16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 592Зрителей: 66 657
Авторов: 56 935

On-line4 626Зрителей: 890
Авторов: 3736

Загружено работ – 2 126 756
Социальная сеть для творческих людей
  

Историческая области Саингило, Лазети и их проблемы

Литература / История, естествознание / Историческая области Саингило, Лазети и их проблемы
Просмотр работы:
19 августа ’2010   11:04
Просмотров: 35302

Когда говорят о Грузии в геополитическом контексте, обычно отмечают, что Грузия – страна Кавказского региона с западной ориентацией, имеющая ряд разногласий с Россией. У нее самые теплые отношения с Турцией и Азербайджаном, а вот с Арменией имеются некоторые противоречия, в частности, из-за региона Джавахети (Джавахка – в армянской транскрипции).
Так думает, с легкой руки этих двух народов, весь мир. Однако есть две темы, которые остаются в тени, и о которых мир не знает, особенно тогда, когда грузины обмениваются рукопожатием с представителями Турции и Азербайджана. Эти темы - Лазети и Саингило. Возможно, для большинства наших читателей эти два географических названия ни о чем не говорят. Поэтому вкратце отметим, что это грузинские земли, которые когда-то входили в отдельные царства Имеретии и Картли.
Лазети, Лазона, Чанети - таковы названия этой исторической провинции Грузии, находящейся на берегу юго-восточного Черноморья.Лазети являлся одним из очагов общегрузинской государственности, но сегодня большая часть этой провинций входит в состав Турции и только несколько лазских сел остались у Грузии. Лазистан занимает довольно большую территорию, где проживает, по меньшей мере, 3 миллиона лазов – столько же, сколько проживает грузин в Грузии.Сегодня т.н. "Турецкий Лазистан" делится так: Восточная его часть входит в состав Артвинского вилайета,а западная часть - в состав Ризского вилайета."Грузинский лазистан" - села Сарпи, Квариети,Гонио и др. входят в состав Хелвачаурского района Аджарии. Исторические границы Лазети таковы: с севера река Чорохи -граница с Аджарией, с юго-востока -Лазистанский хребет,граница с Шавшети и Имерхеви(эти провинции сегодня также входят в состав Турции),с северо-запада - Черное Море, а с юга - Окресности города Трабзона.
Жители Лазети - лазы, этнографическая группа грузин.Они говорят на лазском диалекте грузинского языка.Этот диалект близок с мегрельским диалектом, но по культуре и быту лазы более близки с аджарцами, шавшами и имерхевцами - т.н. мусульманским грузинам. Что касается религии, лазы сегодня мусульмане, но до XVII века они, как и остальные грузины, были православными христианами и только потом, из-за турецкой колониальной политики стали принять ислам. Поэтому Лазети, вместе с Аджарией, Шавшети и Имерхеви называлась "Мусульманской Грузией". Лазы издревле являлись прекрасными моряками.Сейчас значительная масса турецких лазов служит в военно-морских силах Турции.Население Лазети занимается рыболовством и сельским хозяиством. Сегодня культурный центр Турецкого Лазети - город Хопа, где более сохранены лазский диалект и обычаи,а также грузинское самосознание и религия. В других городах все это ныне уже почти забыто. Например,в городе Ризе живут лазы,но они себя считают турками,или лазами,но не грузинами.Однако древные лазы были самыми чистокровными грузинами, они одни из создателей общегрузинского государства да и лазский диалект от литературного грузинского отличается также как напр. сицилийский от литературного итальянского. Лазская культура часть общегрузинской культуры.В современной Турции она почти не развивается и постепенно вымирает. Большевиками эти регионы были переданы туркам и азербайджанцам. Лазистан был передан туркам по тому же договору, по которому они получили Карс, Игдир, гору Арарат и прилегающие земли.
Что касается Саингило, эта территория была передана советской Россией Азербайджану под предлогом «экономической эффективности». По официальной статистике, сегодня в регионе Саингило проживает свыше 10000 этнических грузин. До распада Советского Союза они не слишком задумывались о своих этнических корнях и собственной истории.Саингило - это часть исторической области Эрети на границе Кавказской Албании и Грузии (юго-восток Кахетии). Название Эрети используется в грузинских источниках для обозначения той области Албании, которой с V века правили цари Иберии. Местные эриставы из дома Багратиони в середине VIII века обосновались в долине Алазани обрели там политическую независимость. Их столицей был город Шеки.С 787 по 959 годы Эрети было независимым грузиноязычным государством.В 893 г. эристав Хамам провозгласил себя царём, однако уже в 915 г. территория его государства была разделена между кахетийским и абхазским правителями. В середине X века Эрети вновь вело самостоятельное политическое существование, причём к тому времени большая часть населения отказалась от монофизитства и перешла в грузинское православие.В 1020-е гг. Эрети было покорено кахетийским правителем Квирике III и с тех пор входило в состав централизованного грузинского государства и его преемников.Именно по Эрети проходила граница между христианским и исламским Закавказьем. В настоящее время Эрети разделено между Грузией и Азербайджаном (район Саингило).
Азербайджанцы пытались и продолжают уничтожать следы пребывания грузин в Саингило, ассимилируя или избавляясь от грузин на этих территориях.
Как и в случае с армянами, здесь война также ведется в двух направлениях: это религия и язык. Саингило славится многочисленными древнехристианскими церквями, однако, сегодня все они закрыты, кроме одной: церкви Святого Георгия. Эту церковь сначала тоже закрыли под тем предлогом, что она «не зарегистрирована», и только благодаря массовым протестам грузин Саингило и представителей некоторых политических партий Грузии, церковь вновь открыли, и там снова стали проводить церковную службу. Другой факт недружелюбного отношения к грузинам со стороны Азербайджана имел место примерно два года назад, когда супруга М. Саакашвили посетила Азербайджан и повезла с собой грузинские учебники для оставшихся грузинских школ в регионе. Эти книги были конфискованы. Эта политика чётко прослеживается в исследованиях молодых азербайджанских ученых, опубликованных немецкой организацией Heinrich Boell Stiftung. В начале книге дается исследование этнических проблем Саингило. Ознакомившись с данным исследованием, читатель становится свидетелем жесткой ассимиляционной политики Азербайджана. По словам азербайджанских ученых некоторые грузины Саингило, приняв мусульманство, считают себя азербайджанцами.Очевидный факт политики притеснения и ассимиляции подтверждают слова одного из грузинских респондентов-христиан, который заявил азербайджанскому исследователю, что в региональном реестре его детям не разрешили зарегистрироваться под своими настоящими грузинскими фамилиями, и заставили сменить имена. К сожалению, это не единственный подобный случай. Азербайджанские исследователи признают, что существует притеснение по этническому признаку, однако, делают ошеломляющее заявление в духе азербайджанской пропаганды. Мол, это оправдано для новой нации, которая имеет проблемы с интегрированием этнических меньшинств. Все более уменьшающееся число грузин вследствие такой политики Азербайджана, а также отсутствие поддержки со стороны Грузии не оставляет этим людям возможности жить счастливой жизнью, оставаясь грузинами на своей земле.
Возникает вопрос, почему же Грузия не поддерживает своих братьев по крови, по этносу, тем более что в этих регионах на лицо подъем национального самосознания проживающих там грузин? Прежде всего потому, что, как и в случае с Карабахом и Нахичеванью, в советские времена подобные темы находились под строгим запретом. Непосредственно после распада Советского Союза Грузия и Азербайджан одновременно оказались вовлечены в региональные конфликты, и грузины, считая азербайджанцев «товарищами по несчастью», испытывали к ним своего рода сочувствие, наподобие того, что существует, например, между греками и армянами, которые перенесли множество страданий из-за турок. В любом конфликте, вызванном желанием одного народа быть независимым от другого, Грузия видела потенциальную опасность возникновения конфликтов на своей территории и всегда заявляла о своей приверженности территориальной целостности. Поэтому Грузия не хотела думать об этих землях: как страна, которая борется с сепаратистами, она не должна поддерживать сепаратизм в другой стране. Именно по этой причине любая инициатива оказания поддержки грузинам Саингило или Лазети пресекалась на корню.
Однако кое-что изменилось. И инициаторами этих изменений были именно грузины, проживающие на этих территориях, а не в Грузии. В Турции многие грузины, которые до этого вынуждены были брать турецкие фамилии, стали использовать грузинские фамилии, говорить открыто, что они грузины, а не турки. В последние годы группы грузин посетили Лазистан, помогли этническим грузинам лучше узнать о своих корнях, и, что еще важнее, среди грузин Лазистана появилась тенденция обращения в христианство.
То же происходит и в регионе Саингило. Как многие лезгины, талыши, удины, рутулы и другие этнические меньшинства, грузины Саингило также стали думать о получении своей автономии, выступать с требованиями прекратить притеснение и предоставить им право оставаться грузинами на своей земле. В Грузии ситуация изменилась после ряда документальных фильмов о представителях грузинских сообществ Турции и Азербайджана. Для многих грузин было открытием увидеть людей, утверждающих, что они грузины, и говорящих на грузинском языке. Как признались многие, это было подобно обнаружению братьев-близнецов, о которых ранее ничего не было известно.Тем более больно слышать о притеснениях, которым они подвергаются.
В последнее время грузины, знакомясь с армянской версией карабахского конфликта, находят схожесть со случаем Саингило и начинают проявлять признаки сочувствия к карабахцам, понимая их желание быть независимыми. Армения уже не выглядит в глазах грузин агрессором, как то пропагандировал Азербайджан, а становится стороной, которая защищает братьев по крови и религии. И хотя нет всеобщей поддержки карабахскому движению, однако, по крайней мере, люди в Грузии начали осознавать истинные причины конфликта. Кто знает, возможно, этот факт вновь сблизит два народа, как это было раньше, и разговоры о грузино-армянском братстве вновь станут актуальными. В конце концов, в регионе, где проживает огромное количество различных этнических групп и приверженцев разных религий, единственные народы, которые были друзьями и братьями на протяжении длительного времени, были армяне и грузины.






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
И где-то там...

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft