-- : --
Зарегистрировано — 123 137Зрителей: 66 246
Авторов: 56 891
On-line — 19 441Зрителей: 3834
Авторов: 15607
Загружено работ — 2 119 365
«Неизвестный Гений»
РОЖДЕННАЯ ПОД СИРИУСОМ
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
25 июля ’2009 18:10
Просмотров: 26784
РОЖДЕННАЯ ПОД СИРИУСОМ
Возвращение домой
23 ноября 1999 года... был лунный вечер. Напротив, словно над крышами соседних домов, величаво поднимались седовласые вершины могучего Арарата, с брошенным на плечи звездным покрывалом. Казалось, что если руку протянешь, то сможешь взять не только снег, но и звезды. На улицах Еревана шелестит ветерком осенний ветер, насыщенный дыханием снега. Можешь гулять часами напролет, до тех пор, пока бледная луна, становясь, все бледнее и бледнее, не сорвет звездное покрывало с вершины Арарата, открыв новый, добрый и светлый день.
Утром следующего дня, наша семья вместе с солнечным светом, в сопровождении друзей, движется в сторону аэропорта.
И тянется дорога Ереван – Москва – Алматы. Так распорядилась судьба, сделав очередной вираж, через 16 лет возвращая меня в родные пенаты. Говорят, «когда родится человек, звезда на небе загорается, чтобы светить ему весь век». По-видимому, моя звезда оказалась счастливой, потому что спустя годы я летела в Алма-Ату, в родной независимый Казахстан, в статусе супруги Чрезвычайного и полномочного посла Армении в Казахстане. Но осознание этого факта пришло чуть позже, когда я поняла, что смотрю на город и сегодняшний Казахстан глазами своих подруг по Дипломатическому клубу, впервые приехавших сюда.
Близкое сердцу...
Родилась я и выросла в Караганде, которую мы гордо величали шахтерской столицей, космической гаванью. В те годы это был действительно второй город Казахстана с населением чуть больше семисот тысяч, промышленный центр республики с огромнейшим научным и интеллектуальным потенциалом. Насыщенная и интересная жизнь карагандинцев била ключом. И все же в студенческую пору праздничные дни («маевку» и 7 ноября), мы стремились проводить в Алма-Ате.
Наша культурная программа обязательно включала в себя посещение высокогорного катка Медео, парка культуры и отдыха им. Горького, поездки на воздушном трамвайчике на Кок-тобе и поход на стереофильм в кинотеатр «Арман». Ну и конечно же «гвоздем» программы становился кислый, не прожаренный «шашлычок» на гнутых алюминиевых палочках или кукси. Вы спросите меня, неужели «бедные карагандинцы» были лишены таких кулинарных изысков? Да нет, все это мы имели. Просто в столице советского Казахстана, самое обычное блюдо имело особую приправу в виде аромата алматинского горного воздуха и цветущих яблоневых садов. Так и закрепилось на подсознательном уровне, при мысле об Алма-Ате мозжечок вырабатывает флюиды, создавая ощущение праздника.
Этот чудесный город продолжает для меня ассоциироваться с голубыми елями, тенистыми аллеями и тихим журчанием арыков, знаменитыми серебристыми тополями и туманами. И видится он – городом счастливых людей, науки, поэзии и музыки.
Но мозаичный образ современного Алматы, как впрочем и всего Казахстана дополнился наблюдениями и впечатлениями моих новых подруг – жен дипломатов и иностранных бизнесменов – представительниц различных континентов и стран с разными традициями и национальной культурой, религией и социальным строем. Для кого-то Казахстан кажется раем, для других жизнь особо не отличается от жизни дома, для третьих все в Казахстане непривычно.
Какой ты Казахстан? Чтобы ответить полно, нужно здесь жить. Жить весной, когда воздух струит аромат раскрепощенной земли. Зимой, когда стройные тянь-шанские ели приглашают в сказочный хоровод или бураны в отрогах Заилийского Алатау играючи сшибают с ног и, не давая перевести дыхания, катят человека вниз. Летом, когда среди степного разнотравья волнуется красное море маков и петушков. Осенью, когда на меловом плато Актологай можно видеть белоснежные облака, распластанные по земле среди пустынного безмолвия. И весь этот ландшафт сливаясь, образует некий символ, определяющий ни с чем несравнимую любовь к земле, с раскинутыми по ней лысыми сопками и красными гранитами скал, переплетенной артериями живительных рек, с редкими лесами, смотрящимися в зеркало жемчужных озер... Природа Казахстана удивительно красива и величественна. Ее первозданная атмосфера и неразгаданные тайны занимают мысли путешественников, а неповторимые пейзажи манят, притягивают как магнит.
Гости нашей страны, путешественники, всегда ищут у нас что-нибудь «экзотичное». Это «экзотичное» можно увидеть во время казахских национальных праздников. Например, являясь свидетелем свадебных ритуалов и перерезания пут, или конно-спортивных состязаний. Кокпар отражает многовековую историю народа, является проявлением силы духа и упорства. Особый блеск и теплоту во время любого праздника придают миловидные казашки, одетые в национальные одежды и держащие цветочные букеты. Одежда и цветы самых разных оттенков, созвучны друг другу, как будто подходит к тебе цветущее дерево, приветствуя внешним видом и ароматом.
Многие дипломаты, покидая Казахстан, отмечают, что «... все очарование этого края и народа, все тепло солнца и сердец мы почувствовали в гостеприимстве, в величии и простоте народа». Сколько раз приходилось слышать, что в потоке событий, дни прожитые здесь, промчались столь стремительно. Я как-то спросила одного венгерского дипломата о том, как живется ему в Алматы, не скучает ли он по дому. Он ответил: «Случается так, что едешь куда-то, скажем в деловую командировку или отдыхать и так медленно проходят дни. С нетерпением ждешь день отъезда. Дом зовет тебя. Ну, а как известно, дом всегда зовет. Но на этот раз, почему так быстро прошли дни?».
Самая юная столица на карте мира
Астана – свободная, как ветер,
открытая, как степь...
10 июня 1998 года вошел в летопись Казахстана, как день открывший очередную страницу в новейшей истории нашего государства. Именно в этот день, почти час в час с началом празднеств в Астане, в Ереване состоялось торжественное собрание Армяно-казахстанского общества дружбы и сотрудничества, посвященное презентации новой столицы. Сейчас приятно вспоминать об этом, потому что именно мы с супругом Эдуардом Хуршудяном в июне 1997 года стали инициаторами создания Общества, явившемся путеводной нитью, связавшей меня с родным Казахстаном. Говорят, что большое видится на расстоянии. Поразительно, но необычайно глубокое чувство любви и гордости за свою страну возникло там - в Армении, где воздух тысячекратно пропитан древней культурой и бесконечной любовью к родной земле.
Год спустя мы издали книгу «Из истории армяно-казахстанских отношений» (Ереван, 1999 Хуршудян Э.; Муканова Д.), которую президент Армении Роберт Кочарян презентовал во время своего первого официального визита в Астану.
Недаром праздновали мы рождение самой молодой столицы мира, потому что это событие стало самым судьбоносным моментом в жизни сегодняшнего Казахстана. Астана раскинулась на земле, где сосредоточены древние капилляры и кровеносные сосуды, некогда питавшие древние первогорода. Речь идет не только о глубине тысячелетий, но и о беспримерном географическом положении, об общечеловеческой значимости этой географической зоны. Тут уж говоришь не только о своем народе, но вообще о корнях, в частности об общеиндоевропейских корнях. А это уже интересно половине земного шара.
Воистину, пришло время и движение сердца первого президента Казахстана, совпало с движением мира и пульсирующим ритмом Вселенной. Потому что именно на этих евразийских просторах, в стране Арианам Вайджа, что значит “Простор ариев” три тысячи лет назад, по воле Ахуры, Йима Прекрасный создал тот тип поселений, который назван в Авесте, священной книге зороастризма “вар размером в бег на все четыре стороны”. Выстроенный из глины и земли, вар состоял из трех концентрических кругов валов и жилищ. Археологи, работавшие на пространстве между реками Уралом и Иртышом, обнаружили десятки именно таких андроновских поселений XVII-XVI вв. до н.э. с тремя вписанными друг в друга окружностями валов и стен. А крупнейший современный исследователь зороастризма, профессор Мэри Бойс писала: “исходя из содержания и языка изложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги”. К слову сказать, это наши казахские степи.
Около 1000 г. до н.э. арии Урала, Казахстана и Средней Азии закончили свое существование под этим именем. Преемниками ариев в Великой Степи стали их потомки – ираноязычные кочевые племена скифов. В Центральной Азии они назывались саками, и их культура от Монголии и Алтая до Тянь-Шаня и Памира вошла в историю под названием Сакской кочевой культуры. Пестрые, лоскутные древние племена скотоводов на обширных, рассеченных реками территориях, объединились в живой организм, называемый союзами сакских племен, массагетов, савроматов.
Сотни веков назад обитатели бескрайних евразийских просторов пасли стада, тренировали коней и создавали подлинные шедевры искусства. От легкого дуновения ветерка также волновалась ковыль, а над степью струился горьковатый запах полыни, где-то среди заснеженных горных вершин раздавалось рычание барса и уж совсем высоко, почти в зените, парил орел... И жили люди, поклонявшиеся верховному богу – Ахура Мазде, и пели они гимны, призывавшие быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Не эту ли идею всеобщего мирового братства возвещал над степью Зороастр? При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. Этот тезис актуален и поныне.
Каждое новое поколение, чтобы состояться, обращает свои вопросы к ВЕЧНОСТИ: кто они - наши протопредки?
Безмолвный крик среди степных просторов,
Завис в звенящей тишине,
Не в силах отразиться от курганов
Он поглотился ими и затих.
Прождав десятки тысяч лет, возник из пепла,
В надежде донести дыханья звук,
биение сердец ушедших поколений, и запах разнотравий,
и ржанье табунов бегущих лошадей.
Мы силимся узнать в чем смысл жизни той,
что закодирован в бесчетных образах зверей – Алтайской леди,
Быть может он в глазах испуганных оленьих,
или в крутом изгибе клюва хищников кошачьих.
Узнаем ли, как жили вы, не знавшие письма?
На самом деле в душах были вы – поэты,
Слагали гимны женщинам своим,
Одерживая ратные победы.
О исседоны, саки, массагеты
Где то начало череды племен?
Истоки ваших мифов, пульс времен зажатых,
В искорках песков зыбучих.
Ведь вы придумали подняться до Творца
не по крутым изломам скал, хребтов.
По плавным линиям рогов,
по рукотворным веткам Древа мирового.
Мы силимся почувствовать,
понять творенья древних мастеров.
А может тщетно все, и не узнать нам Саков знанья,
Их истинные нравы, степных цариц и почитаемых богов?
Но нет, Вы не ушли, Вы сохранились в нас,
Мы бережно храним ген мудрости веков в своей крови,
Он был спасен от вековых нашествий и сохранен
Для жителей Земли.
И вновь, как птица Феникс возрожден из пепла
Он в нас – не зная рас, племен различий.
Не знает он богов,
Помимо одного, что разумом зовется мировым.
И был воспет в степи, сегодня именуемой Казахской
Пророком Зороастром.
Он завещал – творить добро, творить свою судьбу,
Чтоб сердце Азии ни на минуту биться не переставало!
(автор Дана М.-Х.)
Наверное эти пришедшие на ум четверостишья «твори добро, твори свою судьбу», как и возвращенный из небытия “Золотой человек”, Пазырыкские курганы, явившие своим потомкам, нетленные образцы в области духа и мастерства, подтолкнули меня к созданию серии картин “на сакскую тему”.
И вновь, возвращаясь к теме нашего разговора - Судьба...
Много лет назад, повстречав в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Эдуарда Хуршудяна – аспиранта Института востоковедения я и не подозревала, что не только свяжу свою жизнь с глубоко образованнейшим человеком, но и благодаря ему, по-другому посмотрю на историю своего родного края, историю Казахстана. Все дело в том, что Эдуард иранист и имеет обширные знания по истории древнего Ирана, древних кочевых ираноязычных племен. С «его легкой руки», я впервые взяла кисть, чтобы живописать картины и увлеклась историей индоариев настолько, что результатом явилось издание каталога «Царство Саков. Казахстан»...
Поразительно, но многие элементы сакской культуры, отстоящей от нас на три тысячелетия, сохранились в генетической памяти казахов, в их национальных традициях и обрядах, в их неповторимом декоративно-прикладном искусстве. Это ли не самое убедительное материальное свидетельство глубочайших исторических корней нации, ее органической связи с этой благодатной землей?
Казахстан – прекрасная страна – Эльдорадо природных богатств, ее народ – яркий пример для подражания в плане толерантности и взаимоуважания многих наций и народностей. Казахская культура, обогащена духовным наследием многих этносов, которые приходили в наши степи, и такое качество как толерантность вырабатывалось веками и передалось нынешнему поколению казахстанцев.
Современный Казахстан – край лучезарных праздников и народных традиций различных культур. Сколько представителей народов и национальностей проживает здесь, столько праздников он и отмечает: пусть то будет русская масленица или китайский Новый год, армянская пасха или иранский ноуруз – отражая глубину, многообразие духовной жизни казахстанцев.
Историческая картина древних территорий Казахстана свидетельствует о постоянных разнонаправленных миграциях, иногда в поисках новых пастбищ, иногда из-за притеснений другими племенами... И степь подобно ковылю, начинала волноваться. А экологические кризисы, затронувшие обитателей всей Великой степи и встряхнувшие Древний Восток... Исследователи, основываясь на последних данных науки, отмечают что протонаселение земель соременного Казахстана было абсолютно разнородным, так сказать гетерогенным. Тысячелетия создали некую «генную копилку», которую правильнее было бы назвать сокровищницей. Если 5-3 тысячелетия до н.э. в северном степном поясе евразийских степей жили в основном представители европеоидной расы, древние иранцы, то позже накатывались на степь одна за одной волны, неиндоиранского происхождения. Иногда фиксировалась монголоидная примесь, имевшая таежное происхождение, а иногда из глубинных территорий Центральной Азии.
Невообразимая даль времени отделяет сегодняшний день от эпохи бронзы. Саки - субстратное население, обитавшее в эпоху бронзы в Великой степи, и сегодня, подобно живым корням, питающее крону самобытной культуры казахов, пройдя сквозь горнило тысячелетий, этот народ остался, сохранил себя в нас и продолжает множить поколения. Где, когда началась их череда Бог весть! Археологи находят неопровержимые свидетельства великой материальной культуры “сакского мира”, объясняющие и укореняющие существо культуры духовной.
Азиатская степь дала всей древней ойкумене принципиально новую систему коммуникаций - лошадь и колесо. Глядя на сегодняшний Казахстан, с высоты птичьего полета, видишь ландшафт безбрежной системы космических мыслей. Отсюда впервые человек поднялся в открытый космос мира, а за спиной оставалась лежать обоженная солнцем степь. И память о героях степи звучит в гулких гимнах, мудрых сказаниях, емких мифах. Эта земля чутко всматривалась в своих детей. Она звала их, земля исхода. И сколько раз после нашествий и опустошений вновь становилась землей обитаемой.
Мы не отошли от земли отцов. Коренные дети азиатских степей имеют замечательных собирательных отцов в лице Саков, Массагетов, Исседонов. И может быть, сегодняшнему поколению лучше вглядеться в эту даль – в арийскую струю своей крови?
Вот так, поставив знак вопроса,
Пытливо обращаю взоры к вам.
С надеждой робкой, промелькнувшей в голове,
Услышанною быть.
Вот так, через года, вернувшись,
К очагу родного дома
по непонятной мне причине,
Пытаюсь разгадать загадку бытия
Той кочевой цивилизации,
Так триумфально одомашневшей коня.
Сегодня гордо бьется сердце у меня
За то что наш народ,
Неведая преград идет вперед,
Такая гордость за страну берет!
Вот истина: Судьбой владеет тот,
Кто знает «Где живет»!
Кто патриот страны своей,
Любовью возвращая Матери-Земле свое рожденье.
И, возраждаясь сам из пепла сотни раз,
Желает всем Добра, Любви, Приумноженья.
Пусть звезды воссияют ярче
Ее рожденью боги внемлют
Она родилась наудачу
Красавица степная – Астана.
Ей суждено прославиться в веках
Как замысел огромной емкой мысли,
Она творенье, созданная в снах
Самой Вселенной, призванная к жизни!
Пусть будет импульсом истории самой
Желанье – Жить и Строить
Наш Казахстан, мой дом родной,
В котором хочется любить и созидать!
Возвращение домой
23 ноября 1999 года... был лунный вечер. Напротив, словно над крышами соседних домов, величаво поднимались седовласые вершины могучего Арарата, с брошенным на плечи звездным покрывалом. Казалось, что если руку протянешь, то сможешь взять не только снег, но и звезды. На улицах Еревана шелестит ветерком осенний ветер, насыщенный дыханием снега. Можешь гулять часами напролет, до тех пор, пока бледная луна, становясь, все бледнее и бледнее, не сорвет звездное покрывало с вершины Арарата, открыв новый, добрый и светлый день.
Утром следующего дня, наша семья вместе с солнечным светом, в сопровождении друзей, движется в сторону аэропорта.
И тянется дорога Ереван – Москва – Алматы. Так распорядилась судьба, сделав очередной вираж, через 16 лет возвращая меня в родные пенаты. Говорят, «когда родится человек, звезда на небе загорается, чтобы светить ему весь век». По-видимому, моя звезда оказалась счастливой, потому что спустя годы я летела в Алма-Ату, в родной независимый Казахстан, в статусе супруги Чрезвычайного и полномочного посла Армении в Казахстане. Но осознание этого факта пришло чуть позже, когда я поняла, что смотрю на город и сегодняшний Казахстан глазами своих подруг по Дипломатическому клубу, впервые приехавших сюда.
Близкое сердцу...
Родилась я и выросла в Караганде, которую мы гордо величали шахтерской столицей, космической гаванью. В те годы это был действительно второй город Казахстана с населением чуть больше семисот тысяч, промышленный центр республики с огромнейшим научным и интеллектуальным потенциалом. Насыщенная и интересная жизнь карагандинцев била ключом. И все же в студенческую пору праздничные дни («маевку» и 7 ноября), мы стремились проводить в Алма-Ате.
Наша культурная программа обязательно включала в себя посещение высокогорного катка Медео, парка культуры и отдыха им. Горького, поездки на воздушном трамвайчике на Кок-тобе и поход на стереофильм в кинотеатр «Арман». Ну и конечно же «гвоздем» программы становился кислый, не прожаренный «шашлычок» на гнутых алюминиевых палочках или кукси. Вы спросите меня, неужели «бедные карагандинцы» были лишены таких кулинарных изысков? Да нет, все это мы имели. Просто в столице советского Казахстана, самое обычное блюдо имело особую приправу в виде аромата алматинского горного воздуха и цветущих яблоневых садов. Так и закрепилось на подсознательном уровне, при мысле об Алма-Ате мозжечок вырабатывает флюиды, создавая ощущение праздника.
Этот чудесный город продолжает для меня ассоциироваться с голубыми елями, тенистыми аллеями и тихим журчанием арыков, знаменитыми серебристыми тополями и туманами. И видится он – городом счастливых людей, науки, поэзии и музыки.
Но мозаичный образ современного Алматы, как впрочем и всего Казахстана дополнился наблюдениями и впечатлениями моих новых подруг – жен дипломатов и иностранных бизнесменов – представительниц различных континентов и стран с разными традициями и национальной культурой, религией и социальным строем. Для кого-то Казахстан кажется раем, для других жизнь особо не отличается от жизни дома, для третьих все в Казахстане непривычно.
Какой ты Казахстан? Чтобы ответить полно, нужно здесь жить. Жить весной, когда воздух струит аромат раскрепощенной земли. Зимой, когда стройные тянь-шанские ели приглашают в сказочный хоровод или бураны в отрогах Заилийского Алатау играючи сшибают с ног и, не давая перевести дыхания, катят человека вниз. Летом, когда среди степного разнотравья волнуется красное море маков и петушков. Осенью, когда на меловом плато Актологай можно видеть белоснежные облака, распластанные по земле среди пустынного безмолвия. И весь этот ландшафт сливаясь, образует некий символ, определяющий ни с чем несравнимую любовь к земле, с раскинутыми по ней лысыми сопками и красными гранитами скал, переплетенной артериями живительных рек, с редкими лесами, смотрящимися в зеркало жемчужных озер... Природа Казахстана удивительно красива и величественна. Ее первозданная атмосфера и неразгаданные тайны занимают мысли путешественников, а неповторимые пейзажи манят, притягивают как магнит.
Гости нашей страны, путешественники, всегда ищут у нас что-нибудь «экзотичное». Это «экзотичное» можно увидеть во время казахских национальных праздников. Например, являясь свидетелем свадебных ритуалов и перерезания пут, или конно-спортивных состязаний. Кокпар отражает многовековую историю народа, является проявлением силы духа и упорства. Особый блеск и теплоту во время любого праздника придают миловидные казашки, одетые в национальные одежды и держащие цветочные букеты. Одежда и цветы самых разных оттенков, созвучны друг другу, как будто подходит к тебе цветущее дерево, приветствуя внешним видом и ароматом.
Многие дипломаты, покидая Казахстан, отмечают, что «... все очарование этого края и народа, все тепло солнца и сердец мы почувствовали в гостеприимстве, в величии и простоте народа». Сколько раз приходилось слышать, что в потоке событий, дни прожитые здесь, промчались столь стремительно. Я как-то спросила одного венгерского дипломата о том, как живется ему в Алматы, не скучает ли он по дому. Он ответил: «Случается так, что едешь куда-то, скажем в деловую командировку или отдыхать и так медленно проходят дни. С нетерпением ждешь день отъезда. Дом зовет тебя. Ну, а как известно, дом всегда зовет. Но на этот раз, почему так быстро прошли дни?».
Самая юная столица на карте мира
Астана – свободная, как ветер,
открытая, как степь...
10 июня 1998 года вошел в летопись Казахстана, как день открывший очередную страницу в новейшей истории нашего государства. Именно в этот день, почти час в час с началом празднеств в Астане, в Ереване состоялось торжественное собрание Армяно-казахстанского общества дружбы и сотрудничества, посвященное презентации новой столицы. Сейчас приятно вспоминать об этом, потому что именно мы с супругом Эдуардом Хуршудяном в июне 1997 года стали инициаторами создания Общества, явившемся путеводной нитью, связавшей меня с родным Казахстаном. Говорят, что большое видится на расстоянии. Поразительно, но необычайно глубокое чувство любви и гордости за свою страну возникло там - в Армении, где воздух тысячекратно пропитан древней культурой и бесконечной любовью к родной земле.
Год спустя мы издали книгу «Из истории армяно-казахстанских отношений» (Ереван, 1999 Хуршудян Э.; Муканова Д.), которую президент Армении Роберт Кочарян презентовал во время своего первого официального визита в Астану.
Недаром праздновали мы рождение самой молодой столицы мира, потому что это событие стало самым судьбоносным моментом в жизни сегодняшнего Казахстана. Астана раскинулась на земле, где сосредоточены древние капилляры и кровеносные сосуды, некогда питавшие древние первогорода. Речь идет не только о глубине тысячелетий, но и о беспримерном географическом положении, об общечеловеческой значимости этой географической зоны. Тут уж говоришь не только о своем народе, но вообще о корнях, в частности об общеиндоевропейских корнях. А это уже интересно половине земного шара.
Воистину, пришло время и движение сердца первого президента Казахстана, совпало с движением мира и пульсирующим ритмом Вселенной. Потому что именно на этих евразийских просторах, в стране Арианам Вайджа, что значит “Простор ариев” три тысячи лет назад, по воле Ахуры, Йима Прекрасный создал тот тип поселений, который назван в Авесте, священной книге зороастризма “вар размером в бег на все четыре стороны”. Выстроенный из глины и земли, вар состоял из трех концентрических кругов валов и жилищ. Археологи, работавшие на пространстве между реками Уралом и Иртышом, обнаружили десятки именно таких андроновских поселений XVII-XVI вв. до н.э. с тремя вписанными друг в друга окружностями валов и стен. А крупнейший современный исследователь зороастризма, профессор Мэри Бойс писала: “исходя из содержания и языка изложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги”. К слову сказать, это наши казахские степи.
Около 1000 г. до н.э. арии Урала, Казахстана и Средней Азии закончили свое существование под этим именем. Преемниками ариев в Великой Степи стали их потомки – ираноязычные кочевые племена скифов. В Центральной Азии они назывались саками, и их культура от Монголии и Алтая до Тянь-Шаня и Памира вошла в историю под названием Сакской кочевой культуры. Пестрые, лоскутные древние племена скотоводов на обширных, рассеченных реками территориях, объединились в живой организм, называемый союзами сакских племен, массагетов, савроматов.
Сотни веков назад обитатели бескрайних евразийских просторов пасли стада, тренировали коней и создавали подлинные шедевры искусства. От легкого дуновения ветерка также волновалась ковыль, а над степью струился горьковатый запах полыни, где-то среди заснеженных горных вершин раздавалось рычание барса и уж совсем высоко, почти в зените, парил орел... И жили люди, поклонявшиеся верховному богу – Ахура Мазде, и пели они гимны, призывавшие быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Не эту ли идею всеобщего мирового братства возвещал над степью Зороастр? При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы. Этот тезис актуален и поныне.
Каждое новое поколение, чтобы состояться, обращает свои вопросы к ВЕЧНОСТИ: кто они - наши протопредки?
Безмолвный крик среди степных просторов,
Завис в звенящей тишине,
Не в силах отразиться от курганов
Он поглотился ими и затих.
Прождав десятки тысяч лет, возник из пепла,
В надежде донести дыханья звук,
биение сердец ушедших поколений, и запах разнотравий,
и ржанье табунов бегущих лошадей.
Мы силимся узнать в чем смысл жизни той,
что закодирован в бесчетных образах зверей – Алтайской леди,
Быть может он в глазах испуганных оленьих,
или в крутом изгибе клюва хищников кошачьих.
Узнаем ли, как жили вы, не знавшие письма?
На самом деле в душах были вы – поэты,
Слагали гимны женщинам своим,
Одерживая ратные победы.
О исседоны, саки, массагеты
Где то начало череды племен?
Истоки ваших мифов, пульс времен зажатых,
В искорках песков зыбучих.
Ведь вы придумали подняться до Творца
не по крутым изломам скал, хребтов.
По плавным линиям рогов,
по рукотворным веткам Древа мирового.
Мы силимся почувствовать,
понять творенья древних мастеров.
А может тщетно все, и не узнать нам Саков знанья,
Их истинные нравы, степных цариц и почитаемых богов?
Но нет, Вы не ушли, Вы сохранились в нас,
Мы бережно храним ген мудрости веков в своей крови,
Он был спасен от вековых нашествий и сохранен
Для жителей Земли.
И вновь, как птица Феникс возрожден из пепла
Он в нас – не зная рас, племен различий.
Не знает он богов,
Помимо одного, что разумом зовется мировым.
И был воспет в степи, сегодня именуемой Казахской
Пророком Зороастром.
Он завещал – творить добро, творить свою судьбу,
Чтоб сердце Азии ни на минуту биться не переставало!
(автор Дана М.-Х.)
Наверное эти пришедшие на ум четверостишья «твори добро, твори свою судьбу», как и возвращенный из небытия “Золотой человек”, Пазырыкские курганы, явившие своим потомкам, нетленные образцы в области духа и мастерства, подтолкнули меня к созданию серии картин “на сакскую тему”.
И вновь, возвращаясь к теме нашего разговора - Судьба...
Много лет назад, повстречав в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), Эдуарда Хуршудяна – аспиранта Института востоковедения я и не подозревала, что не только свяжу свою жизнь с глубоко образованнейшим человеком, но и благодаря ему, по-другому посмотрю на историю своего родного края, историю Казахстана. Все дело в том, что Эдуард иранист и имеет обширные знания по истории древнего Ирана, древних кочевых ираноязычных племен. С «его легкой руки», я впервые взяла кисть, чтобы живописать картины и увлеклась историей индоариев настолько, что результатом явилось издание каталога «Царство Саков. Казахстан»...
Поразительно, но многие элементы сакской культуры, отстоящей от нас на три тысячелетия, сохранились в генетической памяти казахов, в их национальных традициях и обрядах, в их неповторимом декоративно-прикладном искусстве. Это ли не самое убедительное материальное свидетельство глубочайших исторических корней нации, ее органической связи с этой благодатной землей?
Казахстан – прекрасная страна – Эльдорадо природных богатств, ее народ – яркий пример для подражания в плане толерантности и взаимоуважания многих наций и народностей. Казахская культура, обогащена духовным наследием многих этносов, которые приходили в наши степи, и такое качество как толерантность вырабатывалось веками и передалось нынешнему поколению казахстанцев.
Современный Казахстан – край лучезарных праздников и народных традиций различных культур. Сколько представителей народов и национальностей проживает здесь, столько праздников он и отмечает: пусть то будет русская масленица или китайский Новый год, армянская пасха или иранский ноуруз – отражая глубину, многообразие духовной жизни казахстанцев.
Историческая картина древних территорий Казахстана свидетельствует о постоянных разнонаправленных миграциях, иногда в поисках новых пастбищ, иногда из-за притеснений другими племенами... И степь подобно ковылю, начинала волноваться. А экологические кризисы, затронувшие обитателей всей Великой степи и встряхнувшие Древний Восток... Исследователи, основываясь на последних данных науки, отмечают что протонаселение земель соременного Казахстана было абсолютно разнородным, так сказать гетерогенным. Тысячелетия создали некую «генную копилку», которую правильнее было бы назвать сокровищницей. Если 5-3 тысячелетия до н.э. в северном степном поясе евразийских степей жили в основном представители европеоидной расы, древние иранцы, то позже накатывались на степь одна за одной волны, неиндоиранского происхождения. Иногда фиксировалась монголоидная примесь, имевшая таежное происхождение, а иногда из глубинных территорий Центральной Азии.
Невообразимая даль времени отделяет сегодняшний день от эпохи бронзы. Саки - субстратное население, обитавшее в эпоху бронзы в Великой степи, и сегодня, подобно живым корням, питающее крону самобытной культуры казахов, пройдя сквозь горнило тысячелетий, этот народ остался, сохранил себя в нас и продолжает множить поколения. Где, когда началась их череда Бог весть! Археологи находят неопровержимые свидетельства великой материальной культуры “сакского мира”, объясняющие и укореняющие существо культуры духовной.
Азиатская степь дала всей древней ойкумене принципиально новую систему коммуникаций - лошадь и колесо. Глядя на сегодняшний Казахстан, с высоты птичьего полета, видишь ландшафт безбрежной системы космических мыслей. Отсюда впервые человек поднялся в открытый космос мира, а за спиной оставалась лежать обоженная солнцем степь. И память о героях степи звучит в гулких гимнах, мудрых сказаниях, емких мифах. Эта земля чутко всматривалась в своих детей. Она звала их, земля исхода. И сколько раз после нашествий и опустошений вновь становилась землей обитаемой.
Мы не отошли от земли отцов. Коренные дети азиатских степей имеют замечательных собирательных отцов в лице Саков, Массагетов, Исседонов. И может быть, сегодняшнему поколению лучше вглядеться в эту даль – в арийскую струю своей крови?
Вот так, поставив знак вопроса,
Пытливо обращаю взоры к вам.
С надеждой робкой, промелькнувшей в голове,
Услышанною быть.
Вот так, через года, вернувшись,
К очагу родного дома
по непонятной мне причине,
Пытаюсь разгадать загадку бытия
Той кочевой цивилизации,
Так триумфально одомашневшей коня.
Сегодня гордо бьется сердце у меня
За то что наш народ,
Неведая преград идет вперед,
Такая гордость за страну берет!
Вот истина: Судьбой владеет тот,
Кто знает «Где живет»!
Кто патриот страны своей,
Любовью возвращая Матери-Земле свое рожденье.
И, возраждаясь сам из пепла сотни раз,
Желает всем Добра, Любви, Приумноженья.
Пусть звезды воссияют ярче
Ее рожденью боги внемлют
Она родилась наудачу
Красавица степная – Астана.
Ей суждено прославиться в веках
Как замысел огромной емкой мысли,
Она творенье, созданная в снах
Самой Вселенной, призванная к жизни!
Пусть будет импульсом истории самой
Желанье – Жить и Строить
Наш Казахстан, мой дом родной,
В котором хочется любить и созидать!
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 14 мая ’2010 22:39
красиво)
|
diana21_931
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи