16+
Лайт-версия сайта

47. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Орёл знакомый и незнакомый, часть 3

Литература / Очерки / 47. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Орёл знакомый и незнакомый, часть 3
Просмотр работы:
05 сентября ’2012   00:31
Просмотров: 23166

47. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница.

Орёл знакомый и незнакомый

часть 3

* Дата: 6 Авг 2009, 13:17.

Есть статья Николая Михайловича Чернова "Однодворцы в московском пограничье.".
http://turgenev.org.ru/e-book/chernov/odnodvor.htm

"Коренными жителями края считались служилые люди, помещённые в опустевшем пограничье в XV-XVII веках для ох-раны путей, ведущих с юга к Москве. Это – казаки, стрельцы, пушкари, засечные сторожа и другие, кто послан, перемещён из тульских, калужских, рязанских и прочих уездов...»

http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=2060
* Дата: 5 Авг 2009, 23:38.

Прошу почтенное собрание поделиться знаниями об Ор-ловской Пятницкой слободе. Примерное время образования её называется исследователями, как 1685 год, а существовавшей на этом месте Драгунской слободы – 1645 год.

В эти времена фамилия моих Предков – Киселёвы – уже упоминается (казак и 2 драгуна). Хотя, я пока не знаю наверняка, что – во мне их кровь... Но, надеюсь! А вот в 1595-96 гг. наделы Киселёвым в Орловских станах не выделялись. Стало быть, они прибыли уже в Драгунскую (Пятницкую) слободу откуда-то?
* Дата: 2 Авг 2009 23:07

В Орле была старая Черкасская слобода, где жили мало-россияне – черкасы. Но вообще при Иване 4-м так называли кабардинцев. Отсюда брат жены царя был Михайла Черкасский, потому что Марья Темрюковна была кабардинкой.
* 6 Авг 2009 14:05.

О Пятницкой слободе можно книжку писать. Первона-чально – на правом берегу Оки, напротив крепости. Население казачье. Гулящие люди, "сведенцы" из центральных районов России. Боярская Дума приговорила послать сюда, в эти края, 500 человек (1577). Взяли 80 на тот момент – по деньгам. Дети боярские городовые и казаки – как старшие лейтенанты и, примерно, сержанты. Пятницкая и Покровская слободы были сначала рядом. Отсюда близость их церквей. Церковь Покрова была известна как Покровская казачья.

Первой церковью Пятницкой слободы была, разумеется, церковь Прасковьи, "нарицаемыя Пятницы". Потом там был по-ставлен Преображенский храм с приделом Прасковьи Пятницы в память первой церкви. В начале 20 века храмы стояли прак-тически рядом. Когда казаков поверстали в драгуны, Пятницкая слобода стала называться Драгунской.

Казачьих слобод в 16-17 веках было три: Студёная (это где малороссияне были, другими словами – Черкасская), Покровская и Пятницкая. Общее число – не менее 300 человек казаков на начало 17 века.

С ростом города и, главное, с утра-той его военного значения, когда земля в этом месте нужна бы-ла для другого занятия, Покровская и Пятницкая слобода были отодвинуты на приличное расстояние от Орла. Там и осталась. Но Пятницкие приходили в свой храм по-прежнему. Считалась, что это их приходская церковь.
Покровская слобода возникла за Московскими воротами. Пятницкая – в районе современных Пятницких улиц.

Думаю, что т.к. казачество проистекало из ещё менее фиксированных до 16 века слоёв населения, чем дети боярские городовые, Вам, может, и не случиться найти своих предков в таком отдалении от 18 века. Спускаясь от ревизии к ревизии, Вам, возможно, удастся отыскать максимально глубинный слой. Откуда прибывало казачество, сказать можно только теоретиче-ски, предположительно, исходя из фамилий первого состава, и то с большой натяжкой: Москвитины, Москвины, Каширины, Кашерениновы, Вязмитиновы, проч. надо искать, там ещё были фамилии подобного рода.

С другой стороны, наличие таких фа-милий может говорить о единичности их появления из этих городов. Но вообще, набирались из центра.

Помните, что при Иване Грозном крепостного права ещё не было, а заповедные годы (заповедь на переход крестьян в Юрьев день от одного помещика к другому), наступила лишь в конце 16 века после опричнины и очередного "мора" (с 1581 примерно). Набирались в казаки не по политическим причинам.

* Я не согласна, что коренными жителями края считались служилые. Чернов – хороший был человек, но литературовед.

Коренные жители края – люди с очень сложными славя-но-балтскими, славяно- угро-финскими корнями. Они частично оставались живы после десятилетних опустошений края крым-скими татарами. Крестьяне, которые имелись в поместьях детей боярских городовых, это – их потомки.

Наличие в крае упо-минавшихся в Писцовой книге 16в бортниках и сошанах (крестьянах), не имевших отношения к служилому населению, люди, обслуживавшие пристани на реках, занимавшиеся изначально очень древним ремеслом, также не относились к служилому сословию, которое как раз не было в этих краях коренным.





© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204160584






Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 05 сентября ’2012   00:33
         

Оставлен: 05 сентября ’2012   00:45
Спасибо Вам,Василий Иванович,за трепетное отношение к своей истории!И нам польза!

Оставлен: 05 сентября ’2012   08:35
     


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Не узнаем мы друг друга...

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft