16+
Лайт-версия сайта

Сказки из рождественского вертепа

Литература / Мемуары, публицистика / Сказки из рождественского вертепа
Просмотр работы:
10 октября ’2024   09:47
Просмотров: 466

Рождественский вертеп театра «Странник» предлагает отпраздновать рождение Иисуса. И ещё раз заставляет задуматься о том, что о Рождестве можно рассказывать по-разному, на всех языках, при этом чудо рождения будет понятно всегда. Название спектакля «Вифлеем кизили» сразу же располагает к беседе на удмуртском языке. Руководитель театра «Странник» Лариса Ившина и режиссёр спектакля «Вифлеем кизили» Ольга Александрова создали оформление кукольного театра и сценарий в удмуртских традициях. Так же, как святое семейство направляется сначала в Вифлеем, потом в Египет, театр «Странник» направляет свои поиски вслед за путеводной звездой. Цель выступающих – обрести собственный вертеп, непохожий ни на какой другой. Актёры, художники и писатели в равной мере задумываются о том, что им нужно для того, чтобы создать художественный образ. И даже о том, какие слова нужно использовать, чтобы вступать в диалог друг с другом и со зрителем. Слово «вертеп» имеет несколько значений. Для того, чтобы знать, в каком вертепе хотели бы оказаться актёры и куклы театра «Странник», нужно убедиться, что следует понимать под этим словом. Вертеп означает пещеру, в которой укрывался домашний скот, где родился Иисус. По ассоциации с пещерой вертепом называется бедное и убогое место или жилище разбойников. Более романтическая и творческая ипостась вертепа – кукольный театр в виде ящика, часто украшенного, где разыгрывают представление куклы. Изначально вертепом называется такой театр, где показано Рождество Иисуса во время праздника Рождества. Позже вертеп может изображать разные кукольные представления. Ещё одно значение вертепа – сюжет кукольного спектакля о Рождестве, сценарий театрального действа. Вертеп театра «Странник» находится в удмуртской земле. По рассказам играющих, в каждом месте любой страны во время Рождества загорается своя Вифлеемская звезда. И в Удмуртии во время Рождества тоже можно увидеть Вифлеемскую звезду – Вифлеем кизили, давшую название спектаклю.
Дева Мария – яркая, сильная, блистательная. Она создаёт волшебство из фантазий и сказок. Небесная благость, создаваемая Марией, загорается Вифлеемской звездой. Мария сидит в рождественском вертепе и принимает поклонение и дары, которые ей приносят. Волшебство Марии распространяется по воздуху в разные части мира. Световые лучи обнимают тех, кто встречается на пути, и завлекают их в сеть восхищения Марией. Мимо вертепа проходит кукла. Она не знает о том, что Мария прекрасна и что её чудо Рождества притягательно. Кукла отправилась в путешествие. Она думает о том, чтобы открыть новые земли. Помощь кукле заключается в источнике света, исходящем от её посоха. Во время прохождения пути кукла попадает в луч света, посланный Марией. Луч света обволакивает куклу и перенаправляет её от первоначальной цели к вертепу Марии. Кукла заворожена волшебным действом. Она забыла об истинном предназначении. Небесный мир Марии всё больше очаровывает куклу. Правильный ли выбор она сделала? Точно ли предназначением куклы должны стать рождественская сказка и создание красоты и великолепия? Возможно, есть способ развести в стороны небо и землю. Что же должно произойти, чтобы Мария и кукла не перепутали каждая своё предназначение?
Мария влюбляется в Бога Отца. Это мечтательный философ, создающий небесный вертеп. Ему нужны знания и молитвы, чтобы наполнять ими два этажа вертепа, для религиозной и бытовой частей представления. Бог Отец хранит свою Вифлеемскую звезду в вертепе. Он мечтает о том, чтобы обменяться с кем-то источниками света, как обручальными кольцами. Один из лучей звезды Бога Отца привлекает Марию. Бог Отец зовёт её в свой небесный вертеп. Мария мечтает о том, чтобы идти вслед за Богом Отцом. Теперь её Вифлеемская звезда находит для себя применение и пристанище. Рядом с куклой проходит путешественник. Это Иосиф, ищущий перемен и открывающий новое в пути. Он не опасается трудностей в путешествии. Но Иосиф мечтает о спутнице, которой важно то же самое, что и ему. Поиск для путешественника может оказаться более ценным, чем результат. Иосиф заводит разговор с куклой. Она рассказывает ему о цели своего поиска. Он также рассказывает о том, что ищет он. Иосиф и кукла договариваются отправиться в путешествие вместе. По дороге они оба могут обрести каждый то, о чём они мечтали. Или задуматься о новой, общей цели.
Возможна ли середина между блистательностью Марии и стремлениями куклы? Их сияния соединяются и превращаются в источник света. Источник света воплощается в образе божественного младенца. В нём есть черты и от земного человека, и от верховного божества. Он способен преодолеть дальнее расстояние, чтобы найти истину. Но рядом с божественным младенцем оказываются ягнята. Они смиряют его силу. Желания божественного младенца превращаются в задумчивость. Он наполняется нежностью и мечтает о том, чтобы оставаться в идиллии.
Прекрасный вертеп возвышается среди просторных земель. Башни вертепа сияют огнями. Но можно ли обрести счастье внутри вертепа? Странник стоит у дверей вертепа. Он прошёл долгую дорогу и хотел бы найти пристанище. Жители вертепа смотрят на странника высокомерно. За время путешествий странник узнал много сказок, легенд, песен и житейских историй. Он предлагает рассказать о том, что он знает, за возможность приюта в вертепе. Могут ли вертеп и странник встретиться и совпасть в задушевной беседе? Найти точку соприкосновения им поможет прекрасная звезда. Звезда превращается в светлое лицо. Вокруг лица, сияющего добротой, разливается свет. Свет обогревает как великолепный вертеп, так и усталого странника.
В вертепе театра «Странник» небо и земля, Рождество и смерть, зрелость и младенчество оказываются рядом одновременно и взаимодействуют. В иных спектаклях это разные, взаимоисключающие понятия. Если бы режиссёры ставили спектакли о них, это был бы диалог, похожий на конфликт. Вертеп сравнивает разные явления и приходит к выводу, что они не могут существовать вместе. В спектаклях, не называющих себя вертепом, можно увидеть противоположные явления как дуэт: я и ты, я и он, он и она. Два собеседника пытаются узнать друг друга, понять, могут ли они оказаться в единении. Всё-таки эти собеседники, становящиеся парой, не всегда уверены в том, получится ли у них соединиться. Герои сюжета не из вертепа стоят по обе стороны рубежа. И только в вертепе всё вместе оказывается в одно время. Есть творцы, чувствующие себя комфортно в рукоделии. Театр случается с ними как авантюра, захватывающее приключение. Для иных творцов театр – зона комфорта, а рукоделие – сложное путешествие, где они не знают заранее, что произойдёт. В вертепе театра «Странник» взаимодействуют те, кто играет на сцене, поёт, изготавливает кукол и шьёт одежду. Кукольное представление разыгрывают куклы, выполненные автором традиционной куклы Оксаной Гильмановой по эскизам искусствоведа Ирины Уваровой. Есть авторы, пишущие фантастические рассказы, где персонажи странствуют по вымышленному миру. Часто этот мир оказывается сном. Другие авторы пишут более приближенные к реальности сюжеты. Точнее, их тоже можно назвать сказками. Но сюжет строится так, что герой или героиня ищут творческий почерк в разных местах и зданиях. Там есть симпатии, есть непонимание. Среди этого мы все хотели бы найти ответы на волнующие нас вопросы. В тексте сценария вертепа есть события, характерные для реальной жизни. Позже это мягко переходит в легенду о небесном мире. Поиски героев вертепа могут привести к концу света – света Вифлеемской звезды. Но конец света Вифлеемской звезды в сюжете вертепа может стать началом нового мира, и даже не одного. У сказки про слияние противоположностей оказался счастливый конец. Может быть, создатели спектакля «Вифлеем кизили» достигли мудрости, когда уже не нужно выбирать, когда сердце может вместить в себя всё.
В одних случаях мир вертепного искусства собирается из всего. В других – мир вертепного искусства собирается из ничего и вообще не собирается. Благодаря опыту режиссёра можно узнать и ту, и другую ситуацию. Театр «Странник» – место, где каждый творец может обрести свою цель и реализовать свои замыслы. Дева Мария тоже может иметь в вертепе больше, чем одну ипостась. Первый образ, который увидели зрители – актриса, наряженная в северный удмуртский народный костюм с богатой вышивкой. Второй образ, в который воплотилась Мария – маленькая народная кукла без лица, беззащитная и подвластная актёрам театра «Странник». Можно поблагодарить тех, кто создавал спектакль «Вифлеем кизили» за знакомство с такой разной Марией и за возможность пройти путь святого семейства как в небе, так и на земле.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

МНЕ С ТОБОЙ РАССТАВАТЬСЯ НЕ ХОЧЕТСЯ...Приглашаем!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft