До 21 года я не придерживалась никаких определенных политических взглядов. Была равнодушна к политике и считала, что от власти нужно держаться подальше. Так я считаю до сих пор.
С 14 до 19 лет я была человеком верующим и рассуждала, что любая власть от бога, поэтому нам ничего не остается, кроме как подчиняться ей, независимо от того, устраивает она нас или нет. Того же принципа я придерживалась и в личной жизни, думая, что во всем буду слушаться будущего мужа. В то время мне очень нравился фильм «Благословите женщину», в котором офицер Ларичев говорит своей молодой жене: «У тебя одно право – быть любимой». Тогда мне казалось, что этого достаточно.
Несколько лет спустя меня такой подход перестал устраивать. Женщина имеет право не только на любовь, но и на свободу, самореализацию, свою собственную точку зрения. И подчиняться каждому слову кого бы то ни было, пусть даже любимого человека, я не могу.
Ни один человек не терпит принуждения, и если его заставлять делать что-то из-под палки, ничего хорошего из этого не выйдет. Как известно из курса педагогики, отрицательная мотивация (страх наказания) – худшая из всех возможных.
Из термодинамики известно, что системы, образованные несамопроизвольно (принудительно), неустойчивы. Вернее, они устойчивы лишь кинетически. При наличии каких-либо стабилизирующих факторов такие системы могут просуществовать довольно долго. Но стоит убрать эти сдерживающие факторы, как энтропия начинает возрастать, и система разрушается. Но энтропия не может возрастать бесконечно. С прекращением роста энтропии наступает равновесие, и система становится устойчивой.
Человеческое общество можно сравнить с кинетически устойчивой системой. Государство, власть, органы принуждения выполняют в нем роль стабилизаторов. Если их убрать, наступит анархия, то есть всеобщее возрастание беспорядка. Через некоторое время система придет в состояние равновесия и станет устойчивой без всяких «стабилизаторов».
В ноябре 2007 года я купила очередную книгу моего любимого писателя Михаила Веллера «Махно». С интересом прочла ее, после этого решила узнать побольше и о самом Несторе Ивановиче, и о той идее, которой он посвятил свою жизнь.
В конце мая 2008 года я приобрела «Азбуку анархиста». «Сегодня я купила себе «Азбуку анархиста» Нестора Махно. Вышла из любимого книжного, прижимая ее к сердцу. Теперь буду читать мемуары батьки Махно и постигать основы анархизма», - написала я тогда в своем дневнике.
Вскоре у меня появились единомышленники-анархисты, мои друзья и поклонники. Один из них как-то сказал мне: «Я знал, что ты рано или поздно придешь к анархизму. Ведь ты всегда стремилась помогать людям…».
Из всех принципов анархизма самый главный и наиболее близкий мне – принцип взаимопомощи. Не будь взаимопомощи, не было бы и человечества как вида. Ведь человеком стала не та обезьяна, что впервые взяла в руки палку, а та, что поднесла воды заболевшему сородичу. Желание помогать друг другу без принуждения свойственно людям, как заметил еще П.А. Кропоткин. В конце концов, человечество знает институт волонтерства, причем он один из самых эффективных. Опять-таки, в его основе лежит отсутствие принуждения.
Что мы можем сделать сейчас? В ближайшие сто лет анархия невозможна, человеческое общество еще не пришло к этому. Люди слишком неорганизованны, «у нас в крови тоска по твердой руке», как спел Тимур Шаов. Очень немногие из нас обладают высокой самодисциплиной, организованностью, ответственностью, способностью самостоятельно мыслить и принимать решения. На мой взгляд, это главные качества взрослого человека. Большинство же людей инертны и предпочитают выполнять указания, свято веря каждому слову вышестоящего лица. Власть всегда боялась личностей, умеющих мыслить критически. Она предпочитает, чтобы все мыслили одинаково и были похожи друг на друга. Так легче управлять. Инакомыслящих преследовали на протяжении всей истории. Но вместе с тем такие люди нужны. Разнообразие – наиболее экологичная форма существования. Однообразие неизменно ведет к вырождению.
Но то, что идеал недостижим, по крайней мере, в ближайшее время, еще не значит, что к нему не надо стремиться. Наша задача – сделать так, чтобы тем, кто пойдет следом за нами, было хотя бы чуть-чуть легче. Не мы, так наши дети и внуки хоть на шаг приблизятся к идеалу. Все, что можно сделать сейчас – не пытаться бороться с системой, а воспитывать будущих анархистов. Распространять идеи анархизма среди самой восприимчивой части населения – детей и молодежи. Объяснять, что надо делиться, помогать, защищать слабых. Вы скажете, что всех нас этому учили в детстве. Так это лишний раз доказывает естественность анархизма.
Однако, несмотря на свои убеждения, я вынуждена признать, что есть вещи, в которых никак нельзя обойтись без принуждения, например, воспитание детей и лечение больных. Детей порой приходится наказывать, если никакие объяснения и внушения не действуют. А сколько усилий приходится прилагать, чтобы уговорить больного принять лекарство или согласиться на операцию!
Очень часто попытки что-то объяснить и доказать разбиваются о чужое упрямство или тупость. И тут приходится или оставить все как есть, или применять силу. Как уже было сказано, насилие ни к чему хорошему не приведет.
Точно так же невозможно силой удержать любимого человека. Вернее, можно, но это никому не принесет счастья. Нельзя заставить полюбить! Можно всеми правдами и неправдами привязать к себе, пойти на все возможные хитрости, даже на унижение и угрозы, но это не поможет удержать любовь.
Таким образом, все, что держится на принуждении и насилии, неустойчиво и может рухнуть в любой момент.
Сейчас все большее распространение получает фриланс (удаленная работа) и сетевой маркетинг. Поработав в разных местах, я пришла к выводу, что мне больше всего подходит именно этот вид заработка. Фриланс хорош тем, что работник вправе сам выбирать время и место работы. И здесь нет страха быть уволенным. В конце концов, если не будешь выполнять заказы, тебе просто не заплатят. Поэтому самодисциплина и организованность – важнейшие качества, которые нужно в себе развивать.
Разумеется, такой вид заработка подходит далеко не всем не только из-за личностных качеств, но и в силу профессии. Но если производственный процесс не требует постоянного присутствия сотрудника на работе, почему бы ему не работать дома? Разумеется, всегда были и будут предприятия, в которых работа на дому практически невозможна, но тем не менее удаленная работа получает все большее распространение.
Таким образом, на наших глазах воплощаются в жизнь по крайней мере два принципа анархизма – взаимопомощь и разнообразие.
Я спрашивала у своих знакомых анархистов, как они к этому пришли. У каждого своя история, но все они со временем пришли к выводу, что ни коммунизм, ни монархия, ни даже демократия не служат людям, и только анархизм принесет людям счастье. Очень многие всю жизнь неосознанно придерживались принципов анархизма и только потом узнали, как это называется.
Сама по себе идея анархизма очень жизнеспособна, от нее, как от животных инстинктов, никуда не денешься. Как написал Нестор Махно в одном из своих стихотворений, «нас победили, только вот идею нашу не убили». Очень хочется верить, что «она воспрянет в нужный час и победит».
Вы очень впечатлительный человек)))Еще хорошо, что вам попались книжки о Махно и самого Махно. Фашисты в концлагерях заставляли коммунистов читать Троцкого - говорят, удивительной убедительной силой обладают труды Льва Давыдовича... Идеи анархизма, они очень привлекательны, конечно, но во многом утопичны... Пожалуй, не соглашусь с Вами только в нескольких утверждениях:
-детей можно растить, не наказывая
- больной(взрослый) имеет право отказаться от приема лекарств а тем более от операции
-детей можно растить, не наказывая
- больной(взрослый) имеет право отказаться от приема лекарств а тем более от операции