-- : --
Зарегистрировано — 123 563Зрителей: 66 628
Авторов: 56 935
On-line — 23 161Зрителей: 4579
Авторов: 18582
Загружено работ — 2 126 018
«Неизвестный Гений»
О музыке
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
12 июня ’2014 20:12
Просмотров: 19518
Добавлено в закладки: 1
Развитие мыслей Л.Н. Толстого из "Крейцеровой сонаты":
"Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.
Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, - Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, - это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает...
...Несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно".
Музыка - это насилие над человеческой личностью. Например, у тебя настроение одно, но, предположим, ты случайно услышал 5-ю симфонию Чайковского, и настроение изменилось кардинально. Музыка - это насилие над душой человека.
* * *
Мысли Толстого, высказанные им в "Крейцеровой сонате", могут вызвать и обратную реакцию. Недавно я побывал на концерте, посвященном героям Первой Мировой войны. На нем были исполнены отрывок "Монтекки и Капулетти" из 2-й сюиты Прокофьева из музыки балета "Ромео и Джульетта", 2-й концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, 2-я часть 5-й симфонии и Торжественная увертюра "1812 год" Чайковского, 2-я часть сонаты для альта с оркестром Брамса в переложении Берио. И эта музыка вызвала во мне совершенно другую реакцию. Я почувствовал, что мне хотелось забыть себя, мое истинное положение хотя бы на время концерта под воздействием столь прекрасной музыки. Мне хотелось перенестись в другое, не свое положение, когда ты забываешь о тяготах жизни, и душа стремится вырваться из оков бренного тела и унестись к прекрасному. Под влиянием этой музыки мне хотелось ощущать, чувствовать то, что в обычном состоянии я не чувствую, хотелось понимать то, что в обычном состоянии я не понимаю и не могу понять, хотелось чувствовать, что я могу все или почти что все хотя бы на время концерта. Хотелось чувствовать, что я добрее, умнее, чем есть на самом деле. Пусть это чувство после концерта пропадет, рассеется как дым, но, может, что-то все же останется? Если то душевное состояние, в котором находился человек, пишущий музыку, прекрасно, то почему я должен бояться, что и я буду находиться в этом душевном состоянии? Толстой боится, что не будет знать, зачем он переносится в это душевное состояние. Но всегда ли нам надо знать, зачем и почему с нами происходит то или иное. Может, иногда нам даже полезнее этого не знать? Чувство, вызываемое столь прекрасной музыкой, не может не быть спасительным.
Музыка - это насилие над душой человека? В каком-то смысле - да. Но когда душа огрубела, зачерствела, иногда нужно применить к ней насилие, чтобы направить ее на путь к доброму и прекрасному.
* * *
Казалось, какие-то неведомые струны души были настроены в резонанс со звуками музыки, и каждое новое звучание отдавалось чрезвычайно сильно...
* * *
Музыка производит наибольшее эмоциональное впечатление, когда ты ее впервые для себя открываешь.
* * *
Прекрасно, когда музыкальное произведение предстает пред тобой как драгоценный камень - во всем своем сиянии. Правда, держа его все время перед глазами, ты к нему привыкаешь. Его вид перестает тебя волновать. Если же ты будешь любоваться им изредка, он не потеряет своего великолепия никогда. Но гораздо выше стоит та музыка, которая с каждым прослушиванием открывает пред тобой все новые грани, представляется все более совершенной. Человек не любит стоять на месте, и покорить его сердце может только постоянное движение вперед, к красоте.
* * *
Из утверждения "человек любит музыку" вовсе не значит, что он хороший. Но мысли, возникшие от хорошей музыки, хорошие обязательно.
* * *
Восприятие музыки сильно зависит от твоего окружения, от того, кто сидит рядом с тобой. Если музыка твоему соседу нравится, то и ты ее воспринимаешь более остро, ближе к сердцу, она на тебя в этом случае оказывает большее влияние. Твое окружение действует как параболическая антенна, фокусируя и направляя на тебя магические лучи.
"Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение: мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, чего я, собственно, не чувствую, что я понимаю то, чего не понимаю, что могу то, чего не могу. Я объясняю это тем, что музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося.
Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое, но зачем я это делаю, я не знаю. Ведь тот, кто писал хоть бы Крейцерову сонату, - Бетховен, ведь он знал, почему он находился в таком состоянии, - это состояние привело его к известным поступкам, и потому для него это состояние имело смысл, для меня же никакого. И потому музыка только раздражает...
...Несоответственное ни месту, ни времени вызывание энергии, чувства, ничем не проявляющегося, не может не действовать губительно".
Музыка - это насилие над человеческой личностью. Например, у тебя настроение одно, но, предположим, ты случайно услышал 5-ю симфонию Чайковского, и настроение изменилось кардинально. Музыка - это насилие над душой человека.
* * *
Мысли Толстого, высказанные им в "Крейцеровой сонате", могут вызвать и обратную реакцию. Недавно я побывал на концерте, посвященном героям Первой Мировой войны. На нем были исполнены отрывок "Монтекки и Капулетти" из 2-й сюиты Прокофьева из музыки балета "Ромео и Джульетта", 2-й концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, 2-я часть 5-й симфонии и Торжественная увертюра "1812 год" Чайковского, 2-я часть сонаты для альта с оркестром Брамса в переложении Берио. И эта музыка вызвала во мне совершенно другую реакцию. Я почувствовал, что мне хотелось забыть себя, мое истинное положение хотя бы на время концерта под воздействием столь прекрасной музыки. Мне хотелось перенестись в другое, не свое положение, когда ты забываешь о тяготах жизни, и душа стремится вырваться из оков бренного тела и унестись к прекрасному. Под влиянием этой музыки мне хотелось ощущать, чувствовать то, что в обычном состоянии я не чувствую, хотелось понимать то, что в обычном состоянии я не понимаю и не могу понять, хотелось чувствовать, что я могу все или почти что все хотя бы на время концерта. Хотелось чувствовать, что я добрее, умнее, чем есть на самом деле. Пусть это чувство после концерта пропадет, рассеется как дым, но, может, что-то все же останется? Если то душевное состояние, в котором находился человек, пишущий музыку, прекрасно, то почему я должен бояться, что и я буду находиться в этом душевном состоянии? Толстой боится, что не будет знать, зачем он переносится в это душевное состояние. Но всегда ли нам надо знать, зачем и почему с нами происходит то или иное. Может, иногда нам даже полезнее этого не знать? Чувство, вызываемое столь прекрасной музыкой, не может не быть спасительным.
Музыка - это насилие над душой человека? В каком-то смысле - да. Но когда душа огрубела, зачерствела, иногда нужно применить к ней насилие, чтобы направить ее на путь к доброму и прекрасному.
* * *
Казалось, какие-то неведомые струны души были настроены в резонанс со звуками музыки, и каждое новое звучание отдавалось чрезвычайно сильно...
* * *
Музыка производит наибольшее эмоциональное впечатление, когда ты ее впервые для себя открываешь.
* * *
Прекрасно, когда музыкальное произведение предстает пред тобой как драгоценный камень - во всем своем сиянии. Правда, держа его все время перед глазами, ты к нему привыкаешь. Его вид перестает тебя волновать. Если же ты будешь любоваться им изредка, он не потеряет своего великолепия никогда. Но гораздо выше стоит та музыка, которая с каждым прослушиванием открывает пред тобой все новые грани, представляется все более совершенной. Человек не любит стоять на месте, и покорить его сердце может только постоянное движение вперед, к красоте.
* * *
Из утверждения "человек любит музыку" вовсе не значит, что он хороший. Но мысли, возникшие от хорошей музыки, хорошие обязательно.
* * *
Восприятие музыки сильно зависит от твоего окружения, от того, кто сидит рядом с тобой. Если музыка твоему соседу нравится, то и ты ее воспринимаешь более остро, ближе к сердцу, она на тебя в этом случае оказывает большее влияние. Твое окружение действует как параболическая антенна, фокусируя и направляя на тебя магические лучи.
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 12 июня ’2014 21:25
Сергей, замечательное эссе. Хочу поделиться своими мыслями, которые во многом согласуются с Вашими. Но сначала надо отметить, что мы говорим с Вами не просто о музыке, а именно о классической музыке. Это важно отметить, чтобы не было кривотолков, так как не всякая музыка поднимает ввысь и оплодотворяет душу. Что касается мнения Толстого о музыке, переданного через героя "Крейцеровой сонаты", то здесь обязательно надо учесть, что Толстой патологически ненавидел все, что могло его закабалить. Он помнил даже, как ему было ужасно, когда его в младенчестве заворачивали в пеленки. И именно музыка лишала его свободы. Абсолютно. Он будто терял сознание. Отсюда и его протест. С другой стороны, он не мог представить свою жизнь без музыки. И это тоже факт. Даже аскеты буддисты сетовали на то, что могут отказаться от всего, кроме музыки. Вы абсолютно правы в том, что необходимо заставлять слушать классическую музыку. С детства.
|
mamira
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор