16+
Лайт-версия сайта

Прозрения войны

Просмотр работы:
16 июня ’2010   17:45
Просмотров: 26700

Прозрения войны: мудрец из Коктебеля

Поэт, мыслитель, художник, будто воплощенный в нашей эпохе гениальный философ древности,
Максимилиан Волошин, был участником жестоких военных будней начала XX века,
их жертвой и их творцом, творя добро во времена злобы и насилия.
Теперь можно видеть пророческий дар философа-поэта.
М. Волошин подсказывал нам: "Пророчественность - основное свойство поэзии.
Это не значит, что все написанное поэтами должно осуществиться.
Но каждое истинно-поэтическое творение говорит о том, что жизнь вступит в ту полосу,
где подобные переживания станут неизбежными"<...>

Не зная того, мы прожили советское время в соответствии с пророчествами М. Волошина.
Теперь его прозрения простираются на нашу жизнь в начале XXI-го века.

Здесь мы лишь обозначим некоторые психологические аспекты отражения Войны
в его стихах и прозе.

Поколение войны.

Еще, будучи молодым человеком, М. Волошин обратил внимание
на загадочный психо-социальный феномен.
На то, что перед войной возрастают не только политические противоборствующие силы
и межгосударственные экономические противостояния.
Вызревает молодое "поколение войны".
Что его создает? Разговоры и слухи о предстоящих сражениях?
Материальные вложения властей...

"Ясновидящая сила", - писал М. Волошин, - "вырастила во Франции к 14-му году
поколение юношей, способных пронести на своих плечах великую европейскую войну....

До настоящего времени этот демографический феномен мало изучен.
Нам следует обратить на него внимание сейчас, в начале XXI-го века.
Потому, что массовая трансформация физического и психологического состояния молодежи,
может быть не только позитивной, как перед мировыми войнами, но и негативной...

М. Волошин видел, что состояние нового поколения -
предвестник предстоящих обществу катаклизм.

Психологические этапы врастания общества в войну.

Находясь во Франции, М. Волошин стал свидетелем начала 1-й мировой войны.
В его журнальных публикациях в то время можно видеть описание этапов
изменения общественной психологии под влиянием военных побед и поражений.

Первый, еще предвоенный этап, - это возникновение "поколения войны",
второй - нагнетание в обществе боевой готовности:
от угрюмой обреченности на смерть, до победной истерии.
На третьем этапе, уже с началом боевых действий интеллектуальная часть общества,
как бы найдя повод искупить грехи своей элитарности,
пытается "опроститься", отказываясь от удовольствий жизни" <...>

Предвоенные восторги и деинтеллектуализация элиты, возникшие с началом войны,
провоцировали военные верхи к тому, чтобы без разбора отправлять на фронт
молодых интеллектуалов. Там, предупреждал М. Волошин, - "гибнет то поколение,
которое достигло бы своей литературной зрелости и известности к 30-м годам..
Журналы не выходят не потому, что война убила их материально, но потому,
что все их сотрудники и издатели находятся в траншеях..."

"Если бы они остались живы, мы встретились бы с ними как со зрелыми художниками
только к концу двадцатых годов", - горестно писал М. Волошин в 1914 году,
и дальше: "Теперь смерть осветила пронзительным светом их первые опыты,
отодвинула их в завершенность истории, дала им законченность свершившегося,
и в этом озарении их слова, их поэмы проникнуты такой грустью,
таким чувством гибели, точно они сложены не ими, а об них..." <......>

Возникло общественное недоумение перед утратой интеллектуального будущего нации.
Это четвертый психологический этап врастания общества в войну.
М. Волошин понимал, что интеллектуалы, даже протестуя против военной бойни,
не способны прекратить ее.
Из-за этой неспособности элита сваливалась в гипнотизирующий ее самообман:
война нужна, чтобы победив врагов, учредить мир без войн: "Война против войны" -
стало общим лозунгом Франции. Это дало оправдание на участие в войне
самым убежденным пацифистам.
Приняв войну, Франция в виде национального траура
отказалась от права мыслить, анализировать, критиковать, быть скептической,
остроумной и тонкой"...
Самообман оправдания войны можно считать пятым этапом военной трансформации
общественного мнения.

М. Волошин оказался среди людей видевших подлости войны и пошлость ее сторонников:
"Талантливые писатели, - писал он, - ради траура, отказываются от индивидуальности чувства
и самостоятельной мысли и налагают на себя эпитимью - писать ежедневно банальности.
Газеты вместо правды, ради траура, самоотверженно лгут.
Увы, народный траур, который, длится слишком долго, становится лицемерием".

Национальные различия отношения к войне.

М. Волошину удалось сравнить отношения к войне у разных народов:
"Возвращаясь в Россию после двух лет войны, проведенных во Франции,
я был поражен различием внутреннего восприятия войны на Западе и у нас.
На Западе вопрос идет о жизни и смерти народов, о существовании и конечном
исчезновении государств.
В России, несмотря на весь географический размах, это только один эпизод
в нашей военной истории, который даже при самом неблагоприятном исходе
не грозит нашему государственному существованию.
Для Запада война - Страшный Суд надо всей европейской культурой в ее целом.
Но Запад не осознает этого. В России война - тема для апокалиптических умозрений,
что нас самих еще не судят на этом Суде..."

<..........>

Террор Свободы или раскрепощение от "супер-эго"

Право и возможность убивать людей на войне или во время революционных переворотов
опирается не только на приказы и разрешения командиров,
но еще и на ужас собственной смерти. Этот ужас, сплетенный с экстазом убийства врага,
т. е. с победой над своей смертью, преображает на войне многих людей.
Боевой настрой (с позиций психоанализа) это мощное пробуждение своего "Я" ("Эго")
за счет отбрасывания ограничивающего давления "супер-Эго",
т. е. власти культурных традиций и общественной морали.
На войне это необходимо потому, что там совершенно иные этические,
моральные (и юридические) нормы.
Боевой настрой спасает воина в боях и совершенно не уместен
(юридически опасен) в мирной жизни.
Людям не свойственно и опасно помнить моральные и этические нормы мирного времени,
когда война сеет вокруг них убийства. М. Волошин не только понимал,
как изменяется психика людей войны, но и поэтически изучал психологию войны
(с большой опасностью для себя).

<.......>

В любой крайне опасной ситуации те, кто вырван воеными,
революционными ли изменениями жизни из своей социальной среды,
особенно молодые люди, не укоренившиеся в ней, могут преображаться.
И сладостью Свободы и магией власти над Смертью чужой и своей.
Обнажается нутро людей. Оно может быть у одних неприглядным,
но у других прекрасным, самоотверженным и героическим.
Каскадом своих стихов, статей, эссе М. Волошин в трудные годы гражданской войны
пытался пробуждать лучшее в людях.

Однако трансформация революционной морали требовала не только индивидуальных
"ускользаний" из-под "супер-Эго" мирной жизни, но и изменений массовой морали,
в войсковых частях и подразделениях, особенно в карательных (экзикуционных).
Описание этого в стихотворении М. Волошина "Террор", написанном в Симферополе
во время массовых ночных расстрелов большевиками своих врагов,
захваченных после взятия Крыма:

......
Загоняли на край обрыва.
Освещали ручным фонарем.
Полминуты рокотали пулеметы.
Доканчивали штыком.
<...........>

Два вида стресса.

Задолго до фундаментальных исследований стресса в нашей стране и за ее рубежами
Максимилиан Волошин, поэтически проникая в души людей, в эмоции горя,
трагедий и побед, открыл два основных вида поведения при стрессе:

"Лишь два пути раскрыты для существ,
Застигнутых в капканы равновесья:
Путь мятежа и путь приспособленья".

М. Волошин указывает на то, что стрессовая активность всегда "мятеж", восстание,
возможно, с борьбой, возможно, с исходом с насиженных мест.
А пассивность при стрессе, это не просто пережидание неприятностей,
но и наращивание "приспособления" к новым экстремально изменившимся
требованиям внешней Среды.

М. Волошин не останавливается на этом и дает гуманистическую оценку стрессовых,
как сейчас сказали бы, адаптивных реакций.

"Мятеж-безумие;
Законы природы - неизменны.

Но в борьбе за правду невозможного
Безумец -
Переосуществляет самого себя,
А приспособившись замирает
На пройденной ступени"

Но М. Волошин решительно одобряет активного при стрессе,
казалось бы, "безумца"

"Он утверждает Бога мятежом,
Творит неверьем, строит отрицаньем,
Он зодчий, и его веяло смерть,
А глина - вихри собственного духа"

На Юге России и в Крыму, только что кончается кровавая российская междуусобица
гражданской войны. Еще не заросли тысячи могил и белых, и красных, и ни тех, ни других.
Но М. Волошин понимает, что Смерть это не только личная трагедия.
Она, как это ни жестоко, еще и орудие "зодчего", творящего историю,
в конечном итоге, по мнению М. Волошина, прогресс человечества.
Сейчас многие, бродящие в миротворческом тумане, с недоумением не соглашаются с поэтом.
Но "законы природы - неизменны" и в начале XX-го века и в XXI-м.
Наше настоящее и будущее созидается нами из "вихрей собственного духа",
из наших упорных надежд, из нередко жестоких стремлений.

Пути "реанимации"

М. Волошин не останавливался на анализе и описании проявлений стресса.
Он талантливо поэтически изучал этапы "запускаемых" психологическим стрессом
социальных преобразований

За кровавым междоусобьем, за взрывом энергии, накопленной униженными и притесненными,
разгорается "факел" энергии масс, раздуваемый "ветром" обретенной Свободы.
<.......>
Далее М. Волошин в главе "Огонь" в поэтическом сборнике "Путями Каина"
(написанном им, но не изданном в 1923 году) прозорливо указывал разные пути
восстановления страны после разрухи революций и гражданских войн:

"Есть два огня: ручной огонь жилища,
Огонь камина, кухни и плиты,
Огонь лампад и жертвоприношений,
Кузнечных горнов, топок и печей,
Огонь сердец - невидимый и темный,
Зажженный в недрах из подземных лав...

И есть огонь поджогов и пожаров,
Степных костров, кочевий маяков,
Огонь, лизавший ведьм и колдунов.
Огонь вождей, алхимиков пророков,
Неистовое пламя мятежей,
Неукротимый факел Прометея,
Зажженный им от громовой стрелы"

Можно полагать, М. Волошин указывает на эволюционный и революционные пути
социального развития общества после гражданских войн.
Он за эволюционный, однако предупреждает:

"Но люди неразумны. Поэтому
Законы жизни вписаны не в книгах,
А выкованы в дулах и клинках,
В орудьях истребленья и машинах"

<........>

Надо вовремя в себе Каина остановить. Легко ли это?
Пока сейчас у нас в России, как будто, это удается.
Но как нам относится к Каинам прошлых революций, нынешних перестроек
и всенародных ограблений?

<.......>

М. Волошин всегда имел талант и силу видеть за страшной
либо гнусной обыденностью необходимость и мощь
гуманистического отношения к людям.

"Я делал все, чтоб братьям помешать
Себя губить, друг друга истреблять,
И сам читал в одном столбце с другими -
В кровавых списках собственное имя.
Но в эти дни доносов и тревог
Счастливый жребий дом мой не оставил"

Максимилиан Волошин выдающийся поэт, философ, исследователь и знаток человеческих жизней.
Люди разных профессий, изучая с большой пользой его наследие,
будут всегда удивляться его провидческому дару
и опираться на ласковый оптимизм его советов:

"Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля - извечно те же.
Поэтому живи текущим днем.
Благослови свой синий окоем.
Будь прост, как ветер, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас"...

Автор: Китаев-Смык Л. А.(фрагменты)
автор фото gril-avp.livejournal.com
http://foto.mail.ru/mail/gril/soz2010








Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

🍁Оладушки🍁 - просто о сложном

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Не заметил ты ненастья,
В неземные рухнул сны.
Разорвут тебя на части,
Разнесут во все концы…
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/romeo_i_julietta/2583246.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft