16+
Лайт-версия сайта

Грузинские вайнахи - кистинцы,бацбийцы,тушинцы

Литература / История, естествознание / Грузинские вайнахи - кистинцы,бацбийцы,тушинцы
Просмотр работы:
19 августа ’2010   15:36
Просмотров: 61396

Кистинцы коренной народ Кавказа. Они принадлежат к вейнахским племенам. «Вей нах» означает наш народ. Этими словами чеченцы, ингуши и кистинцы отличают себя от других горных кавказких народов.
Справки о тесных связях картвельских и вейнахских племен встречаются с античных времен. В древних грузинских источниках вейнахи упоминаются, как нахчинцы, глигвинцы, дзурдзуки и дурдзуки. Еще на грани IV-III веков до н.э. царь Иберии Парнаваз женился на женщине из соседнего племени для укрепления поддержки со стороны горцев.
На протяжении веков вейнахские племена сражались бок о бок с грузинскими царями. Кистинцы особо любили царицу Тамару. Её именем называли своих дочерей, а также мосты и другие сооружения. Именем Тамары они назвали также один из прикрасных цветков.
Временами переселение вейнахов в Грузию заканчивалось их ассимиляцией с грузинским народом. Последнее массовое переселение вейнахов произошло в 20-ых годах 19-го века.
Притесняемые Россией люди поселились в Панкисском ущелье. Это обстоятельство оказалось выгодным и для грузин, так как кистинцы создали защитную зону от нашествующих племен лезгин.
В настоящее время в Грузии проживает около 8 тысяч кистинцев. Около 95% из них проживает в Ахметском районе, Панкисском ущелье. Они занимаются, в основном земледелием и скотоводством.
Несколько веков назад большая часть вейнахов были христианами. Наряду с ослаблением соседней Грузии и укреплением мусульманских стран, христианство постепенно заменил ислам.
Кроме собственных национальных традиций среди кистинцев встречаются также и многие грузинские обычаи. Наряду с национальной кухней у вейнахов популярны имеретинские хачапури, кахетинские чурчхелы, и особенно – мохевские хинкали. Хинкали приготавливают также и для одного из религиозных ритуалов.
Из видов спорта самым популярным является борьба. В школах борьбе обучают всех мальчиков. Время от времени в ущелье проводятся и турниры. В составе сборной Грузии выступало немало кистинских борцов.
Кисти́нцы (кисти́ны) — потомки чеченцев (кистинское общество) и ингушей, переселившихся в 1830-х и 1870-х годах в Панкисское ущелье в верховьях реки Алазани на северо-востоке Грузии. Численность кистинцев — 7,1 тыс. человек (2002).
Большинство кистинцев исповедует ислам сунитского толка; есть христиане. Распространено поклонение священным местам — джвари (груз. ჯვარი — «крест»).
Родной язык — чеченский (кистинский диалект). Большинство кистинцев владеют грузинским. Фамилии кистинцев часто имеют традиционно грузинское окончание «-швили» (см. Грузинские фамилии), например Кавтарашвили, Маргошвили, — кистинские фамилии.
Кроме кистинцев в районе проживает большая (более 7 тыс.) группа чеченцев, которые покинули Чечню после второй чеченской войны в конце XX века, а также родственные ингушам бацбийцы.
Бацбийцы (цова-тушин, от Цовинского ущелья) — небольшой народ, родственный ингушам и чеченцам. Исторически проживали в Тушетии — в верховьях Андийского Койсу совместно с тушинами-грузинами. В настоящее время большинство бацбийцев проживает в селе Земо-Алвани возле города Ахмета в верховьях Алазани (Кахетия, южный склон Большого Кавказского хребта).
Предположительно являются потомками вайнахских переселенцев из высокогорного аула Эрзи в Джейрахском ущелье XVI века из бассейна Армхи. Говорят на бацбийском языке (бесписьменный), исторически знают грузинский.
В Грузии бацбийцы, в отличие от кистинцев, не рассматриваются как самостоятельный этнос, официально считаются грузинами.
Для старых бацбийских аулов характерна башенная архитектура, общая с ингушами, чеченцами и тушинами-грузинами.
Бацбийский язык (цова-тушинский язык) — язык бацбийцев. Распространён в части села Земо-Алвани Ахметского района Кахетинского края Грузии. Переселились из горной Тушетии в начале XIX в. Общее число говорящих на бацбийском около 3 тыс. человек (оценка, 1990-е гг.). Быстро вытесняется грузинским.
Бацбийский язык — один из нахских языков; внутри них противопоставлен вайнахским языкам.
Испытал сильное влияние грузинского языка, особенно в лексике. Для системы консонантизма характерно наличие глухой фонемы лъ (утраченной вайнахскими языками), серии интенсивных согласных (лл, сс, хх, ккъ и другие) и новых комплексов согласных. Система вокализма проще, чем в других нахских языках и не включает восходящих дифтонгов. У имени существительного выделяется восемь именных классов, 10 основных падежей. Под грузинским влиянием развилось личное спряжение, сочетающееся с классным спряжением, благодаря чему в глаголе маркируется как субъект, так и объект: ас хи д-етто-с «я наливаю воду», ахь хи д-етто-хь «ты наливаешь воду» (д- показатель класса, -с и -хь личные показатели). Вместо системы обстоятельственных глагольных форм в бацбийском под грузинским влиянием развилась система сложных союзов.
Тушетия (груз. თუშეთი, Тушети) - историческая и географическая горная область на северо-востоке Грузия.
Регион представлен на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Административно Тушетия составляет северную часть Ахметского района региона Кахетия.
Область представляет собой горную котловину в верховьях реки Андийское Койсу и её сотавляющих Пирикитская и Гомецарская Алазани.
Тушетия отделена с юга от Кахетии отрезком Главного Кавказского хребта от вершины Большой Борбало (3294 м) на западе до Шавиклде (3578 м) востоке. Банский перевал (2926 м), через который проходит построенное в 1980-х годах автомобильное шоссе, связывает крупнейшее современное селение Тушетии Омало c районный центром Ахмета.
С севера область отделена от российской Чечни Сулако-Терским хребтом (восточная часть Бокового хребта) от вершины Тебулосмта (4492 м) на западе до вершины Диклосмта (4285 м) на востоке. На западе, за покрытой ледниками горной стеной, расположена долина реки Арчило, входящая в историческую область Хевсуретия. На востоке, ниже по течению Андийского Койсу, лежат земли российского Дагестана.
Исторически на территории области проживала этнографическая группа грузин тушины и небольшой нахский народ бацбийцы (цова-тушины), подвегшийся сильному грузинскому влиянию. Обе группы населения исповедуют православное христианство, прослеживаются элементы дохристианских верований. Тушины и бацбийцы имеют схожую материальную и духовную культуру, во многом общую с другими горцами восточной Грузии — пшавами и хевсурами. Характерны укреплённые поселения с башенной архитектурой.
Главным занятием населения всегда являлось отгонное овцеводство.
К 1840-м годам население области было объединено в четыре общества: Гометцари, Чакма, Пирикити и Цова (байбийское).
Со временем часть жителей переселилась на юг, в Кахетию. В 1950-е годы большинство населения было переселено в долину Алазани: тушины-грузины в село Квемо-Алвани, а бацбийцы в Земо-Алвани.
В настоящее время жилыми являются около десятка селений Тушетии, но на зимний период почти все их население переселяются в Кахетию.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Вот иду один по улице..Лирика 60х..

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft