Андрогин станет воплощением духовного поиска в картине"Откуда мы7...." Гоген называл свои картины по-таитянски не просто из любви к экзотике.Языки Океании состоят из первичных элементов.В них наиболее абстрактные понятия содержат конкретный зрительный образ."Начальные формы мышления так же как и начальные формы языка были одни и те же или почти одни и те же."(Гоген .До и после)Единая религия.великое искусство всего человечества,преодолевающая различия,обстоятельства,убеждения-Вот то,о чём мечтал Гоген.Картина"Говорит будда" 1898.Вопрос "Откуда мы..."означает максимум тайны.Однако,это уже есть экзотеризация эзотерического,которая как в теории так и в практике,пытается превратить все вечные тайны в развёртывающиеся пространственно-временные причинно-следственные связи. "...Сон,грёза в бесконечном пространстве,которое бежит передо мною.."(Гоген-Фонтена) Однако,картина,ограниченная рамой,сама по себе фиксация и верболизация:лишь фрагмент бесконечного потока сознания.Именно поэтому рассказ можно продолжать бесконечно,изобразительный ряд можно достраивать вправо и влево,вверх и вниз не смотря на то,что каждая новая составляющая будет обладать своей композиционной и смысловой законченностью.В картинах Гогена очень мало глубины. они близки к рельефному построению композиции.в которую зритель никогда не сможет войти.Это иллюстрация пути,уже свершённого,где стирается грань между настоящим и прошлым,земным и божественным,видением и виде-нием.Пройдут века, уйдут люди,вечен только идол,Но разве идол-это эквивалент Бога? "перед лицом великой тайны,которая была есть и будет непостижимой,ты радостно восклицаешь-я нашел! и заменяешь её существом,созданным по образу и подобию твоему мелочным.злым,способным заглядывать в задний проход каждому из ничтожных своих творений."(Гоген."Современность и католичество")"Бог не принадлежит ни учёным,ни логикам,он принадлежит художникам и поэтам,он символ красоты .сама красота."Гармония-печаль по Богу....Лишь мистическое познание истинно и является общим для всех народов.Молчание,сон.грёза,мантра"Ом"... божественное в нас.После попытки самоубийства пишет своего последнего идола (1898.Г.Э.)"Рове те хити аами"Перевод Даниельссона:рове-схватить,те хити-чудовище аами-обжора.Страшный,варварский идол-Тики и такаи с Маркизских островов.которому приносились человеческие жертвы.Идолы исчезают из его творчества.1899г.-возвращение к жизни.рождение сына-Эмиля.У персонажей Гогена появляется характерный взгляд Его полинезийки будто всё знают и всё знают о нас. Таковы"две таитянки1899"."материнство"1899."варварские сказания"1902,"колдун" 1902."девушка с веером"1902.Картины,которые я очень люблю,Повесте репродукцию на стену,и она будет жить на ней как икона.Они умеют читать наши мысли... Всадники на пляже.1902.уносятся к горизонту,облака несутся на нас,жизнь уходит, приближается небо,разнонаправленное движение."и во мне ощущение движения, ставшего отныне вечным,всеобщей жизни,которая никогда не угаснет"(до и после) Музыкальность.ритм,слова.звуки.Но какаяже нота,какое же общее понятие лежит в основе жизни всех живых существ:призыв к прдолжению рода,к продолжению жизни."Зов,""призыв"1903.-названия последних картин Гогена.Когда художник умер,его дочери было всего полгода. После смерти Гогена ,Виктор Сегален обнаружил под статуей идола (Будды,который мог родится в стране маори).стоявшей у дома художника.стихи,написанные рукой Гогена:да умерли боги,и,словно деля их участь томится и гибнет Земля,в дремоте полдневной своей,и ночами она обморочена страшными снами.Со вздохом прелестная Ева её глядит на бесплодное лоно своё"Это не о Полинезии,это о нас с вами. Надо вернуть Бога."доктрина о Христе,лишённая скрывающего её и извращающего покрова,предстаёт перед нами,полнаявеличия и проливает свет на проблемы человеческой сущности и нашей дальнейшей судьбы.....""Власть добра и власть Зла- отдать себя в их распоряжение дело серьёзное и не слишком достойное.никто не добр и никто не зол."(Гоген)Дьявола не существует, его выдумали люди,для самооправдания.Демоническое-суть работы мозга,основа прогресса и духовного совершенствования.В основе жизни на Земле лежит доверие-поэтому мы можем не доверять себе сколько угодно.Бороться надо не против человека,а за человека.. Что же мешает этому?По мнению Гогена-мораль."Мораль нас подавляет,подобно потопу, душит свободу в братской ненависти"Гоген.В самом человеке должно жить сознание действия,направленного на благо и действия,которое не будет способствовать благу. оно проявляется в нас как чувство и вне нас как закон.Человек,осознающий Бога в себе и в окружающем мире,не нуждается в запретах и разрешениях."ещё ребёнком я умел судить себя"(до и после) Духовное завещание Гогена.Оно вся его жизнь,из уникального опыта которой он сделал выводы,которые выразил в творчестве как художественном так и литературном. 1991-2009.
Огромное спасибо,Татьяна,за отзыв..за совет.Правда.не не прозе ру.
,а на стихи ру эту работу я давно опубликовала в разделе эссе,к
сожалению опять таки без иллюстраций...
ОГРОМНОЕ СПАСИБО,МАРИНОЧКА,МНЕ ТОЖЕ-ОЧЕНЬ ПРИЯТНО,Я-ИСКУССТВОВЕД ПО ОБРАЗОВАНИЮ,И ЭТО-МОЯ ТЕМА..НО ВСЮ ЖИЗНЬ Я ПРОРАБОТАЛА ШТУКАТУРОМ И СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО МОГУ ТОЛЬКО В НЕТЕ..
Блестящий очерк,Яна,я бы даже назвал его авторефератом!Очень познавательно и убедительно.В веках останутся крылатые слова Гогена:"Бог не принадлежит ни учёным,ни логикам,он принадлежит художникам и поэтам,он символ красоты .Сама красота."
ОГРОМНОЕ СПАСИБО,МИША ЗА ВНИМАНИЕ..ОЧЕНЬ,ОЧЕНЬ БЫЛА ВАМ РАДА
,ЧТО ЕСТЬ ЕЩЁ ЛЮДИ ,КОТОРЫЕ ЭТО ПОНИМАЮТ...ПРОСТО УДИВЛЯЕТ ПОРОЙ
УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ НЫНЕШНИХ ЕЁ НОСИТЕЛЕЙ,НО КОГДА ЕСТЬ ТАКИЕ ЛЮДИ КАК ВЫ -ВЕРИТСЯ,ЧТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ ПОТЕРЯНО...
Яночка-прочитала очень интересный очерк про Гогена. Интересно! Когда вы прочитаете мой отзыв, я наверно буду в госпитале с моей мамой. подробности в моей последней работе.
Эссе весьма не плох. "Лишь мистическое познание истинно..." - заявление спорное, но мне оно по душе, ибо сам иногда думаю что так оно и есть. Продолжение соответствует заявке - "бороться за человека..." и тут же шаг в сторону, даже немного назад - "что мешает? Мораль..." Возникает вопрос: чья мораль? Точно не автора, ибо он чётко определяет свою позицию - "человек осознающий Бога в себе и в окружающем мире, не нуждается в запрете и разрешениях..." Вопрос зависает. А так я с удовольствием ознакомился с ещё одной позицией ещё одного художника жизни...
Поль понял, что живет в Стадном Обществе, где всё - стадное, в том числе стадная культура, стадная критика, которая не позволяет человеку сознательно воссоединиться с Богом (в глазах общественности это великое преступление). А - он, действительно, творец, учиться творить, - КАК БОГ...
Спасибо!..прочла Ваше эссе о масонах,читала также и Блаватскую..
слово-стадное..на мой взгляд-грубовато..можно жить в стаде..мирно.
но не быть ни стадным,ни масоном..есть много способов..найти единение с Богом-искренняя,сердечная молитва,и любое творчество..
Moya filosofiya;
В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь:
Я суть, я не имею места — и в бытие я не вмещусь.
Все то, что было, есть и будет, — все воплощается во мне,
Не спрашивай! Иди за мною. Я в объясненья не вмещусь.
Вселенная — мой предвозвестник, мое начало — жизнь твоя. —
Узнай меня по этим знакам, но я и в знаки не вмещусь.
Предположеньем и сомненьем до истин не дошел никто:
Кто истину узнал, тот знает — в предположенья не вмещусь.
Поглубже загляни в мой образ и постарайся смысл понять, —
Являясь телом и душою, я в душу с телом не вмещусь.
Я жемчуг, в раковину скрытый. Я мост, ведущий в ад и в рай.
Так знайте, что с таким богатством я в лавки мира не вмещусь.
Я самый тайный клад всех кладов, я очевидность всех миров,
Я драгоценностей источник,- в моря и недра не вмещусь.
Хоть я велик и необъятен, но я Адам, я человек,
Я сотворение вселенной, — но в сотворенье не вмещусь.
Все времена и все века — я. Душа и мир — все это я!
Но разве никому не странно, что в них я тоже не вмещусь?
Я небосклон, я все планеты, и Ангел Откровенья я.
Держи язык свой за зубами, — и в твой язык я не вмещусь,
Я атом всех вещей, я солнце, я шесть сторон твоей земли.
Скорей смотри на ясный лик мой: я в эту ясность не вмещусь.
Я сразу сущность и характер, я сахар с розой пополам,
Я сам решенье с оправданьем, — в молчащий рот я не вмещусь.
Я дерево в огне, я камень, взобравшийся на небеса.
Ты пламенем моим любуйся, — я в это пламя не вмещусь.
Я сладкий сон, луна и солнце. Дыханье, душу я даю.
Но даже в душу и дыханье весь целиком я не вмещусь.
Старик — я в то же время молод, я лук с тугою тетивой.
Я власть, я вечное богатство, — но сам в века я не вмещусь.
Хотя сегодня Насими я, и хашимит и корейшит,
Я — меньше, чем моя же слава, — но я и в славу не вмещу.
14 vek.