А и в Тульской, Брянской, Курской, и, надо полагать, соседних областях – Липецкой, Воронежской. Г.Пясецкий подтвердил мою находку: «Когда же впоследствии, по следам Батыя, стали учащать к нам и Крымские Татары, тогда число Свиных дорог увеличилось, и оне в разных направлениях доходили уже до города Брянска».
Наша точка зрения на происхождение названия Свиная дорога следующая. Дорога от Болхова до Хотынца называется и в настоящее время так: СВИНАК. В своё время, когда и город Брянск именовался как Дъбрянск, существовало слово Дъзвинак, т.е. звонок. Звонкая дорога – Дъзвинак – породила слово Звинак («д» отпало, как это произошло и со словом Дъбрянск – Брянск). Звинак стал звучать как Свинак-Свиная. А потом и Свинная.
Недаром под городом Брянском был Свинский (т.е. Звонкий) монастырь, который потом, якобы из-за неблагозвучия, переделали в Свенский монастырь.
Итак, никакого отношения к монголам и крымским татарам Свиная дорога не имеет.
Конечно, в последующее время, когда люди уже забыли первоначальный смысл слова Дъзвинак, то сначала немногие, а потом и большинство населения стали воспринимать Свиные дороги, по которым нападали степняки, как татарские, магометанские.
Видимо, и сама свинья названа так за свой звонкий визг.
Однако пора и о Болхове вспомнить. Сначала здесь хозяйничали баскаки, сборщики дани. А потом, когда в Золотой Орде начались смуты, наши земли перешли под власть Великого Княжества Литовского (1356-1503). Правда, власть Литвы была своеобразной: она позволяла предкам орловцев то склоняться к самой Литве, то к Москве, всякий раз ища ту или иную выгоду.
В данном случае, учёные склонны считать, что наш край был своего рода буфером между Золотой Ордой и Литвой. А буфер терпит удары со всех сторон – только успевай подставлять бока. Так и было на самом деле: со всех сторон приходили на нашу территории враги, добывая себе полон и пищу. Тяжело приходилось местным жителям. Кроме лесов и болот, укрывались они и в многокилометровых подземных ходах, вырытых достаточно глубоко под землёй.
С одной стороны, характер наших предков закалялся в постоянных испытаниях и нужде, а с другой стороны – люди шли на самые хитрые обещания и поступки, лишь бы выжить. Многие орловцы никогда не скажут вам всей правды. Самое лучшее состояние – власть сама по себе, народ сам по себе.
Каждый знает своё место. Для орловца важнее всего мнение соседа, ибо тот может «заложить», если с ним не дружить. Вся деревня может знать о том, кто совершил тот или иной антигосударственный поступок, но и никто и никогда ничего не скажет о нём властям. Если нужен суд, то он вершится «в тиши».
Конечно, Советская власть многое добилась, но и она не смогла уничтожить Пасху и Петров День. Встреча Солнца – солнцекараул (караулить солнце) проходит на Орловщине с большим размахом. Говорят, что нигде больше такого нет, чтобы в эту ночь громили всё, что попадёт под руку…
Г.Пясецкий писал о том, что на месте древнего Болховского княжества явилось новое – Хотетовское, которое было зависимо от Литовских князей. Кстати, тема эта раскрыта мало, и существуют только догадки.
Тот же Пясецкий считал, что Хотетовское княжество называлось так по княжеской резиденции в городе Хотетове, что ныне село Болховского уезда, в трёх верстах от г.Болхова.
Автор предположил, что в состав Хотетовского княжества входили земли нынешних уездов Болховского и Орловского. Догадки свои он построил на том, что рядом с нашими Редькино и Становым Колодезем есть село Хотетово, ныне Свердловского района. О времени образования Хотетовского княжества нам ничего не известно, но в 1408 году Пясецкий обнаружил князя Михаила Хотетовского.
Данный князь был, видимо, бывшим вятичем, человеком гордым и упрямым. Он выразил недовольство самому Великому князю Литовскому Витовту, в результате чего отъехал в Москву, где и был принят с особым радушием. С этого времени князья Хотетовские служат Великим князьям Московским. Думаем, что последнее наше сообщение, взятое у Пясецкого, не совсем точно отражает историю.
Известно, например, что Верховские князья, куда входили и князья Хотетовские, во второй половине того же 15 века, писали в Литву бумаги с просьбами, чтобы та взяла их в службу. Так что правильнее всё же указать время окончательного освобождения от Литовско-Польского княжества и перехода под власть Москвы – 1503 год. Впрочем, точной даты нет, так как Москва долго вела борьбу с Литвой за возвращение наших земель. Мы специально сравнили Михаила Хотетовского с «бывшим вятичем». В летописи говорится о том, что где-то в 8 веке пришло на Оку племя, ведомое Вятко. Отсюда, мол, Вятичи.
Большинство исследователей склонны считать вятичей предками поляков. Однако когда же Литва с Польшей стала претендовать на наши земли, заселённые бывшими своими соплеменниками, то вдруг обнаружилось, что болховцы «не признали» родных по крови поляков-ляхов и бросились в объятья «москалей».
Читатели скажут, что вятичи пришли на Оку в 8 веке, а Хотетовские князья были в начале 15в, т.е. прошло 7 веков. И за это время многое изменилось. Возможно, что и так, а возможно, что вятичи просто не были поляками-ляхами?!