16+
Лайт-версия сайта

49. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Однодворцы, часть 2

Литература / Очерки / 49. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Однодворцы, часть 2
Просмотр работы:
06 сентября ’2012   00:09
Просмотров: 23291

49. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница.

Однодворцы

часть 2

В тургеневских местах однодворцы слыли домовитыми, аккуратными, одевались чисто и не без форса. Двор строили ук-ромно, любили высокие плетни и каменные заборы. Крепост-ной мужик, напротив, строился кое-как, всё у него в хозяйстве было настежь, на обзор прохожему. "Цуканы" более неприхотливы в пище: пироги одного-единственного типа, мясо без затей - кусками, овсяной кисель, редька, полба, а позднее - картошка.

Полба – почти забытая теперь пшеница-спельха, иначе – примитивная пшеница. Её выращивали, начиная с каменного века, а в наши места она попала более двух тысячелетий назад, по-видимому, из южной Германии. Помните, как у Пушкина: "...есть велел варёную полбу..".

Постепенно от полбы в наших краях отказались: урожай-ность невысокая, пшеница эта плохо вымолачивалась из колоса. Её заменяли более выгодными сортами.

Но теперь, как говорят, агрономия вспомнила о полбе и непрочь её возродить. По разным причинам. Не в последнюю очередь из селекционного интереса. Белков, минералов и ви-таминов в полбе больше, чем в культурной пшенице.

Она устойчивее к заболеваниям, вредные насекомые и грибок ей не страшны – значит, можно не применять химию и выращивать экологически чистый продукт.

Однодворческие женщины, в отличие от крепостных сосе-док, хорошо готовили. Стол у них, хотя и небогатый, но разнооб-разный. Есть такие забытые кушанья, которые можно пробо-вать только в однодворческих семьях. Например, саломать. Это род сладковатого теста, в некотором роде кашица из проращённого и перемолотого зерна, пожиже размазни.

"Ливенцы саломатой мост обломитли" (В.И. Даль, т.4, с.130), т.е. ехали встречать воеводу (или баскака?) и везли в по-дарок по горшку саломаты с каждого двора. Наша однодворче-ская саломать проста в изготовлении. Муку обжаривают на са-ле, или растительном масле, а потом заваривают кипятком. Едят с солью и маслом.

есомненно, пища восточного происхожде-ния. У мусульман есть похожее ритуальное блюдо, которое гото-вят в ночь под праздник "навруз" – мусульманский Новый год. Не следует забывать, что, по свидетельству учёных, ещё вятичи в наших местах в X-XI веках долго жили вместе с половцами, ха-зарами и другими кочевыми народами.

Очень самобытно выглядело праздничное угощение у ли-венских однодворцев. Садились за пустой стол, покрытый чистой холщовой скатертью, хозяйка тут же выносила блюдо с на-резанным тёплым хлебом-ситником, политым коровьим мас-лом. Память о "поклонении хлебу". А хозяин – обносил гостей.

Пили из одной чарки. Следующая перемена – холодец, за-литый домашним квасом, на манер окрошки. А уж потом стави-ли другие закуски, смотря по зажиточности. Но обязательными были жирная лапша и молочная каша на десерт. Индейки и гуси разводились главным образом однодворцами, а уж потом рас-пространились в другие деревни.

Известный литературный критик В.П.Боткин как-то вместе с А.А. Фетом проезжал по деревням Ливенского уезда, до речки Тим, где у Фета была мельница. Боткин с восторгом писал потом И.С. Тургеневу: "Не могу не сказать о женщинах, или точнее – одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно оде-ваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде муж-ской, с широкими, к концу суживающими рукавами; юбка красная и широкая, обшитая чёрной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее этой одежды труд-но выдумать, особенно на молодых девушках".

Между барскими крестьянами и однодворцами у нас из-давна существует взаимная ревность и соперничество. Эта "по-лемика" существовала издавна. Дочерей однодворцы не люби-ли отдавать за бывших крепостных: дескать, лежебоки, ни де-ревца около дома, а окна вечно без стёкол, затыкаются подушками. Природный цукан со своей стороны укорял однодворца: и хитёр-то он, и скуп, склонен к барышничеству. Но то и другое, конечно, в значительной степени преувеличилось.

Незадолго до 1917 года однодворцы в наших местах ока-зались в более трудном положении. Барские крестьяне имели хоть какой-то общинный надел. А однодворцы так раздробились, что у иных семей остался лишь клок огорода. Хаты на усадьбах лепили одну к другой. Обеднели настолько, что появился "отхо-жий промысел": ездили на юг побираться, просить "на погоре-лое". Молодёжь отправлялась в города на заработки.

Мои зем-ляки, городецкие, хутор-лимовские, кутузовские мужики Мало-архангельского уезда через одного работали на Добассе, по преимуществу на шахтах. Не раз приходилось встречать Рыби-ных и Карловых где-нибудь на Алтае, или в Томске. И всегда вы-яснялось: отец, или дед, выходец из Орловской губернии.

http://www.turgenev.org.ru/e-book/chernov/odnodvor.htm
*
Интересные суждения об однодворцах и цуканах – помещичьих крестьянах. Думается всё же, что Н.М. Чернов не раскрыл до конца происхождение цуканов. Помещичьих крестьян было в Орловщине много, но почему-то цуканами прозвали не всех.

В 70-е годы я работал и жил в селе Гнилец Кромского, теперь Троснянского района. Когда мы ехали вместе с женою в Гнилецкую школу, то нас пугали тем, что там живут цуканы. Они, мол, до сих пор стреляют по ночам и что там у каждого жителя на чердаках имеются пулемёты, оставленные после битвы с немцами в 1943 году.

Действительно, местные жители считали себя цуканами. У них и до сих пор в речи существуют отличия. Например, город Киев они называют Диев. Слова «сапогами, руками и прочее» они произносят, как «сапогам, рукам». Вместе «руки, ноги» они говорят «руди, ноди». Вместо почти повсеместного фрикативного Г, похожего на Х, или правильнее h, гнильчане говорят К: где=Кде; государь=Косударь и тому подобное.

Юго-запад Кромского уезда (ныне – Троснянского района) принадлежал всесильным Потёмкиным. По местным легендам, жители Гнильца получились в результате того, что солдаты А.В. Суворова были, по его приказу, женаты на молдаванках и прочих цыганках и заселены потом на землях Потёмкина.

Эта легенда появилась в результате того, что гнилецкие женщины любят всё ярко-красное, разноцветное, похожее на одеяния цыган. Появление такой легенды могло быть оправдано тем, что слова цуканы и цыгане – похожи: цуканы//цуганы//цыганы.

Несколько лет назад в «Литературной газете» я вычитал о том, что фамилия Геннадия Андреевича Зюганова восходит к иранским цыганам. Откуда у автора такие сведения – не сказано. Зюганов// Цыганов? Цуканы // Цуханы// Суханов//станция Саханская.
Тюркский след?!


© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204160596






Голосование:

Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 06 сентября ’2012   00:35
Интересно!!!!

Оставлен: 06 сентября ’2012   01:43

Оставлен: 06 сентября ’2012   05:40
Скорее немецкие корни...ОТЛИЧНО!

Оставлен: 06 сентября ’2012   10:12
В таком случае, что значит в немецком ЦУКАН?! У нас от ЦУКАН появились фамилии: Цуканов, Суханов, Сахановская (станция под Орлом), видимо, Зюганов (лидер КПРФ). Некоторые учёные предполагают, что цуканы - те, которые ЦОКАЛИ - вместо Ч произносили Ц.


Оставлен: 06 сентября ’2012   14:59
У Вас могут брать уроки домохозяйки и модницы!!! Интереснейший материал!!!Виктор.                     


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

52
"Мотивы осени" - осенняя сказка

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft