1880г. Население Орл. губернии образовалось из двух славянских племён: Вятичей и Северян. Так писал Г.Пясецкий.
На наш взгляд, кроме этих племён, были и Кривичи, и Радимичи, и др. племена, о которых мы говорили в Книге-рукописи «Девятая Земля».
Автор считал, что границей двух племён была Свиная дорога. И здесь можно тоже поспорить. Если куряне – это северяне, то они осваивали Орловщину и с юга. Когда писали о «глубоком мраке язычества», то к этому нужно относиться с пониманием.
Со стороны церковных служителей подобный мрак служил оправданием их заслуг.
Но нам, потомкам северян и вятичей, так говорить и писать не следует. Хороши ли мы будем, если скажем о своих прадедушках и прабабушках, что они совершенно безграмотные, дикие, неумытые, постоянно сквернословили и прочее. Нет, конечно!
Однако многие бездумно повторяют нелепицы…
Автор писал, что наши предки держались языческого многобожия. Материалом для жертвы служили земные плоды, различные печенья и мясо домашних животных.
Автор перечислил главные божества наших предков:
Перун – посылал на землю гром и молнию;
Волос, или Велес, – божество Солнца, покровитель домашнего скота;
Стрибог – покровитель ветров;
Купало – олицетворял водную стихию;
Дажбог – распорядитель богатства между людьми;
Коляда – божество мира и празднеств;
Ослад, или Услад – бог веселия, пиршества и забав;
Ладо, Лели и Полели – божества молодой любви, красоты и супружеского счастья;
Чур – заведовал границами и межами;
Кикимора – божество сна;
Баба-Яга – олицетворяла зиму с её бурями и метелями;
Кощей – представитель зимних холодов;
Свагор (м.б., Сварог?) – бог неба и родоначальник богов;
Золотая Баба – матерь богов;
Морена – богиня смерти; смены дня и ночи, зимы и лета;
Мать-сырая земля – дружба, верность;
Чернобог – злой бог, виновник людского горя и скотского падежа. //Наверное, не согласимся с тем, что Баба-Яга олицетворяла зиму, как и с определением других божеств. Да и с Чернобогом не всё ясно. М.б., Чермнобог, т.е. Красный бог! //
Полубоги:
Лешие обитали в дремучих лесах, мешали путешест-венникам. Водяные – жили на дне рек, озёр; Русалки населяли поля и рощи, а также реки. Домовые обитали в домах. При переходе из одного дома в другой старались перезвать с собою и Домового, причём проводили его с соблюдением обрядов и непременно задним надворным ходом.
М.б., это и объясняет то, что многие кромчане и до сих пор не пользуются центральным ходом в дом, т.е. Красным, а именно задним.
Мрачное божество Бука – страшилище с огромною пастью и чрезвычайно длинным языком. Оно обходило по ночам дворы и избы, и если вне избы находило детей, то хватало их своим языком и немедленно пожирало.
Выскажем свою точку зрения. Не исключено, что так называемый Бокаев шлях на Орловщине, идущий со стороны Ливен в сторону Малоархангельска и Тросны, и был навеян страшилищем Букой (Букаев шлях – Бокаев шлях!)
Отсюда на Москву нападали крымские татары и прочие разбойники степи, которые, как и Бука, хватали всех подряд в плен, и, прежде всего, молодых. Десятки тысяч крымских татар, вытягивавшиеся в движении на километры, и представляли из себя «огромную пасть с длинным языком».
Известно, что наши предки называли реку Оку – Вокой. Угро-финские племена звук «В» заменяли на «Б». Славяне тоже «недолюбливали» этот звук и меняли его на «Л»: так слово «Свобода» они переиначили в «Слободу».
Всё это говорит о том, что Бокаев шлях мог быть назван от «Ока»:
Окаев шлях, т.е. текущий из-под Оки. Затем Окаев превратился в Вокаев-Бокаев. Божество Бука – Ука?
У финских племен мы встречаем божество Укка, похожее по своим действиям на нашего Перуна.
Если славяне пугали своих детей Букой – представителем угро-финнов, то тогда нужно сделать вывод о том, что вятичи и северяне, освоив верхнюю Оку, тем не менее, побаивались аборигенов, в крайнем случае, недолюбливали их, считали чужими, если пугали их божествами своих детей.
Потом Бука перешёл и на татар, особенно крымских. Если Ока была для Москвы берегом-оберегом, то всё, что было южнее реки, как бы падало в «тартарары». Отсюда некоторые выводят слово ТАТАРЫ, т.е. живущие за пределами края, в некоем подземном царстве.
Но продолжим перечислять богов язычества:
Тора – бог сладострастия, в честь которого наши предки совершали особый весенний праздник, ТОРжественный и нарядный. Женщины и девушки, в сопровождении мужчин, в лучшем праздничном наряде шли в ближайшую рощу. В руках держали ветви деревьев, украшенные лентами. Затем девушки плели венки из трав и цветов, танцевали и пели, целуясь через венки с парнями.
Нельзя согласиться с автором, когда он писал о том, что наши предки, «поселившись в стране лесной и дикой, ничем не отличались от дикарей».
Своё мнение он строит на высказывании «преподобного Нестора»:
«Они живут в лесах, как всякий зверь, и едят все нечистое». Поскольку Нестор был монахом, то для него самое главное – это молитва. Не исключено, что он и сравнил в этом смысле вятичей и северян со зверьми, питающихся без совершения молитвы…
Г.Пясецкий, с одной стороны, писал о наших предках, как о дикарях, а с другой, приводил известие о существовании денег у Вятичей под 964 годом. И ребёнок поймёт, что дикари и деньги – вещи совершенно несовместные.
Можно не согласиться и с тем, что «обычай многожёнства показывает, что женщина не пользовалась у наших предков особенным уважением и правами в семейном быту; над нею тяготел не только обычный деспотизм мужа, но и животный произвол старшего в семействе – свёкра, что летописец, по скромности, называет «срамословием».
Давайте внимательно прочитаем отрывок из летописи:
«И тут умыкают себе жён, с какою кто совещался прежде». О каком деспотизме мужа можно говорить, если он умыкал себе ту жену, с которою совещался прежде, т.е. советовался! Чтобы был понятен и ребёнку смысл летописи, приведём такой диалог.
Парень говорит любимой девушке: «Любовь моя! Ты пойдёшь за меня замуж?!»
Девушка отвечала: «Да, дорогой!»
– «Ну, тогда приходи сегодня на игрища, на Гордюшкину гору, а после третьей песни я тебя молча украду, т.е. умыкну!»
Не исключено, что дома такие девушки рассказывали родителям о предстоящем замужестве с помощью предстоящего умыкания. И сейчас на Кавказе существует обычай умыкания невест, о чём доходчиво было рассказано в фильме «Кавказская пленница».
Летописец не прав, говоря, что «браки не бывают в них». С точки зрения церкви, это так. А с точки зрения язычников, брак мужа и жены и начинается с умыкания, что и сейчас подтверждают народы Кавказа.
«Имели же они и по две, и по три жены».
Церковники такой порядок осудили, но жизнь и сегодня привносит свои законы. Разве это дело, если половина браков на Орловщине в наше время распадается, а кое-где и более?! А если бы семья состояла из главы семейства и его двух-трёх жён, то и дети не чувствовали бы себя брошенными.
Да и на «сторону» такие родители не бегали бы! Мне кажется, что бывший Президент Ингушетии Аушев правильно сделал, что разрешил официально мужчинам иметь 2-3 жены. Возможно, что кто-то осудит нас, но это было бы честнее, чем делать вид, что всё у нас прекрасно, ведя порою двойные стандарты.
Мы за нормальные традиции народа и против унижающих нас идеологий, с чьей бы стороны они бы ни привносились в нашу жизнь!