Подземная река Угрюмка несла свои воды в тесном мрачном гроте, не видевшем света испокон века. И чудилось реке, душе ее, что где-то есть светлый солнечный простор. Напрягая все силы, направила она течение воды вверх, а это было трудно, очень трудно. Трудно взбираться по крутым каменным глыбам, пробиваться в щели, тяжко расширяя их. Скользила она по упругим глинам, пробивала залежи изумруда, омывая их от земли и песка. И изумруды благодарно искрились, переливаясь в воде ярко-зеленым цветом. Взбираясь вверх, Угрюмка становилась все уже и уже, зато течение становилось все сильнее, и река упорно продвигалась вперед. Река трудилась долго, может быть тысячу лет, ведь у нее не было часов, и она не считала дней. Наконец, размывая последний слой, выбилась она наружу. Сверкая серебристыми струйками, залюбовалась она сиянием солнца, красотой природы. Солнце ласково улыбалось золотыми лучами, деревья приветливо кивали ветвями и что-то шептали. Угрюмка еще не знала их языка и даже еще не поняла, что превратилась в родник. Это был ее день рождения на земле, и потому ей было дано другое имя - родник Добряк.
Пройдет время и она забудет, что была подземной рекой, так же как забыла, чем была до реки. Ведь кем-то она должна была быть, иначе, откуда бы она взялась? А струйки родника все били и били из под земли, и уже образовался ручей. Извиваясь меж деревьев и вымывая с корнем траву, Добряк нес ее с собой в неизведанную даль. Ласточки, махая крылышками, садились на струящиеся плечи ручья, пили живительную воду или выхватывали рыбку на лету. В сумерки к ручью подходили олени, лоси, лисы, прибегали зайчики и жадно пили прохладную воду, истомленные дневной жарой. Ручей рос, рос и незаметно превратился в речку, увитую по берегам пышной зеленью. Ей было так хорошо на солнышке, что она запела радостным бурлящим голоском, а птички ей подпевали. Время шло и с речкой произошло еще одно превращение, она стала могучей полноводной рекой, называющейся Волгой, а может быть Амазонкой. Это не так уж важно, как ее назвали, главное, что все реки рождаются из родников. Все рождаются на свет: и птицы, и звери, и дети. Затем растут, и превращаются в больших и сильных, потом стареют и слабеют.
Наша река была доброй, ей радостно было давать свою прохладную воду для утоления жажды. Нравилось ей, как голопузые малыши резвятся в ее струях, она гладила пальцами-струйками их нежные тела, любовалась стройными телами девушек, и напевала всем ласковые мелодии. Любила она седобородых старцев, приходивших вечерней порой на ее берега. И душа реки напевала им о вечности жизни, о надземной красоте, что ждет их за порогом смерти. Так и жила река, весело катя чистые воды и радуя других. Это было ее назначение. Только вот каким будет ее путь, она не знала, и это ее печалило. Однажды, с трудом прокладывая новое русло через высокие леса и густые кустарники, почувствовала река мерзкий запах гнили и удивилась. Но вскоре все поняла, когда пробилась на разжиженную, кочковатую поляну, дышащую тяжкими испарениями.
- Ты кто? - спросила добрая река.
- Я болото, - тяжело забулькало в ответ и тоже спросило, - а ты кто?
И услышало в ответ: « Я река. А раньше была родником! »
Получил хозяин болота ответ реки и возмутился:
- Ты говоришь неправду, река, это я был раньше родником, а теперь стал большим и красивым болотом. Все вокруг боятся меня, и никто не уходит живым, посягнув на мои владения. Я никому не даю свою воду, а то еще выпьют всю. Всех зверей не напоишь.
- Но зачем тебе одному столько воды? - удивилась красавица-река.
- Я хочу стать еще больше и толще, чтобы залить всю землю и стать царем. Я утоплю всех зверей, чтобы они не пили мою воду. Я достану до солнца и затушу его, чтобы оно не иссушило меня. И ты, глупая речка, уходи отсюда! Здесь все мое, - злобно пробулькал хозяин болота.
- Ой, какой ты злой и жадный, - удивилась душа реки. - А я люблю поить всех своей водой и спасать от зноя зверей и птиц. Мне приятно давать свою воду и от этого я становлюсь только полноводнее. Мое серебристое тело протянулось на тысячи километров. Я люблю греться на солнышке, и совсем не боюсь, что оно высушит меня. Ведь солнце собирает всю мою влагу до капельки в синие тучи. А тучи, проливаясь дождем, возвращают всю влагу обратно. А ты, болото - ужасная жадина! - прожурчала душа щедрой реки, и впервые нахмурила потемневшие воды. Услышав это, болото еще больше позеленело и забулькало в ответ:
- А ты, самая глупая река на свете, и все мне врешь! Так не бывает, чтобы, отдавая - радовались. Злое солнце мой первый враг. Тучи же сами по себе ходят по небу и не спешат проливаться дождем. Одного не пойму, почему ты до сих пор не высохла? - удивленно прохрипел хозяин болота. Река ему ответила:
- Потому что, сколько я отдаю, столько и притекает из под земли чистой родниковой воды. А твоя вода, болото, из-за жадности застоялась и протухла. Дно заилилось, и ил скоро заткнет твое родниковое горло, приток воды совсем прекратится, и ты задохнешься. Воды твои испарятся, а бывшее дно зарастет крапивой и чертополохом. Иди за мной, болото, ты превратишься в реку, и воды твои очистятся! - прожурчала река.
- Ни за что я не пойду тебе в подчинение, глупая река. Ты забыла, что я хочу стать царем всей земли? - прохрипело в ответ оно. От злости болото все заколыхалось и вздулось. Ил поднялся со дна и перекрыл узкое отверстие родникового горла. Хозяин болота, выпучив злые водянистые глаза, задохнулся. Душа реки поспешно понесла свои воды прочь от зловонного места. Выбравшись из темного леса, река вновь заискрилась на свету солнечными зайчиками. Душа ее возрадовалась ясному солнышку. Теперь она поняла, что русло ее течет к морю или даже океану, с которым она сольется, и сама станет этим морем или океаном, который дает приют и питание китам, морским котикам, дельфинам, рыбам, медузам и разным маленьким микробам. И душа реки радовалась этому. Ей было и хорошо, и удивительно, и интересно.