Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
26 августа ’2012
00:15
Просмотров:
23205
24. ВИ. Агошков. В-Окская вольница. Куликово Поле
НОВОСИЛЬЦЫ
НА КУЛИКОВСКОМ ПОЛЕ
В газете «Орловский Вестник» (г.Орёл, 06-09-2006) была напечатана статья «НОВОСИЛЬЦЫ НА КУЛИКОВСКОМ ПОЛЕ» известного учёного, художника Владимира Михайловича Неделина. В ней он сообщил о том, что в XIV веке в верхнем течении Оки располагались так называемые Верховские княжества. Наиболее сильным из них являлось Новосильское княжество, в которое в период расцвета входили города: Новосиль, Мценск, Одоев, Любутск, Калуга, Воротынск (современное село Воротынцево около г.Новосиля).
Что касается села Воротынцево, то это всего лишь пред-положение историков. На мой взгляд, Воротынцево – это нынешнего село городского типа Тросна одноимённого района Ор-лдовской области, имеющее второе название – Фратово// Вра-тово// Воротово тожь. Потом данное имя будет перенесено более севернее, в Калужскую волость, где известно своё Воротынцево, давшее (вторично) название Воротынскому княжеству…
В конце 60-х годов XIV века, пишет далее В.М. Неделин, Новосильский князь Иван вступил в союз и породнился с Литовским князем Ольгердом, выдавшим за него дочь, разорвав тем самым прежние отношения, связывавшие княжение с Москвой. В отместку в 1370 году по указанию великого князя Московского Дмитрия Ивановича (Донского) его воеводы совершили поход на Новосильское княжество. Были захвачены города Березуйск, Калуга и Мценск, пленены мать и супруга (дочь Ольгерда) князя Ивана, а сам он смещён с княжения.
Новосильский стол занял князь Роман Семёнович, впо-следствии верный союзник Москвы. И не мудрено, заметим, если Ольгерд не заступился за свою дочь…
В 1375 году князь Роман вместе с Дмитрием Ивановичем двинулся на Тверь. В походе также принимали участие кня-зья Суздальские, Ростовские, Смоленские, Ярославские, Стародубские, Брянские, Оболенские и «инии князи со всеми силами своими». Тверь объединилась с Литовским князем Ольгердом и Ордынским темником Мамаем.
Поход закончился успешно — Тверской князь Михаил Александрович признал зависимость от Москвы и обязался быть с Дмитрием Ивановичем «за един». Происшедшее вызвало гнев Мамая, и расправа с новосильцами не заставила себя долго ждать. Уже в начале декабря 1375 года «Татарове Мамаевы приидоша ратию под град под Новосиль, глаголюще: «Пошто воевали Тферь?» Ордынцы всю «Новосильскую землю пусту сътвориша и со многим полоном возвратишася в свояси», в ре-зультате князь Роман был вынужден перенести столицу княже-ния из разгромленного Новосиля дальше на север — в Одоев.
Мне приходилось читать ранее и о том, что перенос сто-лицы из Новосиля в Одоев диктовалась ещё и тем, что в резуль-тате чумы вымерло много населения, и чтобы сберечь людей, князь решил перебраться поближе к Москве, под крыло более сильного покровителя. Однако сила Дмитрия Донского иссякла в 1382 года, когда Москва была разгромлена Тохтамышем, и Русь ещё сто лет платила дань татарам.
Что касается поведения князей Твери, то тут ни обвинять ни хвалить кого-то из князей не нужно. Ведь вначале и Новосиль пытался наладить свои отношения с Литвой, но Дмитрий Ивано-вич, как уже говорилось, пленил князя Ивана и его супругу.
Поэтому поход князя Романа на Тверь был, видимо, вы-нужденным, так как он ничего хорошего Новосилю не сулил. Так и вышло: темник Мамай «спокойно» разорил Новосильскую землю. Поскольку в Новосильское княжество входила и терри-тория междуречья Оптухи и Рыбницы, то наши предки могли тоже принять участие и в походе на Тверь, и пострадать от Ма-маевой орды. Возможно, что кто-то попал и в плен…
В других статьях Интернета годом нашествия Мамая на Новосильский край называется 1376: всё дело в том, что тогда новый год начинался не 1 января, а 1 марта, потом 1 сентября. Всё это внесло путаницу в определения года, и поэтому пра-вильнее указывать дату так: в лето 1375/1376.
В.М. Неделин, при описании Куликовской битвы, сообщает, что князь Роман Семёнович вывел на битву воинов из Мценска, Новосиля и Воротынска, уцелевших после Ордынской резни 1375 года. Конечно же, хотелось бы видеть среди них и жителей города (?) Станового Колодезя, но существовал ли он тогда, не известно. Скорее можно поверить в то, что был на кар-те город Хотетов, что на Вишневце.
Князь Роман взял с собою на битву с Мамаем и внука —князя Степана Юрьевича (в «Сказании о Мамаевом побоище» он назван Стефаном). Владимир Михайлович Неделин предпо-лагает, что его сыну было, скорее всего, от 15 (призывной возраст в то время) до 18 лет.
В том же «Сказании о Мамаевом побоище» он назван «юношем». После битвы на заваленном тела-ми поле долго не могли найти ни живым, ни мёртвым великого князя Московского Дмитрия Ивановича. Тогда князь Владимир Андреевич Серпуховской стал опрашивать тех, кто видел его в последний раз. Среди них оказался и юный князь Степан Юрье-вич. Его торопливый и сбивчивый рассказ является, вероятно, первым в русской истории и литературе мемуарным свидетель-ством очевидца о происшедшем событии.
Итак, послушаем князя Степана Юрьевича (цитата из статьи В.М. Неделина):
см. 2
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204121863
Голосование:
Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи