В январе 1992г старейшему жителю Кром Г.Ф. Скалдину исполнился 91 год. Но, глядя на его сильные руки, моложавое лицо, никогда не подумаешь об этом. Сам Григорий Фёдорович говорит, что он ни разу не пил и не курил, занимался борьбой, спортом. Мой собеседник приглашает меня в дом. Надворные дорожки зацементированы, доски сарая любовно подогнаны одна к одной. Везде порядок и чистота.
«Все сам делал!» — ответил на мой вопрос хозяин усадьбы. Рассказывал ветеран, что постоянно писал в «Орловскую прав-ду» о своих наблюдениях, людях села. Почти без правки пошёл его материал о вреде курения. Когда в 30-е годы стала выходить районная газета, то больше посылал информации сюда. Но свя-зи с «ОП» не порывал, поскольку был одно время заведующим избой-читальней, секретарем партъячейки в селе Апальково.
Уроженец Коровье-Болотовской волости Кромского уезда многое повидал на своем долгом веку. В июне 1920г он попал на Первые Орловские пехотно-командные курсы. Устанавливал Г.Ф. Скалдин советскую власть на Кубани, в Дагестане, в Баку и Тбилиси. С особым волнением рассказывает ветеран о службе в Первой конной армии, которой командовал С.М. Буденный.
Не раз к ним приезжали Орджоникидзе, Киров, Вороши-лов. 26 мая 1923г состоялся последний парад Первой конной армии, и Скалдина перевели в 4-ю армию, откуда в сентябре 1925 года, с должности командира взвода, он был демобилизо-ван.
Но связи с армией не терял, стал вести в Москве с воина-ми занятия по физкультуре. Вскоре всё же вынужден был вер-нуться домой, так как родители испытывали нужду. Здесь женил-ся. Работал в земельном отделе, постоянно бывал на курсах, где переквалифицировался из кавалериста в танкиста.
Были и такие, кто противился танкам. «Как я буду воевать с врагами, если я их не вижу перед собой!» — возмущались от-дельные солдаты. Г.Ф. Скалдин напрямую говорит о том, что к финской кампании они не были готовы, поскольку били их фин-ны, как куропаток.
Затем перевели ветерана к границам Турции. В 1941г он попадает с Красной Армией в столицу Ирана — Тегеран, где до этого «сидели немцы и качали нефть». Учился Григорий Фёдоро-вич в Высшей партшколе, был политработником, комиссаром батальона отдельной танковой бригады. В марте 1943г контузи-ло. Оглох окончательно. Два часа делали операцию. Удачно.
Три войны прошёл наш земляк. А вот старший сын, тан-кист, погиб. Гордился Григорий Фёдорович, что все его сыновья и внуки служили в армии. После демобилизации из рядов Крас-ной Армии в 1947г трудился Скалдин и директором Парамонов-ской МТС Корсаковского района, и зав. мастерской в Глазунов-ском, и начальником отдела по механизации ферм в Кромском районах. Кончил работать ветеран в 86 лет.
Во время нашей встречи Г.Ф. Скалдин испытывал беспо-койство по поводу запрета КПСС, в которой он состоял с ноября 1921 г. Возможно, из-за этого на него, как и в 1921г, напала «куриная слепота». Тогда на «курорте» их вылечили с помощью американских лекарств. Вылечат ли сегодня?!
Вскоре Г.Ф. Скалдин ушёл из жизни, но остались его ценные воспоминания.