16+
Лайт-версия сайта

77. В.Агошков. О Гаврииле Михайловиче Пясецком.

Литература / Очерки / 77. В.Агошков. О Гаврииле Михайловиче Пясецком.
Просмотр работы:
10 июня ’2013   13:56
Просмотров: 21741

77. В.Агошков. О Гаврииле Михайловиче Пясецком.


Г.М. Пясецкий создал из кирпичей-документов красивое, монументальное, высотное здание в десяток этажей: запоминающиеся книги почти обо всех городах Орловщины. Он первопроходец, а таким людям трудно осваивать новое. Идти первому, например, по рыхлому снегу нелегко даже на лыжах. А при создании историко-краеведческих книг Г.М. Пясецкому нужно было найти свои форму и стиль изложения.

Он сумел легко преподнести читателям строгие тексты документов, разбавляя их своими научными комментариями, опережаю-щими порой своё время. Однако это не означает, что и мы во всём будем соглашаться с Г.Пясецким, ведь чем талантливее человек и его творчество, тем больше хочется с ним спорить.

Чтобы судить о манере письма Г.Пясецкого, достаточно прочитать такой, например, отрывок. Обвинив вятичей в единении с «хищными» печенегами, он продолжил: «Вот почему Киевские князья, начиная от Олега, едва при Св. Владимире, все воюя, принудили их платить дань по шелягу от сохи.

Но и после Вятичи не раз ещё возмущались под предводительством своих родовых князей. Даже при Владимире Мономахе они не совершенно ещё входили в состав русского государства, а были только данниками его и составляли из себя отдельную землю под именем Вятичей, настолько ещё враждебную Руси, что мимо ея не без опасения проходили даже такие сильные и воинственные князья, как сам Владимир Мономах. За тожъ никто и не любил их; а Татищев говорит, что их прозвали «злыми, противными и вредительными».

В летописи говорится о том, что вятичи платили дань «по шелягу от рала». Г.Пясецкий решил сделать «перевод», поскольку слово «рало» уже в 19 веке устарело – «по шелягу от сохи». Читая о «злых и противных» вятичах, невольно проникаешься к ним уважением – такова логика изложения автора.

С одной стороны, Г.Пясецкий оправдывал Киевских князей, которые воевали с Вятичами, тем, что последние «дружили» с «хищными» печенегами. А с другой, восхищался и Вятичами, которые давали отпор самим Киевским князьям. При этом заметим, что Г.Пясецкий орловцем не был: он родился в Черниговской губернии, которая ближе к Киеву, нежели к Орлу.

Но продолжим наш очерк о Болхове. В начале 13 века впервые в летописях встречается упоминание и Болховских князей из племени Ольговичей.

В Энциклопедических современных изданиях мы тоже видим эту дату – 13 век. Правда, встречаются и сомнения, о чём писал и Г.Пясецкий: «Но вслед за тем город Болхов опять теряется во мраке до времён царя Иоанна Васильевича Грозного. Это подало некоторым повод сомневаться в древности Болхова и полагать самую территорию Болховского княжества не в Северской земле, искони составлявшей принадлежность Ольговичей, а где-то по дороге из Галича в Киев, в нынешней Подольской губернии.

Впрочем, последующие обстоятельства легко объясняют причину этого молчания летописей о городе Болхове». А причина эта – монголо-татарское иго…

Автор в сноске ссылался на историка Ходаковского, который и подал идею искать Болхов в Подольской губернии. Однако Пясецкий верил больше известному историку своего времени Соловьёву, который, видимо, полагал, что «ни в Волынской, ни в Подольской и Киевской губерниях нет ни одного места, от которого бы эти князья могли получить название Болховских», а посему территорию Болховских князей следует искать в старой Черниговской волости, т.е. на реке Нугрь".

Сейчас дискуссия по поводу нахождения того или иного города Болхова продолжается. Действительно, есть несколько городов с таким именем, в том числе и под Киевом. В нашей книге очерков «Девятая Земля» мы уже писали по этому поводу, ссылаясь и на книгу орловского исследователя, художника и писателя-краеведа Владимира Неделина «Орёл изначальный».

Г. Пясецкий предположил, что наш город Болхов (Болохов) был уничтожен полчищами Батыя и не был восстановлен потомками Михаила Черниговского, которые княжили в Карачеве, Брянске и Козельске.

Далее автор приводил интересную легенду, о которой мы бы хотели поговорить более подробно. Связана она со …Свиной дорогой, которая и сейчас тянется от Карачева до Болхова.

«Между тем страшное шествие Батыя около Болхова навсегда осталось в памяти народа, – писал Г.Пясецкий. – Только предание о нём получило уже характер тёмной легенды о какой-то свинье, вышедшей некогда из Болхова и дошедшей до Карачева… Самая дорога эта с тех пор и доселе удерживает презрительное для Татар (сперва язычников, а потом магометан) название Свиной дороги.

Смысл народного юмора понятен. Как свинья на своём пути избегает рек, так и Татары держали свой путь по возвышенностям Свиной дороги, избегая рек и болот.
Как это непривлекательное животное на своём пути не знает ничему цены и роет всё, что ему попадётся, так и безобразные Татары безжалостно срывали все укрепления, жгли города, сёла и деревни. Путь свиньи в чужом огороде обозначается бессмысленным беспорядком, и путь Татар по России ознаменован диким неистовством и всеми ужасами опустошения».

Конечно же, татары, в том числе и крымские, к названию Свиной дороги никакого отношения не имели.

Да, захватчики нападали на Русь по водоразделам, потому что они располагались по отношению к реке выше, были сухими от воды. Первыми, кто прокладывал путь по таким водоразделам, были …животные, которые устремлялись на водопои. Безусловно, что и дикие свиньи также пользовались водоразделами…

Нарышкинский краевед Лукьянчиков рассказывал мне в 90-х годах ХХ века всё о том же, о Свиной дороге, но которая пролегла от Карачева к городу Орлу. И объяснялось название всё так же: какая-то мифическая свинья связала эти города тем, что пришла из одного города в другой. Конечно же, это самая что ни на есть народная этимология.

Г.Пясецкий пытался её окультурить, наглядно связать с полчищами Батыя. Мы бы не стали говорить о том, что свинья – это непривлекательное животное. В тех же очерках «Девятая Земля» писали о том, что наши предки ласково называли свинью дочкой, поскольку именно её они благодарили за своё спасение.

Не можем согласиться и с тем, что Свиная дорога является для татар «презрительным» названием. Да и сам Пясецкий чувствовал в данном случае натяжку. Он как бы оправдывал наших предков, говоря о том, что они связывали Свиную дорогу не просто с завоевателями, а с татарами-язычниками. А интересно знать: монголо-татары, будучи язычниками, также не ели мясо свинины, как и магометане?!

Дело в том, что самые древние народы не считали свинью «нечистой». Для нас важно подчеркнуть следующее. Когда я стал заниматься вопросом происхождения названия Свиной дороги, то обнаружил, что таких дорог было несколько – и не только в пределах нынешней Орловской области.

(С) В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213061000819






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 13 июня ’2013   10:48
Василий Иванович,очень интересная статья!!!СПАСИБО ЗА ВЯТИЧЕЙ!!!С уважением Виктор.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft