Правила написания текстов песен от Татьяны Прага
Надеюсь быть полезной для Вас
Рада буду, если добавите свои СЕКРЕТЫ
________________________________________
Друзья!
Сегодня я хочу с вами поделиться некоторыми секретами и правилами написания текстов песен, которым стараюсь следовать и сама.
Надеюсь, Вам это поможет, а мы услышим новые прекрасные песни.
СпрОсите, откуда знаю?
Да по- разному: много читаю, изучаю, впитываю как губка советы опытных людей, приобретаю практический опыт.
Первый совет получила от Игоря ШАПА, удивительного человека, поэта и гражданина нашей огромной страны. Очень благодарна ему, и не устаю это повторять
Ну, что ж начнем
1. Отступать от правил можно, если сильно хочется и это оправданно. Но прежде чем отступить подумайте, а стоит ли? Поэтому прежде, чем читать все, что написано ниже, и возмущаться, что не согласны: прочитайте этот пункт еще раз.
2. Определитесь со структурой песни. Их множество. Однако востребованных структур песен, которые легко запоминаются слушателями, которые становятся хитами, мало. Наиболее популярными являются структуры:
Куплет (может быть + куплет) – припев – куплет - припев- припев
Припев должен быть прост для запоминания.
Вот в романсах нет припева. Обычно 2 последние строки повторяют. И если они будут иметь сходство (или повторяться), то воспринимаются слушателями как припев.
Использование Бриджа в песне придает ей неповторимость и оригинальность.
3. Сколько же строчек должен иметь куплет? Мое мнение либо 4, либо 8. Но, если у вас два куплета подряд со строками 8+8, они не должны быть длинными в «ширину». Музыканты говорят, не более чем 4 такта. Допускается, до 8 тактов, но 4 стандарт.
4. Теперь, подумайте о содержании. Самая частая ошибка, что после написания 1 куплета и припева, автор как бы сдувается: пишет о том же самом, только, может быть, другими словами и нет развития. Не надо повторяться! Каждый последующий куплет – это продолжение, а не повторение предыдущего.
5. Песня – это такое же литературное произведение, как и любое другое. Только здесь нужно кратко изложить все, что вы хотите сказать. И не просто кратко, а с эмоциями. Без эмоций песня безликая. Мое мнение, что сюжетные песни запоминаются слушателями легче. Слушателям интересно тогда, когда им это близко.
6. Как и в любом литературном произведении, все должно подчиняться сюжету и соблюдаться развитие: вступление (фабула), завязка, кульминация, развязка, заключение.
В первом куплете слушатель должен понять время и место действия происходящих событий в песне
Если в песни присутствуем «конфликт», «изюминка», «чертинка» - это только придаст тексту остроты.
Припев - это самая наиглавнейшая (если он есть) часть песни. В припеве обобщается все, что говорится в куплетах. Слушатель должен понять, о чем песня, услышав только припев.
7. Употребление в большом количестве «вычурных» слов и образов отталкивает слушателя и не украшает песню, а усложняет ее. Все должно быть в меру. Текст должен быть лаконичен и прост для восприятия. Гениальность всегда заключается в простоте.
8. Еще одна частая ошибка (все о ней знают, но забывают) – это тавтология. Проверяйте свои тексты на тавтологию. Нужно отличать повторение в музыке и тавтологию.
9. При написании текстов песен избегайте использовать сразу три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Это нагромождает текст, вносит сумятицу и двусмысленность.
10. Текст песни подчиняется законам математики, вы должны научиться считать. Да – да, именно считать. Текст должен строго соответствовать размеру и ритму песни.
11. Правило математики №1. Размер.
ДУШЕВНОЕ ИДУЩЕЕ ОТ СЕРДЦА ЖЕЛАНИЕ ПОМОЧЬ ОДОБРЯЮ, НО ПО СУТИ ЭТО НЕ ЕСТЬ ХОРОШО.
КОГДА КТО-ТО ПИШЕТ НЕВАЖНО И НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ КАК НАДО, НУЖДАЕТСЯ В ПОДСКАЗКЕ, ЭТО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ОНА К МЕСТУ, КОГДА РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ, ДАЖЕ НА ОСНОВЕ ХОРОШИХ СОВЕТОВ СТАНДАРТЫ, ЭТО УЖЕ НАВЯЗАННЫЕ РАМКИ И ОНИ ЧРЕВАТЫ ПОСЛЕДСТВИЯМИ.
КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ИСКАТЬ СВОЙ ПУТЬ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С КОМПОЗИТОРАМИ И ИСПОЛНИТЕЛЯМИ, А ТАМ ДЛЯ ФАНТАЗИИ ПРОСТОР И РЕАЛИЗАЦИЯ ОГРОМНЫЕ.
В НАШЕЙ СТРАНЕ ВСЕМУ МИРУ ИЗВЕСТНЫ ТОЛЬКО ДВЕ ПЕСНИ: "КАТЮША" И "КАЛИНКА", НИ ОДНА ДРУГАЯ НА МИРОВУЮ АРЕНУ НЕ ВЫШЛА, ЭТО КАК РАЗ ИТОГ ШАБЛОНОВ.
КАК ТЕКСТЫ ПЕСЕН, ТАК И МУЗЫКА С АРАНЖИРОВКОЙ - ЛИБО ИЗЪЯТАЯ С ЗАПАДА, ЛИБО НА ОДИН МАНЕР, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РУССКИХ РОМАНСОВ ПРИ ВСЕМ ИХ ОДНООБРАЗИИ ФОРМАТА И НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА ,КОТОРЫЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЗАНЯЛИ ДОСТОЙНОЕ МЕСТО, НЕ НЕ ДАЛЕЕ...
ДЕМОНСТРИРОВАТЬ МАСТЕР КЛАСС МОЖНО, КОГДА УРОВЕНЬ СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА НЕ ТОЛЬКО СТАЛ ВЫШЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО, НО И ЗА ГРАНИЦЫ ВЫШЕЛ.
И ЕЩЕ, НАСЧЕТ ПРОСТОТЫ И ГЕНИАЛЬНОСТИ, ОЧЕНЬ НЕ УДАЧНЫЙ СОВЕТ, ПОСКОЛЬКУ ПЕСЕННЫЕ ЖАНРЫ ОЧЕНЬ РАЗЛИЧНЫ, ЕСТЬ ХИТА ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ФРАЗ, ОНИ ДЛЯ ЭТОГО И СОЗДАЮТСЯ И ЕСТЬ БАЛЛАДЫ СО СЛОЖНЫМИ ТЕКСТАМИ И СМЫСЛОВЫМИ ПЕРИПЕТИЯМИ, С ОБРАЗАМИ И Т.Д.
ТАМ И МУЗЫКА НЕ ПОПСА, ЭСТРАДА И Т.Д., А ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ, С ИМПРОВИЗАЦИЯМИ, ВИРТУОЗНЫМИ ПАССАЖАМИ...
Так согласна же, Валера. Рада, что вас заинтересовало. В искусстве все можно. Больше всего мне хотелось познакомить поэтов именно с ФОНИКОЙ, которую забыли
КОГДА ПИШУТ НА ТАКТ, КВАДРАТАМИ, КАК ВСЕ ПЕСНИ В НАШЕЙ СТРАНЕ, МЫ У ПЛИНТУСА, УГАДАТЬ ТАК ДЛЯ ШЛЯГЕРА, ЭТО ПАЛЬЦЕМ В НЕБО ТКНУТЬ. ДЛЯ ШЛЯГЕРА СВОИ ЗАКОНЫ, ТАМ МЕЛОДИЯ, А ТЕКСТ БОЛВАНКА, КОТОРЫЕ ПЕРЕРАБАТЫВАЕТСЯ ПОД НЕЕ.
НА ТАКТЫ И КВАДРАТЫ БАЛЛАДЫ НЕ ПОЛУЧАТСЯ, ТАМ НЕ БУДЕТ МОСТИКОВ, ПЕРЕХОДОВ, ИМПРОВИЗАЦИИ И Т.Д. ТАМ БОЛВАНКИ ТЕКСТОВ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ РАЗБРОСАННУЮ ПОЛОЧКУ С ИЗМЕНЕНИЕМ ТАКТА И РИТМА.
ЭТИМ ЗАНИМАЕТСЯ ТУРЕЦКИЙ СО СВОИМ ХОРОМ, КОГДА УЖЕ ЧАЙКОВСКИЙ, РАХМАНИНОВ И Т.Д. - ВЕЛИКИЕ, СТАЛИ НЕ КОМПОЗИТОРАМИ, А АРАНЖИРОВЩИКАМИ И АККОМПАНЕМЕНТОМ, ВОТ ТЕМ ПЛОДОРОДНАЯ ТЕМА.
БЕРЕШЬ СЛОЖНОЕ ВЫДАЮЩЕЕСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ПРЕВРАЩАЕШЬ ЕГО В СВОЕ. В ТОЙ МУЗЫКУ ВСЕ ПРИСУТСТВУЕТ, ВЕСЬ СПЕКТР ПЕРЕХОДОВ, МОСТОВ ИЗМЕНЕНИЙ РИТМА И Т.Д.
Я не демонстрирую никакой мастер класс. А поделилась всем тем, что собрала в инете, что прочитала, переработала, то что чувствую сама. Никому свое мышление не навязываю, ничье достоинство не ущемляю. Кому то будет полезно, а кто то и сам во всем разберется)))
Танюша!Хорошо и доступно все написала!Мне было очень интересно почитать,хотя уже всему этому научилась,но не всегда бывает все красиво!Припев-это главное в песне!Спасибо!
Спасибо, Виталий. Сразу говорю, это не относится к твоим работам, которые меня поражают сказочными образами и своим твоему неповторимому стилю. Во всей информацию нужно брать что то свое и дозировано)))
ПЕСНЯ РОЖДАЕТСЯ...В ГОЛОВЕ ХОРОШЕГО ПОЭТА...В ГОЛОВЕ ХОРОШЕГО МУЗЫКАНТА...КОГДА СЛОВА ХОРОШО ЗАПОМИНАЮТСЯ... ЗАПОМИНАЮТСЯ...ВЕРТЯТСЯ ПОСТОЯННО В ГОЛОВЕ....ИМЕННО ВЕРТЯТСЯ КАРУСЕЛЬЮ СЛОВ...И АККОРДОВ...АККОРДЫ И СЛОВА ДОЛЖНЫ ГАРМОНИРОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ...ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ!...НО И РАЗМЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫБРАН НЕ СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ...И НЕ СЛИШКОМ МАЛЕНЬКИЙ...И ЕЩЕ СЮЖЕТ!...ИНТЕРЕСНЫЙ!...С ПРИРОДОЙ...ОБЯЗАТЕЛЬНО!...МОНОЛОГИ НЕ ГОДЯТСЯ...И ПОМЕНЬШЕ СОПЕЛЬ О ЛЮБВИ...А ПРАВДА И НАСТОЯЩИЕ ИСКРЕННИЕ ЧУВСТВА....ХИТЫ НЕ ТЕРПЯТ ПУСТОТЫ ЧУВСТВ...МОЖНО ЕЩЕ ДОЛГО РАССУЖДАТЬ ОБ ЭТОМ...
И ЕЩЕ...- ПЕСЕННЫЙ ТЕКСТ НЕ СТИХОТВОРЕНИЕ....ОН НАМНОГО ГЛУБЖЕ И ШИРЕ СТИХА...НУЖНО В В 20 -30 СТРОК УЛОЖИТЬСЯ СМЫСЛОМ...КАЖДОЕ СЛОВО ДОЛЖНО ИМЕТЬ МНОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ...МУЗЫКА ДОЛЖНА ЕГО МНОГОКРАТНО ПОДЧЕРКИВАТЬ
СОВЕТОВАТЬ СТАНДАРТЫ...-ЭТО НЕБЛАГОДАРНОЕ ДЕЛО!
У КАЖДОГО СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ!..
НУЖНО ИМЕТЬ ТАЛАНТ И КОНЕЧНО ВЕЗЕНИЕ И УДАЧУ, ЧТОБЫ ВАС ЗАМЕТИЛИ НЕ ТОЛЬКО НА НЕИЗВЕСТНОМ ГЕНИИ, А НА ШИРОКОМ ПРОСТОРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПЕСЕННОГО МИРА ...
Большое спасибо, Танюша, что поделилась информацией! Постоянно не доходят руки до поиска подобных статей. Забираю в свой комп. Там она будет "под рукой". Обнимаю, дорогая. С теплом.
Танечка, миленькая, я очень благодарна Вам за эти полезные советы! Мне они очень пригодились,многое взяла на заметку! Все интересно, познавательно! Спасибо огромное!!!
Танечка, спасибо тебе большое, не все делятся своими секретами.
Я очень внимательно прочитала, даже скопировала себе на заметку.
Никогда не слышала о бридже, теперь знаю.
сколько в Инете замечательных стихов и текстов!
А послушаешь на ТВ - три слова - турусят несколько минут.
выходит, главное, БРЕНД, имя, и все сойдет!
Еще раз спасибо!
Татьяна, спасибо! Мне Ваши мысли очень помогут. У меня если получается песенные строки так на уже звучащую в голове мелодию. Можно сказать интуитивно. Будет интересно и полезно работать с Вашей помощью! Удачи Вам и Вдохновения!
Большое спасибо за науку, Татьяна!!!
Очень нужную работу Вы проделали, она многим поможет!
Стихи - моё хобби, и тем не менее, хотелось бы делать это хорошо.
С уважением и благодарностью!!!
Спасибо Танечка ! Все это правильно . Но порой все же хочется выйти за рамки математики и сделать что-то нестандартное и оригинальное . Первый пункт я прочитал и понял .Но здесь все правильно . Это как за рулем . Правила нарушать иногда можно себе позволить , но нужно осознавать последствия . И это не должно стать привычкой ! Спасибо , Танечка , толковая статья !!!
Да , Танюш , единственное , на мой взгляд , эта формула непременима для авторской песни . Иначе она не будет авторской в ее стиле .Может еще и к романсу . А так все верно.
Да какой это ликбез, Никкула. Это мысли вслух))) Меня во всем этом больше всего заинтересовала ФОНИКА. Было интересно свою интуицию и опыт накладывать на учебное пособие научных светил)))
Потом обязательно проштудирую......)))))