить оную – у меня просто нет сил? Если Ты требуешь от меня жертвы, дай мне знак – какой именно жертвы. Я пойму, я очень хочу понять, только не остави мя, Господи…».
На этой ступеньке душа не только занимается самобичеванием, но и осмысливает пройденный Путь, возвращаясь, раз за разом, к анализу аспектов своего собственного взросления: Изъяны Конструкции, Изъяны Программы - монолог, Изъяны Конструкции, Изъяны Программы - монолог… Когда приходит срок увидеть пятую ступень, сознание отворачивается от очевидности – настолько непривычным оказывается то Знание, которое – новым Содержанием укладывается в новую Форму.
То, что мы считали Изъянами – ибо такова и была суть испытания – вовсе не Изъяны, а изначальные элементы устройства этого мира, его Суть. Но настоящим потрясением оказывается даже не это, а понимание того простого факта, что молчание Господа – не прихоть Высших Сил, а Закон Взросления Души: «Навязываться в собеседники к Богу – не просто нескромно. Сие – результат неверной самоидентификации в бесконечном пространстве Промысла Божьего».
Не все принимают решение подняться на пятую ступеньку. Ибо ничего хорошего – в человеческом понимании - нас там не ждет. Именно поэтому четвертая ступень - это граница восприятия (в каноническом виде) устойчивых культов и мировых религий: узкоконфессиональный Господь слишком тяжел, чтобы шагнуть с Ним на вышестоящие ступени.
Кроме того, перед порогом пятой ступени и разум и душа впервые обнаруживают возможность наличия нескольких правильных ответов на единственный – простой – вопрос. При этом больше всего повергает в смущение именно то обстоятельство, что правильных ответов может быть более двух, но все они, однако – каждый с каждым – диаметрально противоположны.
Классическое мысленное упражнение четвертой ступени. Если от каждого народа, поклоняющегося определенному Лику Господа, взять по одному праведнику, авторитет которого у соплеменников непререкаем, кто из них окажется правым в споре о том, как именно следует поклоняться Господу : православный, католик, мусульманин, иудей, буддист, индуист или представитель восточных философских концепций? Весь фокус тут в том, что – в зависимости от выбора, который делает душа – любой ответ правильный:
- прав – кто-то один (конкретно);
- прав – каждый по-своему (и этого вполне достаточно);
- правых нет вообще.
Начиная с четвертой ступени Желание Продолжать Путь связывается с выбором ценностных ориентаций души. Конкретно для четвертой ступеньки выбор сей весьма прост и очевиден: в чем совершенствоваться – в вере или в знании?
Подавляющее большинство делает выбор в пользу веры – в ее каноническом узкоконфессиональном виде, в пользу прекращения дальнейшего восхождения. Это и - не плохо, и – не хорошо, это – просто есть, таковы реалии Пути. Позиция эта, в общем и целом – понятна, поскольку исходит из соображений максимальной безопасности: лучше – смирение, антропоморфный взгляд на мир, и – пусть узкоконфессиональный, но – Господь, чем объятия Сатаны
ПОСТИЖЕНИЕ ЗЛА
Тот, кто все же решится шагнуть на пятую ступень, столкнется – буквально «нос к носу» с проблематикой сомнительных теософских концепций. Ибо имя этой ступени – Постижение зла.
Почва пятой ступеньки – весьма зыбкая. Если на четвертой можно было остановиться и закончить Путь, а с третьей – вернуться на вторую, то с пятой – эти фокусы уже не пройдут. По завершении первой триады – первого лестничного пролета – заканчивается отрочество души, а на пятой - подходит к концу ее юность. Более – нет ученичества. Есть реальные Опасности и реальные Угрозы. Один неверный шаг – и болото пятой ступени разверзнется трясиной сатанизма или мирской ненависти ко всем и вся. Что чего хуже – вопрос склонностей и пристрастий, поскольку и первое и второе – равным образом делают повзрослевшую душу рабом Темной Стороны Духа. Рабом. А суть испытания на пятой ступени – «остаться свободной».
Изложить проблематику духовных метаний пятой ступени, не будучи обвиненным в ереси дуализма – весьма тяжело, практически невозможно. Именно поэтому – дабы откреститься самым решительным образом от указанной ереси – необходимо уделить данному вопросу малую толику внимания.
