16+
Лайт-версия сайта

Посвящение другу - князю Азату Акимбеку

Литература / Очерки / Посвящение другу - князю Азату Акимбеку
Просмотр работы:
25 июля ’2009   17:36
Просмотров: 28435


Женщина… Кто она? «Сосуд дьявола» - в европейской формулировке, «веревка, по которой мужчина спускается в ад» - по восточной пословице, или прекрасная дама, от¬блеск божественного в бренной оболочке? Змея или голубка? Яд или противоядие злу? Кто же ты, женщина? – из века в век терзался вопросом мужчина, вглядываясь в черты сво¬ей загадочной спутницы. Слабый пол? Отражение творческой фантазии или истин¬ный источник вдохновения?
Как определить, измерить или хотя бы обозначить вклад женщины в мировую культуру? «Мужчина велик на земле и в веках, но каждая йота его величины выросла из женщины», - говорил американский поэт Уолт Уитмен. Влияние женщины на культурный прогресс огромно. Мимоходом брошенное ею слово прорастает в поэме, порой влечет за собой начало военных действий или перемирие, и даже воздвигает храмы, вершит новые и разрушает старые законы… И даже, нечаянно оброненная ею на балу подвязка, становится весомым поводом для учреждения Ордена подвязки. Начиная с колыбельной песни, и кончая погребальным плачем, женщина сопровождает мужчину во всех важнейших событиях его жизни.
В духовном наследии Востока женщину боготворили, сравнивая ее с белой луной и жарким солнцем, лучистыми звездами и бурлящей рекой... Восток, ныне переживающий пору крутых перемен, заново привлекает пристальное внимание, вызывает живой и острый интерес. Сама жизнь восточных народов вопреки всевозможным историческим препятствиям порождает тип человека, устремленного к действенному, творческому самораскрытию.
Таков и автор книги, которую вы держите в руках - Азат Акимбек, известный в республике антиквар, коллекционер. Единственный в Казахстане, кто удостоен звания «заслуженный деятель искусств РК» за выдающийся вклад в дело сохранения и популяризации национального изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Но сегодня он предстает в ином свете. Книга как бы приоткрывает неведомые дотоле уровни познания отдельной человеческой души, отображая сложный мир личного в его многоликих связях с окружающей жизнью.
Древнюю формулу “Ex Oriente lux” – “С Востока свет” – Азат Акимбек наполняет новым содержанием. И хотя современная культура черпает свет из источников самого различного происхождения, мы помним о том, что обрело человечество благодаря «свету с Востока».
Классическая литература Востока – и прежде всего поэзия – за многие столетия своего существования воплотила в художественной форме черты гармоничной и активной человеческой личности. Акимбек берет поэтическую эстафету у лириков Востока, вновь жизнеутверждая афоризм Луи Арагона: «Говорите только о любви, все остальное - преступление».
Стихотворные посвящения Азата – это непосредственные, откровенные, окрашен¬ные субъективной страстностью монологи. Его творчество складывается как жизнелю¬бивая, чисто человеческая реакция на красоту. Воспевая земную жизнь, красоту и непов¬то¬римость личного чувства, силу и обаяние любви..

Пожелаем автору страстных строк:

Сердце страсти свое лиши –
Оставь только страсть к истории,
Там, где утро рождает золотую зарю,
Найди свой ключ от
Загадочной женской души.


Первую главу, посвященную женским именам, так и хочется назвать «Гулистан» («Сад роз») - сад, цветущий и благоуханный... Имя человека. Как много оно значит! С дренейших времен люди давали своим детям имя, желая отразить в нем свою заветную мечту. Выбор личных имен широк и разнообразен, он отражает различные стороны жизни. Девочкам, как правило, даются имена, связанные по смыслу со всем красивым, приятным и женственным: Гаухар – «драгоценный камень, жемчужина», Акмарал – «ак – белая, марал - лань», Аделя – «адил - справедливая»...
Не каждому дано, так тонко чувствовать женскую натуру и красоту, но Азат любит все прекрасное и старается, по мере возможности, окружать себя великолепием. Отношение к себе, к людям ближним и дальним, к природе и истории, к многоцвет¬ному движению жизни личной и жизни всемирной, вызвало в Азате страсть к коллекцио¬нированию замечательных предметов старины. В его частном музее хранятся диковинные экспонаты, по крупицам, собранные со всей Центральной Азии. Владелец коллекции собирает старинное оружие, ковры и фар¬фор уже тридцать лет.
Антикварные вещи ценны именно тем, что с удивительной полнотой раскрывают внутренний мир людей, живших десятки лет тому назад. Если образно сказать посуда, фарфор оставили нам свое «тепло и дыхание на стеклах вечности», а что может быть ценнее?
Желание связать свою жизнь с удивительными, исторически значимыми предметами, по-видимому, связано с историей семьи, генеалогическим древом династии Хакимбеков. Азат Акимбек (Каимбаев Азат Мажитович) единственный здравствующий наследник и преемник княжеской династии Хакимбеков (Акимбеков). Этот титул не только достояние семьи, но и в конечном счете, именно в истории семьи кроются истоки потребности Азата заниматься древностями родного края вообще и историей княжеской династии Хакимбеков в частности.
Как сам рассказывает о себе Азат: « - Мой прапрадед, Халзатхан, один из основателей княжеской династии Хакимбеков (1762 год), а также Кульджи был первым хозяином Илийского края. Последним правителем этих мест был мой дед Джахангир-ходжа Хакимбек». Сегодня и дед и отец, конечно могли бы гордиться Акимбеком, который вернул своему роду достоинство всей своей судьбой и дея¬тельностью.
Азат Акимбек постоянно в творческом поиске, в процессе открытия или создания чего-то нового, в реализации замечательных идей, в выстраивании связи времен. Пос¬редством предметов старины Акимбек, имеет отношение к разным исто¬рическим эпохам. Он умеет ощутить своеобразие душевного склада мастера, пода¬рившему миру свое творение.
«Турфана Князь и
Активарных дел великий мастер,
И женщин розовое счастье»

Широко известный в стране как антиквар, многим Азат не известен как лирик. Пер¬вые стихи он сочинил в давние теперь годы и был напечатан в Алма-атинской респуб¬ли¬канской газете «Знамя коммунизма». Слово - за словом укреплял он свои позиции в стихотворчестве, так вино от возраста делается богаче вкусовыми оттенками. Сейчас в поэтическом багаже Азата десятки сочных, точных донельзя поэтических творений, где в нескольких строчках набросаны портреты или подмечены черты заметных и известных персон.
Сочинительство, это скорее всего, естественная потребность человека (того, кто больше видел и слышал) передать другим, крупицу обретенной мудрости – не пророчество, не откровение, а возникшая из быта потребность поде¬лить¬ся с читателями своими знаниями о мире. Ведь только литература способна передавать от поколения к поколению, от одной нации к другой накопленный людьми бесценный жизненный опыт, об этом говорил еще А.И.Солженицын в своей Нобелевской речи.
В своих своеобразных исследованиях мира женщин - Азат, вдыхая аромат Востока,
ви¬дит в нем свое - по-новому расставляет акценты и, это не что иное, как духовный контакт, общение душ. Автор хочет сделать этот контакт наиболее простым, прямым.
Сущность поэзии как духовного общения неизменна, и это роднит ее с мистикой и музыкой. И собственно стихи для Азата — это «мистика и музыка», где мистика суть «глубокое переживание жизни, восприятие всего ускользающего, меняющегося, возвращающегося, во всем, что связано с образом, звуком, мыслью, чувством и жизнью...»
Азату Акимбеку восточная женщина видется не просто красивой, блистающей в свете, обитающей в домашней обстановке или незаурядная художническая личность, служащая искусству и людям, увлекающая своим талантом даже равнодушных. Женский образ у Акимбека двоится и троится: в начале обобщенный образ восточной женщины, затем посвящения-женщинам ярким личностям Казахстана, далее - родным и близким - бабушке, внучкам, дочерям и конечно же супруге и, последнее поэтическое кружево достается французской актрисе Катрин Денев. Образы, созданные автором, не только вбирают конкретные впечатления от женского облика, в отзвуках его поэзии, отражены эстетические взгляды и пристрастия.

...Человек в белом кителе адмирала читал стихи. Лицо его было серьезно, а иногда трогательно.
«Как хотелось адмиралом быть,
По морям по синим всем проплыть.
Чтоб на мачте реял флаг страны,
А в каюте был портрет жены…»

А вокруг пестрота добротно написанных картин, небрежный ворох книг и журналов по антиквариату на столике, бронзовые подсвечники, медные чайники и сабли, дорогое оружие — исторический антураж рядом с настоящей поэзией. Когда человеку есть что сказать, он не удовлетворяется текстами, написанными другими. Его тянет высказаться самому. Стихи-посвящения в форме монологов, откровений автора о любви, страдании, искусстве, долге и чести, добре и зле, дружбе и предательстве.
Одни - рисуют, иные пишут песни, прозу. Азат — раб стихотворной рифмы. Его поэтический дар глубок и щедр, образам здесь тесно, а мысли просторно. Он не умничает, не морализаторствует, не мудрствует лукаво. Стихи его легки, как облака и глубоки, как почва. Нежная лирика Азата особая:

«Возможно кто-то и поправит,
Постиг я истину давно:
Лишь женщина судьбою правит,
Ей небом многое дано»

Автор этих строк - характерный, эмоциональный, яркий и разноплановый. С годами Азат приобрел еще и мощное человеческое притягательное обаяние. А разве не гражданская позиция поэта предъявлена читателю, как лицо, не скрытое забралом?

«Остановись хоть раз, о человек!
Ты в силах сделать мир совсем иным.
Иною жизнь свою. Иным наш век»

Или вот полные смысла строки автора:

«Мы поименно предков знать должны.
Их имена как воздух нам нужны.
Поддержкою аруахов мы живем, -
Об этом помнить мы всегда должны»

Обе эти поэтические крошки были написаны довольно давно. И тем не менее, маленькие поэтические совершенства появляются на свет и живут своей жизнью - независимо от автора.

Ближе к финалу хотелось бы привести наше дружеское поэтическое послание Азату - на вышеозначенную тему:

«Много лет ты видишь во сне -
Как идешь по морям, океанам,
Встречный ветер дует в лицо,
Наполняя новыми планами.

Твой корабль, а может быть флот?
Состоящий из женских ликов,
Набирает бешеный ход
Под крылами защиты Всевышнего.

Плыть и плыть бы к земле Отцов,
Бредящей именем адмирала,
Так - чтобы сердце, на миг замлев,
Хлынувшей радостью обмирало.

Азат, и судьба твоя - Млечный путь,
На пути том - яркие звездочки,
Так пролейся с ними дождем,
На цветные Турфанские улочки,

Гулкой ночью в бескрайнем эфире,
Пренебрегши остатками снов,
Раздвигаешь стены квартиры
До громадных окраин миров.

И сквозь рокот судьбы непокорной
Поднимая на мачте флаг,
Властелином идешь по морям
Наш достойный, родной адмирал!

Томирис, Алтынай, Халида...
Перечень богинь твоих с годами множится,
Пусть цветут в Саду Жизни всегда,
В хороводе вокруг тебя кружатся!

Из иных измерений, из далеких миров,
Наследный правитель Турфанского княжества
Ты пришел в этот мир - поэтом,
Знатоком старинных предметов.

Акимбек – искусный стратег и тактик –
Управляешь летящей судьбой,
В генной сокровищнице князей Турфана,
Ты зажегся удивительно яркой сверхновой звездой.»

Теперь об Азате Акимбеке можно с уверенностью сказать: «Азат - антиквар, поэт, фило¬соф, гражданин». Обратившись к теме «Женщины», он еще и еще раз подчеркивает их нежное очарование и легкую тайну, скрывающую женский облик. Конечно же эта тема неисчер¬паема, как и сама женщина, и никому не дано поставить точку, размышляя о ней и ее природе. «Ты - женщина, ты – книга между книг, ты – свернутый, запечатленный свиток», - так размышляет поэт В. Брюсов. Свиток, которому еще только предстоит развернуться…

А что же мужчины? Что движет их, что не дает им покоя? Страсть? Похоть? Да! Но и жизнь, смысл, любовь! Тысячи лет как один день, день как тысячи лет... Они ищут... Жалкие, ничтожные, слабые они ищут женщину, источник их силы, гордости и достоинства. Они ищут и находят... Всегда.
И пусть никогда не иссякают силы у ищущего! Пусть та, которую ищут, даст ему силу найти! Пусть найдут они друг друга в радостный день, в счастливую минуту. И тогда будет - начало начал.

Дана и Эдуард Хуршудян






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 25 июля ’2009   17:47
Интересно

Оставлен: 14 мая ’2010   22:40
+10

Оставлен: 06 декабря ’2010   20:27
Супер!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

МНЕ С ТОБОЙ РАЗЛУЧАТЬСЯ НЕ ХОЧЕТСЯ * 2 Конкурса.

Присоединяйтесь 




Наш рупор





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft