Кромской, Мценский, Орловский уезды. Школы Кромско-го укзда получили пособие на 1893/94 уч. год в сумме 300 руб. от Святейшего синода, Орловский уезд. – 500р. Мценский – 0.
От церквей пособия поступали таким образом: Кромской уезд – 77р, Мценский – 215р, Орловский – 80р. Кроме того, Мценский уезд получил 54р от монастырей пособие. От Епархи-ального Училищного Совета или от Епархиального Братства: Мценский – 125р, Орловский уезд – 50р. От волостных и сель-ских обществ: Кромской уезд – 150р, Мценский – 841р. 15к, Орловский – 150р.
От попечителей и благотворителей: школы Кромского уезда – 240 рублей, Мценский – 572 рубля. Сколько получается платы за обучение: Мценский уезд – 169р 50к, Ор-ловский уезд – 157р. Кромской – 0. Итого: Кромской уезд – 767р, Мценский – 1976р. 65к, Орловский уезд – 937р. А более всего платили в Ливенском уезде – 5196р. 49к, в Брянском уез-де – 4600р, в Малоархангельском – 4117р.
Кроме того, на бу-дущий уч. год в Брянском и Ливенском уездах были на обучение такие суммы соответственно: 1215р. 16к. и 453р. 14к. А самые бедные были уезды: Дмитровский – 627р. 93к, Карачевский – 730 р.
1896 ГОД.
Совет Братства по-прежнему обращал внимание на село Ломовец, Кромского уезда, с входящими в состав прихода деревнями – Рыжковою и Ракитною. Из 1149 душ мужского пола и 1189 душ женского пола – 901 душа м.п. и 939 душ ж.п. пи-шутся раскольниками. Но, заметил автор, не все православные на самом деле верят. Многие склонны к расколу.
Ломовецкий раскол принадлежит к беспоповщинскому толку, известному под именем «федосеевщины». Одни из них от-вергают брак и молитву за царя, другие – «новожёны», выпол-няют почти все начала секты, в то же время не выполняют ос-новного требования – безбрачия, а живут самосводными бра-ками. Они не ходят в православную церковь и не допускаются в раскольничью, живут без всякой веры, предаваясь бесшабаш-ному пьянству, разгулу, боям на кулачках и т.п.
Отец Адамов обратил своё главное внимание на просве-щение народа. Один из влиятельных ломовецких раскольников Д.А. Мишаков, чтобы действовать безбоязненно, испросил у гос-подина пристава 2-го стана Кромского уезда письменное раз-решение ему отправлять богослужение и совершать требы для его единоверцев в их молельне и частных домах.
Мишаков в сопровождении старосты и волостного писаря стал ходить по селу из хаты в хату, из дома в дом, всюду открыто проповедуя, что будто бы Сам Царь Своим указом признал пра-вославною и законною старую веру и сделался её покровите-лем, а старообрядческих духовных отцов сравнял с Греко- Рос-сийскими священниками, и его самого поставил духовником в селе Ломовец. Отец Адамов ходил вслед за Мишаковым и объ-яснял людям его ложь. Тогда действовал закон от 3 мая 1883 года о том, что раскольникам дозволялось, лишь по снисхожде-нию к ним, совершать богослужение по их обрядам в их молит-венных и частных домах, в то же время запрещает им публич-ное оказательство и пропаганду раскола, а за их требоисправи-телями не признаёт духовного сана и устраняет всякую мысль о равенстве старообрядчества с православием.
И поэтому нужно свято хранить учение, содержимое и преподаваемое православною церковью, вне которой нет спа-сения, не слушать Мишакова, совершенно неправильно истол-ковывавшего бумагу Станового Пристава. Автор отметил, что Адамов оказал на народ благотворное влияние, и случаев сов-ращения из православия в раскол не было.
Совет Братства выслал в Ломовецкую школу волшебный фонарь стоимостью в 60 руб. для показа туманных картинок. В Ломовце была открыта ЦПШкола в 1889 году по инициативе Преосвященнейшего Мисаила и содержалась на средства Св. Синода.
Есть при школе хорошая библиотека из 650 экз, из ко-торых 587 – против раскола. Федосеевцы объявляют анафему тем родителям, которые отдают детей в школу. Так называемые «новожёны» не поражаются этими анафемами, проводят весну и лето в Украйне, на заработках у немцев-колонистов, чрез это воспитывая в себе полнейший индифферентизм в деле веры и, в то же время, собственными глазами убеждаясь в превосход-стве грамотного человека над безграмотным. Они охотно посы-лают своих детей в школу. Вот почему в Ломовецкой ЦПШколе учатся не только православные, но и раскольничьи дети. Исклю-чение только в одном: последние читают книги старопечатные, а новопечатные отвергают.
Дмитрий Миронов, 17 с половиной лет, перешёл из раско-ла в православие и привёл с собою мать, Ксению Андрееву, за-коренелую раскольницу. Адамов учит и девочек Закону Божию. Кроме этого, к православию были присоединены: крестьяне се-ла Ломовца: Никита Михайлов Подлегаев, 32 лет, Андрей Дмит-риев Любин, 26 лет, Александр Тимофеев Утин, 20 лет; д. Рыж-ковой – Василий Максимов Петраков, 25 лет, Варвара Николае-ва Кузнецова, 25 лет, сын её – Иван Кузнецов, 4 лет, Иван Ки-риллов Кузин, 25 лет, Пётр Андреев Кузнецов, 56 лет, Пелагея Кузьмина Утина, 54 лет, и дер.Ракитной – Иван Иван Петров Кругликов, 29 лет…
*
Празднование Священного Коронования ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ в г.Орле 14 мая в Петропавловском Ка-федральном Соборе. Протоиерей Пётр Рождественский произ-нёс Речь при освящении и водружении в Орловском Кафед-ральном Соборе Священного Знамени Орловского Петропав-ловского Братства. Этот символ будут использовать и большеви-ки, правда, используя на полотне свои изображения.