-- : --
Зарегистрировано — 123 614Зрителей: 66 676
Авторов: 56 938
On-line — 13 378Зрителей: 2610
Авторов: 10768
Загружено работ — 2 127 828
«Неизвестный Гений»
ЕВРЕИ НА КАВКАЗЕ.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
02 июня ’2011 17:22
Просмотров: 25735
На мой взгляд, кавказскими народами следует считать не только те, что нам известны по административным образованиям, или по территории компактного проживания (ногайцы, кумыки, табасаранцы и т.д. в Дагестане), но и те, предки которых поселились на этой земле в незапамятные времена. Это имеет непосредственное отношение к евреям. Первые представители еврейского народа обосновались на Кавказе, а точнее на территории современной Грузии, более двух тысяч лет назад (по некоторым данным, в VII-VI веках до нашей эры). В дальнейшем их стали называть грузинскими евреями. Чуть позже на современную территорию Азербайджана и Дагестана из Персии пришли евреи горские. В Европе о них стало известно гораздо раньше, чем, например, о многих кавказских народах, ныне имеющих свою, пусть даже формальную, государственность.
Гораздо позже грузинских и горских на Северном Кавказе появились и ашкеназийские евреи. Можно было сказать, что произошло это исключительно благодаря освоению региона Россией, но в тоже время вопреки царской администрации. До второй половины XIX века царские власти запрещала евреям жить на Кавказе. Точнее, хотели запретить, но обстоятельства заставляли их отказываться от своего решения.
Обобщая, можно сделать вывод о трех волнах иудейского заселения Кавказа, при всей, конечно, условности этого процесса. Евреи грузинские, горские и ашкеназийские, по словам специалистов, - этнические группы единого еврейского народа. Они говорят на разных языках, но принадлежат одной вере – иудаизму. Мне трудно судить об отличиях во внешних проявлениях иудаизма, но все синагоги на Кавказе, в которых удалось побывать, показались мне очень похожими.
От знатоков вопроса не раз доводилось слышать, что наиболее интересными на Кавказе они считают евреев грузинских (самоназвание — эбраэли или исраэли). Вот, например, что по этому поводу говорит раввин, президент научного фонда "Еврейская энциклопедия" Зеев Вагнер: «Грузия – это единственная страна, где у евреев никогда не было своего диалекта, по крайней мере, ученым об этом ничего не известно. Евреи там говорят по-грузински, они вросли в эту страну всеми своими корнями. Но в тоже время это самая религиозная группа евреев – обычаи и обряды иудаизма сохранялись среди них даже в советское время. Интересны грузинские евреи еще и тем, что до 1860 года они были крепостными, в то время как все остальные евреи рабства и крепостничества избежали. Сегодня многие грузинские евреи живут в России. Еврейская жизнь Москвы или Петербурга без грузинских евреев просто невозможна».
Ашкеназийские евреи на Кавказе, можно сказать, язык предков утеряли. Идишем почти никто из них сегодня не владеет. Появились они в регионе, как уже мы говорили, в XIX веке после разрешения русского царя. Возможно, сильная зависимость от каждого имперского чиха постепенно ослабила тягу к родному языку, но, к счастью, не к родной религии.
Наиболее «старая» община ашкеназийских евреев в регионе владикавказская. Об истории ее появления мне рассказал руководитель местного этнического общества «Шолом» Марк Петрушанский: «В конце XVIII века, в результате войн с Россией, произошло разделение Польши. Тогда большие массы европейских евреев попали в Россию. Царская администрация в конце XVIII века заложила крепость Владикавказ, которая впоследствии стала гордом. Для того чтобы обслуживать гарнизон, потребовались ремесленники. Местное население поставляло в крепость бурки, сыр осетинский, другие продукты. Однако горцы не умели шить офицерские мундиры с золотыми погонами, гражданские платья, дамские шляпки. Не ездить же за всем этим было в Петербург. Вот и решили поселить мастеровых евреев во Владикавказе. Но в принципе евреям жить на Кавказе в начале XIX века еще не разрешалось. Для умельцев сделали, можно сказать, исключение. Однако в 1827 году все же вышел царский указ (по настоянию министра финансов Конкрина) о выселении евреев из Владикавказа. Видимо, им не понравилось, что численность еврейского населения здесь стала расти. Но не прошло и двух лет, как Петербург под давлением руководства Терского казачьего войска вернул евреев на Кавказ. Произошло это потому, что офицеры и местное население возмутились выросшими ценами на одежду, не говоря о том, что офицерскую форму просто некому стало шить. Правда, выселение евреев из Владикавказа повторилось в 1835 году, но вскоре они снова вернулись и больше уже не уезжали.
В середине и во второй половине XIX века началось интенсивное развитие курортов Кавказских Минеральных вод. Сюда уже приезжали не только евреи-портные (помните у Лермонтова в «Герое нашего времени» Грушницкий высказывается по поводу мундира, сшитого евреем, правда, употребляя некорректный этнический синоним), но и евреи-медики – региону нужны были профессиональные специалисты. Словом, нынешний Северный Кавказ без евреев представить просто невозможно.
Еврейских погромов в регионе почти не было, но репрессий этот народ не избежал. Российские ура-патриоты часто обвиняют евреев в пристрастиях к большевизму, забывая, как чекисты и сотрудники НКВД громили еврейские общины, в том числе и на Северном Кавказе. «Евреи нелегально встречались на квартирах, молились, отмечали субботу, - продолжает Марк Петрушанский. - За это очень многие были арестованы. У них отобрали все еврейские культовые принадлежности, книги, молитвенники, свитки Торы. Многие погибли в тюрьме. Я недавно обратился в Управление ФСБ по Северной Осетии с просьбой вернуть изъятые в те годы свитки Торы. Мне ответили, что, к сожалению, они не сохранились. За что тех людей арестовали, за что их осудили? Они не были ни шпионами, ни террористами, они даже не были диссидентами. Они просто молились, что делали их предки тысячи лет. Это называлось "ленинская национальная политика". Вот, что обидно. Только в конце 1980-х годов на волне перестройки, когда в нашем городе стали возникать национальные центры, евреи тоже решили возродить свое общество. Теперь уже никто не стесняется своей нации. Двести лет мы живем в Осетии. Никогда здесь не было еврейских погромов, не было дискриминации. Евреи здесь прекрасно учились, работали, занимали очень высокие места, и отсюда эмиграция хоть и была, но не большая. В постсоветские годы уехало почти 800 человек. Я посчитал, что из них евреев оказалось не более трехсот. А кто остальные? Не евреи. Во Владикавказе был случай, когда одна еврейская бабушка вывезла из Северной Осетии 18 неевреев». Как выяснилось, эта бабушка через несколько лет вернулась в Осетию, сказала, что соскучилась по малой родине.
Горские евреи говорят тоже не на иврите, и не на идише, а на одном из диалектов фарси. Они расселились в Азербайджане, Дагестане, Кабардино-Балкарии. Меня заинтересовал вопрос взаимоотношений татов и горских евреев, поскольку многие их называют одним этносом. Сразу должен сказать, что мой опрос многих представителей татов-евреев выявил любопытную особенность – почти все опрошенные мною таты назвали себя евреями, но ни один горский еврей не посчитал себя татом. Этот факт уже позволил сделать вывод, что вопрос этот основательно запутан.
Объединяет горских евреев и татов иудейская вера, хотя среди татов встречаются мусульмане и христиане. Послушаем авторитетного ученого – специалиста по истории Хазарии махачкалинского профессора Мурада Магомедова: «Ученые долго спорили о том, кто такие таты и горские евреи. Они выходцы из Передней Азии, из Палестины. Сасанидские правители Персии для охраны северных границ империи переселяли в район Дербента население, в том числе и татов. Но поскольку здесь превалировали евреи, вполне возможно, что какая-то часть татов и приняла иудаизм – есть такая гипотеза. Известны случаи, когда таты становились мусульманами. Народам приходится прибегать к той или иной форме религии в силу политических обстоятельств».
Исходя из слов профессора, заключим, что таты и горские евреи –не одно и тоже. Однако в московской общине горских евреев "Бейт Талхум" я воочию убедился, что таты здесь не чувствуют себя чужими. Наравне со всеми посещают службу. Но все же и здесь я услышал мнение, что между этими народами есть существенные различия. В синагоге меня познакомили с изданием "Горские евреи. История, этнография, культура", составитель Валерий Дымщиц. О проблеме татов и горских евреев речь заходит уже в первой главе книги.
«Даже в специальной литературе иногда из-за недостатка знаний, иногда сознательно, стремясь поставить под сомнение принадлежность горских евреев к еврейскому народу, смешивают татов и горских евреев. Известно, что часть татов-мусульман действительно ведет свое происхождение от горских евреев, однако на сегодняшний день нет никаких оснований утверждать, что горские евреи и таты - это один народ. Прежде всего, сами горские евреи и таты ощущают свою принадлежность к разным, хотя и взаимосвязанным этническим общностям. Необходимо внести ясность в этот вопрос. Нет никакого сомнения, в том, что, несмотря на значительную культурную, языковую и, может быть, историческую близость горские евреи и таты-мусульмане представляют собой два различных этноса. Абсолютное большинство татов-мусульман проживают в Азербайджане, причем таты записаны в паспортах и, следовательно, в переписях, как азербайджанцы, а горские евреи, как правило, как евреи.
Иначе дело обстоит во входящем в состав Российской Федерации Дагестане. Здесь таты считаются одним из местных народов. Причем, основную массу татоязычного населения Дагестана составляют горские евреи, татов-мусульман в Дагестане почти нет. В советские годы весьма активно насаждалось представление о том, что все носители татского языка вне зависимости от вероисповедования, составляют единый татский народ, один из многих народов Дагестана. Горские евреи в Дагестане начали массово записываться в паспортах татами, дабы избежать национальной дискриминации в качестве евреев. Так во время переписи 1979-го года свыше 20 тысяч горских евреев предпочли назвать себя татами. Таким образом, можно утверждать, что запись в паспорте "тат", во-первых, могла появиться только в Дагестане, а, во-вторых, скорее свидетельствует о горско-еврейском происхождении владельца этого паспорта. В результате такого своеобразного решения горско-еврейского, а заодно и татского вопросов, статистические данные по численности горских евреев и татов оказались заведомо фальсифицированы, а этнонимы "горский еврей" и "тат" перепутаны. Определенную роль в этой исторической путанице сыграло и то, что печать и литература на татском языке сформировалась именно среди горских евреев и на основе татско-еврейского диалекта. Причем пишущие на этом языке называли себя татским, а не еврейскими или, скажем, горско-еврейскими писателями.
Сам по себе этноним "таты" впервые появился в VIII веке. Таты не столько этноним, сколько социальный термин. Тюрки-завоеватели называли татами оседлые народы, говорившие на иранских языках, и шире - всякое покоренное ими оседлое земледельческое население. Этноним "таты" встречается на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии, в Сибири, в Венгрии, в Иране. В настоящее время кроме Северного Кавказа он используется для именования ираноязычного населения южного иранского Азербайджана. Слово "тат" также отчетливо слышится в этнониме таджик, обозначающем ираноязычное население Средней Азии. Что касается восточного Кавказа, то там таты проживают на Апшероне и в районе Шемахи. Причем в этих районах они сильно тюркизированы. И в предгорьях Кавказа на севере Азербайджана районы Кубы, где они все еще сохраняют языковую и культурную самобытность. Несмотря на то, что горские евреи говорят на татском языке, в своих собственных глазах и в глазах народов горские евреи несомненно являются отдельным этносом. Принадлежа к разным конфессиям, таты и горские евреи практически не вступают в браки друг с другом».
Большую путаницу в этот вопрос, как и во многие другие на Кавказе, внесли приснопамятные советские годы. Когда началось гонение на евреев – многие горские евреи были вынуждены записать себя и своих детей татами. Разрешило советское правительство выезд в Израиль – теперь уже таты стали менять паспорта, указывая себя евреями. Словом, советская власть своими репрессиями и послаблениями окончательно запутала татско-еврейский вопрос. В Дагестане, например, многие условились считать евреями и татов-иудеев, но вот татам-мусульманам или христианам оставили их отдельный этнос. Иначе было не избежать странностей - человек мог называть себя и евреем, и мусульманином одновременно. Хотя советская власть давала еще и не такие результаты!
Татско-еврейский спор длиться не первый год, и, по всей видимости, разрешится не скоро. Но он уже принес положительные плоды - истину ищут в дискуссиях ученые-историки, богословы. Таты и горские евреи, пытаясь разрешить свои «противоречия», держаться подальше от политиков и чиновников. На Кавказе это большое достижение. Таты и горские евреи на своем примере убеждают других - на межнациональные темы спорить необходимо, но только тогда, когда эти споры не преследуют неблаговидных политических целей.
Автор: Олег Кушаты.
Арко
15.5.2009, 7:40
ГРУЗИНСКИЕ ЕВРЕИ.
Грузинские евреи - отдельная этнолингвистическая группа. Самоназвание - эбраэли. Разговорным языком является грузинский, который используют, также в качестве письменного, не прибегая к еврейскому алфавиту. В некоторых р-нах сформировался жаргон киврули (т.е. еврейский), включающий многие корни, заимствованные из иврита.
Согласно грузинской исторической традиции, первые евреи прибыли в Грузию после завоевания Иерусалима Навуходоносором (586 г. до н. э.). Можно полагать, что эта традиция отражает прибытие евреев из Вавилонии в Грузию, южная часть которой вошла в 539 г. до н. э. в состав древнеперсидской державы Ахеменидов (558–330 гг. до н. э.). Очевидно, из Южной Грузии евреи постепенно расселились по другим областям страны. Сведения грузинских исторических источников о пребывании евреев в Мцхете (древней столице восточногрузинского государства Картли) в первые века новой эры подтверждаются археологическими находками. Среди первых распространителей христианства в Грузии в начале 4 в. называются еврей Эвьятар (Абиатар) из Урбниси и его сестра Сидония, причисленные грузинской православной церковью к лику святых, и еврейка Саломея — автор жизнеописания Нины Каппадокийской, крестительницы Грузии.
Грузинские источники сообщают о прибытии евреев в Западную Грузию в 6 в., видимо, из Византии, и о последующей миграции трех тысяч евреев оттуда в Восточную Грузию. Очевидно, эти данные отражают массовое бегство евреев из западных областей Грузии, находившихся под властью Византии, в которой в 6 в. евреи подвергались жестоким гонениям, в юго-восточные области Грузии, находившиеся под владычеством персов, относившихся в то время толерантно к евреям. Имеются данные и о еврейских миграциях в Грузию из Армении и из Ирана. Можно полагать, что топоним אפריקי, упоминаемый несколько раз в Вавилонском Талмуде (например: РхШ. 26 а; Санх. 94 а; Тамид 32 а), следует читать как эфирике, то есть Иберика, или Иберия — одно из древних названий Восточной Грузии, а также Грузии в целом.
Во второй половине 7 века значительная часть Грузии была покорена арабами, хотя и продолжала оставаться христианской страной. Процесс формирования еврейской общины Грузии бал прерван татаро-монгольским нашествием. Многие из них бежали в другие страны, прежде всего в Персию. Бесчисленные войны и восстания, опустошавшие страну, способствовали тому, что евреи, лишившиеся состояния, вынуждены были искать защиты у грузинских феодалов. Ценой такого покровительства в Грузии всегда было закрепощение. В отличие от России, грузинские феодалы считали возможным закрепощать нехристиан. Сохранились многочисленные исторические свидетельства о крепостном состоянии грузинских евреев на протяжении почти 500 лет. Первые из них относятся к 1398 г., когда, по сообщению грузинской хроники, грузинский царь Александр преподнес бывшему патриарху грузинской церкви Диометрию многочисленные дары, среди которых упоминаются 27 еврейских семей, крепостных царя, проживавших в селении Ганух. Тем не менее, одним из условий принятия крепостного состояния евреями было обязательство г-на не принуждать евреев к переходу в христианство, которое не всегда выполнялось. Крепостные евреи занимались в основном сельским хозяйством, а также ткачеством и отхожими промыслами и торговлей. Часто грузинская церковь выкупала евреев у их хозяев за обязательство принять православие, чем многие пользовались. В соответствии с грузинским законодательством, крепостные евреи делились на три категории: крепостные царя, крепостные помещичьи и крепостные церковные. Как крепостные, так и свободные евреи (проживавшие большей частью в городах) не принимались в армию и взамен воинской повинности выплачивали "армейский выкуп".
После включения Восточной Грузии в состав Российской Империи в 1801 г. грузинские евреи, относившиеся к категории царских крепостных, были переведены в категорию "крепостных казначейства" и им было вменено в обязанность выплачивать оброк российской казне. С отменой крепостного права в Грузии (1864-71 гг.), евреи, став свободными переселились в основном в города, где уже существовало свободное еврейское население, занимавшееся торговлей в разнос.. Сравнительно небольшое число грузинских евреев занималось ремеслами (5%). У некоторых семей имелись виноградники.
Окончательно еврейская община сформировалась поэтому в Грузии только в к. 19 в. Освобожденные крепостные, выходцы, как правило, из одного села переселялись в один и тот же город, где стремились основать синагогу и селиться вокруг нее. Быстротечность процесса урбанизации и переход большинства ее членов к занятию торговлей стали одной из основных причин, вызвавших резкое увеличение открытых вспышек антисемитизма в Грузии. Другой причиной было влияние русского антисемитизма. В любом случае, еврей - слабый чужак в грузинских городах, был удобным объектом для нападок. Контакты с российскими евреями - ашкеназами проходили весьма напряженно, поскольку грузинские евреи считали ашкеназов безбожниками или неревностными исполнителями религиозных предписаний. В свою очередь и ашкеназийские евреи относились свысока к своим грузинским соплеменникам.
На сегодняшний день в Грузии проживают не более 10000 евреев. Центром еврейской жизни является Тбилиси. Здесь есть не только раввины, но и резник, моэл и др. Кроме Тбилиси небольшие еврейские общины существуют в Кутаиси, Гори, Батуми, Сурами, Карели, Ахалцихе и в некоторых других городках. К середине 90-х годов окончательно опустели еврейские селения. К примеру, в Кулаши кроме синагог и кладбища о еврейском присутствии в местечке напоминает лишь недавно созданный Музей грузинско -еврейской дружбы. Несмотря на свою малочисленность, еврейская община этой закавказ
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор