16+
Лайт-версия сайта

Посвящение другу - князю Азату Акимбеку

Литература / Очерки / Посвящение другу - князю Азату Акимбеку
Просмотр работы:
25 июля ’2009   17:36
Просмотров: 28597


Женщина… Кто она? «Сосуд дьявола» - в европейской формулировке, «веревка, по которой мужчина спускается в ад» - по восточной пословице, или прекрасная дама, от¬блеск божественного в бренной оболочке? Змея или голубка? Яд или противоядие злу? Кто же ты, женщина? – из века в век терзался вопросом мужчина, вглядываясь в черты сво¬ей загадочной спутницы. Слабый пол? Отражение творческой фантазии или истин¬ный источник вдохновения?
Как определить, измерить или хотя бы обозначить вклад женщины в мировую культуру? «Мужчина велик на земле и в веках, но каждая йота его величины выросла из женщины», - говорил американский поэт Уолт Уитмен. Влияние женщины на культурный прогресс огромно. Мимоходом брошенное ею слово прорастает в поэме, порой влечет за собой начало военных действий или перемирие, и даже воздвигает храмы, вершит новые и разрушает старые законы… И даже, нечаянно оброненная ею на балу подвязка, становится весомым поводом для учреждения Ордена подвязки. Начиная с колыбельной песни, и кончая погребальным плачем, женщина сопровождает мужчину во всех важнейших событиях его жизни.
В духовном наследии Востока женщину боготворили, сравнивая ее с белой луной и жарким солнцем, лучистыми звездами и бурлящей рекой... Восток, ныне переживающий пору крутых перемен, заново привлекает пристальное внимание, вызывает живой и острый интерес. Сама жизнь восточных народов вопреки всевозможным историческим препятствиям порождает тип человека, устремленного к действенному, творческому самораскрытию.
Таков и автор книги, которую вы держите в руках - Азат Акимбек, известный в республике антиквар, коллекционер. Единственный в Казахстане, кто удостоен звания «заслуженный деятель искусств РК» за выдающийся вклад в дело сохранения и популяризации национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Но сегодня он предстает в ином свете. Книга как бы приоткрывает неведомые дотоле уровни познания отдельной человеческой души, отображая сложный мир личного в его многоликих связях с окружающей жизнью.
Древнюю формулу “Ex Oriente lux” – “С Востока свет” – Азат Акимбек наполняет новым содержанием. И хотя современная культура черпает свет из источников самого различного происхождения, мы помним о том, что обрело человечество благодаря «свету с Востока».
Классическая литература Востока – и прежде всего поэзия – за многие столетия своего существования воплотила в художественной форме черты гармоничной и активной человеческой личности. Акимбек берет поэтическую эстафету у лириков Востока, вновь жизнеутверждая афоризм Луи Арагона: «Говорите только о любви, все остальное - преступление».
Стихотворные посвящения Азата – это непосредственные, откровенные, окрашен¬ные субъективной страстностью монологи. Его творчество складывается как жизнелю¬бивая, чисто человеческая реакция на красоту. Воспевая земную жизнь, красоту и непов¬то¬римость личного чувства, силу и обаяние любви..

Пожелаем автору страстных строк:

Сердце страсти свое лиши –
Оставь только страсть к истории,
Там, где утро рождает золотую зарю,
Найди свой ключ от
Загадочной женской души.


Первую главу, посвященную женским именам, так и хочется назвать «Гулистан» («Сад роз») - сад, цветущий и благоуханный... Имя человека. Как много оно значит! С дренейших времен люди давали своим детям имя, желая отразить в нем свою заветную мечту. Выбор личных имен широк и разнообразен, он отражает различные стороны жизни. Девочкам, как правило, даются имена, связанные по смыслу со всем красивым, приятным и женственным: Гаухар – «драгоценный камень, жемчужина», Акмарал – «ак – белая, марал - лань», Аделя – «адил - справедливая»...
Не каждому дано, так тонко чувствовать женскую натуру и красоту, но Азат любит все прекрасное и старается, по мере возможности, окружать себя великолепием. Отношение к себе, к людям ближним и дальним, к природе и истории, к многоцвет¬ному движению жизни личной и жизни всемирной, вызвало в Азате страсть к коллекцио¬нированию замечательных предметов старины. В его частном музее хранятся диковинные экспонаты, по крупицам, собранные со всей Центральной Азии. Владелец коллекции собирает старинное оружие, ковры и фар¬фор уже тридцать лет.
Антикварные вещи ценны именно тем, что с удивительной полнотой раскрывают внутренний мир людей, живших десятки лет тому назад. Если образно сказать посуда, фарфор оставили нам свое «тепло и дыхание на стеклах вечности», а что может быть ценнее?
Желание связать свою жизнь с удивительными, исторически значимыми предметами, по-видимому, связано с историей семьи, генеалогическим древом династии Хакимбеков. Азат Акимбек (Каимбаев Азат Мажитович) единственный здравствующий наследник и преемник княжеской династии Хакимбеков (Акимбеков). Этот титул не только достояние семьи, но и в конечном счете, именно в истории семьи кроются истоки потребности Азата заниматься древностями родного края вообще и историей княжеской династии Хакимбеков в частности.
Как сам рассказывает о себе Азат: « - Мой прапрадед, Халзатхан, один из основателей княжеской династии Хакимбеков (1762 год), а также Кульджи был первым хозяином Илийского края. Последним правителем этих мест был мой дед Джахангир-ходжа Хакимбек». Сегодня и дед и отец, конечно могли бы гордиться Акимбеком, который вернул своему роду достоинство всей своей судьбой и дея¬тельностью.
Азат Акимбек постоянно в творческом поиске, в процессе открытия или создания чего-то нового, в реализации замечательных идей, в выстраивании связи времен. Пос¬редством предметов старины Акимбек, имеет отношение к разным исто¬рическим эпохам. Он умеет ощутить своеобразие душевного склада мастера, пода¬рившему миру свое творение.
«Турфана Князь и
Активарных дел великий мастер,
И женщин розовое счастье»

Широко известный в стране как антиквар, многим Азат не известен как лирик. Пер¬вые стихи он сочинил в давние теперь годы и был напечатан в Алма-атинской респуб¬ли¬канской газете «Знамя коммунизма». Слово - за словом укреплял он свои позиции в стихотворчестве, так вино от возраста делается богаче вкусовыми оттенками. Сейчас в поэтическом багаже Азата десятки сочных, точных донельзя поэтических творений, где в нескольких строчках набросаны портреты или подмечены черты заметных и известных персон.
Сочинительство, это скорее всего, естественная потребность человека (того, кто больше видел и слышал) передать другим, крупицу обретенной мудрости – не пророчество, не откровение, а возникшая из быта потребность поде¬лить¬ся с читателями своими знаниями о мире. Ведь только литература способна передавать от поколения к поколению, от одной нации к другой накопленный людьми бесценный жизненный опыт, об этом говорил еще А.И.Солженицын в своей Нобелевской речи.
В своих своеобразных исследованиях мира женщин - Азат, вдыхая аромат Востока,
ви¬дит в нем свое - по-новому расставляет акценты и, это не что иное, как духовный контакт, общение душ. Автор хочет сделать этот контакт наиболее простым, прямым.
Сущность поэзии как духовного общения неизменна, и это роднит ее с мистикой и музыкой. И собственно стихи для Азата — это «мистика и музыка», где мистика суть «глубокое переживание жизни, восприятие всего ускользающего, меняющегося, возвращающегося, во всем, что связано с образом, звуком, мыслью, чувством и жизнью...»
Азату Акимбеку восточная женщина видется не просто красивой, блистающей в свете, обитающей в домашней обстановке или незаурядная художническая личность, служащая искусству и людям, увлекающая своим талантом даже равнодушных. Женский образ у Акимбека двоится и троится: в начале обобщенный образ восточной женщины, затем посвящения-женщинам ярким личностям Казахстана, далее - родным и близким - бабушке, внучкам, дочерям и конечно же супруге и, последнее поэтическое кружево достается французской актрисе Катрин Денев. Образы, созданные автором, не только вбирают конкретные впечатления от женского облика, в отзвуках его поэзии, отражены эстетические взгляды и пристрастия.

...Человек в белом кителе адмирала читал стихи. Лицо его было серьезно, а иногда трогательно.
«Как хотелось адмиралом быть,
По морям по синим всем проплыть.
Чтоб на мачте реял флаг страны,
А в каюте был портрет жены…»

А вокруг пестрота добротно написанных картин, небрежный ворох книг и журналов по антиквариату на столике, бронзовые подсвечники, медные чайники и сабли, дорогое оружие — исторический антураж рядом с настоящей поэзией. Когда человеку есть что сказать, он не удовлетворяется текстами, написанными другими. Его тянет высказаться самому. Стихи-посвящения в форме монологов, откровений автора о любви, страдании, искусстве, долге и чести, добре и зле, дружбе и предательстве.
Одни - рисуют, иные пишут песни, прозу. Азат — раб стихотворной рифмы. Его поэтический дар глубок и щедр, образам здесь тесно, а мысли просторно. Он не умничает, не морализаторствует, не мудрствует лукаво. Стихи его легки, как облака и глубоки, как почва. Нежная лирика Азата особая:

«Возможно кто-то и поправит,
Постиг я истину давно:
Лишь женщина судьбою правит,
Ей небом многое дано»

Автор этих строк - характерный, эмоциональный, яркий и разноплановый. С годами Азат приобрел еще и мощное человеческое притягательное обаяние. А разве не гражданская позиция поэта предъявлена читателю, как лицо, не скрытое забралом?

«Остановись хоть раз, о человек!
Ты в силах сделать мир совсем иным.
Иною жизнь свою. Иным наш век»

Или вот полные смысла строки автора:

«Мы поименно предков знать должны.
Их имена как воздух нам нужны.
Поддержкою аруахов мы живем, -
Об этом помнить мы всегда должны»

Обе эти поэтические крошки были написаны довольно давно. И тем не менее, маленькие поэтические совершенства появляются на свет и живут своей жизнью - независимо от автора.

Ближе к финалу хотелось бы привести наше дружеское поэтическое послание Азату - на вышеозначенную тему:

«Много лет ты видишь во сне -
Как идешь по морям, океанам,
Встречный ветер дует в лицо,
Наполняя новыми планами.

Твой корабль, а может быть флот?
Состоящий из женских ликов,
Набирает бешеный ход
Под крылами защиты Всевышнего.

Плыть и плыть бы к земле Отцов,
Бредящей именем адмирала,
Так - чтобы сердце, на миг замлев,
Хлынувшей радостью обмирало.

Азат, и судьба твоя - Млечный путь,
На пути том - яркие звездочки,
Так пролейся с ними дождем,
На цветные Турфанские улочки,

Гулкой ночью в бескрайнем эфире,
Пренебрегши остатками снов,
Раздвигаешь стены квартиры
До громадных окраин миров.

И сквозь рокот судьбы непокорной
Поднимая на мачте флаг,
Властелином идешь по морям
Наш достойный, родной адмирал!

Томирис, Алтынай, Халида...
Перечень богинь твоих с годами множится,
Пусть цветут в Саду Жизни всегда,
В хороводе вокруг тебя кружатся!

Из иных измерений, из далеких миров,
Наследный правитель Турфанского княжества
Ты пришел в этот мир - поэтом,
Знатоком старинных предметов.

Акимбек – искусный стратег и тактик –
Управляешь летящей судьбой,
В генной сокровищнице князей Турфана,
Ты зажегся удивительно яркой сверхновой звездой.»

Теперь об Азате Акимбеке можно с уверенностью сказать: «Азат - антиквар, поэт, фило¬соф, гражданин». Обратившись к теме «Женщины», он еще и еще раз подчеркивает их нежное очарование и легкую тайну, скрывающую женский облик. Конечно же эта тема неисчер¬паема, как и сама женщина, и никому не дано поставить точку, размышляя о ней и ее природе. «Ты - женщина, ты – книга между книг, ты – свернутый, запечатленный свиток», - так размышляет поэт В. Брюсов. Свиток, которому еще только предстоит развернуться…

А что же мужчины? Что движет их, что не дает им покоя? Страсть? Похоть? Да! Но и жизнь, смысл, любовь! Тысячи лет как один день, день как тысячи лет... Они ищут... Жалкие, ничтожные, слабые они ищут женщину, источник их силы, гордости и достоинства. Они ищут и находят... Всегда.
И пусть никогда не иссякают силы у ищущего! Пусть та, которую ищут, даст ему силу найти! Пусть найдут они друг друга в радостный день, в счастливую минуту. И тогда будет - начало начал.

Дана и Эдуард Хуршудян






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 25 июля ’2009   17:47
Интересно

Оставлен: 14 мая ’2010   22:40
+10

Оставлен: 06 декабря ’2010   20:27
Супер!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

342
ОТДЫХ КЛЁВЫЙ НА ДОМУ! УЛЫБАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft