Спустя полвека после кончины императора Павла Петровича в Михайловском замке, его сын Николай Павлович решил почтить память усопшего родителя памятником.
В 1850 году скульптор Иван Витали получил заказ на исполнение пешей статуи Павла I. Работа была выполнена в рекордно короткий срок, за что мастер получил 4000 рублей и Анну на шею (орден Св.Анны Второй степени). Отлитая на заводе Дюваля в Петербурге, скульптура была доставлена в Гатчину в феврале 1851 года. Николая I распорядился «хранить оную под воротами в полуциркулях к Кухонному флигелю, впредь до постановления на назначенное место».
Модель статуи была выполнена известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали по парадному портрету императора кисти Степана Семёновича Щукина. Портрет Павла I был написан в 1796 году и одобрен самим императором. И на картине и в памятнике сохранено портретное сходство с Павлом I.
Одновременно был изготовлен и гранитный пьедестал для памятника (за 1725 рублей). Его тоже убрали до торжественного открытия монумента, которое состоялось 1 августа 1851 года. Памятник был установлен спиной к дороге, поскольку «Государю императору угодно, чтобы статуя Императора Павла 1-го была поставлена лицом ко Дворцу». Получалось, что Павел Петрович как бы принимал построенных перед дворцом войск.
В честь открытия гатчинского памятника 1 августа 1851 года перед Гатчинским дворцом был устроен парад, в котором принимали участие Павловский, Егерский, Кавалергардский и Гусарский полки. На параде присутствовал император Николай I. Наследник престола, будущий император Александр I, стоял за часового около памятника в мундире лейб-гвардии Павловского полка. Командовал парадом цесаревич, принимал парад царь, Павел Петрович взирал на это мероприятие с постамента и, вероятно, гордился потомками. В 1872 году с памятника была сделана копия, которая была установлена перед Павловским дворцом.
В 1919 году памятник Павлу чуть было не снят революционными войсками, но хранителям Гатчинского дворца удалось отстоять скульптуру. С уважением отнеслись к царю и занявшие в 1941 году Гатчину немецко-фашистские оккупанты. Ведь Павел был все-таки почти немцем и любил «орднунг». Памятник Павлу I на площади перед дворцом не только не был разрушен, но даже охранялся: около него при немцах стоял часовой. Так почтили фашисты поклонника Фридриха II, не преминув все же варварски поступить с самим Гатчинским дворцом, следы такого «бережного» отношения видны во дворце до сих пор.
В последующие годы памятник Павлу I стал одним из самых популярных символов Гатчины, а студенты Высшего Военно-морского радиотехнического училища располагавшегося в гатчинском дворце после войны любили ежегодно в выпускной день наряжать царя в специально сшитую тельняшку.
Как-то одно время, к нам часто приводили на экскурсию немцев( тогда еще из ГДР) и я неоднократно работаю с переводчиком, я вдруг не только стала понимать отдельные слова, особенно в отделе природы, но даже подсказывать молодым переводчикам, мне это так нравилось.. не подсказывать, а понимать... Жаль. сейчас, практически нет подобных групп, а значит и я язык забылся
А мы последний раз в августе 1991 года сразу после путча попали уже в объединённую Германию. Нас немцы встречали на "Ура", как представителей "демократической России". Я смозолил язык, рассказывая, как мы "ахт монат махен унзере документен, абер ви эс ист гемахт, бай унс бегин путч!" Фрицы хватались за сердце, а нас носили на руках. Правда, больше мы в Германию не ездили. Но их ещё дважды принимали у себя.
P.S. В тексте небольшая ошибка - не "ордунг", а "ордНунг".