Ирочка!Спасибо Тебе большое! Готовлюсь к Арабскому дню. Вот и решила углубиться в символику поэзии Хайяма. У него ВИНО - ИСТОЧНИК МУДРОСТИ, БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ, ДОСТИЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОГО ЭКСТАЗА. Поэт, где вино под запретом - не мог призывать к пьянству.)))
"Я в мечеть не за праведным словом пришел,
Не стремясь приобщиться к основам пришел.
В прошлый раз утащил я молитвенный коврик,
Он истерся до дыр - я за новым пришел."
Леночка, у него отношение к религии было не совсем однозначным. Никогда не был фанатиком и ханжой. В общем-то, как и все гениальные поэты.
Так и я не пью. Вино у Хайяма - символ МУДРОСТИ. Его стихи имеет двойной смысл. Если перевести на обычный язык, то:
Впитывайте в себя МУДРОСТЬ.
Только в ней божественная благодать.
Тот, кто этого не делает,
Большой глупец.)))
Думаю, Леночка, вино символ свободы и радости жизни в поэзии Хайяма. Написала прекрасно, Омару бы очень понравилось. Вот ещё одно его рубаи
Если я напиваюсь и падаю с ног --
Это богу служение, а не порок.
Не могу же нарушить я замысел божий,
Если пьяницей быть предназначил мне бог!
(пер. Г. Плисецкий)
Пить ВИНО у Омара Хайяма - это значит общаться с Богом....
Не могу точно сказать, что он имеет ввиду...
Может, это особая медитация, когда человек видит Божественный Свет и слышит Слово Божие.
А может быть, особая Молитва..
Но, конечно же, зто не обычное вино.
Он был вольнодумцем, разрушителем веры; он безбожник и материалист; он насмешник над мистицизмом и пантеист; он правоверующий мусульманин, точный философ, острый наблюдатель, ученый.Каран не разрешает пить вино,но в его стихах много вину уделяется места...Он таким образом боролся со святошами.Он был свободолюбивым человеком.Люблю, Омара!!!!!
Доброго времени,Леночка! Спасибо за рубаи! На вопрос я могу ответить так:четверостишия О.Хайяма многослойны, содержат скрытый символический смысл, а тот смысл, что лежит на поверхности, превратно толкуется неподготовленными читателями, например призыв к забвению в вине. По моему мнению и мнению некоторых исследователей творчества Омара Хайяма призыв к забвению в вине трактуется, как бунт свободомыслящего автора против ортодоксальных догм, как протест против религиозных запретов или даже, как полемика с Богом. Добрый вечер! Наташа.