Дуализм – не просто двойственное восприятие Божественных Сил Творения, как Сил Добра и Сил Зла, а именно утверждение их равновеликости, равнозначности и равноправного их участия в самом Акте Творения. История дуализма – намного мощнее и старше истории всех современных религий, это – изначальные корни религии вообще. Отцы Церкви избрали самый простой – но и самый действенный- метод противостояния: любые публичные россказни о могуществе Сатаны и его приспешников – мгновенно приводят к самым решительным обвинениям в ереси дуализма. При этом лишь в наше просвещенное время обвинениями дело и ограничивается, в средние века, к примеру, вырезались под корень целые народы – включая детей, женщин и стариков. И понять Церковь можно. Оправдать и, тем более, согласиться с подобными методами – вряд ли, а вот понять – легко. Если есть желание оспорить допустимость подобной политики – бери на себя всю полноту ответственности за чистоту помыслов всего младого поколения. И не теоретически, а организационно – с гарантией охвата многомиллионной аудитории, с контролем обратной связи, с обеспечением оперативности воздействия и т.д. и т.п. Любой иной подход – и есть в чистом виде служение Лукавому. Но – при всем при том – сие вовсе не отменяет факта существования пятой ступени. Просто добираются до этого уровня далеко не все. И опасность глобальных последствий – минимальна.
Суть сокровенного знания, которое – единством Формы и Содержания – закрепляется в сознании и в душе на этом этапе Пути, можно кратко выразить следующим образом.
Господь-Создатель, Бог-Творец – един, неделим и всемогущ. Все, что происходит в этом мире, это – всего лишь проявление элементов Замысла Абсолюта, а вовсе не Изъяны Программы. Зло реальности – не вопреки Богу, это и есть – воля Господа. И Зло и Добро, и то, что мы в силах понять и объяснить, и то, что вызывает либо категорическое неприятие, либо непонимание, граничащее с отчаянием, либо желание уйти от Света в объятия Тьмы – все это проявление, в том или ином виде – Промысла Господня. Наш удел – все, что угодно, за исключением одного – за исключением осуждения и неприятия.
На первый взгляд, обманчивая простота – и даже тривиальность – вывода если не разочаровывает, то оставляет устойчивое впечатление недосказанности. Если говорить о православной части человечества, то только ленивый хотя бы раз в жизни не цитировал нечто похожее, а именно – отрывок из молитвы оптинских старцев: «Господи, дай мне терпение перенести то, что я не в силах изменить и мужество бороться с тем, что я могу преодолеть. И дай мне мудрости, Господи - отличить первое от второго и важное от второстепенного…».
В этом - отличие обычного знания от знания сокровенного. Не лишним будет повториться: «Крупицы истины – это то Содержание, которое дается с единственной целью - вложить его в специальную Форму, особым образом именно для него, и только для него, подготовленную. И Форма эта – обусловленная критическим опытом восприятия действительности Осознанная Убежденность. Только единство Формы и Содержания приводят к желаемому эффекту». Тот, кто долго и мучительно топтался на четвертой ступеньке, прежде чем решиться шагнуть на пятую, легко увидит несоответствие молитвы своему опыту восхождения, а именно – наличие слова «дай»: «Навязываться в собеседники к Богу – не просто нескромно. Сие – результат неверной самоидентификации в бесконечном пространстве Промысла Божьего».
Это и есть готовность к восхождению на шестую ступень – долгожданная, грамотная, выстраданная, осмысленная самоидентификация в бесконечном пространстве Промысла Божьего. Понимание того, что Вечные Истины – не имеют никакого отношения к урегулированию взаимоотношения человеков, что они – всего лишь Правила общения Личности и Бога: не как ведомого и Ведущего, а как безусловно микроскопически малозначимого элемента и Принципа, обусловившего само существование неисчислимого многообразия подобных элементов, целого веера Миров, Пространств и Вселенных. Принципа, имя которому - Любовь.
И до тех пор, пока в душе останется место понятию Попущения человеческого, выходящего за рамки Воли Господа, попущения, за которое – нам держать ответ перед соплеменниками и единоверцами, и которое – в нашем понимании – реализует дарованную нам свободу воли, до тех пор – барьер шестой ступени так и останется барьером непреодолимым.
Фатализм не имеет никакого отношения к тому чувству Личной Ответственности перед Богом, о котором идет речь. Совершенно неважно - в чем суть наших поступков, и какова - в нашем понимании – именно наша роль в реализации конкретного баланса Добра и Зла в данной точке пространства и в данный момент времени. Речь вовсе не об этом. Пятая ступень – площадка выхода на МногоМерную Лестницу, где антропоморфность восприятия действительности более не является главенствующим фактором созидания помыслов и деяний. Сознательное разрушение эгоцентризма не только по отношению к Личности, не только по отношению к человечеству, но и по отношению к религии, морали, принципам, идеям – процесс болезненный и долгий. Осознание ничтожности бытия – самый плохой вариант развития процесса, и не потому, что это плохо - само по себе. Это всего лишь – негативная установка. На Многомерной Лестнице взросления души, где наш путь – путь человечества – всего лишь микроскопический элемент Многовариантной Бесконечности Бытия.
Отшельники, святые старцы, всевозможные Гуру, при совершеннейшей их личной аскетичности – прямом следствии осознания ими ничтожности бытия – несли, несут и будут нести Крест Личного Служения Господу. Во все времена. Без осуждения. Без ропота. Без надежды на мзду. А то, что молитвы старцев – содержат в себе слово «дай», так это мы слышим всего лишь первое слово из целой фразы: «Дай по Воле Твоей, Господи…».
И если Он – не даст, значит так и должно быть
ОСКОЛКИ БЕСКОНЕЧНОСТИ
Тот, кто находит в себе силы вскарабкаться на шестую ступеньку, оказывается в положении путника, преодолевшего горный перевал. Оказывается, что дальше – никакой Лестницы нет. Более того, шестая ступенька выглядит как площадка на вершине некой пирамиды, со всех сторон к которой подбираются петляющим серпантином бесчисленные нити огромной многомерной лестницы Многовариантной Бесконечности Бытия. И все эти бесчисленные нити переплетаются одна с другой, отражаясь многократно друг в дружке, проникая одна в другую.
А вокруг этой площадки – насколько хватает глаз – величественная картина грандиознейшего Замысла Господа, величие которого шокирует даже при тех ограниченных средствах восприятия окружающего мира, которые заложены в нас Творцом. Мы – Зеркало, неисчислимые легионы крохотных осколков одной, единой и всеохватывающей голографической, многомерной, многоуровневой картины Мироздания. Осколки, созданные «по образу и подобию Своему». Созданные для отражения в нас всего того многообразия, которое и реализует в полной мере Таинство Творения. Искра Божия одной, отдельно взятой души – узловая точка продолжающегося процесса Творения, именно продолжающегося, набирающего обороты, не останавливающегося ни на мгновение. В каждом из нас – частица Бога, и так же, как мельчайший осколок большой голографической картины несет в себе информацию о всем изображении в целом, так же и каждая душа – несет в себе некий слепок Божественной сущности.
Если оставить в стороне высокий стиль возвышенных эпитетов и метафор, то – более прозаически – функции одной, отдельно взятой души, можно выразить сухим языком аналитических констатаций следующим образом:
- создание «квантов» Творения – мельчайших частиц побудительных мотивов, помыслов и деяний, из которых родится не только новое знание, но и новые законы, управляющие самим процессом Творения;
- накопление информации о процессе и ее систематизация, причем информации – любой, как «позитивной», так и «негативной» - с точки зрения ограниченной рамками Земной Купели человеческой логики;
- формирование тестовых площадок анализа понятий «удовольствие», «удовлетворение», «смысл».
С такой точки зрения – объяснимы и легко «читаемы» многие и многие «загадочные» или просто непонятные для нашего разума мифы, притчи, традиции, концепции и теории. «Плодитесь и размножайтесь…», «не сотвори себе кумира…», «возлюби ближнего своего…» - совершенно новое (по отношению к собственному, уже имеющемуся опыту Пути) прочтение изъезженных разумом вдоль о поперек и, казалось бы, уже хорошо знакомых Вечных Истин. Одно дело - «ты – раб Божий, поэтому и веди себя подобающим образом, иначе будешь наказан». И совсем иное дело, если отдельно взятая Личность – наделенный разумом и свободой воли элемент гигантской Разумной Системы. Системы, если и не замыкающейся непосредственно на Всевышнего, то – по крайней мере – созданной под Его непосредственным руководством. Степень ответственности – разная. Кардинально разная. Раб – вообще ни за что не отвечает, и говорить о некой личной ответственности раба – нонсенс. О наказании за провинность – естественно, об ответственности – бессмыслица. При всем при этом – ни о каком «возрождении гордыни на новом уровне» речь не идет». Всего лишь – о разнице двух взаимоисключающих понятий: «рабская покорность» и «осознанное безропотное повиновение».
Проблематика шестой ступени – во многом сходна с крайними проявлениями убежденной религиозности, хорошо знакомыми практически каждому: ни честь, ни мораль, ни нравственность – не могут входить в рассмотрение причин, если затронуты существенные аспекты веры. Глобальное отличие – рамки применимости: до шестой ступени подобные конфликты не выходят за границы узкоконфессионального взгляда на мир. Чтобы утверждение сие не выглядело голословным, достаточно всего одной цитаты:
«…Очевидно, что если не любишь родину, то предашь ее в трудный момент. Но, как ни странно, и патриотизм может стать идолом. Известный философ Константин Леонтьев, закончивший жизнь монахом Климентом в Оптиной пустыне, говорил: «Я отрекусь от Родины, если Родина отречется от Христа». Таким образом, Родина не может стать первичной ценностью, которая будет выше Бога… [] …Мы странники на земле, взыщем небесного града, архитектор которого - Бог…».
Интересно было бы послушать диалог на эту тему, к примеру, Президента и РФ и Патриарха Русской Православной Церкви с учетом того обстоятельства, что к 2050-ому году, при сохранении существующих тенденций в демографических процессах, славянский этнос и православное вероисповедание – уже не будут связаны с большинством населения страны…
Добавить – осталось совсем немного. Шестая ступень, которую с полным правом можно именовать как «Осколки бесконечности», оказалась вершиной Пирамиды Многовариантной Бесконечности Бытия, последним этапом всего лишь одной реализации одного варианта Пути. Единой бесконечной Лестницы – нет, есть – череда рождений и смертей, череда последовательных восхождений.
И ничего общего этот вывод с идеей реинкарнации не имеет, ибо конкретика в данном случае – всего лишь один из узкоконфессиональных взглядов на Мир. Все намного сложнее – с одной стороны, и намного проще – с другой стороны.
Осталось решить – что же теперь со всем этим делать
ВЫБОР ПУТИ
С шестой ступеньки - с вершины пирамиды – идти более некуда, кроме как вниз. Но внизу – болото Постижения зла, в обратную сторону – принципиально непроходимое. Тем более, что шестая – последняя – ступень дает некое подобие иммунитета, уж если и не талант «ходить по болоту сатанизма аки по суху», то способность инстинктивно балансировать «на кочках здравого смысла». И способность эта не даст – даже при желании – утонуть в трясине. Вернуться в Объятия Сатаны полноценным рабом Темной Стороны Духа уже – не получится. Можно стать скептиком – но не циником, взрастить пессимизм – но не уныние, пестовать злость – но не злобу. Посему пути назад, как такового – нет, есть некое подобие «прыжка вбок», скольжение по горизонтальной плоскости над поверхностью болота.
Есть еще гипотетическая возможность «воспарить над твердыней», раствориться в бездне сияющей красоты Небес. Но – как это ни прискорбно, сие – вне рамок наших устремлений. Для того, чтобы «воспарить», нужно иметь, как минимум, Индивидуальную Метку Всевышнего – дар Божий. Ежели он есть – «отрыв от поверхности» происходит легко и естественно, без сомнений и ожиданий. Ежели Господь не наделил способностью к подобной «творческой левитации», то титанические труд и упорство – так и останутся уделом Сизифовым. И в данной ситуации совершенно неважно, сопряжен ли факт «воспарения» с общественным признанием: сие – возможные реалии уже последующего Пути. Бытие – с его конкретикой реальных дел - никоим образом не связано с «ощущением полета».
Ну и третья возможность – как и в любой иной ситуации – тоже есть: остаться на месте. Если назад – нельзя, «вбок» - не очень хочется, а вперед – не очень можется, то – самое время остановиться и обдумать ситуацию.
В восточной философии есть множество вычурных, утонченно логически красивых определений, предназначенных для изысканных комментариев подобных метаморфоз рассудка. Надо отдать им должное – это действительно утонченно, это действительно изысканно, это – действительно – разумно: «Путь знания, путь действия и путь созерцания».
И если не привлекает ни путь созерцания, который связан «с доскональным пониманием микрокосма и макрокосма, и являются высшим из путей, практикуемым очень немногими достаточно подготовленными для этого людьми», ни путь действия,
«по которому следуют те, кто верит в бескорыстное исполнение своих обязанностей», те, кто «понимают, что все плоды собственных действий они должны отдавать Богу, живущему в сердце каждого человека», если нет осознания того, что только ради этого и стоит жить, то – можно выбрать опасный и коварный путь знания. Путь, «подобный лезвию бритвы».
И если уж не удается «воспарить», то можно хотя бы подпрыгнуть, и – пусть лишь на краткий миг, но – вернуться к началу Пути и – пусть хотя бы всего лишь в своем воображении - замкнуть Круг:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор