-- : --
Зарегистрировано — 123 175Зрителей: 66 280
Авторов: 56 895
On-line — 9 296Зрителей: 1802
Авторов: 7494
Загружено работ — 2 120 039
«Неизвестный Гений»
Ассирийцы Грузии
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
19 августа ’2010 11:19
Просмотров: 29474
Ассирийцы являются самым активным национальным меньшинством в Грузии. Не имея ни территориальных, ни культурных претензий к Грузии и к грузинскому обществу, ассирийцы в грузинском социуме являются показательным примером т. н. грузинской толерантности к этническим меньшинствам страны.
Ассирийцы (самоназвание атурая, сурая, халдеи) - древнейший народ Передней Азии. Они имеют традиционные связи с Кавказом еще с античного периода. Сегодняшние ассирийцы возводят себя к древним ассирийцам месопотамской державы (середина II тысячелетия - 605 г. до н. э.), население которой после её падения находилось под властью различных государств. Современный ассирийский язык (другие его названия - сирийский, новосирийский, новоарамейский) относится лингвистами к северо-восточной ветви семитских языков. В его основе - два семитских языка: ассиро-вавилонский и древнеарамейский. Письменность - на основе сирийского письма. Ассиро-вавилонский язык - один из древнейших письменных языков: самые старые из клинописных глиняных табличек на нем датируются XXVIII веком до н. э. Всего же их найдено археологами более полумиллиона. Это тексты исторические, медицинские, астрологические, математические, религиозные, мифы, легенды и так далее. Больше всего их обнаружено в храмах и дворцах правителей; крупнейшая из найденных библиотек принадлежала царю Ассирии Ашшурбанипалу (VII век до н. э.), в ней было более 30 тыс. таких табличек.
В первой половине XIX века окончательно сформировался нынешний литературный ассирийский язык (на базе диалектов ассирийцев, проживавших в Северной Месопотамии, в восточных районах Турции и в Иране). Некоторые специалисты считают, что современный ассирийский язык восходит непосредственно к древнеассирийскому. Это богатый по лексическому составу, с развитой грамматической структурой, очень своеобразный язык, в котором сохранилось много форм, слов и словосочетаний из языка древних ассирийцев.
До наших дней сохранились свидетельства богатых взаимоотношений ассирийцев с различными картвельскими народностями древних веков. Фактически, ассирийцы - первые инородные поселенцы в Грузии. Первые ассирийцы в массовом порядке начали переселяться в Грузию с 18 века, когда картли-кахетинский царь Ираклий II и ассирийский патриарх Восточной Ассирийской церкви Мар Авраам вели тайную переписку с целью совместного противостояния турецким завоевателям. Из-за неудачных попыток остановить турецкие нашествия некоторое количество ассирийцев из южных частей исторической Армении переселились в Грузию. Отметим также, что еще в VI веке из Месопотамии на Кавказ направились 13 ассирийских монахов-проповедников, вошедших в грузинскую историографию как "ассирийские отцы".
Ассирийцы осели в основном в крупных городах средневековой Грузии, в частности во Мцхете (в дальнейшем Тбилиси), в Кутаиси и в Гори. Известно, что Туркменчайский мир, заключенный в 1828 году между Россией и Персией, предоставил возможность ассирийцам (иранским подданным) переехать в Тифлис, где они могли найти работу. В частности, именно в этот период в Тифлисе на ряду c армянскими, русскими и грузинскими кварталами появился и ассирийский, где по состоянию на конец 19 века проживало более 5000 ассирийцев.Кроме того, известны также сельские ассирийские поселения в Грузии, в частности в Тертрицкарском районе расположено селение под названием Асурети (Ассирия). Селение, имея древнюю историю, не сохранило свой первоначальный этнический облик.
Ассирийцы в большинстве своем христиане несторианского направления (Ассирийская Церковь Востока), однако в сирийских общинах ассирийцев распространена монофиситское направление в христианстве (Сирийская яковитская церковь). Кроме того, еще с 15 века в ассирийских районах Ближнего Востока начала распространяться католическая направленность в христианстве, и в 16 веке ассиро-халдейская католическая церковь вступила в унию с римско-католической церковью и приняла покровительство Папы Римского. Основная часть ассирийцев Грузии именно ассиро-халдейского вероисповедания. Отметим также, что Патриархия халдейской католической церкви на сегодняшний день располагается в Багдаде.Ассирийцы Грузии на протяжении всего советского периода являлись одной из активных национальных общин в республике. Фактически это была одна-единственная община, которая не подвергалась политике насильственной ассимиляции и выдавливанию. В конце 1920-х - в начале 1930-х гг. только в Тбилиси действовали две ассирийские школы, издавалась газета "Кохва д Мадынха" ("Звезда Востока"), работали драматические коллективы и различные культурные центры , что было невиданной роскошью для коренных этнических меньшинств страны.
После репрессий 1937-1939 гг., когда многие ассирийцы были сосланы , в 1960-е - 1970-е гг. в Грузии начала развиваться национальная культура, самобытность и самосознание ассирийской общины. Так, уже в 1957 г. в Тбилиси создается ассирийский ансамбль песни и пляски под названием "Нинвея", с 1960-х в столице Грузинской ССР печатаются 3 газеты на ассирийском языке, на сцене тбилисского Дома железнодорожников ставят спектакли. Поэты и прозаики создают Общество ассирийской словесности, творят на ассирийском языке, переводят с грузинского.
С началом распада СССР, в момент, когда активно шли процессы восстановления независимости в трех закавказских республиках, ассирийская диаспора Грузии активно поддерживала националистические силы в стране в борьбе за независимость.
В конце 1990 года в Тбилиси открылся Центр ассирийский культуры. Через некоторое время центр трансформировался в Ассирийский конгресс, объединяя все ассирийские центры и организации на Южном Кавказе.Воюя с сепаратистами на стороне Грузии во имя "защиты границ государства", ассирийцы продемонстрировали новый этап в развитии ассирийского самосознания и самобытности.
Несмотря на лояльность к Тбилиси, в 1990-х гг. миграция коснулась и ассирийцев. По официальным данным, теперь численность ассирийцев страны составляет около 6200 человек , которые в основном проживают в Тбилиси.
После окончания войны ассирийцы начали развивать свою культуру в независимом грузинском государстве и даже занимать ответственные должности и посты в руководящих и правоохранительных органах страны. В Институте востоковедения Грузии открыт отдел по изучению ассирийской истории и культуры, а в 2006 г. при содействии Тбилисского государственного университета им. Джавахишвили была основана научная кавказская ассоциация по изучению ассирологии, куда вошли ассирийские ученые со всего Кавказского региона. Активизировалась религиозная жизнь в ассирийском обществе.
В 1995 г. при содействии посла Ватикана в Грузии в Грузии была основана Ассиро-халдейская миссия. Параллельно с основанием миссии был избран и по сей день функционирует Церковный совет, члены которого наделены определенными полномочиями при решении важных вопросов, касающихся ассирийской общины.
В настоящее время действует 3 ассирийских церкви. Литургия в церквях проводится на арамейском языке В 2000 г. была основана церковная школа имени св. мученика Мар Шиммона Бар Саббаэ, первого Патриарха Халдейской церкви (IV в.).Занятия школы проходят в здании при Кафедральном соборе Вознесения Пресвятой Девы Марии в Тбилиси два раза в неделю.
Несмотря на то, что Ассиро-халдейская церковь, как и другие религиозные учреждения этнических меньшинств, не имеет никакого юридического статуса, она является самой активной на территории страны и фактически стала символом сохранения не только ассирийской религии и традиций, но и языка и культуры. Имея активную финансовую и духовную поддержку из Европы, халдейская миссия Грузии организовывает различные мероприятия для оживления ассирийской общины.
Ассирийцы (самоназвание атурая, сурая, халдеи) - древнейший народ Передней Азии. Они имеют традиционные связи с Кавказом еще с античного периода. Сегодняшние ассирийцы возводят себя к древним ассирийцам месопотамской державы (середина II тысячелетия - 605 г. до н. э.), население которой после её падения находилось под властью различных государств. Современный ассирийский язык (другие его названия - сирийский, новосирийский, новоарамейский) относится лингвистами к северо-восточной ветви семитских языков. В его основе - два семитских языка: ассиро-вавилонский и древнеарамейский. Письменность - на основе сирийского письма. Ассиро-вавилонский язык - один из древнейших письменных языков: самые старые из клинописных глиняных табличек на нем датируются XXVIII веком до н. э. Всего же их найдено археологами более полумиллиона. Это тексты исторические, медицинские, астрологические, математические, религиозные, мифы, легенды и так далее. Больше всего их обнаружено в храмах и дворцах правителей; крупнейшая из найденных библиотек принадлежала царю Ассирии Ашшурбанипалу (VII век до н. э.), в ней было более 30 тыс. таких табличек.
В первой половине XIX века окончательно сформировался нынешний литературный ассирийский язык (на базе диалектов ассирийцев, проживавших в Северной Месопотамии, в восточных районах Турции и в Иране). Некоторые специалисты считают, что современный ассирийский язык восходит непосредственно к древнеассирийскому. Это богатый по лексическому составу, с развитой грамматической структурой, очень своеобразный язык, в котором сохранилось много форм, слов и словосочетаний из языка древних ассирийцев.
До наших дней сохранились свидетельства богатых взаимоотношений ассирийцев с различными картвельскими народностями древних веков. Фактически, ассирийцы - первые инородные поселенцы в Грузии. Первые ассирийцы в массовом порядке начали переселяться в Грузию с 18 века, когда картли-кахетинский царь Ираклий II и ассирийский патриарх Восточной Ассирийской церкви Мар Авраам вели тайную переписку с целью совместного противостояния турецким завоевателям. Из-за неудачных попыток остановить турецкие нашествия некоторое количество ассирийцев из южных частей исторической Армении переселились в Грузию. Отметим также, что еще в VI веке из Месопотамии на Кавказ направились 13 ассирийских монахов-проповедников, вошедших в грузинскую историографию как "ассирийские отцы".
Ассирийцы осели в основном в крупных городах средневековой Грузии, в частности во Мцхете (в дальнейшем Тбилиси), в Кутаиси и в Гори. Известно, что Туркменчайский мир, заключенный в 1828 году между Россией и Персией, предоставил возможность ассирийцам (иранским подданным) переехать в Тифлис, где они могли найти работу. В частности, именно в этот период в Тифлисе на ряду c армянскими, русскими и грузинскими кварталами появился и ассирийский, где по состоянию на конец 19 века проживало более 5000 ассирийцев.Кроме того, известны также сельские ассирийские поселения в Грузии, в частности в Тертрицкарском районе расположено селение под названием Асурети (Ассирия). Селение, имея древнюю историю, не сохранило свой первоначальный этнический облик.
Ассирийцы в большинстве своем христиане несторианского направления (Ассирийская Церковь Востока), однако в сирийских общинах ассирийцев распространена монофиситское направление в христианстве (Сирийская яковитская церковь). Кроме того, еще с 15 века в ассирийских районах Ближнего Востока начала распространяться католическая направленность в христианстве, и в 16 веке ассиро-халдейская католическая церковь вступила в унию с римско-католической церковью и приняла покровительство Папы Римского. Основная часть ассирийцев Грузии именно ассиро-халдейского вероисповедания. Отметим также, что Патриархия халдейской католической церкви на сегодняшний день располагается в Багдаде.Ассирийцы Грузии на протяжении всего советского периода являлись одной из активных национальных общин в республике. Фактически это была одна-единственная община, которая не подвергалась политике насильственной ассимиляции и выдавливанию. В конце 1920-х - в начале 1930-х гг. только в Тбилиси действовали две ассирийские школы, издавалась газета "Кохва д Мадынха" ("Звезда Востока"), работали драматические коллективы и различные культурные центры , что было невиданной роскошью для коренных этнических меньшинств страны.
После репрессий 1937-1939 гг., когда многие ассирийцы были сосланы , в 1960-е - 1970-е гг. в Грузии начала развиваться национальная культура, самобытность и самосознание ассирийской общины. Так, уже в 1957 г. в Тбилиси создается ассирийский ансамбль песни и пляски под названием "Нинвея", с 1960-х в столице Грузинской ССР печатаются 3 газеты на ассирийском языке, на сцене тбилисского Дома железнодорожников ставят спектакли. Поэты и прозаики создают Общество ассирийской словесности, творят на ассирийском языке, переводят с грузинского.
С началом распада СССР, в момент, когда активно шли процессы восстановления независимости в трех закавказских республиках, ассирийская диаспора Грузии активно поддерживала националистические силы в стране в борьбе за независимость.
В конце 1990 года в Тбилиси открылся Центр ассирийский культуры. Через некоторое время центр трансформировался в Ассирийский конгресс, объединяя все ассирийские центры и организации на Южном Кавказе.Воюя с сепаратистами на стороне Грузии во имя "защиты границ государства", ассирийцы продемонстрировали новый этап в развитии ассирийского самосознания и самобытности.
Несмотря на лояльность к Тбилиси, в 1990-х гг. миграция коснулась и ассирийцев. По официальным данным, теперь численность ассирийцев страны составляет около 6200 человек , которые в основном проживают в Тбилиси.
После окончания войны ассирийцы начали развивать свою культуру в независимом грузинском государстве и даже занимать ответственные должности и посты в руководящих и правоохранительных органах страны. В Институте востоковедения Грузии открыт отдел по изучению ассирийской истории и культуры, а в 2006 г. при содействии Тбилисского государственного университета им. Джавахишвили была основана научная кавказская ассоциация по изучению ассирологии, куда вошли ассирийские ученые со всего Кавказского региона. Активизировалась религиозная жизнь в ассирийском обществе.
В 1995 г. при содействии посла Ватикана в Грузии в Грузии была основана Ассиро-халдейская миссия. Параллельно с основанием миссии был избран и по сей день функционирует Церковный совет, члены которого наделены определенными полномочиями при решении важных вопросов, касающихся ассирийской общины.
В настоящее время действует 3 ассирийских церкви. Литургия в церквях проводится на арамейском языке В 2000 г. была основана церковная школа имени св. мученика Мар Шиммона Бар Саббаэ, первого Патриарха Халдейской церкви (IV в.).Занятия школы проходят в здании при Кафедральном соборе Вознесения Пресвятой Девы Марии в Тбилиси два раза в неделю.
Несмотря на то, что Ассиро-халдейская церковь, как и другие религиозные учреждения этнических меньшинств, не имеет никакого юридического статуса, она является самой активной на территории страны и фактически стала символом сохранения не только ассирийской религии и традиций, но и языка и культуры. Имея активную финансовую и духовную поддержку из Европы, халдейская миссия Грузии организовывает различные мероприятия для оживления ассирийской общины.
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 27 августа ’2010 17:17
Об ассирийцах в "бывшей нашей стране", слышал лишь то, что целительница Джуна Датошвили представительница этого древнего народа. Приятной новостью из статьи для меня стало то, что ассирийская община сохранила свой письменный язык и язык общения. В культурное наследие ЮНЕСКО заносит памятники мировой культуры. Неплохо было бы позаботиться и о древних, малочисленных народах мира.
|
sermyaga
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор