Во время учёбы в Станово-Колодезьской средней школе я записал легенду-мнение о том, что у местного, Станового, колодезя останавливался сам царь Пётр Первый. Среди краеведов существуют разные взгляды на это событие. Одни говорят, что царь вёл через Орёл и, следовательно, через Становой Колодезь войска в направлении на город Полтаву.
Другие сомневаются в этом и утверждают, что к месту битвы со шведами Пётр Первый двигался по другим дорогам. Как бы там ни было, а легенда такая есть, и мы последуем за нею.
Посмотрим на карту на с.242. Полтава находится юго-западнее Харькова, где-то в 120 км, как Брянск от Орла. И по этой логике можно предположить, что русские войска двигались через исток Оки к Курску, Белгороду, Харькову и далее к Полтаве. Такой маршрут подразумевает, что Пётр Первый вышел в поход из Москвы, а не Санкт-Петербурга (столица с 1703 года).
Вот что мне удалось найти по этому поводу в Интернете.
«Пробыв неделю в Полтаве, 12-го июля Семёновский полк выступил и 13-го пришёл в Решетиловку. Здесь составлен был Государем план для действий во вторую половину 1709г. Он со-стоял в том, чтобы Меншикову идти с кавалериею через Киев в Польшу, а пехоте под начальством Шереметева осадить Ригу.
Семёновский полк не разделял ни того ни другого назна-чения, потому что Гвардии приказано было идти в Москву для отдыха. Прежде выступления из Решетиловки, из Семёновского полка выбраны были 70 человек для конвоирования Шведского оружия и знамён до Смоленска. Оттуда команда эта, по присоединении к ней всех выздоровевших раненых, должна была следовать в Москву отдельно.
Возвращение в Москву. Возвратный путь Семёновского полка, после четырёхлетнего похода, назначен через Харьков и Белгород. В начале сентября полк вступил в Орёл, где получено приказание уволить желающих в отпуск. Дальнейшее следова-ние, по причине дурных осенних дорог, было весьма медленно. От Орла до Москвы Семёновцы шли целый месяц, и, не входя в столицу, прибыли 12-го октября в с.Семёновское.
В начале декабря возвратился Государь, и назначил Гвар-дии торжественное вступление в Москву 18-го числа, но потом, по случаю рождения Царевны Елисаветы Петровны, отложил до 21-го. Накануне этого дня розданы войскам трофеи последних двух кампаний и распределены пленные шведы, которые долж-ны были идти между рядами своих победителей.
На долю Семё-новского полка достались преимущественно им отбитые при Лесной орудия и знамёна. До 1-го января продолжались еже-дневные торжества, почему Семёновский полк оставался в Мо-скве до Нового года, а потом перешёл опять в Семёновское.
История лейб-гвардии Семёновского полка.
*
Это сообщение говорит о том, что Пётр Первый тоже был в Москве. И от Полтавы он мог двигаться в столицу через Орёл и Становой Колодезь, по Старой Курской дороге.
В любом случае, жители Станового Колодезя сохранили в памяти яркий эпизод пребывания здесь русских солдат из Семёновского полка. Ничто не мешало испить ключевой воды из колодезя-ручья Становой и самому Петру Первому.
Вот что сообщает Орловский сайт Интернета:
* 1706г. Пётр I вместе с сыном Алексеем по пути в Киев останавливался в Болхове. Июль.
* 1708г. 18 (29) декабря города: Орёл, Болхов, Карачев, Кромы, Ливны, Мценск, Новосиль, с уездами вошли в состав Киевской губернии.
* 1709г. По преданию, Пётр I, направляясь в Полтаву, проезжал через Орёл. Июнь.
Чтобы попасть из Болхова в Киев, можно было двигаться на Карачев и село Упорой, юго-западнее нынешнего города Дмитровск-Орловский. Второй путь шёл на Орёл, Кромы, Дмитровск. Расстояние до Киева и по той, и по другой трассе было почти равным.
Путь же в Полтаву, без сомнения, пролегал через Становой Колодезь, исток Оки, Ольховатку, Курск… Вопрос: а было ли в то время село Становой Колодезь?!
Могу предположить, что если Карл решил нападать на Москву через Харьков-Белгород-Курск-Орёл, то на всём пути следования шведов были организованы оборонительные заслоны. И наверняка на месте села Становой Колодезь и у деревни Редькино (Ретькино) появились крепости.
Из отчётов тех лет видно, что Пётр Первый очень серьёзно отнёсся к отражению шведов, наказывал русских командиров за просчёты и разгильдяйство. В его письмах можно часто читать о государственных интересах. Вся страна была поднята для отражения шведской агрессии.
Как известно, Щвеция находится на берегах Балтийского моря. Как мог противник оказаться под Полтавой, если Карл XII возмечтал взять Москву и разделить Россию на уделы?!
А всё дело в том, что русские войска удачно двигались параллельно войскам шведов и не давали им хода на восток, постоянно контратакуя противника. К тому же самый опасный участок Смоленск-Можайск постоянно выжигался, истреблялась кормовая база. Весной 1709 года 35-тысячная шведская армия возобновила движение – Карл хотел повторить наступление на Москву, но уже через Харьков и Белгород.
Чтобы создать опорную базу для развития наступления, шведское командование решило захватить крепость Полтаву. Но не тут-то было: местные казаки оказали захватчикам отчаянное сопротивление, выступая на стороне Петра Первого.
Пётр I Вели;кий (Пётр Алексе;евич; 30 мая [9 июня] 1672г — 28 января [8 февраля] 1725г) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682г) и первый Император Всероссий-ский (с 1721г). Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года.
//В моей книге, в приводимых документах тех лет видим, что ещё и в 90-х годах 17 века Пётр Первый подписывал документы вместе с братом Иваном. Так что самостоятельность Петра с 1689 года, хотя бы формальная, вряд ли была!-В.А.//
С юных лет, проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697-1698 годы).
По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы Российского государства и обществен-ного уклада. Одним из главных достижений Петра стало реше-ние поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Се-верной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул пер-вого императора Российской империи.
В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально про-тивоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в ис-тории России.
В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государ-ственных деятелей, определившим направление развития Рос-сии в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и другие, высказывали о Петре Пер-вом резкие критические оценки.