«ЖЕЛАННАЯ» МАРИЯ. «Марья – Моревна» присутствует в таких здешних названиях, как: село Муравлёво, деревни: Старомарково (Старое Марково), Муратово, Моргаевка, Мураевка, Мартьянова (две последние – Сосковский район). Многие считают, что имя Мария переводится с древне- еврейского языка, как «госпожа, любимая, желанная».
А.Н. Афанасьев после Моревна поставил в скобках слово «море». Один из комедийных героев кино переводил выражение momento more – «думай о смерти», как «моментально в море»!
У нас есть глагол «морить»: уничтожать, травить; мучить, изнурять; доводить до изнеможения; окрашивать морилкой, держать древесину в воде. Эти примеры говорят, видимо, о том, что и слово Мария разными людьми может быть «переведено» по-разному. Если принять во внимание, что Мария – «желанная», то тогда выходит, что слова на «мар, мор, мур» принадлежат хазарам, которые в VIII-X веках брали со славян дань.
МАРА И НАРА. А может быть, предпочтительнее связать «мар, мор» с финским племенем мара – мары – нара? (русские почему-то часто переделывают начальное «н» в «м»: Никита – Микита). Тогда и районный центр Нарышкино основали «марийцы»? В Брянской области, на границе с Орловской, есть райцентр Комаричи (Ко + Маричи), недалеко река Марица.
В мифах монгольских народов Нар, Наран – «солнце». Эх-нар, Эке-наран – «мать-солнце» – солярное, т.е. солнечное божество. (Солярий – ванна для принятия солнечных ванн). Алтан-нар – «золотое солнце».
Культ Нар относится к числу древнейших у монголо-язычных кочевников Центральной Азии. Обратим внимание на то, что с НАРОМ связывали плодородие, производительность, т.е. способность рожать, иметь детей. В калмыцкой сказочной традиции НАР иногда называется «началом всех начал». В древнеиндийской мифологии НАРА – это божественный мудрец («человек», «мужчина», «муж»).
«НАР» даёт на земле много названий: это и Наро-Фоминск, Нарва, Нарьян-Мар (в последнем случае, скорее всего, МАР и НАР – одно и то же: Мар усиливает первое слово НАР). На Орловщине тоже есть топонимы с НАР. Это посёлок Наримановский, дер. Нарыково, дер. Нарышкино, посёлок городского типа Нарышкино, село Норовка, находящиеся в Орловском, Мценском, Ливенском районах.
НАРЫ – АРЫ. А поскольку славяне «недолюбливали» начальное «Н», то, не исключено, что НАР в нашем языке звучал, как АР – ЯР, т.е. ЯРЫЙ, ЯРИЛО. Нары – это Ары – Арийцы? Существует мнение, что славяне когда-то были связаны с «арийцами», жившими в районе Южного Урала (Орала). Летопись сообщает, что (загадочное) племя НОРИКИ – славяне. Может быть, НОРИКИ – ОРИКИ – ОРЛИКИ! В очерке «Болхов» (см. наш выпуск №1 – 2002г.) мы писали, что «предков славян некоторые учёные называли скифами-пахарями. Эти пахари считались потомками Солнца и именовали себя СКОЛОТАМИ».
ЦОН. СОМА. СОЛНЦЕ – СкОЛнце («осколок») – СОКОЛ… Жители бассейнов рек Орёл и Орлица любили СОЛНЦЕ и поэтому называли свои населённые пункты солнечными именами. Да и река ЦОН, текущая недалеко от Орлика и Орлицы южнее, может иметь в гидрониме всё то же СОЛНЦЕ: ЦОН – СОН – СОЛНце! Кстати, исток реки ЦОН находится чуть южнее знаменитого села Девять Дубов, где, по преданию, Илья Муромец бился с Соловьём-разбойником. Не является ли всему «виной» река ЦОН – СОН – СОЛН – СОЛОВЕЙ? СОЛОВЕЙ – это птица Солнца?!
Все мы, конечно, дети СОЛНЦА и Матушки ЗЕМЛИ. У индийцев есть божественный напиток солнца – СОМА. Может быть, Земля – от СОМЛЯ – СОмЛНЦЕ?! Латинское sol – «солнце». Земля – Семля – Семья как «солнечные начала».
Курская река Сейм, ранее – Семь, имеющая много углов в виде цифры 7, – это и Солнце, и Земля, Зевс и Змей?
СОКОЛ. В очерке «Орёл» (см. наш выпуск №1 – 2002г) мы отметили, что «от Александра Невского на печати московских князей перешли символы борьбы с внешними врагами… какое-то время… на московских печатях можно было видеть вполне мирного всадника с соколом». СОКОЛ – это знак скифов – пахарей; он существует и в орловской топонимике.
Посёлок Сокол, дер. Соколаевка, дер. Соколье расположены во Мценском, Свердловском, Новосильском районах. Посёлок Соколов Кромского района находится на южной стороне леса, с видом на речушку и Солнце!
К солнцу обращён и пос. Соложёнки Троснянского района. Добрым солнечным светом веет и от села Соломино Дмитровского района.
ЛЮДИ СОЛНЦА И ХЛЕБА. СКОЛОТЫ, С+КОЛОТЫ, КОЛОСЫ – колесо и колосья: люди Солнца и Хлеба! Отсюда – КЛАТ – КЛАД – КОЛОДЕЗЬ и пр. В Орловской области немало топонимов на КОЛ:
дер. Колки, Большая Колчёва, Малая Колчёва – Кромского района; село Кологривово – Новодеревеньковского; дер. Колонтаева – Болховского; пос. Колубань – Покровского; дер. Колчанка (две) – Верховского районов.
Районный центр пгт. КО’ЛПНЫ – «двойное солнце»?
Посёлок Колычёвский – Троснянского района обязан своим происхождением, скорее всего, Александру Колычёву – сыну могущественного московского жителя – Кобылы, служившего московским князьям ещё в середине XIVв. (Об этом см. нашу книгу «Тросна» – Орёл, 1994г).
Село Колычёво Московского уезда и с. Колычёвское – Коломенского уезда принадлежали сыну Александра – Фёдору Колычу. Не значит ли это, что фамилия Колыч – от КО’ЛОТЫ?!