ПОЧЕМУ ТАК ЖИВУЧИ ГИПОТЕЗЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ БОЛЬШИЕ СОМНЕНИЯ
(ГЛАВА ИЗ КНИГИ "О ЧЁМ СПОРЯТ ХРИСТИАНЕ")
Читая христианскую литературу, я обратил внимание, что она по силе своего духовного воздействия условно делится на две группы: на проповеди и на богословские работы.
Проповеди пропитаны желанием авторов достучаться до сердец слушателей и читателей. Но в них зачастую уделено мало внимания тому, насколько верно истолковываются места Священного Писания. Проповедники ограничиваются лишь беглым поиском в Библейских словарях ответов на интересующие вопросы. Их можно понять, ведь по установившимся церковным порядкам служитель обязан или говорить проповедь по установленному образцу, или, если даже и пишет от себя, то пишет второпях, будучи ограничен во времени, так как приготовить её нужно к следующему богослужению, которое будет уже на этой, максимум, на следующей неделе.
В научных богословских работах скрупулезно изучаются источники по тому или иному вопросу, и на основании анализа литературы делаются выводы. Хотя со стороны и кажется, что наука сплошь пропитана духом познания нового, духом революционных открытий, на самом деле – это очень инертная структура, в которой всё построено на столпах научных авторитетов, и особенно это относится к теологии. Кроме того, богословские работы почти не несут в себе духовного назидания, и их утомительно читать, в этом их большой недостаток.
Вот и получается, что одни – проповедники, внимательны к Духу; другие – учёные богословы, внимательны к слову Писания. А ведь познавать слово Божие без горения сердца проповедника и без терпеливой работы ума учёного невозможно. Только в союзе обновления сердца и ума возможна свобода от влияния авторитета «буквы». Только свобода в Духе позволяет принять откровение Божие.
Поймите, я ничего не имею против великих и авторитетных богословов прошлого, я говорю о том, чтобы мы все просили Господа Бога открывать нам самим Священное Писание, чтобы мы жаждали даров Духа Святого: слова знания, слова мудрости и пророческого слова. А если не будет этой духовной свободы, то получится, да и получилась уже закостенелость в деноминационных учениях церквей.
Всё! Церковные деноминации не способны к изменениям, даже если многие богословы и видят, что они учат неверно, даже если многие проповедники и чувствуют духом своим, что Дух Божий не присутствует на их богослужениях.
ВОЗДВИГНУТЫ «ИДОЛЫ» ДЕНОМИНАЦИЙ!
Вы православные, и вы обязаны думать так и так!
Вы католики, и вы обязаны думать так и так!
Вы лютеране, и вы обязаны думать так и так!
Вы баптисты, и вы обязаны думать так и так!
Вы пятидесятники, и вы обязаны думать так и так!
Кому мы обязаны: Богу или людям? И почему, если я посмею усомниться в каком-то учении своей деноминации, то сразу же становлюсь чуть ли не богохульником? Если вы, учёные столпы богословия, уверены, что вы правы, то почему вы боитесь рассмотрения ваших аргументов и сравнения их с контраргументами?
Но уже не сдвинуть деноминационных «идолов» в церквях; слишком основательно они утвердились в умах верующих, и очень уютно устроилась на них вся «пирамида» церковной иерархии.
Хотя нет, раньше были случаи, когда если и не сваливали идолов, то пошатывали непререкаемость их авторитета. В своё время Мартин Лютер взял молоток, гвоздь, и вколотил этот гвоздь в «идола» католицизма, и повесил на него листок с девяносто пятью тезисами, и многие увидели, что то, что казалось таким незыблемым и истинным, всего лишь религиозная организация.
Господь Бог строго спросит с людей, пренебрегавших истиной ради карьеры и учёных званий. Господь Бог строго накажет тех, кто ради своего покоя и благополучия в мире сем отверг слово истины.
«За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». (2Фесс.2:10-12)
Верующие, братья и сестры во Христе Иисусе, знайте, только те, кто ходит в Духе Божьем, будут познавать истину на самые сложные духовные вопросы, и будут ходить в свете истины!
Братья и сестры во Христе, знайте, что только научившиеся ходить в Духе Божьем смогут низвергнуть деноминационных идолов из ума своего, из души своей.
Верующие, братья и сестры во Христе, знайте так же, что всякий верующий, ходящий в Духе Божьем, рано или поздно, но обязательно будет гоним своей церковной организацией – таковы последние времена.
Эти гонения происходят уже сейчас; причём наиболее цинично и злобно преследуют верных Христовых в Протестантских церквях. Изгоняют и отлучают тех, кто посмел обличить пастора в грехе, в явном грехе. Изгоняют и отлучают уже даже тех, кто, проявляя максимальную лояльность к церковному руководству и его делам, просто посмел жить своим умом, посмел быть водимым Святым Духом. И, дорогие мои братья и сестры во Христе, не думайте, что эти изгнанные являются лжепророками или лжеучителями. Нет, лжепророков и лжеучителей никто никогда не гнал, и гнать не будет – они всем угодны: и пасторам и пастве.
В Писании сказано: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. (Лук.6:26)».
Не бойтесь задавать вопросы при чтении Писания, молитесь и просите Святого Духа, чтобы Он открывал вам ответы на них. Возжаждите всем сердцем водительства Святым Духом, и вы будете переживать великое счастье, когда увидите, что Библейские стихи вдруг заговорят с вами, вы будете переживать великое счастье, когда познаете откровение Божье, сказанное вам. И не бойтесь, что это откровение может оказаться сатанинской ложью или ересью. Не бойтесь, если просите для своего духовного назидания и исправления, а не для обольщения и погибели других.
«Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». (Лук.11:11-13)
И еще, когда читаете Библию, не спешите, не ставьте перед собой план прочитывать одну главу в день, а постарайтесь постичь душевные переживания лиц, описанных в главе. Представьте, что это не они, а вы находитесь там, и постарайтесь понять, объяснить их слова и поступки – понять, даже если вы и не согласны с ними. Постарайтесь проникнуться самой атмосферой того времени. Задавайте, задавайте и задавайте вопрос: почему? Но знайте, если вы не приложите сердца к читаемому, если задаваемые вопросы не будут волновать вас на самом деле, то не ответит вам Дух Божий, ибо Он сердцевидец – только в терпении и любви постигаются ответы на духовные вопросы.
Братья и сестры во Христе, ещё и ещё раз говорю вам, что нет иного пути к освобождению от оков «идола» закона своей деноминации, как только самому познать откровение Святого Духа и самому стать водимым Святым Духом.
Далее я приведу два примера из Библии, показывающие, как оживают стихи, как становятся уже частью вашей жизни. Помимо того, что истории, рассказанные в них, интересны сами по себе, взгляд на них как бы в другом ракурсе вдруг расцвечивает их необычайно яркими красками, и они запоминаются, ложатся в сердце.
Первая история – история о человеке, который собирал дрова в субботу и был за это приговорён к смерти. Но в дровах ли было дело?
1. СИИ ЛЮДИ СРАМИЛИ БОГА
Эта история – наглядный пример того, как насущное желание понять: «Почему?» – дарует откровение и наставление Божие.
«Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы; и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу; и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана». (Чис.15:32)
Почему такое жестокое наказание? Ведь если вспомнить, то Иисус Христос исцелял в субботу, и позволил ученикам срывать колосья и есть, это не считалось грехом, а тут за какие-то несколько палок...
Мы настолько привыкли к тому, что Священное Писание разделено на Ветхий Завет и Новый Завет, что уже даже не задаём в подобных случаях вопрос: почему? Мол, это было в Ветхом Завете: тогда – так, а сейчас – так. А теперь представьте, что это Иисус Христос повелел, чтобы всё общество побило камнями нарушителя субботы. Тем более что именно так оно и было: Сын един с Отцом и Духом Святым.
Здесь обязательно должна быть очень веская причина, раз человек приговорён Самим Богом к казни. Должна быть такая же веская причина, как та, что послужила к осуждению на смерть Анании и Спафиры в Новозаветные времена, в Церкви (Деян.5:1-11).
Иудейская Тора комментирует это место, как то, что нарушение субботы приравнивается к идолопоклонству (ибо нарушитель, тем отвергает, что Бог сотворил мир в шесть дней).[1]
Нет, такое объяснение не является исчерпывающим. Почему нужно было именно этого человека предать смерти, ведь наверняка в народе многие грешили?
«Дабы не послужил он образцом беззакония, как первый нарушитель закона» – отвечает блаженный Феодорит.[2]
По-моему, и это неверное объяснение, потому что, судя по Ветхозаветной истории израильтяне много раз нарушали закон и до того события, но нарушители оставались живы.
Постараюсь понять причину методом «от обратного», через последствия. Посмотрю, о чём дальше идёт повествование в Священном Писании. А дальше речь идёт о кистях для памяти, о заповедях Господних и о восстании Корея, Дафана и Авирона, про которых сказано: «Если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и всё, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа (Чис.16:30)». В Иудейской Торе этот стих звучит более жестко: «То узнаете вы, что эти люди срамили Бога».
Срамили – какое звонкое, какое точное слово! Корей, Дафан и Авирон, которые не просто отвергли, а ещё и срамили, хулили мудрость Божию – но это было уже развитие событий – это был уже их логический финал. А начало положено здесь: прогуливаясь в субботний день, человек увидел несколько палок и решил подобрать их (как понимаете, в пустыне дрова не валяются в изобилии). Он знал, что сегодня суббота – день покоя, не мог не знать, но подумал: «Какая глупая у Бога заповедь; нет, разумнее будет, если я подберу эти палки – пригодятся завтра, раз сегодня разводить огонь не нужно». Этот человек решил, что Божьи заповеди неразумны и только мешают нормально жить – поэтому он и был предан смерти.
Так, очень грозно, Господь тогда предостерёг Израиль от презрения, от хулы на слово Божье. Но люди не вняли уроку Божьему, и это в скором времени привело к большой беде.
Сейчас Господь Иисус Христос предостерегает уже всех нас – не менее строго предостерегает от хулы на Духа Святого: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Матф.12:31,32)».
А ведь были и ещё будут, обязательно будут в жизни каждого из нас моменты, когда не захочется быть послушным воле Божьей. Так дай же Господи нам смирения в тот момент, если даже по безумию своему кто и не согласится с волей Святого Духа, то чтобы хотя бы не срамил и не считал её безумием, как бы ни противилась душа его!
Срамили Бога – слово-то какое страшное! Думаю, теперь, читая это место Священного Писания, дорогие братья и сестры во Христе, вы будете воспринимать его в новом эмоциональном ключе.
Следующая история будет о женщине, взятой в прелюбодеянии, которую привели на суд к Иисусу Христу. Постарайтесь взглянуть на эту историю взглядом судимой женщины. Постарайтесь проникнуться её чувствами, её умиранием в себе и новым обретением жизни.
2. ОНА СТОЯЛА И ОЖИДАЛА СМЕРТНОГО СУДА
Женщина, взятая в прелюбодеянии – она не была профессиональной блудницей, а была замужней женой; вероятно, муж её в ревности поднял крик и призвал людей. И вот её влекли на смертный суд – она не сопротивлялась, не кричала, она шла.
«А утром опять (Иисус) пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». (Иоан.8:2-11)
Я не стану разбирать здесь умыслов тех, кто привёл женщину к Иисусу, но на одну деталь всё же хочу обратить ваше внимание: Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле. Рукой человека Иисуса Христа Слово Божие – Мудрость Божия написала слова на земле, но люди, не читая, попрали их ногами.
Вернусь к женщине: все, кто привел её на суд, будучи обличаемы совестью, разошлись. Остался Иисус, сидящий и что-то пишущий, занятый своим делом, были ещё Его ученики и множество народа, пришедшего в храм. Все они занимались своими делами, и никого не интересовала эта женщина, но она не ушла, не затерялась среди толпы, она терпеливо стояла и ждала суда над собой. Ждала суда, зная, что по закону ей грозит смертная казнь. Что произошло за эти минуты в её сердце? Это ли не признак величайшего покаяния?
Женщина, уличенная в прелюбодеянии, уже не силой приведена, она сама предстала на суд Христов. И Господь простил раскаявшуюся грешницу.
Братья и сестры во Христе, не то же ли самое происходило и с нами в момент покаяния? Не приходили ли и мы добровольно на суд Божий, на суд Христов, не стояли ли так же пред Господом в ожидании, зная, что приговор, который мы заслуживаем по делам своим, может быть только один: смерть? Но мы стояли и ожидали суда, ожидали не со страхом от наказания, а с болью и печалью – смертельной печалью, что мы такие грешные.
Господи! я не хочу больше быть таким! Господи! я не хочу больше так жить! Лучше умереть, чем нести на себе грех, что жжёт виной моё сердце!
Прости меня Господи! Хотя и не заслуживаю я прощения, но молю Тебя, я хочу стать другим, похожим на Тебя, Господь мой и Бог мой, Иисус Христос!
А потом была радость познания, что я прощён своим Спасителем. Те слезы покаяния невозможно позабыть, ту радость сердечную от прощения невозможно позабыть.
Своего покаяния и прощения Господня никогда не забудет и женщина, которая стояла перед Иисусом – никогда, хотя мы и не знаем, как сложилась её дальнейшая жизнь.
Фарисеи и книжники, будучи обличаемы совестью, ушли. Они думали, что уходят от Судьи, а уходили от Спасителя. Ищущие суда над другими и справедливости для себя ушли. А приведённая, чтобы быть судимой и осуждённой, оставшись с Иисусом Христом – оставшись для суда, а не для милости – обрела прощение грехов во Христе. Слава Богу!
Братья и сестры во Христе, думаю, что эта женщина отныне будет ассоциироваться для вас и с вашим покаянием.
Древние истории из Писания, а приложи к ним сердце, и через откровение дарованное Святым Духом они уже становятся частью твоей жизни. Здесь сокрыта ещё одна причина того, почему так живучи ответы, вызывающие большие сомнения. Не горят сердца людей от слов Священного Писания, далеки они для них – всего лишь поучительные истории из древности. А с тёплым сердцем нельзя подходить к Слову Божьему – Иисусу Христу. Божьи истины – это не историческая наука, это не философия или этика, это не богословские догмы – это слово от Самого Господа Бога. Поэтому чтобы познать его, необходимо, чтобы Господь Бог Сам открыл его для вас.
Раньше я слышал проповеди по обоим вышеприведённым местам Писания. Неплохие были проповеди, сказаны были правильные слова – но оживляющей, изменяющей моё сердце силы не было в тех словах (и это было не по вине проповедников, а по моей неготовности вместить Божью истину). Но когда Святой Дух открыл лично для меня эти стихи, в них возникла жизнь – духовная жизнь, от которой встрепенулось сердце. Явленная духовная жизнь, как молния высветила слово Писания и сделала его моим.
Они срамили Бога…
Она была такой же, как я, когда стоял в покаянии и ждал суда Божьего…
Оживотворение Библейского слова Святым Духом лично для вас – это единственный путь постижения Истины, единственный путь стать свободным от уз «буквы» законов вашей деноминации.
Переживание слова Божьего так увлекло меня за собой, что я отвлёкся от первостепенного вопроса книги: почему христиане спорят и враждуют между собой? Хотя, слава Богу, что глава получилась именно такой!
Но всё же, вернусь к основной теме главы и постараюсь по порядку ответить на вопрос: почему так живучи богословские теории, вызывающие большие сомнения?
Тут целый ряд взаимосвязанных причин:
1) На многих сомнительных теориях уже построены «пирамиды» теологических школ с их диссертациями магистров, кандидатов и докторов богословия – не отвергать же их и не переделывать. Признай богословы ошибку – пошатнётся авторитет всей школы. Великая сила гордыни человеческой.
2) Некоторые сомнительные церковные учения уже настолько срослись с религиозными ритуалами, что люди просто не захотят отвергать их. Великая сила инерции религиозной жизни.
3) Слова Священного Писания далеки для многих и многих сердец изучающих Его, для них Писание – работа только для ума. Настолько велико засилье плотских людей в церкви.
4) Церковные священники и книжники, стремясь сохранить чёткую структуру и дисциплину религиозного устройства внутри своей деноминации, превратили живое слово Божье, живое учение Христово в набор мёртвых богословских научных дисциплин, превратили в набор мёртвых религиозных обрядов – превратили в мёртвую букву закона.
Но Бог не есть Бог мёртвых, но живых. (Матф.22:32)
Так что, братья и сестры во Христе, каждому из вас придётся самому прилагать сердце и разум для постижения истины Божьей.
Самому: в послушании Святому Духу!
СНОСКИ
[1] Тора: Пятикнижие и Гафтарот. с.893,894.
[2] Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Т.1, с.542.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.1/ Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу «Странникъ», 1905-1913. – (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1905. – 596 с.: ил.
3. Тора: Пятикнижие и Гафтарот (Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино»)/ составил комментарии Й. Герц, перев. текста Торы П. Гиль, перев. комментариев З. Мешков, ред. И. Аблина. М.: «Мосты культуры», Иерусалим: «Гешарим», 2001. – 1456 с.