Несомненно, что среди греческого этноса самая трагическая судьба у понтийских греков. Когда-то Исторический Понт был очагом не только возникшего эллинизма, но и образцом бурного расцвета экономики и пробуждения национального самосознания.
На территории Понта в VIII в. до н. э. греки-ионийцы из Мелета образовали торговые и аграрные колонии (г. Синопа, позже его колонии: Трапезунд, Котиора, Амис и др.). С IV в. до н. э. Понт входит в состав эллинистического Понтийского царства (303 (301) - 64 гг. до н. э.), достигшего наибольшего расцвета в конце II в. до н. э. при императоре Митридате VI Евпаторе.Оно борется с римлянами за всемирное господство. Небезынтересно, что гербом понтийских царей был полумесяц со звездой за 14 веков до появления турок. В В ходе трех войн с Римской республикой ( с 89 по 64 гг. до н. э.) Понтийское царство потеряло свою независимость, и его территория вошла в состав Римского государства (провинция Вифиния и Понт); с 476 г. Восточной Римской империи (провинция Халдия). В конце I в. до н. э. Понт откололся от Римской империи и с 40 г. до н. э. являлся частью независимого государства - царства Полемона I, но в 64 г. н. э. был снова завоеван римскими легионами. В конце XI - первой половине XII в. в византийской провинции Халдия существовало полунезависимое феодальное княжество династии Гавров Таронитов.
Грекоговорящее население империи восприняло этноним "ромей" в качестве самоназвания, который вытеснил более ранний - "эллен". Понт, который входил периодами в состав Византийской империи, по праву считается колыбелью христианства. Именно здесь апостолами Петром и Павлом, Иоанном и Андреем были организованы первые христианские общины. Согласно преданию, отсюда святой Андрей Первозванный отправился к тому месту, где впоследствии был заложен град Киев. Отсюда через тысячу лет святой Владимир, Великий «княже» киевский, крестил свой народ по обычаям христианской православной веры.В XI веке Понт получает автономию в Византии в результате восстания гавров.
В средние века территория Понта становится центром Трапезундской империи (1204 - 1461 гг.); при поддержки грузинской царицы Тамары к власти приходит династия Великих Комнинов (Алексей Комнин (1204 - 1222) - внук византийского императора Андроника I Комнина - провозгласил себя императором). В административном отношении Трапезундская империя делилась на три части (банды): Трапезунд, Мацука, Гимора.
С начала XIV века императоры Понта величали себя: «Царь и самодержец всего Востока. Иберов и Ператии Великий Комнин», а гербом был одноглавый орел, смотрящий в сторону Азии. Трапезундская империя просуществовала 257 лет до ее завоевания турками.
С ХIII в. в южной части Трапезундской империи начинают оседать туркменские племена. С ХIV в. западные территории Понта (Джаник, Халдия) входят в состав туркменских эмиратов Таджединогулари и Эмирогуллари; восточные - в состав государства Аккойлу. Уже в этот период в результате активных межэтнических процессов происходит тюркизация населения Понта: в ряде районов (Тонийя, Мачка) селятся туркмены, которые переходят на греческий язык или становятся двуязычными.Об интенсивности греко-тюркского взаимопроникновения может свидетельствовать факт использования понтийскими греками в начале XV века тюркского оружия, тюркской манеры верховой езды, тюркского названия Константинополя - Ескомболи (Истамбул). Екатерина - дочь императора Иоанна IV Комнина вступает в династический брак с ханом туркменов-аккойлу Узун Хасаном.
В 1461 г. Трапезундскую империю завоевали турки-османы, территория Понта вошла в состав Османской империи, образовав Трабзонский вилайет. С конца ХV в. начался процесс исламизации понтийских греков. Однако дух эллинизма, не был сломлен даже во времена 400-летнего турецкого ига. В суровые времена рабства под турецким игом понтийские греки уходили в горные районы Халдеи, оказывая сопротивление угнетателям, а позже, во времена более благоприятные, они бурно развивали экономическую деятельность и большие деньги жертвовали на развитие греческой культуры и просвещения. Были периоды, когда греческие школы Понта переживали высокий подъем, возродилась и процветала греческая литература. Бурным развитием промышленности, торговли Османская империя в 19-м – начале 20-го века обязана, прежде всего, грекам и армянам, которые и были родоначальниками буржуазных отношений внутри одряхлевшей феодальной Оттоманской империи. Греки вместе с армянами представляли экономическое будущее Турции, поскольку в руках греков находилась практически вся внешняя торговля, банки, морской транспорт, а в руках армян – большая часть розничной торговли и мелких лавок. Тогда греки надеялись на мирную трансформацию империи в буржуазную республику и, вполне резонно, на достойное место греков в будущем этого государства. Но разве могли они тогда предполагать, что в начале 20-го века они переживут страшный геноцид, который войдет в историю под названием «Малоазийская катастрофа».
Преследования понтийских греков со стороны мусульман привели к тому, что они предали забвению само название «эллин» как символ национальной идентичности и заменили его на иные антонимы. В эпоху Римской империи греки называли себя «ромеи», т. е. римляне, а в период исламского давления с 18-го века по настоящее время – «урумами».Термин «урум» происходит от арабского слова, означающего « римский», а впоследствии — «византийский».
Период турецкого порабощения нанес непоправимый и невосполнимый ущерб христианским народам Малой Азии, и в первую очередь грекам.Коран и основанное на нем мусульманское законодательство сводят этнографию народов мира к очень простой формуле: делению их на верных и неверных. Начиная с 17-го века начинается период добровольной и принужденной исламизации греков. В районе Офи, восточнее Трапезунда, было исламизировано все население вместе с их владыкой Александром. Это было сделано для улучшения своего социального положения. И самое интересное заключается в том, что именно в этом районе основаны были лучшие теологические и духовные школы мусульман Оттоманской империи. Часть понтийских греков с целью самосохранения становились формальными мусульманами, но по сути оставались тайными христианами, сохраняя нелегально и по сегодняшний день своих святых и церкви. Такая раздвоенность духовной личности народа есть величайшая трагедия, не имеющая прецедента в мировой цивилизации.
С XVIII до начала XX века с обострением религиозного и национального давления османского правительства на понтийских греков и увеличением влияния в Понтийско-Кавказском регионе России, начинается процесс переселения понтийских греков в пределы Российской империи, на Кавказ.
В 1763 г. грузинский царь Ираклий II пригласил греков-горнопромышленников из Гюмюшхане (Турция).Тогда 800 семейств понтийских греков переселилось на территорию нынешнего Алавердского района Армении, образовав сёла Алаверды, Шомлер, Сисимядян (Алавердский район Республики Армения). В 1810 - 1840 годы, после греческой национально-освободительной революции в материковой Греции (1821 - 1829 гг.) и русско-турецкой войны (1828 - 1829 гг.) новая волна переселенцев понтийских греков из Гюмюшхане и урумов из Эрзрумского вилайета расселяется в Восточной Грузии, главным образом на Цалкском нагорье и нынешнем Дманисском районе. В советский период они населяли более 20 сёл Цалкского, Дманисского, Тетрицкарского, Марнеульского и Ахалцихского районов Грузии.Говор цалкских урумов близок многим центральноанатолийским диалектам турецкого. В 1916 - 1921 гг. беженцы из Понта, а с 1919 г. из Карской области, оккупированной турецкими войсками, селятся в Закавказье (Аджария, Абхазия) и на Северном Кавказе.
Многие понтийские греки одинаково владели греческим и турецким языками, но для некоторых турецкий являлся родным по причине ассимиляционных процессов, с которыми столкнулись изолированные группы греческого населения Анатолии. В 1926 году, из 24 тысяч греков, населявших Тифлис и прилегающие области более 20 тысяч были туркофонами.
19-й век характеризуется системным распадом Оттоманской империи. Первой нацией, вступившей в смертельную схватку со своим угнетателем и добившейся освобождения и национальной независимости, были греки в 1829 г. Великие державы пытались извлечь выгоду из распада империи. Многочисленные этносы, населяющие ее, начинают движение за свое национальное самоопределение. В этих условиях вмешательство великих держав становится определяющим в судьбе народов Турции. Британия стремится обеспечить свой экономический контроль над Востоком и безопасностью морских путей, т. е. доктрина обеспечения целостности Турции.Позиция меняется после подписания берлинского договора 1875 г. и включения Германии в восточный вопрос. Крепкие немецко-турецкие отношения толкают Англию на путь пересмотра своей позиции о целостности Турции. С этого момента в восточном вопросе возрастает роль такого фактора, как «греческое государство», а греческая политика не вступает в противоречия с английскими притязаниями, на Востоке греческий фактор в восточном вопросе выражается в развитии идеологии освобождения, предусматривающей включение в греческое государство всего греческого населения с поэтапным расширением его границ. Греческое устремление определяется полностью позицией великих держав и экономической зависимостью греческого государства.
Из трех стран-гарантов, взявших на себя «защиту» Греции после освобождения, Англия, бесспорно, являлась главенствующей. Она осуществляла абсолютный контроль над греческой экономикой и решающим образом определяла ее внешнюю политику. Но кроме интересов великих держав реально существовали народные движения. В Малой Азии развивается тенденция к автономизации сначала армян и греков, а затем курдов.
На территории же Греции формируются два противостоящих лагеря – сторонников Э. Венизелоса и сторонников короля. Их столкновение и определит будущее греков Востока. Партия Венизелоса выражала позиции буржуазного национализма и выступала за национальную интеграцию путем расширения государства. Разработка и формулировка предложения понтийских греков о создании Понтийской Греческой республики существенно ограничивали монополию Афин и встретили сопротивление именно Афин. Противоречия между греками континентальной Греции и греками, живущими на других территориях, были дорого оплачены понтийскими греками.
В противоположность национально-освободительным движениям греков и армян, направленным против феодализма и османского деспотизма, движение младотурок в 1908 г. стало контрреволюцией, направленной против прогрессивных буржуазно-демократических движений греков, армян и других христианских народов. Главной причиной, ускорившей контрреволюционный характер младотурков, был полной контроль над торговой деятельностью христианской части населения. Младотурки категорически отрицали наличие национального вопроса в Турции. И выбрали именно политику национальной ассимиляции национальных меньшинств. На одном из тайных заседаний под председательством Таалат-Паши доктор Бехаэдин Сакир, один из лидеров младотурок, говорил: «Нации, которые остались на территории нашей империи, похожи на вредные сорняки, которые надо вырвать с корнем. Очистить нашу землю – такова ведь цель нашей революции»
Прекрасную возможность турецкие националисты получили с началом первой мировой войны. Идеология пантюркизма в сочетании с интересами Германии, стремящейся получить сырье и рынки Малой Азии и доступ к ближневосточной нефти, создало самую подходящую среду для осуществления мечты младотурок о геноциде. Молодой германский империализм, лишенный колоний, стремился использовать Турцию для своих экономических и политических интересов, в том числе как противовес Великобритании. Поэтому кайзеровская Германия разработала план обеспечения «целостности» Турции, который мог быть выполнен только при условии уничтожения той части населения, которая усиливала центробежные тенденции внутри Оттоманской империи. После балканских войн Германия пыталась всячески посеять фанатизм среди турок по отношению к христианам. В одной из листовок, распространяемой Германским Банком в Палестине, говорилось: «Если мы, турки, голодаем и страдаем, то причиной тому являются гяуры, держащие в своих руках наше богатство и нашу торговлю. До каких пор мы будем терпеть их вызов? Бойкотируйте их товары. Прекратите все торговые сделки с ними»
Вильгельм II решил не только укрепить политические и экономические отношения с турецкой верхушкой, но и усилить их за счет своей женитьбы на сестре султана Абдул Гамида. Процесс подготовки Турции к великой резне пошел уже быстро. Берлинская военная академия занялась подготовкой и переподготовкой турецких офицеров. Немецкому офицеру генштаба фон Гольцу Вильгельм поручил формирование турецкой армии. Немецкие консульства в Константинополе и Анатолии превратились в центры шпионажа и провокаций. Сотни ученых разных профессий посещали Турцию, изучая ее, составляя описание политической, экономической, общественной, военной, религиозной и культурной ситуации в империи. Все отчеты в МИД Германии были весьма радужными для их страны. Препятствием для интересов Германии в Турции были действия англичан и французов, а также греки и армяне – христианские меньшинства Оттоманской империи. Они, по заключению немцев, являлись естественными союзниками Англии и Франции, случись военный конфликт. Поэтому Германия, чтобы добиться успеха в реализации своих амбициозных планов, не остановилась перед прямой клеветой султану на греков. Развитие национальных движений и поиски народом путей национальной самобытности преподносились султану как смертоносное оружие, которое неизбежно приведет к распаду его империи. Поэтому Германия предложила султану планы подавления этих движений, которые были одобрены султаном, а позднее взяты на вооружение и младотурками. Гонения усилились. Турки раздавали оружие мусульманскому населению. Положение понтийских греков все больше осложнялось. Младотурки запретили все виды сделок с недвижимостью, принадлежащей христианам. Совершалось все больше убийств отдельных граждан. По ночам организованные банды грабили города и села. Патриархия обратилась за помощью к европейским державам, но ответа не последовало – началась первая мировая война, которая создала турецким националистам идеальные условия для претворения их целей в жизнь. Турция приняла участие в войне на стороне Германии. Германский план по уничтожению христианского населения начал претворяться в жизнь.Младотурки извлекли из балканских войн урок о том, что они смогут сделать Малую Азию своей родиной, только истребив греков и армян. Германия в своих усилиях по достижению собственных целей не остановилась перед тем, чтобы принести христианские народы в жертву пантюркизму. Поэтому, чтобы ни говорили политики сегодня, ясно одно: ответственность за геноцид греков и армян несет не только Турецкое государство, но и современная Германия. Именно по дьявольскому плану немецкого фельдмаршала Лимана фон Зандерса началось массовое переселение греков с побережья в глубинные и высокогорные районы Турции. Не давая им возможности брать с собой еду, одежду, греков доводили до истощения, по ночам просто большую часть физически истребили. Оставленные дома грабили и сжигали. В 1915 г. совершен геноцид армянского народа. Уничтожено было более 1,5 млн. человек. Мир промолчал. Одурманенные обильной кровью турки приступили к полномасштабному уничтожению греков Понта, прежде всего западного. Единственное спасение греки видели в вооруженном сопротивлении. Спешно создавались партизанские отряды. И только это не дало возможности еще большего количества жертв. Понтийское партизанское движение с самого начала и до конца было автономным. Характерным моментом, показывающим его качество, была его организация в округе Санта. Из-за нападения турецких банд и совершаемых против греческого населения преступлений 15 декабря 1917 года было создано общее собрание жителей Санты. Главным лозунгом был «Грабить грабителей». Жители избрали исполнительный комитет с абсолютной властью. Исполком назначил главного командира, который, в свою очередь, назначил еще 9 других командиров. Все мужчины в возврате от 18 до 50 лет были записаны в народную милицию, и начались повседневные учения. Сёла Санты приняли вид осажденного лагеря. В каждом районе Понта создавались независимые тайные организации. Понтийские металлурги пытались делать сами маленькие орудия. Понтийское движение приобрело такой размах, что центральные турецкие власти посали Кемаля на его подавление. Мустафа Кемаль-Паша, генерал оттоманской армии, отбыл в Понт для подавления партизанского движения с разрешения султана и одобрения теперь уже англичан.
19 мая 1919 г. он прибыл в г. Самсунт, а на следующий день турецкие банды в составе двух армий бросились на подавление понтийского сопротивления.
В 1920 г., после долгих дипломатических прений, митрополитом Трапезунда Хрисанфом (впоследствии приговорённым к смерти турецкими властями, но избежавшим казни), и главой кабинета министров Армении было подписано соглашение о создании Понтийско-Армянской конфедерации, которая предполагала совместные военные действия против турок. Но отказ союзников по Антанте в военной помощи привёл к поражению армянских войск и сдаче крепости Карс туркам (ноябрь 1920 г.). Огромный арсенал, доставшийся кемалистам в Карсе, был успешно использован ими против греков. Лишённые поддержки, понтийские греки продолжали борьбу в условиях партизанской войны. С именами партизанских командиров Василиоса Анфопулоса, Панделиса Анастасиадиса, Эвклидиса Куртидиса, Евстафиоса Феодоридиса и многих других связаны самые героические страницы сопротивления. Осенью 1921 года партизанам Анастасиоса Пападопулоса в сражении при горе Топсам удалось уничтожить 700 турецких солдат под командованием Лива-паши.
После Октябрьской революции в России большевики во главе с В. Лениным выступили в поддержку национального движения младотурков во главе с Кемалем Мустафой. Есть конкретные свидетельства о передаче большевиками туркам понтийских партизан, арестованных в России. Такие же факты имели место со стороны американских военных, которые также передавали понтийских партизан турецким жандармам.
Советское правительство отказалось признать подпись Временного Правительства о согласии на создание Греческой Понтийской республики. Мало того, оно вошло в контакт с кемалистским режимом и оказало ему военную и экономическую помощь, которые изменили соотношение сил в пользу турецкого государства.
26 апреля 1920 г. Мустафа Кемаль обратился к советскому правительству с просьбой о помощи, ссылаясь на то, что Советскую Россию и Турцию объединяют общая борьба против империализма и освобождение своих народов от их гнёта. Для начала он просил в виде первой помощи 5 млн. турецких лир золотом, оружие и боеприпасы. Летом 1920 г. в Анкару поступило 5 тонн золота из Советской России. Позже турки получили еще несколько таких посылок. Троцкий поставил кемалистам 40 тыс. винтовок, 257 пулеметов, 54 орудия, а также направил войска во главе с М. Фрунзе. Уж не за эти ли заслуги через 6 лет Кемаль предоставит убежище Троцкому, когда откажут ему другие страны.Таким образом в целом на фронте инициативу удерживали кемалисты.Греческие войска, которые фактически оккупировали Турцию и оказали помощь своим собратьям в Понте, потерпели тяжелое поражение. 9 сентября 1922 г. турецкая армия заняла город Смирну (ныне Измир), где сразу же началась массовая резня христиан. Были полностью сожжены греческая, армянская и европейская части города, уничтожено все христианское население. Число жертв по разным оценкам составило до 100000 человек.
Первые декларации большевиков за подписями Ленина и Сталина чётко обозначали ориентиры внешней политики нового государства: «Константинополь должен остаться в руках турок, а Договор о разделе Турции и аннексии Армении должен быть разорван и аннулирован» Изменение позиций Англии и России после поражений Германии и Турции в первой мировой войне на противоположные стало главной причиной поражений национально-освободительных движений греков и армян. Общее число убитых турками греков до марта 1924 г. составило 353000 человек. К этому надо добавить еще 700000 греков Ионии, которые были убиты турецкой армией Более 1 млн. уцелевших понтийцев после 1923 года покинули свою родину, где их предки жили тысячелетиями. Континентами и странами их исхода были Россия, Северная и Латинская Америка, Средний Восток, Европа и, конечно, Греция.
В октябре 1922 греческое правительство добилось от турецких властей подписания договора об эвакуации выживших греков на турецких военных кораблях в Константинополь. Всего в Грецию удалось эвакуировать около 400000 беженцев; около 135000 бежали на территорию Советского Союза. 24 июля 1923 был подписан Лозанский мирный договор, завершивший войну. В соответствии с подписанной конвенцией об обмене населением в Грецию прибыло ещё около 1 млн. переселенцев. Вследствие геноцида понтийских греков на территории Турции была на корню уничтожена культура народа, обитавшего в Малой Азии более 3000 лет. Немногие сохранившиеся христианские общины греков в Турции являются тайными (криптохристианскими); в основном же выжившие и оставшиеся в Анатолии греки были исламизированы.
24 февраля 1994 года Парламент Греции постановил считать 19 мая Днём Памяти геноцида понтийского эллинизма. Пока геноцид был признан только правительством Греции и правительством Кипра, а также американским Штатом Нью-Йорк. Первый призыв к международному признанию понтийского геноцида прозвучал только 27 сентября 2006 года, на заседании парламента Европейского Союза.
19 мая 2006 г. у турецкого посольства в Москве состоялась первая в России акция с требованием признания геноцида турецкими властями. Традиционно в этот день во всём мире, где есть греческие диаспоры, проходят поминальные панихиды и демонстрации. Данное преступление не подлежит историческому списанию, забвению и тем более прощению или оправданию. Турция должна признать факт геноцида, искренне покаяться в содеянном.