О Михаиле Васильевиче Колчеве писала фронтовая газета в 1944 году, называя его ге-роем Карпат. Хотя героем он стал гораздо раньше. Наверное, с того самого дня, когда семью бросил отец. И он, едва закончив школу, взвалил на свои ещё детские, хрупкие плечи семью из пяти душ детей. А ведь ему в ту пору шёл 17 год.
Учась в школе, мечтал поступить в техникум, а пришлось идти в колхоз пасти овец. Комсомолец М.В. Колчев был полковым разведчиком в 211-й дивизии. Он ходил в разведку, как на работу...
Так получил орден Славы третьей степени. А после проры-ва немецкой обороны его наградили орденом Славы второй степени. Наши войска приближались к чехословацкой границе. Перед ними встала преграда — река Гернад. Приказ командира гласил: преодолеть реку и выяснить систему обороны противни-ка, его огневые средства, а самое главное — любой ценой взять «языка». Старшим группы был назначен М.В. Колчев. Широк и могуч Гернад.
Переплыли реку.
— Немецкий окоп мы блокировали с двух сторон,— расска-зывает Михаил Васильевич,— забросали гранатами. Я бросился в окоп, выбросил одного немца. Началась перестрелка. Немца ранило, слушаю, дышит. Поволок его на себе к нашим позици-ям. В темноте наступил на мину. Взрыв оглушил, почувствовал боль, но «языка» не выпустил. Подбежали ребята и потащили меня с немцем к своим. Очнулся разведчик от разговора.
Смотрит, санитарная повозка. Повернул голову, а рядом с ним лежит немец-офицер, здоровенный верзила. На самолёте Колчева доставили в госпиталь. Два с половиной месяца проле-жал он там. А потом на фронт, уже на Берлинское направление.
Снова открылась рана. Пришлось долечиваться. После по-пал в свою 211-ю дивизию, 887-й стрелковый полк. С боями дошел до Бер¬лина. На его счету 17 «языков».
После войны М.В. Колчев готовил кадры младших коман-диров для разведки. Демобилизовавшись, приехал в родную де-ревню. Женился, вырастил трёх дочерей. Сейчас работает жи-вотноводом в колхозе «Путь к рассвету».
Его труд отмечен Почёт-ными грамотами, ценными подарками.
(Л.Маркова).