16+
Лайт-версия сайта

Прозрения войны

Просмотр работы:
16 июня ’2010   17:45
Просмотров: 26698

Прозрения войны: мудрец из Коктебеля

Поэт, мыслитель, художник, будто воплощенный в нашей эпохе гениальный философ древности,
Максимилиан Волошин, был участником жестоких военных будней начала XX века,
их жертвой и их творцом, творя добро во времена злобы и насилия.
Теперь можно видеть пророческий дар философа-поэта.
М. Волошин подсказывал нам: "Пророчественность - основное свойство поэзии.
Это не значит, что все написанное поэтами должно осуществиться.
Но каждое истинно-поэтическое творение говорит о том, что жизнь вступит в ту полосу,
где подобные переживания станут неизбежными"<...>

Не зная того, мы прожили советское время в соответствии с пророчествами М. Волошина.
Теперь его прозрения простираются на нашу жизнь в начале XXI-го века.

Здесь мы лишь обозначим некоторые психологические аспекты отражения Войны
в его стихах и прозе.

Поколение войны.

Еще, будучи молодым человеком, М. Волошин обратил внимание
на загадочный психо-социальный феномен.
На то, что перед войной возрастают не только политические противоборствующие силы
и межгосударственные экономические противостояния.
Вызревает молодое "поколение войны".
Что его создает? Разговоры и слухи о предстоящих сражениях?
Материальные вложения властей...

"Ясновидящая сила", - писал М. Волошин, - "вырастила во Франции к 14-му году
поколение юношей, способных пронести на своих плечах великую европейскую войну....

До настоящего времени этот демографический феномен мало изучен.
Нам следует обратить на него внимание сейчас, в начале XXI-го века.
Потому, что массовая трансформация физического и психологического состояния молодежи,
может быть не только позитивной, как перед мировыми войнами, но и негативной...

М. Волошин видел, что состояние нового поколения -
предвестник предстоящих обществу катаклизм.

Психологические этапы врастания общества в войну.

Находясь во Франции, М. Волошин стал свидетелем начала 1-й мировой войны.
В его журнальных публикациях в то время можно видеть описание этапов
изменения общественной психологии под влиянием военных побед и поражений.

Первый, еще предвоенный этап, - это возникновение "поколения войны",
второй - нагнетание в обществе боевой готовности:
от угрюмой обреченности на смерть, до победной истерии.
На третьем этапе, уже с началом боевых действий интеллектуальная часть общества,
как бы найдя повод искупить грехи своей элитарности,
пытается "опроститься", отказываясь от удовольствий жизни" <...>

Предвоенные восторги и деинтеллектуализация элиты, возникшие с началом войны,
провоцировали военные верхи к тому, чтобы без разбора отправлять на фронт
молодых интеллектуалов. Там, предупреждал М. Волошин, - "гибнет то поколение,
которое достигло бы своей литературной зрелости и известности к 30-м годам..
Журналы не выходят не потому, что война убила их материально, но потому,
что все их сотрудники и издатели находятся в траншеях..."

"Если бы они остались живы, мы встретились бы с ними как со зрелыми художниками
только к концу двадцатых годов", - горестно писал М. Волошин в 1914 году,
и дальше: "Теперь смерть осветила пронзительным светом их первые опыты,
отодвинула их в завершенность истории, дала им законченность свершившегося,
и в этом озарении их слова, их поэмы проникнуты такой грустью,
таким чувством гибели, точно они сложены не ими, а об них..." <......>

Возникло общественное недоумение перед утратой интеллектуального будущего нации.
Это четвертый психологический этап врастания общества в войну.
М. Волошин понимал, что интеллектуалы, даже протестуя против военной бойни,
не способны прекратить ее.
Из-за этой неспособности элита сваливалась в гипнотизирующий ее самообман:
война нужна, чтобы победив врагов, учредить мир без войн: "Война против войны" -
стало общим лозунгом Франции. Это дало оправдание на участие в войне
самым убежденным пацифистам.
Приняв войну, Франция в виде национального траура
отказалась от права мыслить, анализировать, критиковать, быть скептической,
остроумной и тонкой"...
Самообман оправдания войны можно считать пятым этапом военной трансформации
общественного мнения.

М. Волошин оказался среди людей видевших подлости войны и пошлость ее сторонников:
"Талантливые писатели, - писал он, - ради траура, отказываются от индивидуальности чувства
и самостоятельной мысли и налагают на себя эпитимью - писать ежедневно банальности.
Газеты вместо правды, ради траура, самоотверженно лгут.
Увы, народный траур, который, длится слишком долго, становится лицемерием".

Национальные различия отношения к войне.

М. Волошину удалось сравнить отношения к войне у разных народов:
"Возвращаясь в Россию после двух лет войны, проведенных во Франции,
я был поражен различием внутреннего восприятия войны на Западе и у нас.
На Западе вопрос идет о жизни и смерти народов, о существовании и конечном
исчезновении государств.
В России, несмотря на весь географический размах, это только один эпизод
в нашей военной истории, который даже при самом неблагоприятном исходе
не грозит нашему государственному существованию.
Для Запада война - Страшный Суд надо всей европейской культурой в ее целом.
Но Запад не осознает этого. В России война - тема для апокалиптических умозрений,
что нас самих еще не судят на этом Суде..."

<..........>

Террор Свободы или раскрепощение от "супер-эго"

Право и возможность убивать людей на войне или во время революционных переворотов
опирается не только на приказы и разрешения командиров,
но еще и на ужас собственной смерти. Этот ужас, сплетенный с экстазом убийства врага,
т. е. с победой над своей смертью, преображает на войне многих людей.
Боевой настрой (с позиций психоанализа) это мощное пробуждение своего "Я" ("Эго")
за счет отбрасывания ограничивающего давления "супер-Эго",
т. е. власти культурных традиций и общественной морали.
На войне это необходимо потому, что там совершенно иные этические,
моральные (и юридические) нормы.
Боевой настрой спасает воина в боях и совершенно не уместен
(юридически опасен) в мирной жизни.
Людям не свойственно и опасно помнить моральные и этические нормы мирного времени,
когда война сеет вокруг них убийства. М. Волошин не только понимал,
как изменяется психика людей войны, но и поэтически изучал психологию войны
(с большой опасностью для себя).

<.......>

В любой крайне опасной ситуации те, кто вырван воеными,
революционными ли изменениями жизни из своей социальной среды,
особенно молодые люди, не укоренившиеся в ней, могут преображаться.
И сладостью Свободы и магией власти над Смертью чужой и своей.
Обнажается нутро людей. Оно может быть у одних неприглядным,
но у других прекрасным, самоотверженным и героическим.
Каскадом своих стихов, статей, эссе М. Волошин в трудные годы гражданской войны
пытался пробуждать лучшее в людях.

Однако трансформация революционной морали требовала не только индивидуальных
"ускользаний" из-под "супер-Эго" мирной жизни, но и изменений массовой морали,
в войсковых частях и подразделениях, особенно в карательных (экзикуционных).
Описание этого в стихотворении М. Волошина "Террор", написанном в Симферополе
во время массовых ночных расстрелов большевиками своих врагов,
захваченных после взятия Крыма:

......
Загоняли на край обрыва.
Освещали ручным фонарем.
Полминуты рокотали пулеметы.
Доканчивали штыком.
<...........>

Два вида стресса.

Задолго до фундаментальных исследований стресса в нашей стране и за ее рубежами
Максимилиан Волошин, поэтически проникая в души людей, в эмоции горя,
трагедий и побед, открыл два основных вида поведения при стрессе:

"Лишь два пути раскрыты для существ,
Застигнутых в капканы равновесья:
Путь мятежа и путь приспособленья".

М. Волошин указывает на то, что стрессовая активность всегда "мятеж", восстание,
возможно, с борьбой, возможно, с исходом с насиженных мест.
А пассивность при стрессе, это не просто пережидание неприятностей,
но и наращивание "приспособления" к новым экстремально изменившимся
требованиям внешней Среды.

М. Волошин не останавливается на этом и дает гуманистическую оценку стрессовых,
как сейчас сказали бы, адаптивных реакций.

"Мятеж-безумие;
Законы природы - неизменны.

Но в борьбе за правду невозможного
Безумец -
Переосуществляет самого себя,
А приспособившись замирает
На пройденной ступени"

Но М. Волошин решительно одобряет активного при стрессе,
казалось бы, "безумца"

"Он утверждает Бога мятежом,
Творит неверьем, строит отрицаньем,
Он зодчий, и его веяло смерть,
А глина - вихри собственного духа"

На Юге России и в Крыму, только что кончается кровавая российская междуусобица
гражданской войны. Еще не заросли тысячи могил и белых, и красных, и ни тех, ни других.
Но М. Волошин понимает, что Смерть это не только личная трагедия.
Она, как это ни жестоко, еще и орудие "зодчего", творящего историю,
в конечном итоге, по мнению М. Волошина, прогресс человечества.
Сейчас многие, бродящие в миротворческом тумане, с недоумением не соглашаются с поэтом.
Но "законы природы - неизменны" и в начале XX-го века и в XXI-м.
Наше настоящее и будущее созидается нами из "вихрей собственного духа",
из наших упорных надежд, из нередко жестоких стремлений.

Пути "реанимации"

М. Волошин не останавливался на анализе и описании проявлений стресса.
Он талантливо поэтически изучал этапы "запускаемых" психологическим стрессом
социальных преобразований

За кровавым междоусобьем, за взрывом энергии, накопленной униженными и притесненными,
разгорается "факел" энергии масс, раздуваемый "ветром" обретенной Свободы.
<.......>
Далее М. Волошин в главе "Огонь" в поэтическом сборнике "Путями Каина"
(написанном им, но не изданном в 1923 году) прозорливо указывал разные пути
восстановления страны после разрухи революций и гражданских войн:

"Есть два огня: ручной огонь жилища,
Огонь камина, кухни и плиты,
Огонь лампад и жертвоприношений,
Кузнечных горнов, топок и печей,
Огонь сердец - невидимый и темный,
Зажженный в недрах из подземных лав...

И есть огонь поджогов и пожаров,
Степных костров, кочевий маяков,
Огонь, лизавший ведьм и колдунов.
Огонь вождей, алхимиков пророков,
Неистовое пламя мятежей,
Неукротимый факел Прометея,
Зажженный им от громовой стрелы"

Можно полагать, М. Волошин указывает на эволюционный и революционные пути
социального развития общества после гражданских войн.
Он за эволюционный, однако предупреждает:

"Но люди неразумны. Поэтому
Законы жизни вписаны не в книгах,
А выкованы в дулах и клинках,
В орудьях истребленья и машинах"

<........>

Надо вовремя в себе Каина остановить. Легко ли это?
Пока сейчас у нас в России, как будто, это удается.
Но как нам относится к Каинам прошлых революций, нынешних перестроек
и всенародных ограблений?

<.......>

М. Волошин всегда имел талант и силу видеть за страшной
либо гнусной обыденностью необходимость и мощь
гуманистического отношения к людям.

"Я делал все, чтоб братьям помешать
Себя губить, друг друга истреблять,
И сам читал в одном столбце с другими -
В кровавых списках собственное имя.
Но в эти дни доносов и тревог
Счастливый жребий дом мой не оставил"

Максимилиан Волошин выдающийся поэт, философ, исследователь и знаток человеческих жизней.
Люди разных профессий, изучая с большой пользой его наследие,
будут всегда удивляться его провидческому дару
и опираться на ласковый оптимизм его советов:

"Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля - извечно те же.
Поэтому живи текущим днем.
Благослови свой синий окоем.
Будь прост, как ветер, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас"...

Автор: Китаев-Смык Л. А.(фрагменты)
автор фото gril-avp.livejournal.com
http://foto.mail.ru/mail/gril/soz2010








Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

18
Копия И. И. Левитана "На Волге. Свежий ветер."

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 

Рупор будет свободен через:
11 мин. 27 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft