16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 449Зрителей: 66 529
Авторов: 56 920

On-line13 396Зрителей: 2629
Авторов: 10767

Загружено работ – 2 123 592
Социальная сеть для творческих людей
  

ПОДВОДНИК-СЕВЕРОМОРЕЦ ИЗРАИЛЬ ФИСАНОВИЧ

Литература / Статьи / ПОДВОДНИК-СЕВЕРОМОРЕЦ ИЗРАИЛЬ ФИСАНОВИЧ
Просмотр работы:
20 апреля ’2018   12:19
Просмотров: 12496

Семь десятилетий отделяют современников от событий Второй мировой войны, самой страшной войны в истории человечества. Жестокость и бескомпромиссность этой войны с особой отчётливостью видна на примере действий подводного флота воюющих стран. Так согласно сведениям, опубликованным в русскоязычной прессе в последние годы, на боевом счету немецких подводных лодок нередко значились десятки потопленных судов, а отдельные подлодки насчитывали свыше полутора сотен побед.
Боевые успехи советских подводников были гораздо скромнее. Например, Герой Советского Союза В.Стариков на своём боевом счету имел 17 судов и кораблей противника, Герой Советского Союза И.Фисанович 14, а подводник А.Маринеско, объявленный личным врагом Гитлера (звание Герой Советского Союза ему было присвоено посмертно в годы Перестройки), - 6 побед. Соответственно суммарный тоннаж потопленных вражеских судов был у советских подводников намного меньше, чем у противника.
Скромные результаты подводной войны Советского флота объясняются меньшей насыщенностью вражескими плавсредствами театра боевых действий. Одно дело Атлантика, где тысячи американских, канадских и британских судов и кораблей стремились обеспечить сырьём, провиантом, оружием и людскими ресурсами находившуюся в морской блокаде Великобританию, и несравненно меньший объём немецких перевозок на Балтике, в Чёрном море и на Севере.
Нужно также отметить различие тактических задач, поставленных перед немецкими и советскими подводниками: свободный поиск противника у немцев без жёсткого ограничения района боевых действий и охрана подступов к советскому побережью в строго определённой зоне для советских моряков. Успехам немецких подводников также способствовало многократное численное превосходство германского подводного флота, позволявшее одновременно совершать групповые нападения на вражеские плавсредства в различных участках мирового океана. Наконец, следует признать техническое преимущество немецкого подводного флота, во время войны постоянно совершенствовавшего оснащённость, мореходные и боевые качества своих субмарин.
Как известно, большинство советских судостроительных заводов во время войны или были захвачены противником, или находились на блокированных немецкой армией территориях. Лишь немногие из них избежали этой участи и продолжали строить подводные лодки преимущественно небольших размеров, а соответственно и меньших боевых возможностей. Советские подводники могли противопоставить неприятелю высокий воинский дух, крепкую товарищескую сплочённость и отличное владение своим боевым оружием. Они защищали свою Родину, своих родных, мстили за погибших в боях соратников и замученных на оккупированной территории сограждан, за разрушенные города и сёла, твёрдо зная, что правда на их стороне. Особенно следует подчеркнуть дух интернационализма, свойственный Советскому Военно-Морскому Флоту в годы войны.
Активное участие в боевых действиях Советского подводного флота приняли представители еврейского народа. Среди командиров подводных лодок было 22 еврея. Трое: Богорад, Коновалов, Фисанович, были удостоены звания Герой Советского Союза. Об одном из них, Израиле Ильиче Фисановиче, расскажу подробнее.
Израиль Фисанович родился 10 (23) ноября 1914 г. в Елисаветграде (Кировоград) на Украине. Его отец Илья Львович был призван в царскую армию, воевал рядовым в конной артиллерии и вернулся домой в 1918 г. Четырёхлетний Изя поначалу дичился крепко сбитого, пахнущего махоркой солдата, не сразу признав в нём отца. Через год родился младший брат Изи Натан (погиб в боях за освобождение Латвии в 1943 г.). В 1922 г. семья переехала в Харьков. Здесь Изя закончил семилетку и поступил в школу ФЗУ при заводе сельскохозяйственных машин "Серп и молот". По окончании школы ФЗУ Харьковский обком комсомола направил его в Ленинградское Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе.
Среди 600 сокурсников семнадцатилетний Изя оказался самым молодым и самым неподготовленным к флотской службе. Но он поставил себе задачу овладеть морским делом и занялся самовоспитанием. В результате за 4 года учёбы 14 поощрений командования за 200% выработки на субботниках, за бдительность при несении караульной службы, за выдающиеся успехи в учёбе. Первый по выпуску, он был сфотографирован у развёрнутого знамени училища. Нарком Обороны К.Е.Ворошилов наградил его именными серебряными часами.
В выпускном 1936-м году уже ощущалось приближение большой войны. Советский флот срочно пополняли новыми боевыми кораблями. И.Фисанович был назначен штурманом малой подводной лодки М-77. Лодка базировалась в Ораниенбауме, в 50 км от Ленинграда. Здесь он тоже оказался самым молодым членом команды. Однако к концу навигационной кампании молодой штурман был признан лучшим во всей бригаде подплава и получил назначение на должность флагманского штурмана дивизиона подводных лодок. За отличное проведение навигации следующего года Фисановичу присвоили звание старший лейтенант и назначили командиром малой подводной лодки М-84.
Осенью 1938 г. Израиля Фисановича назначили флагманским штурманом Северного флота. Всю осень и зиму он плавает на кораблях и подводных лодках, детально знакомясь с лоцией Баренцева и Белого морей и осваивается в новой должности. Однако арест его отца, подписавшего под пытками признание в шпионаже в пользу фашистской Германии, внёс непредвиденные коррективы в карьеру молодого офицера. После пыток Илья Львович умер в Харьковской тюремной больнице и Израиль Фисанович, выхлопотав краткосрочный отпуск, выехал на похороны отца. Это было расценено начальством как политический демарш и привело к понижению по службе. Израиля Фисановича перевели на должность флагманского штурмана бригады подводных лодок и отказали в направлении на учёбу в академию. Лишь через полтора года, когда о поездке в Харьков перестали вспоминать, его направили на курсы помощников командиров подводных лодок в Ленинграде.
Начало Великой Отечественной войны заставило сократить программу курсов. Досрочный выпуск состоялся 5 июля 1941 г. За отличные успехи Фисановича наградили знаком "Отличник ВМФ" и присвоили очередное воинское звание капитан-лейтенант. Направленный в штаб Северного флота Фисанович был назначен помощником командира подводной лодки Щ-404. Но лодка находилась в боевом походе, и Фисановича временно поставили дежурным по штабу. Тут случай круто повернул его судьбу. Командир малой подводной лодки М-172 был предан суду, проявив полную служебную несостоятельность. На должность командира М-172 назначили Израиля Фисановича.
В своём первом боевом походе Израиль Фисанович и наблюдавший за действиями молодого командира Герой Советского Союза И.А.Колышкин осуществили дерзкий прорыв в неприятельский порт Лиинахамари, где 22.08.41 г. успешно атаковали стоявшее под разгрузкой судно. Следующей ночью была потоплена вражеская шхуна. Двойной успех М-172 позволил командованию флота разработать план блокады прифронтовых портов противника малыми подводными лодками, существенно снизив активность немецких войск на Севере.
Боевые походы М-172 описаны в книгах И.И.Фисановича "Записки подводника" (Военмориздат, 1944) и "История "малютки" (Воениздат, 1956), а так же в книге, посвящённой его памяти, "Не вернулся из боя" (Харьков, изд. "Прапор", 1990). Эти книги ярко передают эмоциональный накал и драматизм подводной войны на Севере. Некоторые из походов М-172 являются уникальными в истории подводной войны и до сих пор изучаются подводниками России и ряда других стран.
Так в десятом боевом походе гидроакустик А.В.Шумихин с помощью своей весьма несовершенной аппаратуры сумел точно определить направление и скорость движения вражеских судов. В тот день над морем висел непроницаемый туман. Следуя данным акустика, Фисанович вслепую вывел лодку в точку атаки и уничтожил неприятельский транспорт. В восьмидесятые годы эта атака М-172 были названа прообразом действий современного атомного флота.
В походе 15 мая 1942 г. М-172, проскользнув под кольцом кораблей охранения, потопила крупный транспорт немцев, но была обнаружена противником. За десять часов непрерывного боя на лодку было сброшено 324 глубинные бомбы. Были повреждены все навигационные приборы, нарушено электроуправление рулей и освещение отсеков, практически полностью израсходован запас воздуха для дыхания. Когда же лодка, уйдя от преследования, всплыла под защитой наших береговых батарей, немецкие корабли открыли по ней шквальный артиллерийский огонь, а вызванная ими авиация подвергла лодку бомбовой атаке. И всё же израненная лодка вернулась в базу.
Под командованием Фисановича подводная лодка М-172 совершила 17 боевых походов, уничтожив 11 транспортов и танкеров и 2 эсминца противника. Кроме того в двух походах были выполнены задания по эвакуации и десантированию разведгрупп в тыл врага.
Все члены экипажа были награждены орденами, многие неоднократно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3.04.42 г. на подводной лодке М-172 был поднят флаг с орденом Красного Знамени, а в апреле 1943 г. приказом Наркома Военно-Морского флота Краснознамённая подводная лодка М-172 была преобразована в гвардейскую. В истории отечественного флота всего 4 корабля имели такие награды. Высоких наград был удостоен и её командир. Грудь Израиля Ильича Фисановича украсили Золотая Звезда Героя Советского Союза, орден Ленина, два ордена Красного Знамени, Орден Отечественной войны 1-й степени, гвардейский знак, американский орден Морской крест.
В апреле 1943 г. он был произведён в капитаны 2-го ранга, а спустя 3 месяца назначен на должность командира дивизиона малых подводных лодок. В этой должности он продолжал выходить в боевые походы, руководя действиями вновь назначенных командиров. Так в сентябре 1943 г. в походе на только что вступившей в строй малой подводной лодке М-107 (командир капитан-лейтенант В.П.Кофанов) удалось потопить крупный немецкий транспорт.
Командиром Краснознамённой гвардейской подводной лодки М-172 был назначен опытный подводник капитан-лейтенант И.А.Кунец. Под его командованием лодка дважды вышла в море. 16.10.43 г. в двадцатом боевом походе М-172 погибла. Фисанович тяжело переживал гибель своих друзей-соратников. В память о них он написал песню (музыка Е.Жарковского), которая впервые была исполнена на встрече ветеранов Военно-Морского Флота в Киеве 15 мая 1985 г.
В начале 1944 г. Фисанович был включён в отряд советских моряков, направленных в Англию для приёмки выделенных Советскому Союзу английских и американских боевых кораблей. За 2 месяца подводники под командованием Фисановича освоили британскую субмарину "Санфиш", получившую после поднятия на ней Советского военно-морского флага индекс В-1. 25 июля 1944 г. подводная лодка В-1 вышла из Шотландского порта Лервик, следуя в оговоренном с британским Адмиралтейством "коридоре безопасности", но на пути в Полярное погибла.
В послевоенные годы удалось установить, что в 9 ч 39 м по Гринвичу 27 июля 1944 г. лодку бомбил самолёт британской береговой охраны. Установлено и место гибели В-1: 230 миль к северу от Шотландских островов в точке с координатами 64°34' северной широты и 1°16' западной долготы. На запросы советских военных и дипломатических служб англичане долгое время отвечали уклончиво, но в пятидесятых-шестидесятых годах в Англии и в США были опубликованы монографии, посвящённые войне на море в 1939-1945 г.г., где был признан факт потопления советской подводной лодки британским бомбардировщиком. Утверждалось, что это была трагическая ошибка. В ряде советских монографий говорится, что Британское Адмиралтейство не хотело передавать эту лодку Советскому Союзу.
Имя Героя Советского Союза, гвардии капитана 2-го ранга Израиля Ильича Фисановича навечно занесено в список одной из воинских частей Северного флота. Ему посвящены экспозиции в Центральном Военно-Морском музее в Санкт-Петербурге и в музее Северного флота. Его именем названы улицы в Полярном, в Кировограде и в Харькове. Барельефы с его изображением установлены в Полярном и в Харькове. В 2009 году памятник членам команды подводной лодки В-1 во главе с И.И.Фисановичем был установлен в шотландском порту Данди. Хочется верить, что имя подводника-североморца Израиля Фисановича будет храниться в памяти его народа.






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 01 июня ’2018   20:17
Вечная память герою-подводнику...

Оставлен: 02 июня ’2018   15:45
Владимир Евгеньевич, большое спасибо за добрые слова.Тарас Фисанович



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
артЭПИЦЕНТР флагманская выставка видео обзор

Присоединяйтесь 



Наш рупор
ветер гонит лист осенний...


Присоединяйтесь 






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft