Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
17 октября ’2011
00:18
Просмотров:
24457
172. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)
8. В.Мартынов. Борьба за власть Советов.
8. ДЕСЯТОГО ДЕКАБРЯ 1917 ГОДА в Кромах состоялся первый уездный съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Состав его делился на два противоположных лагеря. Большинство представляли меньшевики и их сторонники, большевики же были в меньшинстве. Однако это не мешало им держать в своих руках инициативу, да и часть делегатов при-слушивалась к их мнению.
Председателем съезда был избран солдат, большевик, член Московского Совета рабочих и солдатских депутатов Александр Иванович Козин, прибывший в Кромы в отпуск. Участник революции 1905г., сын мелкого служащего, Александр Иванович с малых лет работал у помещиков по найму.
В 1905 году он вступил в революционный кружок молодежи в г.Фатеже Курской губернии. Потом состоял в подпольных кружках на Украине — в Константиновке и Юзовке. За распространение революционной литературы подвергался арестам.
Во время первой мировой войны Козина мобилизуют в армию. В дни Февральской революции его избирают в состав солдатского комитета Дорогобужского полка, а затем в солдатский комитет 36-й стрелковой дивизии на Двинском фронте.
В июне 1917г А.И. Козин вступает в ряды большевистской партии. За активную революционную деятельность среди солдат его арестовывают и заключают в одну из московских тюрем.
Октябрьская революция вызволила большевика из царских застенков. В составе Московского Совета Козин был членом агитационной коллегии, секретарём фракции большевиков солдатской секции. А.И. Козин был пламенным агитатором.
На уездном съезде Советов в Кромах он выступил с докладом о текущем моменте, первым квалифицированным выступлением, отражающим во всей полноте позицию большевистской партии. В докладе глубоко и подробно были освещены события Великого Октября, их значение, политика партии и Советского правительства, предательская роль меньшевиков и эсеров, вставших в союзе с помещиками и капиталистами на путь открытой вооружённой борьбы против молодого Советского государства.
Подавляющим большинством голосов съезд принял по докладу Козина резолюцию, одобряющую деятельность Советского правительства, которое «пошло прямым путём к миру и издало долгожданный Закон о земле... за несколько дней для нас, крестьян и рабочих, сделало всё, что мы требовали от Временного правительства в продолжение 8-ми месяцев».
Съезд заверил Советское правительство в поддержке трудового крестьянства, одновременно потребовал перевыборов губернского Совета крестьянских депутатов, «не выражающего», как указано в резолюции, «воли избирателей и идущего против народа».
Имелось в виду поведение эсеровского руководства губернского Совета, выступившего против решений II Всероссийского съезда Советов, по существу, против Советской власти.
По вопросу о реорганизации власти на уездном съезде также выступил А.И. Козин. Съезд принял его предложение об упразднении должности уездного комиссара Временного правительства и постановил: всю власть в уезде — в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
По продовольственному вопросу, одному из наиболее острых, уездный съезд отметил, что причиной продовольственного кризиса является не отсутствие запасов продуктов, а дезорганизация продовольственного аппарата и «саботаж контрреволюционеров, стремящихся продовольственной разрухой погубить завоевания революции».
Съезд принял предложение Козина произвести тщательную опись и взять на учёт излишки запасов хлеба у имущей части населения, принять все меры к предотвращению его расхищения и обратиться к жителям уезда с призывом о передаче хлебных излишков в ведение Советов.
Таким образом, первый уездный съезд прошёл под влиянием большевиков во главе с А.И. Козиным, с чьим именем связывается создание Советской власти и большевистской организации в Кромском уезде.
Избранный на съезде исполком возглавил депутат от крестьян Черкасской волости, возвратившийся из армии солдат И.Т. Третьяков, сочувствующий большевикам и именовавший себя социал-демократом и интернационалистом. Он же числился и председателем Военно- революционного комитета уезда.
От большевиков в ревком был введен Г.Зуев, балтийский матрос с крейсера «Слава», уроженец Троснянской волости. Позже Зуев работал уездным комиссаром по гражданским делам, уездным военным комиссаром, руководил муниципальным отделом исполкома.
В состав уездного ревкома был также введен В.П. Круглов, который впоследствии стал его председателем, а также Н.И. Хохлов – сын кулака, работавший уездным военным комиссаром.
Таких людей немало тогда проникало на руководящую работу в органы Советской власти.
Решением уездного съезда исполкому было предоставлено право кооптации.
В числе кооптированных оказались: старый чиновник монархической закваски В.В. Дроняев, бывший заместитель городского головы В.М. Тихонов и врач Б.К. Добросмыслов, соратник изгнанного комисара Временного правительства Кулагина.
Съезд учителей кооптировал в исполком беспартийного М. П. Позднухова и заядлых эсеровских вожаков И.Т. Шульгина и М.И. Черепова. Наиболее порядочным из этой тройки оказался Позднухов, работавший в отделе народного образования.
В 1918 году он был принят в члены большевистской партии. И.Т. Шульгин возглавлял комиссариат юстиции уезда, затем финансовый отдел. Именовал он себя левым эсером.
После левоэсеровского мятежа в Москве был выведен из состава укома, а в 1919 году подал «покаянное» заявление и был принят сочувствующим партии большевиков, затем допущен на работу в уездный совнархоз.
Третий представитель учительства – М.И. Черепов в составе исполкома удержался недолго. За свои эсеровские убеждения он официально был предупреждён, что если не прекратит контрреволюционную деятельность, то будет расстрелян.
В уездном исполкоме состояли два брата Кропотовы. Появившись в Кромах в конце 1917г, они именовали себя социал-демократами и интернационалистами, заявляли о согласии с политической платформой большевиков, потом были приняты в партию.
Руководство сомневалось в их политической надёжности. Чиновники из бывших царских учреждений и учреждений времен Керенского, уездного земства, городской управы, казначейства, отпрыски помещиков и купцов устремились на службу в совнархоз, финансовый, земельный и продовольственный отделы. Их брали, не всегда разбираясь, кто они.
Своих кадров революции не успела подготовить. На ошибках учились. В борьбе с трудностями, недостатками закалялись большевики.
*
На то, что А.И. Козин приехал в Кромы в «отпуск», можно было бы не обращать внимания, если бы не одно «но». Александр Иванович, подумайте только, в отпуске успел подготовить обстоятельный доклад и о текущем моменте, и о предательской роли меньшевиков и прочее.
Читая большевистскую литературу о событиях, происходивших после Октября 1917 года в других уездах и губерниях, я также вдруг обнаруживал это замечание: «Такой-то большевик-агитатор приехал в …отпуск».
Я не знаю, зачем В.И. Ленину нужно было отправлять своих помощников в «отпуска», если они на местах брали власть в свои руки. Возможно, не было у вождя уверенности в собственной победе на выборах?! Это не исключено. Недаром потом в учебниках будет написано о «триумфальном шествии Советской власти по стране».
Отпускная ложь, как и ложь по выделению земли крестьянам, срабатывала: крестьяне, не раздумывая, проглатывали большевистскую наживку. Потом «советских» людей будут кормить обещаниями построить к 1981 году «коммунизм».
Кстати, первый, кто говорил о построении этого самого коммунистического общества, был В.И. Ленин. Он обещал в 1918 году молодёжи жить при коммунизме уже через 15 лет, т.е. в 1933 году.
И.В. Сталин к этому времени подготовил свою «грандиозную программу» по коллективизиации СССР, накормив людей …голодом. Наверное, Иосиф Виссарионович чувствовал свою вину, когда в 1945 году произносил тост за великий русский народ…
…Автор воспоминаний В.Мартынов считает, что Советская власть наступила в Кромском уезде 10 декабря 1917 года. Но как видно из текста, это не совсем так, поскольку были в составе исполнительного комитета (исполкома) и эсеры, и "отпрыски" помещиков и купцов...
Советы полностью возьмут власть позже, в начале 1918 года.
ОБратим внимание и на то, как меняется тон рассказчика: за эсеровские убеждения - расстрел... В то время как эсерам в период Временного правительства нельзя было даже определённый порядок навести в уезде - это называлось "репрессиями"...
172. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)
Сверено с оригиналом
*
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2011
Свидетельство о публикации №21110051640
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи