Миф — «воспоминание» о далеком прошлом, о событиях, происходивших до начала исторического времени; анонимное сказание предположительно исторического характера, истоки которого неизвестны; объяснение природных явлений (1)
Миф — сакральная история, повествующая о событии, происшедшем в достопамятные времена «начала всех начал» (миф не вымысел, не иллюзия, а реальное сакральное событие, служащее примером для подражания) (2)
Подходит-ли какое-нибудь из этих определений к жизни Бетховена? Первое подходит, хотя далёким прошлым Бетховен станет ещё не скоро. Второе кажется совсем не связанным с ним, но многое говорит в его пользу.
Революционер в музыке, полностью овладевший музыкальной культурой прошлого и с полным правом не подчинившийся общепринятым канонам и традициям, а создавший свой новый музыкальный строй. Композитор, на столетия определивший музыкальное мышление многих великих композиторов эпохи. Может-ли такой человек быть героем? Да, но только для музыкантов. Почему-же множество людей до сих пор интересуется его музыкой и жизнью? Интерес так велик, что даже породил "Миф о Композиторе" Возможно что факты его биографии говорят сами за себя.
Первое впечатление, приходящее любому впервые знакомящемуся с его биографией - это ощущение борьбы с судьбой. В самом деле, во-первых дурная наследственность. Бабушка была помещена в монастырь дедушкой дабы не порочить его доброе имя. Её пагубная страсть сказалась на её втором сыне Иоганне, отце Людвига. Быстро увлекающийся и также быстро остывающий пьяница после смерти дедушки пускает всё наследство по ветру. Мама страдает чахоткой, а папа пьяница да ещё и бьёт сына чтобы тот учился играть на клавесине и поскорее приносил какой-нибудь доход. Разве можно получить нормальное образование и воспитание в таких диких условиях? Кто мог бы, предположительно, появиться в таком низменном окружении?
Появился Людвиг ван Бетховен – одно из величайших явлений мировой культуры. Композитор, не имеющий себе равных по философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства в музыкальном искусстве Европы. Человек, в творчестве которого запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи. Но как возможно связать эти две вещи, низкое происхождение и великие достижения, в обыденном сознании или в какой-нибудь науке, например в генетике? Никак не связываются, более того, мы даже и не ждём пока никаких особенно интересных идей на этот счёт. Но ведь факты остаются и значит связь безусловно существует. Значит происходят на свете вещи нарушающие привычные представления о жизни. Вот здесь уже есть все основания для появления мифа. "Есть что-то удивительное и загадочное в сущности великих художников: они предстают перед нами как неразрешимые загадки, которые дают повод залуматся не только о своей эпохе, но и всем будущим векам." (3)
Многие критики видят в детских музыкальных занятиях Бетховена роль своеобразной отдушины, точки опоры среди безотрадных впечатлений. Эта классицистская точка зрения, подхваченная позже фрейдистами, положительно отзывается в сердцах множества людей, которые не имели и сейчас не имеют возможности вырваться из круга обыденности и скучной, неинтересной работы.
Бетховен создал себе эту возможность сам. Нет никаких фактов биографии говорящих нам об уходе Бетховена от действительности в мир утешений и грёз. Бетховен всегда присутствует в действительности, берём-ли мы как пример его жизнь или музыку. Многие люди упражнялись в музыке с детства и возможно находили в этом утешение, однако не стали композиторами, обеспечившими новые музыкальные ценности.
И если например Моцарту его отец создаёт все условия для занятий и заботится о его всестороннем развитии, то маленькому Бетховену пришлось бросить школу. Но он сам всё время стремиться пополнить своё образование: овладевает латынью, изучает итальянский и французский, много читает. Среди его любимых писателей Гомер и Плутарх, Шекспир, Гёте и Шиллер. Уже взрослым, в одном из писем он пишет: "Не существует сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно". Зачем же нужно было ребёнку кроме достаточно напряжённых занятий музыкой брать на себя себя ещё и непосильный даже для многих взрослых труд изучения языков, философии и других наук? Ещё можно себе представить что музыка приносит некоторое облегчение страдающему от безысходности существу, но зачем не страдающему от избытка времени ребёнку мучить себя дополнительной тяжёлой работой? Фрейдизму при попытке объяснения этого факта пожалуй не обойтись без фантастических теорий о садизме-мазохизме, люди же просто знают что среди них иногда рождаются герои, а про некоторых из них даже рассказывают мифы.
Можно только гадать что думал о себе Бетховен в те годы, но навряд ли он думал о себе как о герое. Мышление культурного человека, не слишком обременённого социальными предрассудками, совершенно ясно позволяет ему понять что в мир он пришёл не первым. Были и другие до него которые уже прошли некоторый путь в мире и выработали некоторый доступный в форме культуры опыт. И если каждый индивид будет осваивать мир не оглядываясь на опыт предков, то он так и останется топтаться на одном месте. В сфере музыки это означает что мы ничего не услышим кроме призывных криков и агрессивных визгов; хотя ведь и эти способности передаются от предков генетически.
Бетховен уезжает в Вену учиться мастерству, вырабатывать собственный стиль пианиста и композитора. Судьба вначале благосклонно дарит ему перерыв, во время которого он углубляется в творчество. Но вскоре начавшаяся прогрессирующая глухота, неудачи в личной жизни и постоянная борьба с отношением аристократов к композитору как к слуге выработало в Бетховене его гордое самосознание гения.
Напасти, сгустившиеся над ним, укрепили его волю и помогли ему добиться огромных творческих успехов, в то время как большинство людей ищут спасения от жизненных тягот в самозабвении. Жизненный путь Бетховена даёт людям веру в то что есть на свете люди, могущие реализовать свой потенциал несмотря на нищету, подлость и рабство. Мог ли Бетховен избежать своей участи быть превращённым в мифического героя?
Состояние постоянного напряжения эмоциональных и мыслительных способностей сказывалось, естественно, на поведении и взаимоотношениях с окружающими. Однако резкое неприятие неудовлетворительной игры музыкантов больше связано с убеждённостью Бетховена в необходимости ясной эмоциональной выразительности. Плохая игра музыкантов отвлекает слушателя от эмоциональной погруженности в себя, так как слушатель вынужден отмечать плохую игру своим умом и таким образом возвращаться в мир обыденности. Это возвращение не было целью Бетховена; но также не было его целью подавлять других своей личностью.
И когда Николас Кук пишет: "...то, как мы думаем о музыке, заставляет нас присваивать исполнителю подчинённый статус...", (4) то это "...заставляет нас..." вовсе не обязательно. Здесь происходит путаница героического мифа с культом вождя. Культ вождя, переросший впоследствии в культ бога (5), есть характерная черта множества агрессивных племён захвативших и подчинивших себе другие племена древней Европы. Но захватчики не в состоянии создать какую либо культуру, поэтому древние мифы культурных народов, уже успевших создать натуральное хозяйство для обеспечения своей жизни, смешаны с культом вождя. В то время как герой мифа показывает нам пример взаимодействия с реальным миром и предлагает следовать ему, вождь племени захватчиков не в состоянии что-то предложить, кроме как насильно заставить людей выказывать ему знаки любви и уважения. Поэтому мышление подчинённых вождю ведёт их к идее о соблюдении субординации, независимо то предмета мышления. Отсюда возникают представления о подчинённости исполнителей дирижёру а дирижёра композитору, с негативным отношением ко всему этому и стремлением изменить систему.
Как всё это связано с Бетховеном? Связь станет очевидной, если мы зададим себе вопрос: почему жизнь Бетховена лежит в основании именно мифа? Не есть ли это обращение Европейской культуры к своим истокам, впервые после тысячелетнего плена понявшей, что жить теперь нужно самостоятельно, не надеясь на помощь вождей и богов? Европа 19 века, после первого опыта крушения веры то что национальный некий вождь принесёт свободу, находится в поисках героя именно мифического, который в состоянии создать новый мир или способы жизни в нём, ничего и никого не захватывая.
Бетховен как раз выработал и предлагает нам совершенно другой способ борьбы с социальным злом. Это развитие личностных качеств, углублённое саморазвитие. "...Миф Бетховена должен был процветать в обществе, для которого характерна немецкая идея самообучения или самообразования через общую культуру..." (6)
Этот путь может принести страдания, творческое одиночество как это было в жизни Бетховена. Его одиночество родилось из противопоставления героически борющейся за свои права человеческой личности окружающему гнёту и насилию. Под знаком противопоставления себя обществу прошёл весь период романтизма в искусстве. Само понятие личности, как нечто отличное от группы или нации углубилось до того состояния когда это понятие стало уважаться группой или нацией. После тысячелетнего перерыва вновь появилась персона способная превратить хаос в космос и совершенно естественно, что появилась она в тот момент когда общество, поддерживавшее порядок благодаря культу вождя или бога, начало разрушаться.
Романтизм выразил индивидуалистические мироощущения человека XIX века.Центр эстетики и искусства романтизма — человеческая личность, наделенная ярким и страстным характером. У одних романтиков индивидуализм романтического героя проявляется через гордое самоутверждение и подвиги во имя эгоистических целей или через бунт против несовершенства мироздания (George Byron, Benjamin Constant, Frihdrih Schlegel, Ludwig Tieck).
У других герой оставался мечтательным чудаком, или загадочно-инфернальной личностью, но всегда трагически одиноким индивидуалистом (герой Гофмана). Гофман был первым, кто увидел в Бетховене такого рода личность, несмотря на весь классический строй его музыки и конечной вере в торжество разума. "Моцарт и Гайдн, создатели современной инструментальной музыки, показали это искусство во всей красе впервые, кто смотрел на него со всей любовью и проникал в его сокровенную суть, это - Бетховен! Инструментальные сочинения всех этих трёх мастеров дышат одним и тем-же романтическим духом, который заключается в одинаковом внутреннем постижении этого искусства..." (7) Это был только лишь взгляд художника, пытающегося найти в культуре оправдание отделённости индивидуала от общества, подчеркнуть возможность такого рода существования.
Но Гофман знал что это только его личный взгляд. Нельзя принимать разделение на романтическое и классическое за некую независимую от человека реальность. Это чувство хорошо выражено у Артура Шнабеля: "Я осуждаю это разграничение между классикой и романтикой, поскольку на самом деле нет никакой границы, которую мы могли бы провести. Все великие выражения в искусстве содержат романтические элементы, и все великие выражения организованы в форму, поэтому вы называете их классическими. . ." (8) Чрезмерная концентрация только на какой-нибудь одной стороне феномена приводит к искажению действительности как совершенно верно заметил Николас Кук: "Искажения, составляющие миф о Бетховене, столь же значимы, как и правда, лежащая в их основе, поскольку они отражают ценности и проблемы создателей мифа." (4)
Важнейшая функция мифа - создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения мифический герой продолжает поддерживать установленный порядок в природе и обществе. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов.
Мифы и ритуалы не просто пересказывают или воспроизводят мифические события, они их реактуализируют. Религиозное поведение - это не только имитация, но и участие в священных событиях.(9; 10)
"В ритуалах герой не только изображается, но как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются и реактуализируются. Ритуалы гарантируют непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. Миф и ритуал составляют две стороны - как бы теоретическую и практическую - того же феномена." (11)
Музыка Бетховена, прошедшего через крушение верований в политические завоевания эпохи Просвещения, декларацию прав человека и гражданина, полна изменений и надежд на будущее. Посещая концерты или слушая музыку мы возвращаем Бетховена в нашу жизнь, таким образом соединяя великое прошлое с надеждами на будущее, вот что делает Бетховена современным.
В лице Бетховена на исторической сцене появляется новый герой -
целостный человек искусства который потесняет аристократов и политическую элиту объединяя людей духовно и формируя общественное мнение. Вслед за Бетховеном появилась плеяда писателей-романтиков, композиторов. Их духовная цель была объединить душу и тело и как следствие объединить людей в обществе, стереть границы социальных предрассудков..(12)
Лично для меня статья любопытна в первую очередь одним моментом. Написано в конце 2010-х? В российской или иной реальности, не важно (т.к. в то время Россия ещё рвалась в "буржуинскую" компанию Запада, куда её так и не взяли). Так вот как в том контексте идея проецирования социальной борьбы на музыку, освещённая в работе, нашла одобрение.
Потом, по ходу некоторые фразы бросились… Стоит ли это обсуждать здесь, не уверена.
Вполне нормальная работа).
Потом, по ходу некоторые фразы бросились… Стоит ли это обсуждать здесь, не уверена.
Вполне нормальная работа).