16+
Лайт-версия сайта

поль гоген духовное завещание

Литература / Очерки / поль гоген духовное завещание
Просмотр работы:
07 августа ’2009   22:27
Просмотров: 28078

Слева направо,от конца к началу-так читается любая человеческая жизнь.Итог,путь истоки.Так её воспринимаем мы,потомки,так воспринимает свою жизнь человек,дожив ший до возраста мудрости.Внимательно вглядываюсь в последний автопортрет Гогена: "в очках"1903-он опять изобразил себя в роли-адвоката,последней роли,сыгранной им, защищающего себя и нас. 19век был веком адвокатов..Но все спрашивали:"Что делать?","Кто виноват?",а он спросил:"Откуда мы?""Кто мы?""Куда мы идём?"Путь самоосознания в контексте истории развития человечества.В 1885г Гоген писал другу"Художник будущего-прежде всего великий ум"...Художники прошлого,когда хотели выразить мысль-обращались к еван гельскому ,библейскому сюжету или к античной мифологии.По этому же пути идёт Гоген. только рассматривая привычные уже стереотипы под совершенно новым углом зрения. Его цель-вернуть Евангелию его "истинный и первоначальный смысл" и переосмысление областей культуры стран Юго-восточной Азии.и маори,коренного населения Полинезии. Вспоминаю выставку 1989г.в Георгиевском зале Эрмитажа,собранные вместе,в огромном зале,с деликатной подсветкой каждой из работ ,они создавали атмосферу какого-то храма,который мог бы быть назван только"Дом Гогена" Художник,обладавший даром монументалиста не получил бы общественного заказа и сейчас... Он до сих пор не соразмерен нам.Герой масскультуры,Моэма,Ирвинга Стоуна и последних "изысканий" немецких "искусствоведов".приписавших Гогену потерю знаменитого Ван-Гоговского уха... Неоценимый вклад в историю русской "гогениады"внесла А. С.Кантор-Гуковская, подготовившая публикацию писем и литературных работ Гогена.К сожалению,даже в наиболее полное издание 2001г не вошёл религиозно-филосовский труд Гогена "Современность и католическая церковь"(1897-1902) без ознакомления с которым представление о художнике не может быть полным.Знаю,что в н.90хгг.А.С.Кантор- Гуковская читала этот труд,но опубликовать не смогла. "Творчество выражает человека"(Гоген-Морису)И отталкиваться надо.именно от творчества,а не от "реальных"фактов биографии.Так немецкие"исследователи переписали не только историю,но и письма Ван-Гога:ведь в упоминаемом ими письме говорится:"....но Гоген с большим криком требовал своё оружие.спокойно лежащее в маленькой комнатке моего маленького жёлтого домика",потом Ван-Гог упоминает лишь обе фехтовальные маски и перчатки,которые отсылает только 3 мая 1889г. Что мешает думать,что Ван-Гог отхватил сам себе ухо гогеновской рапирой.а потом выбросил её сам в Рону?....Кстати,пистолет из которого застрелился Ван-гог тоже не нашли.Хорошо,что там Гогена не было... Помимо "освобождения искусства Гоген метил куда дальше-он хотел реформировать общественное сознание. Период самостоятельного творчества Гогена-символиста начинается в 1888г.автопортретом "отверженные"(образ импрессиониста как бы влачащего цепи в глазах мира,но с детски чистой душой)и картиной"Видение после проповеди или борьба Иакова с ангелом"1889г.-серия картин.которая может быть условно названа так:"человек думает о Боге"Это"жёлтый христос"."оплакивание".автопортреты-синтетический.(апостол и демон)."с жёлтым Христом","Христос в Гефсиманском саду" о которых он говорит в заметках для Орье:"Христос-особая боль от предательства применительно к нынешнему Христу".Одновременно появляются работы,иллюстрирующие подсознание автора:"Ундина"."жизнь и смерть".рельефы "Будте влюблены"."Будте таинственны"В картине "Жизнь и смерть"впервые появляется трактовка смерти как непроявленного сознания в виде скорчившейся женской фигуры, закрывающей лицо руками.К этой теме Гоген будет возвращаться неоднократно- в1894г.-в цикле иллюстраций к"Ноа-Ноа".картине"Махана но атуа"(день Бога)и в"Откуда...."1898. "Ундина"-русалка(хвост)-олицетворение неутолённого желания.Только любящий смертен и смертный рождает.Ева грешного европейского мира.которая "делает нас почти женоненавистниками"(Гоген-Стриндбергу)1895. После посещения Всемирной выставки1889г появляется Ева экзотического рая в позе бодхисаттвы Майтрикануаки с яванского фриза Боробудур.которую он наделил лицом своей матери.Себя воспринимает фавном"Будте влюблены"Увлекается теософией(книгаэ.Шюре"жизнь на гребне волны").Дружба с мистически настроенным де Хааном(книги "сартор Резартус Карлейля,филосовский роман о поисках счастья и"потерянный рай"Мильтона.книга буддиской мудрости "Дхаммапада",которую неодно кратно процитирует в "ноа-ноа" Первая поездка на Таити. "Часто вспоминают о своём детстве,но вспоминают ли будущее?Предшествующая память,быть может .последующая память?"(Гоген"До и после"1903) Думая о будущем человечества он обращается к его детству."Все эти люди ходят куда угодно,по любой дороге,в любую деревню,спят в любом доме,едят ит. п.И их называют дикарями?Они поют,никогда не крадут,моя дверь никогда не закрывается, не убивают"(Гоген-Метте)Существуют три уровня восприятия,заложенные в произведениях Гогена Океанийского периода1)Полинезия,увиденная глазми европейца,европейцам же и хочет рассказать о ней художник,представления которого о мире сложились на основе христианского вероучения2)цивилизация Полинезии, по мнению Гогена,родственная буддийской3)собственно таитянские представления,отображённые в идолах,реконструированных Гогеном. Тема Евы,не знающей понятия греха в дальнейшем пройдёт через всё его творчество. Лицо человека,одухотворённого плотским желанием не менее прекрасно,чем у находящегося в молитвенном экстазе.Дух святой присутствует и там,и там.Это-основа жизни.Поэтому слово любовь не может иметь множества значений и толкований. Зачатие всегда непорочно.Картины"иа орана,Мария.1891"Бе-бе"(те тамари но атуа. сын божий)1896."Поклонение"1902,вариации1902г на тему рождества.связаны с рождением собственных детей художника в Океании. Увлёкшись таитянской мифологией(свои знания он почерпнул из книги Меренхута "путешествие на острова великого океана",Гоген создаёт идолов сам.Он использывает шиваитскую иконографию для образа Хины-богини луны и буддийскую-для Таароа (эквивалент нашего Бога-Отца)Напоминание о фаллической основе этих культов. Другая группа идолов.встречающихся в произведениях Гогена,связана с представлениями полинезийцев о смерти-"Манао тупапау"Впервые этот образ появляется вкартине"Дух мёртвых бодрствует"1892.-повёрнутая в профиль варварского характера голова в капюшоне.сердечный приступ на Таити.Страх смерти.Этот персонаж в виде всадника на белой лошади -картины"всадники на пляже""Брод"1902. Согласно представлениям древних,сон равносилен смерти,дух покидает тело и некоторое время существует независимо от него В цикле гравюр-иллюстраций к "ноа-ноа"есть три листа,названных им "манао-тупапау" Внизу всех трёх листов мы видим скорчивщуюся фигуру спящей женщины,колени подогнуты к подбородку,руки их обнимают-в таком положении находится зародыш во чреве матери.В человеке ещё до рождения заложены все свойства его личности, которые проявляются после его появления на свет в результате контактов с окружа ющим миром."Душа порождает центр всего организма,стержень к которому всё притягивается.Именно душа сформировала свой организм,именно душа дала ход эволюции живых существ,составляющих виды."современность икатоличество"1897-1902.Состояяниеглубокого сна без сновидений считалось в индийской философии наивысшим этапом познания,сходным с нирваной,т.к. свёрнутое,непроявленное сознание совмещает в себе и прошлое,и настоящее,и будущее.Возможно,Гоген хотел также выразить мысль о том.что мы дети природы.Мы окружены ею пока живём на Земле и умирая,в неё возвращаемся.Поэтому на другой гравюре-спокойный идиллический пейзаж,на фоне которого изображена спящая женщина.Рисунок из луврского варианта рукописи ок.1898.изображает спящую женщину.над ней цветок лотоса,в котором занимаются любовью.под рисунком- подпись-взрослая женщина ждёт своего настоящего рождения.Лотос-символ чистоты Изображение показывает,что культ любви был священным в Полинезии,как и тантризме-разновидности позднего буддизма(ваджраяне),культе,который был распространён в Индонезии,в частности.Половой акт-единение мужского и женского начал,стремящихся к изначальной андрогиничности божества.высшая точка блаженства,миг,в который совершается познание божественной сущности мира. Автопортрет"Овири"1894.-индеец,дикарь должен вернуться к дикости,где он нашёл общество взгляды которого на любовь совпадали с его собственными и андрогиничный тип красоты.продолжение следует






Голосование:

Суммарный балл: 80
Проголосовало пользователей: 8

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 05 декабря ’2009   19:00
100+++!!!

Оставлен: 31 марта ’2010   18:10
познавательно!
+10

Оставлен: 06 апреля ’2010   04:49
Очень интересная, познавательная статья!!! Мне нравится творчество Поля Гогена. Эти сочные цвета в самобытности и кажущейся простоте сюжетов!!!

Оставлен: 14 апреля ’2010   21:38
Дипломная работа...)))!

Оставлен: 04 июля ’2010   23:25
м-дя, смеркалось.... Полинезия попутала 


Оставлен: 04 июля ’2010   23:09
Привык цепляться взглядом за абзацы. Потому пришлось потрудиться, читая текст.
Ну да что уж там, величина персонажа находит отражение и в размерах абзацев. То есть цельно, одним куском. Не зря же его обязали лишиться всего уха в истории, просто орезанной мочки почитателям казалось унизительно-недостаточно ))
Пойду 2-ю часть смотреть.

Оставлен: 04 июля ’2010   23:20
Но ведь это о Гогене.не о Ван-Гоге...

Оставлен: 05 июля ’2010   00:07
Огромное спасибо,что прочитали...у меня искусствоведческое образование...работаю всю жизнь штукатуром...и жалею только об
одном...что о Гогене пишут и без меня...но они не знают того,что
знаю я...потому всегда радуюсь,когда читают эту мою работу...

Оставлен: 05 июля ’2010   00:08
А можно я буду ждать от Вас и о Ван-Гоге ??))

Оставлен: 05 июля ’2010   00:14
Я очень люблю его письма,много раз перечитывала..а живопись-нет..
конкретно не люблю....


Оставлен: 10 августа ’2010   13:49
Волна накрывающая другую волну.... Будущее пожираемое настоящим, разрываемая прошлым.... достаточно Образованная статья.... Поклон!!!

Оставлен: 15 августа ’2010   13:27
Очень занимательная и интересная статья.

Оставлен: 15 августа ’2010   13:41
Огромное спасибо!..моя тема-в искусствоведении..считаю своим долгом
делать,что могу.знаю и умею..хотя всю жизнь проработала литейщицей,
потом-штукатуром..мне-44..Огромное спасибо за отзывы!дочке моей
8,учу её рисовать.пока-сама..


Оставлен: 16 ноября ’2010   21:54
Яночка,очень обстоятельно,с явным глубоким знанием внутреннего мира Гогена.Очень познавательно и литературно увлекательно выстроено! 
129

Оставлен: 14 июня ’2011   08:35
Яночка-прочитала вашу статью про Гогена с большим удовольствием! Столько многого узнала. Браво!

Оставлен: 14 июня ’2011   20:13
Огромное спасибо,Мариночка!..мне очень радостно,когда читают мои
работы о Гогене...это для меня главное,из того,что я делаю...



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

342
ОТДЫХ КЛЁВЫЙ НА ДОМУ! УЛЫБАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft