Материал предоставлен автором Н.М. Черновым
для публикации на www.turgenev.org.ru
Кроме как у Тургенева, об однодворцах в художественной литературе что-нибудь существенного не найдешь. Разве что у стародавних авторов, давно забытых. Да в узко специальных исторических трудах. Мудрый, знающий себе цену тургеневский однодворец Лука Петрович Овсяников, из "Записок охотника", истинно народный тип, какого ни одному художнику не приду-мать. На окраине Спасского-Лутовинова ещё цела, нежилая те-перь, деревня Голоплеки. Там издавна обитали, да и теперь ещё встречаются Овсянниковы, из прежних однодворцев. Некогда - хлебопашцы, извозчики, содержатели постоялых дворов, мелкие чиновники. Недавно об этом поселении издана хорошая книжка Л.Н.Ивановой "Деревня, которой нет".
Зажиточные однодворцы иногда нанимали себе работни-ков и жили с ними "одним двором". Иные небезуспешно домо-гались через службу дворянского звания. В былые времена они именовались по-разному: "дети боярские", государственные, "четвертные" крестьяне. Этот слой формировался в течение почти трёхсот лет. Коренными жителями края считались служи-лые люди, помещенные в опустевшем пограничье в XV-XVII ве-ках для охраны путей, ведущих с юга к Москве. Это – казаки, стрельцы, пушкари, засечные сторожа и другие, кто послан, пе-ремещён из тульских, калужских, рязанских и прочих уездов.
"Дети боярские" считались привилегированным разрядом воинов. Их верстали, как тогда говорилось, "по отечеству", "ис-помещали на земле", то есть давали надел, который сохранялся за ними в нескольких поколениях, но иногда – лишь до оконча-ния службы. Отсюда и название – помещики, которое позднее осталось только за дворянами-вотчинниками.
Многие из нынешних орловцев и туляков ведут свой род от этих вооружённых "пограничников", о чём свидетельствуют их быт, язык, прозвания, образ жизни.
В тот лихой период они имели возможность, и даже были вынуждены, "селить за свой двор" безземельных пришлых людей, бобылей и разного рода "бездомовников", чтобы обрабатывать землю. Но "укрепить" за хозяином их не дозволялось, хотя бы тот в конечном итоге и по-лучал юридическое право владеть крепостными душами, как это случилось с тургеневским однодворцем Овсяниковым.
История каждого населённого пункта в ряде уездов края начинается с выяснения: однодворческая или барская деревня. Правду сказать, однородных селений почти не было. Зачастую в них жили вместе и однодворцы, и владельческие крестьяне. …Всего в Орловской губернии в 1830-х годах проживало около 150 тысяч однодворцев. Различие между ними и владельчески-ми крестьянами было не только правовое и имущественное.
Каждая из этих групп имела бытовые, хозяйственные, этнографические и даже диалектно-языковые различия. В резуль-тате реформ Петра I отпала надобность содержать военно-земледельческий слой крестьян в центральной России. Часть служилых людей вошла в состав дворянства. Но большинство по бедности и измельчанию наделов, либо по нежеланию нести службу (что было обязательно для дворян) причислены к податному сословию и получило наименование однодворцев, или го-сударственных крестьян.
Жители, состоявшие в крепостной зависимости, т.е. вла-дельческие, прозывались на юге Московии цуканами. Это не столько социальное обозначение, сколько кличка, порой обид-ная, хотя и объяснимая: по особенностям выговора.
Цуканы в большинстве своём – поселенцы позднего вре-мени, в отличие от коренных жителей – однодворцев. В XVII веке, когда окончательно утвердилось поместное землевладение, жалованные земли по Зуше, Неручи, Быстрой Сосне, более пло-дородные, чем в замосковных местах, заселялись крепостны-ми, переведёнными отовсюду, выходцами из Алексинского, Лихвинского, Белёвского уездов.
На новые места переводили семьями, но бывало и целыми деревнями. Новосёлы (или – но-вики) иногда отличались непривычными повадками, каким-то гортанным выговором, были выносливы в работе, но необы-чайно шумные. Их дразнили "гагаями". В старых деревнях это различие чувствовалось вплоть до наших дней.
Среди цуканов много людей мастеровитых, владеющих ремёслами, чем особенно выделялись бывшие дворовые (бар-ская обслуга). Они и жили этим, так как земля из общины дво-ровым после 1861 года, как известно, не выделялась. Иные из прежних барских повидали свет, кое-чему научились около гос-под. Однодворцы не в пример им – консервативнее, стойко держались за патриархальные привычки.
Найти какую-нибудь старинную вещь, или записать древ-ние обряды, песни, скорее всего, можно в бывших однодворче-ских сёлах. Выговор однодворцев в наших деревнях подчеркну-то "акающий", из группы рязанских наречий, с характерным "якающим" окончанием. Помещичьи крестьяне и дворовые люди, напротив, привезли с собой язык, отдающий канцелярско-московским оттенком, более книжный. Хотя тоже с южно-русскими элементами, приглушёнными согласными звуками…