С времен Новгородской республики, а то и раньше,
Народ с Русской равнины стремился на Север,
Спасая жизнь, семью и честь от ворогов, бояр,
За религию свою держась иные.
Среди лесов и чистых рек рубили избы,
Кто как мог,
Под пашню землю ворошили,
Лен, рожь, овес растили,
Порой с рогатиной на мишку смело шли.
Смолили кочи
И в море Белое за зверем, рыбой уходили,
И уж клеймо - Страна рабов, страна господ -
уместно тут едва ли.
На Соловках монахи, чтя религию отцов,
От царских войск годами отбивались терпеливо.
Варили соль, меха дубили и часть товара своего
За море и в города за Волгу отправляли постоянно.
Свои же города,
как Каргополь, Устюг Великий,
Тотьма расширяли, и каменными храмами,
Порою по обету, украшали.
На собственной земле зерно растили,
По урожайности порою превзойдя
В объеме то, что подневольные крестьяне
В южных землях собирали у господ.
Порода же скота,
что Холмогорской называлась,
У многих на слуху и до сих пор,
Как символ качества среди других пород.
Иные ж, жаждою открытий и страстей
Обуяны, в далекие просторы на восток стремились.
Так крепость Росс в Америке Иван Кусков создал,
Хабаров подарил России берега Амура.
С времен Петра, когда торговлю с иноземцами
Он из Архангельска в свой Питер
Перевел, да и соль с Урала стали привозить,
жизнь стала меркнуть в Северной окраине России.
Хотя и были яркие страницы.
Так во времена войны за Крым на Соловках
Монахи от кораблей Английских паровых
Из пушек отбивались, вражеский десант не допустив на остров.
...
Еще полсотню лет назад о временах тех шедевры
Деревянные церквей в остатках деревень я наблюдал.
Теперь осталась, дай бог треть, да и те,
порою, горделиво умирают.