Джон Кейдж в своей статье "Experimental music" говорит:
Там,где,с другой стороны,внимание двигается к наблюдению и слышанию многих вещей одновременно,включая звуки окружающего пространства—превращается,именно,включающие в себя более чем исключающие—без вопроса создания,в смысле формирования понимаемых структур,в состоянии подняться (все мы туристы), и здесь слово ”experimental” подходит, в случае если это понимается не как описание действия,впоследствии оцененного как достижение или недостижение, но просто действия результат которого неизвестен. Что же было определено?
Этим маловразумительным отрывком John Cage пытается растолковать нам своё понимание экспериментальной музыки, которой он был отцом-основателем. Музыка понимается как некий поток любых данных врывающийся в окно поезда (все туристы). Направление движения неизвестно, так же как и его цель.
Слово Experimental вводит наше воображение в мир науки, откуда оно и пришло в обычную жизнь. В пятидесятые годы прошлого века, то время когда Cage создавал свои опусы, наука всё больше влияла на обычную жизнь. Поражённые успехами науки (атомная бомба, мгновенно уничтожающая сотни тысяч людей) обыватели относились к ней как некой замене сил божьих, влияние которых в то время заметно ослабло.
Не избежал этого увлечения и John Cage. Многие его опусы создают образ якобы научного подхода к музыке. Звёздные карты, по которым должны ориентироваться исполнители (Atlas Eclipticalis). Графические партитуры,содержащие прямоугольники с точками; музыканты используют хронометры во время исполнения (Music for Carillon No.1). Само название шоу -Алеаторика - отражающее входящее в научную моду теорию вероятностей, всё это должно было служить атмосфере научности. Так в наши дни гадалка на ярмарке использует блестящий зеркальный шар для создания атмосферы связи с потусторонним миром.
John Cage родился в семье "Епископцев", и его дедушка относился к скрипке как "инструменту дьявола". Его отец был нечто вроде эксцентричного изобретателя бесполезных устройств, который говорил ему что "если кто-то говорит нельзя,это показывает тебе что делать". Cage описывает свою мать как женщину с "чувством общества " которая была "всегда несчастна" Очевидно что постоянное сопротивление Cage истеблишменту воспроизводит взаимоотношения его родителей.
Самое известное John Cage's шоу это 4'33" в котором музыканты не производят ни одного звука. Это действительно выдающееся шоу среди экспериментального постмодернистского шума. Оно обращается не к самой музыке, но к базовому условию её существования - тишине. Вот как сам John Cage описывает своё состояние:
Я провёл множество приятных часов в лесах дирижируя исполнение соей беззвучной пьесы... для аудитории состоящей из меня самого, так как они(пьесы) были много длиннее чем та популярная длина которую я опубликовал. На одном из исполнений... вторая часть была особенно драматичной,начинающаяся со звуков утки и щегла крякающих в десяти футах от моего каменного подиума"
Это хорошее описание состояния слушания тишины, с которого начинается любая музыка. Слушание тишины, пения птиц, вслушивание в звуки природы порождает наконец ответную гармонию в душе, которую затем называют музыкой. Люди делали это за сотни тысяч лет до John Cage и продолжают это делать сейчас. К сожалению опыт Cage по вслушиванию в звуки природы ограничен несколькими часами, за такое короткое время он не смог избавиться от своего невроза отверженного ребёнка. Как он сказал своему учителю Арнольду Шёнбергу, объясняя причину прекращения уроков:
Я объяснил ему что у меня нет чувства гармонии...
Наймен (1999) описывает 4'33'' Джона Кейджа как пример для "Experimental music" ,ставящей под вопрос традиционные понятия композиции, исполнительства и восприятия.
Функциональное разделение музыки на сочинение, исполнение и восприятие является необходимым условием её развития и углубления эмоциональной жизни общества. Разделение также связано с существованием разных фенотипов в человеческом обществе и с развитием разделения труда. Само разделение феномена музыки на компоненты произошло не сразу. Это исторический процесс.
Центральное место во взаимодействии композитора с аудиторией занимает исполнение. Именно в этот момент люди ощущают в себе резонанс с миром, собой и другими, называемый гармонией.
Но театральное Cage's шоу не в состоянии ставить под вопрос традиционные понятия композиции, исполнительства и восприятия по причине отсутствия самого предмета.
Вот что говорит сам Cage:
Звук сам по себе не наполнен ничем;без этого жизнь не продлится и мгновения.Относящееся к делу действие театральное (музыка[предположительное отделение слушания от других чувств]не существует),включающее и намеренно бесцельное.
В заключение:
Человека, также как и других животных с высоким уровнем нервной организации, привлекают такие колебания внешней среды которые резонируют с колебаниями нервной системы. Именно благодаря резонансу возникает дополнительная энергия в системе.
Многие высшие животные находят удовольствие слушая резонансы, в том числе и в музыке. Среди морских животных известны тюлени, киты и дельфины. Они подплывают к источнику звуковых колебаний и подолгу находятся возле них. Если музыку передают в определённое время суток, то животные прибывают на концерт немного загодя. Среди наземных это всем известные собаки, подвывающие под акомпанимент музыки или пения, а также их родственники волки.
Растительный мир тоже отвечает на музыкальное воздействие повышением скорости роста и плодовитости.
Все эти живые существа не прочь насладиться тихой, спокойной и мелодичной человеческой музыкой. Громкая, агрессивная и диссонантная пока не находят понимания в мире живой природы.
Таким образом рассматривать музыку только как социальное явление, подобное театру, невозможно. Её основа лежит в физиологических процессах восприятия всех живых существ и связана с некоторой константой природы как целого.
-----------------------------------------------
Cited works:
Experimental Music I. M. A. Magazine, London, June 1955
Наверное, возможно рассматривать музыку как физиологический процесс на уровне восприятия для всего живого мира. Но есть понятия "душевный" и "духовный" миры, которые совсем мало изучены. И если духовный связан с социализацией, человеческим миром, душевный же, на мой взгляд, присущ и остальным живым созданиям. Душа ещё совсем не изучена, но через эксперименты признана как существующая субстанция. Возможно, она связана и с чувствованием прекрасного, с потугами на понимание, а затем - и восприятие звучащего строя. У всего живого мира, думаю, есть душа, стремящаяся не только осязать, но и различать, понимать и (не)принимать мир. И связывать этот сложный, глубоко не изученный процесс восприятия музыки только с физиологическими потугами я бы не стала...
Но статья по своей сути интересна. Спасибо за неё, Владимир.
Это пересказ статьи Кейджа? Язык изложения наводит на мысль о прямом переводе оригинала. Сквозь сложное словесное изложение трудно продраться к мыслям.
«Самое известное John Cage's шоу это 4'33" в котором музыканты не производят ни одного звука. Это действительно выдающееся шоу среди экспериментального постмодернистского шума» - Чёрный квадрат Малевича в музыке?
Из Вики: “В лекции 1957 года "Экспериментальная музыка" он описал музыку как "бесцельную игру", которая является "утверждением жизни – не попыткой навести порядок из хаоса или предложить улучшения в творчестве, а просто способом осознания самой жизни, которой мы живем".
«…А просто способом осознания самой жизни, которой мы живём».
Сознание и его функция осознания – высшая ступень разума. Разум – высший дар богов Человеку творящему. Зачем искусственно утверждать жизнь осознанием жизни, когда сама жизнь собой себя утверждает? Это данность, факт. Сознанием, Разумом движется ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ развитие всего сущего. Положительное развитие невозможно без освобождения от посягательства на свободу, независимость. Следовательно, невозможно без борьбы. Маркс: «Счастье – это борьба. Несчастье – подчинение». Наш мир подчинён закону силы и направлен по технократическому пути развития. Но альтернатива существует! Не возврат как таковой к природе нужен (понятие «возврат» уже несёт ущербность), а противостояние технократическому пути альтернативой – гуманистическими ценностями, которые и базируются на природных началах в Человеке разумном. Человечность, гуманизм, черпающие силы и энергию в живой природе, - вот положительный путь развития сущего. Творческое мышление Кейджа было зажато рамками мира капитала, а его стремление «назад в природу» - ощущается как жажда глотка чистого воздуха в тлетворном угаре мира капитала. Дух вырывался из пут на волю.
Спасибо за вдумчивый коммент! Почитал с удовольствием. Хотя это не пересказ статьи Кейджа, там где цитаты из него, выделить другим шрифтом не получилось.
А у него наворот текста маловразумительный, как обычно у таких существ.
Развёрнутую дискуссию сейчас не смогу начать ))
Но статья по своей сути интересна. Спасибо за неё, Владимир.